Чадра или принуждение к проституции: либеральный фундаментализм в Нидерландах
Уроженка Сомали и ученый-политолог Айаан Хирси Али покинула Нидерланды в 2002
году, когда ее чересчур напористая критика ислама привела к тому, что ее жизни
угрожали. На "послефортауновских" выборах ее избрали в парламент от
либерально-консервативной партии VVD . Ее постоянно охраняет полиция с момента
ее возвращения. В парламенте она представляет партию по вопросам иммиграции и
интеграции (иммигрантов -пер.). Дабы бороться с затворничеством женщин в
исламских общинах Голландии, она желает заставить их интегрироваться в
голландскую культуру, в жизнь, где основные ценности - индивидуализм и
карьеризм. В некоторых случаях, "эмансипирующая карьера" может быть в сфере
проституции. В результате принятия новых законов, претендующие на получение
пособий могут в принципе быть обязаны согласиться работать в качестве
проституток, даже если они считают это унизительным. Классическое столкновение
ценностей, но либерализм может быть таким же фундаменталистским, как и любая
религия в навязывании своих образов "личной свободы".
Либералы утверждают, что они - за свободу, но представление либерала о свободе
весьма своеобразное и узкое. Человеческая свобода для либералов состоит в
основном в участии в рынке, желательно в нерегулируемом (государством -пер.)
рынке. Конечно, есть разница в мелочах между рыночными либералами, политическими
либералами и либертарианцами.
Господствующее течение в Западной Европе - рыночный либерализм, и VVD - с 1945
года единственная либеральная партия в Голландии - рыночно-либеральная партия, с
оттенками консервативного национализма и неолиберализма.
Либеральное представление о свободе не предполагает, что люди получают то, чего
они хотят, или удовлетворены своей жизнью. Это узкий идеал в том смысле, что он
глубоко коммерциализирован, но также и потому, что он иногда обьявляет
невозможность сделать что-либо - свободой. Насколько дело касается либерала,
пойти в магазин и купить банку бобов - это проявление человеческой свободы,
потому, что это - рыночная сделка. Проявляя свою свободу выбора между банкой
марки А и марки Б, потребитель подлинно свободен, так считают либералы. Но еще
чище то, что либералы рассматривают неспособность купить даже банку бобов как
"свободу". Если вы умираете с голоду, это просто потому, что рыночные силы
подняли цены на еду выше вашей нынешней покупательной способности, и, без
сомнения, это поощрит вас быть более склонным к сотрудничеству в ваших сделках
на рынке труда. "Бедность - не несвобода" - классический лозунг либерализма:
либералы считают, что для миллионов лучше голодать среди богатства, чем
позволить государству перераспределить это богатство, дабы спасти их. Голодная
смерть при нерегулируемом рынке - человеческая свобода, согласно либералам.
Либералы - опасные типы.
Либералы твердят, что верят в равенство, но их представление о равенстве тоже
узкое, мягко говоря. Либералы верят в неравенство способностей: некоторые люди,
думают они, менее ценны потому, что у них меньше способностей. Деятельность
рынка, говорят они, должна награждать способных и наказывать неспособных. И в
самом деле, рынки так и делают. Так что для либерала, если люди умирают с голоду
при свободном рынке, это просто значит, что они весьма "неспособны" и потому не
имеют морального права на еду. Внутри западного общества эта идея выразилась с
"либерализме работы за пособие", в идеологию, направленную на наказание бедных
за их бедность, и безработных - за то, что у них нет работы. По европейскми
стандартам VVD жестока к безработным: один член муниципалного совета Амстердама
заслужил сомнительную славу, настаивая, что каждого больного нужно заставить
работать - упаковывать шоколад, например.
