От Дм. Ниткин
К Фриц
Дата 12.01.2005 16:20:11
Рубрики Теоремы, доктрины;

Цена раба.

>Не согласен. Цена покупки по сути определялась стоимостью поимки и доставки.

Опять все наоборот. Допустимый уровень издержек на поимку и доставку раба определялся уровнем спроса на невольничьем рынке. И рабовладельца издержки по добыче рабов, вообще говоря, не беспокоили. Его интересовали рыночные цены.

>>Средняя ошибка - забыли ренту на раба. Покупка раба - это капиталовложение, и оно должно окупаться соразмерно действующей в обществе ставке процента.
>Я не уверен, что уже в то время был капитал. Впрочем, не возьмусь утверждать и обратного - не знаю.

Торговый и ростовщический - существовали. И всегда была альтернатива: потратить деньги на покупку раба, отдать их в рост или направить в торговое предприятие. Притчу о талантах помните?

От Фриц
К Дм. Ниткин (12.01.2005 16:20:11)
Дата 12.01.2005 16:56:45

Re: Цена раба.

>>Не согласен. Цена покупки по сути определялась стоимостью поимки и доставки.
>
>Опять все наоборот. Допустимый уровень издержек на поимку и доставку раба определялся уровнем спроса на невольничьем рынке. И рабовладельца издержки по добыче рабов, вообще говоря, не беспокоили. Его интересовали рыночные цены.
Разумеется, если необходимые издержки на поимку выше, чем цена раба, то никакого рынка рабов не будет. Но давайте исходить из того, что рынок есть. Чем определяются цены - пользой от раба, или стоимостью его добычи? Я думаю, вторым. В противном случае добыча рабов становится сверхприбыльным предприятием (впрочем, так кажется и было). Рабов добывали всё больше, до тех пор, пока затраты на их ловлю не возрастали настолько, что заниматься их добычей становилось невыгодно. В общем, будь рабы дороги, их бы не использовали на сельскохозяйственных работах. Может, наложниц бы только покупали или слуг.
Вы задайтесь вопросом: какую именно стоимость переносит раб на произведённые им продукты? И получится именно то, что я говорю: стоимость своей поимки и доставки. И содержания.

>Торговый и ростовщический - существовали. И всегда была альтернатива: потратить деньги на покупку раба, отдать их в рост или направить в торговое предприятие. Притчу о талантах помните?
Притчу помню. Но в чём источник возрастания стоимости - этого не понимаю.

От Сергей Щеглов
К Фриц (12.01.2005 16:56:45)
Дата 13.01.2005 08:43:12

Re: Цена раба.

>Разумеется, если необходимые издержки на поимку выше, чем цена раба, то никакого рынка рабов не будет. Но давайте исходить из того, что рынок есть. Чем определяются цены - пользой от раба, или стоимостью его добычи?

Поскольку опровергнуть Маркса, изучая капиталистическую экономику, мэйнстримовцам никак не удается, вновь и вновь всплывают схоластический вопрос о ЦЕНЕ НА РАБОВ. Давайте подойдем к нему по-марксистски:

1) раб как потребительная стоимость (т.е. живое орудие, обрабатывающее за хозяина землю и приносящее ему хлеб, сыр и мясо) - в данном случае стоимость раба определяется трудозатратами на его поимку, а цена зависит от конъюнктуры рабы / продукты питания;

2) раб как средство производства (т.е. как рабочая сила на плантациях в США) - в этом случае стоимость раба определяется точно так же, а вот цена зависит от нормы прибыли в разных хозяйствах - рабском и свободном; если рабское хозяйство оказывается супер-прибыльным, цена на рабов растет, если проигрывает в конкуренции - падает; в данном случае цена на рабов является полным аналогом заработной платы, и подчиняется тем же законам.

Разумеется, если путать эти два способа использования рабов или называть их одним общим словом "рабство", спорить о цене на рабов и о создании их трудом стоимости можно сколько угодно.

От Сепулька
К Сергей Щеглов (13.01.2005 08:43:12)
Дата 13.01.2005 19:43:01

По аналогии с лошадьми

>1) раб как потребительная стоимость (т.е. живое орудие, обрабатывающее за хозяина землю и приносящее ему хлеб, сыр и мясо) - в данном случае стоимость раба определяется трудозатратами на его поимку, а цена зависит от конъюнктуры рабы / продукты питания;

Лошадь как потребительная стоимость - совершенно аналогично определяется и стоимость (вернее, себестоимость) лошади (только в данном случае, не ее поимкой, а, скорее, выращиванием - впрочем, рабы тоже рождались и выращивались в неволе). Цена зависит от конъюктуры лошадь/продукты питания лошади.

>2) раб как средство производства (т.е. как рабочая сила на плантациях в США) - в этом случае стоимость раба определяется точно так же, а вот цена зависит от нормы прибыли в разных хозяйствах - рабском и свободном; если рабское хозяйство оказывается супер-прибыльным, цена на рабов растет, если проигрывает в конкуренции - падает; в данном случае цена на рабов является полным аналогом заработной платы, и подчиняется тем же законам.

Лошадь как средство производства. Стоимость (вернее, себестоимость) лошади та же, что и в первом примере. Цена также будет зависеть от нормы прибыли в разных хоз-вах (лошадном и безлошадном); если лошадное хоз-во оказывается супер-прибыльным, цена на лошадей растет, если проигрывает в конкуренции - падает. В данном случае цена на лощадей тоже будет аналогом заработной платы? :)))
Так Вы и не доказали, что раб отличается от лошади. :)

От Дм. Ниткин
К Фриц (12.01.2005 16:56:45)
Дата 12.01.2005 18:38:17

Re: Цена раба.

>Но давайте исходить из того, что рынок есть. Чем определяются цены - пользой от раба, или стоимостью его добычи? Я думаю, вторым. В противном случае добыча рабов становится сверхприбыльным предприятием (впрочем, так кажется и было).

А я думаю, что первым. За исключением конъюнктурных колебаний (перенасыщенность рынка в связи с удачными военными походами)

В общем, будь рабы дороги, их бы не использовали на сельскохозяйственных работах. Может, наложниц бы только покупали или слуг.

Средняя рыночная цена на раба в Риме равнялась 300 — 500 денариям. С одной стороны, это примерно двухлетний прожиточный минимум, то есть немало. С другой стороны, если принять средний срок продуктивного использования раба за 20 лет, то получается амортизация 15-25 денариев в год. Это немного. Наемный работник на год обошелся бы денариев в 300.

http://liber.rsuh.ru/Fulltext/Grece/kovalev/I/18.htm

По другим данным, Физически крепкий раб для сельскохозяйственных работ стоил от 2000 до 6000 сестерциев (от 500 до 1500 денариев). Расчет остается в силе.
http://yanko.lib.ru/books/hist/antiq_hist_cult-2=a.htm

>>Торговый и ростовщический - существовали. И всегда была альтернатива: потратить деньги на покупку раба, отдать их в рост или направить в торговое предприятие. Притчу о талантах помните?
>Притчу помню. Но в чём источник возрастания стоимости - этого не понимаю.

Например, перераспределение доходов от лишенных капитала к имеющим капитал.

От Фриц
К Дм. Ниткин (12.01.2005 18