Отношение VVD видно из статьи за декабрь 2002 года, написанной руководителем
партии Герритом Залмом, в которой он требует депортации "незаконных"
иммигрантов. Он критикует тех, кто говорит, что они вносят вклад в экономику, и
приводит пример сбор спаржи. Обычно ее убирают незаконные иммигранты - работа
эта тяжелая и немеханизированная. Производители не могут найти голландцев на
такую работу - по крайней мере, за ту зарплату, что они предлагают. Залм
гвоорит, что правительство должно заставить безработных работать на уборке
спаржи, а затем выслать всех незаконных иммигрантов. Он особенно недоволен, что
среди безработных часто попадаются иностранцы, прибывшие как законные
иммигранты. Заметьте, что в то время, как классический либерализм пытается
свести к минимуму государственное вмешательство, Залм желает государственной
активности - охоты на тех, кто не принадлежит к данному государству, и наказания
"ленивых бедняков" тяжелой физической работой. Эта комбинация неолиберализма,
нападок на государство всеобщего благоденствия и антиимигрантский расизм
привлекли черную консерваторшу Айаан Хирси Али в VVD. Либералы - злобные типы,
желающие побольнее ударить слабых, и Айаан Хирси Али нацеливается на самый
уязвимый сектор безработных иммигрантов - женщин-мусульманок.
Прежде чем подробнее рассказать о ее идеях, заметим, какова политическая
обстановка в Нидерландах. За последние 20 лет мульткультурализм был нормой. На
деле это означало поддержку деньгами небольшой "элиты" в каждой общине и
фольклорное представление о культуре. Это уж точно не означало равный допуск в
голландское общество - иммигранты оставались внизу рынка труда и общественной
лестницы, как этнический низший класс. Тем не менее это считалось "успешной
интеграцией", и вопрос о равенстве исчез из политических речей. Один пример - по
голландским законам почти невозможно доказать наличие дискриминации - так что
открытая дискриминация на рынке труда - норма.
Этот мираж подрывали некоторые упорные и распубликованные исламисты, но важнее
для конца мульткультурализма стало возвращение к национализму и подчеркнуто
монокультурной идее Голландии - в этом отношении страна зашла дальше и быстрее,
чем остальные западные страны.
В 2003 году во вермя избирательной кампании постоянно звучало, что иммиграция -
само по себе зло, угроза обществу и должна быть ограничена любыми возможными
средствами (речь идет, разумеется, об иммигрантах не из Западной Европы -пер.).
В среднем каждый законный работающий иммигрант привозит в течении своей жизни 4
членов семьи - детей, родителей или супруга. Если это запретят (а все партии
соревнуются в предложении новых ограничений) - иммиграция будет равна нулю.
В то же время все основные партии настаивают на ассисимиляции уже приехавших
иммигрантов. Они выдумывают все более жесткие требования к курсам "гражданства"
и экзаменам на знание языка, часто как предварительное условие иммиграции.
Социалистическая партия настаивает, чтобы дети иммигрантов из Марокко выучили
язык до воссоедениния с родителями. Явно, в селах Марокко нет условий для
изучений голландского языка, и они это знают. Городской советник Роттердама
Михаель Смит требует говорить по голландски в мечетях, за что стал национальной
знаменитостью. И он не один такой, Лейбористская партия поддерживает требование
обязательных языковых курсов для всех иностранцев не из Евросоюза, а не только
для тех, кто просит гражданства.
Разумеется, самым заметным деятелем в возвращении к монокультурализму были Пим
Фортаун, хотя его изображали как политическую белую ворону, он опирался на
поддержку бывших стронников "солидных партий" и влиятельных политиков -
противников иммиграции. Фортаун был не просто антиимигранский расист - он
представлял не больше не меньше как возращение к голландскому национализму 19
века (эпохи колониализма, между прочим -пер.) Фортаун сделал откровенно
дискриминационную политику приемлемой: например, Консерваторы (отколовшитеся от
его партии) требовали запрета на въезд в страну мусульманских иммигрантов
исключительно на основе их религии. Десять лет назад за такое полагалась тюрьма,
но не после Фортауна.
В таких-то условиях процветает мстительный либерализм Айаан Хирси Али. Она
популярна среди расистов - сторонников Фортауна и его неоконсервативных
поклонников в США (напоминаю, что эти неоконсерваторы - главные поджигатели
войны против Афганистана и Ирака, сейчас у них на очереди Иран -пер.) и она
добилась большего успеха, чем сам Фортаун, в качестве идола правых
интеллектуалов. Она - сущая находка для СМИ - красноречивая африканская
иммигрантка из бедной мусульманской страны с прекрасным голландским языком,
сделавшая карьеру как антисиламский противник мультикультурализма. Как и
Фортаун, который оправдывал свой наглый антимарокканский расизм как защиту прав
гомосексуалистов, она привлекает либерализм для защиты несправделивости и
реперссий. Она проводит насильственно-ассимиляционную политику своей партии и
сознательно спекулирует при этом своим происхождением. Ее мишень - мусульманские
женщины из деревень, прибывшие в страну к мужу или беженки от войн. Они обычно
социально изолированы, редко покидают дом и общаются с голландским обществом в
основном через мужа или семью. Иногда отец или муж настаивает, чтобы они
надевали исламскую одежду, выходя из дома - длинный плащ и платок, редко -
чадру. Этих женщин явно вынуждают, но однако, есть и значительное число
иммигранток во втором и третьем поколении, сознательно выбирающих исламскую
одежду, даже чадру. В результате крупнейшее образовательное учреждение в
Амстердаме ROC запретило чадру и хиджаб (исламский платок). Суд поддержал этот
запрет. Директор ROC Верлаан так обьяснил причины: "Часто это только подростки,
и в этом возрасте они поддерживают друг друга. Они чувствуют себя исключенными
из нашего общества и используют чадру как знак сопротивления".
Вопрос в том, что если даже "исламская" изоляция женщины - насильственная,
оправдывает ли это подвергание их несправедливости, дискриминации и унижению на
рынке труда в Голландии? Айаан Хирси Али явно уверена, что оправдывает: она
рассматривает насильственнную ассимиляцию в либерально-рыночное общество как
"эмансипацию".
Сейчас власти Голландии в силах сделать это потому, что многие иммигранты
получают ту или иную форму социального обеспечения или пособия по безработице
или инвалидности. Так что органы соцобеспечение давят на иммигрантов . Например
ROC проводит обязательные курсы ассимиляции для желающих получить вид на
жительство - так что запрет на чадру означает - соглашайся или ничего не
получишь. Через соцстрах легче надавить на иммигрантов, поскольку они обязаны
выполнить массу условий - не просто согласиться на предложенную работу. За
последние 10 лет политика "работы за пособие" создала новый сектор в экономике
для принуждения выполнять эти обязательства - в виде курсов, консультаций по
задолженности, лечения от наркомании, "реинтеграции" и работы за пособие.
Большая часть этих рабочих мест в общественных службах и здравоохранении:
несмотря на субсидии, частные наниматели не торопятся нанимать безработных. Так
что если они и получают работу, то самую нежелательную. Таковы пути
"эмансипации" Айаан Хирси Али, для тех законных иммигрантов, которые иначе не
могут найти работу. Одна из этих нежелательных работ - настолько нежелательная,
что ее выполняют почти только иммигранты - проституция. В 2001 году она была
узаконена в Голландии (сейчас туристов в Амстердаме заманивают "кварталом
красных фонарей" наряду с музеем Ван-Гога и домом Рембрандта! -пер.)
Правительсво заявило, что собирается относиться к ней как к обычной работе -
"сексуслугам" по терминологии либерал-феминисток.
Не существует специальных программ вынуждения женщин, обращающихся за пособием,
стать проститутками, но государственно-принужденная проституция - реальность для
голландских безработных. Это угроза безработным женщинам (и в теории - молодым
мужчинам) не имеющим образования, квалификации или опыта. Единственная причина
того, что это пока не практикуется в широких масштабах - то, что почти все
проститутки считаются "самозанятыми" (их наниматели таким образом избегают
уплаты налогов). Если закон признает их "наемными работниками", то многие
вакансии будут заполнены биржей труда - в этом секторе постоянная нехватка рабсилы.
И все это - не результат сознательного решения, но изменения трудового
законодательства и политики в целом. Безработные уже обязаны искать работу, но
применение этого закона стало жестче в последние годы. Вдобавок, это принуждение
передали частным фирмам, с поголовной оплатой. Те могут передать контракт другой
фирме - и никакого официального контроля их методов. Явно эти фирмы начнут
вынуждать женщин работать в "секс-клубах", агентства временного найма закон не
регулирует (успех политики VVD в середине 90-х) и часто они служат крышей для
уголовников. Однако и государственные биржи (CWI) труда часто предлагают такую
"работу" - там, где проститутки оформлены как наемные работники. CWI имеют
законное право предложить такую работу любой безработной женщине, и если она
получает социальное пособие, она обязана согласиться на эту работу - на любую
работу (то же самое в армии - призыва нет, но безработных могут заставить
поступить в армию ( а потом послать в Ирак, где находятся голландские
"добровольцы"? -пер.)) Обязанность согласиться на работу включает любую
опалчиваему работу, без ограничений в законе. Так что легализация протситуции
создала сама по себе обязанность безработных становиться проститутками - и
никакого специального закона не требуется. Если женщина не больна, не инвалид, и
неспособна найти другую работу - она обязана стать проституткой, если ей
предлоажт. Работа есть работа, говорит CWI- и частные фирмы скажут то же самое,
подкрепив это угрозой немедленного лишения пособия.
Конечно, белую женщину с высшим образованием вряд ли заставят рабтать в
секс-клубе. Да и черную с высшим образованием, как Айаан Хирси Али. Самые
уязвимые подвергаются наибольшему риску - иммигрантки без среднего (или любого)
образования, почти без знания голландского. Это вкючает мусульманок,
"эмансипацию" которых Хирси Али пропагандирует. Конечно, незаконные имигрантки
также могут оказаться проститутками в незаконных борделях- но не по требованию
властей. Конечно, узаконненая проституция предлагает "работницам" лучшие условия
чем незаконная. Вопрос в том, оправдывект ли это унижение которое многие женщины
(иммигрантки или голландки, мусльманки или нет) будут чувствовать, когда их по
закону сделают проститутками?
Основной вопрос - лучше ли это, чем быть запертой в квартире в незнакомой стране
с неизвестным языком, да еще и получать побои жестокого мужа? Настолько лучше,
что это - осовбождение, как Айаан Хирши Али может заявить? Разве переход от
чадры к проституции сам по себе составляет "осовобождение" и "эмансипацию" этих
женщин? Заставлять женщину идти на панель - лучше ли это, чем заставлять ее
носить чадру или бурку? Конечно, это крайность - но это реальная крайность, и
очень наглядная. На деле большинство этих мусульманок будут мыть туалеты или
потрошить кур. Ну, а это тоже - "свобода"?
Либералы вроде Айаан Хирси Али абсолютно убеждены - да! Либертарианские сайты -
прекрасный образчик истерического восхищения рынком, которое разделяют
практически все либералы. Это - фундаментализм, сравнимый со любым другим в
квази-религиозном экстазе. С либеральной точки зрения, женщина, ставшая
проституткой, проявила инициативу участвовать в рынке труда. Она использует свою
"способность" - в данном случае - свое тело, и торгуется о цене, определяемой
рыночными силами, а не правительством. Если рынок свободен, тогда и она свободна
- свободный человек, несмотря на то, что она чувствует, несмотря на любое
неравенство, боль и несправедливость. Я просто не могу достоточно сильно
выразиться - либералы и вправду верят в эту чушь - но это чушь, навязываемая с
огромным лицемерием. Никто в партии VVD не сочтет такую работу желательной для
своих детей, не думаю, что и Айаан Хирси Али согласилась бы на нее. Ясно, что за
болтовней о свободже и эмансипации скрывается старый добрый антииммигрантский
расизм. Либералы -мастера сочетать злобное отношение к слабым с благородными
речами, и в этом заключается успех политической карьеры Айаан Хирси Али.
(Поскольку статья переводится с сокращениями - две цитаты из "благородных речей"
-пер).
"Мухаммед , по нашим западным меркам - извращенец...Мухаммед - гнусный тип. Он
говорит, что женщины должны сидеть дома, носить платок, не могут выполнять
некоторые виды работ...- я хочу показать, что существует другая правда...Я знаю,
что женщины, считающие себя мусульманками не понимают меня пока, но наступит
день и они откроют глаза..."
Айаан Хирси Али (выступление 25 января 2003 года)
"Почему мы боимся сказать мусульманам приспособиться к нам, просто потому, что
наши ценности и нормы представляют высший уровень цивилизации - лучше, приятнее
и гуманнее. Никакой больше интеграции - ассимиляция!"
Геерт Вилдерс (цитата из речи из газеты De Telegraaf от 4 февраля 2004 года)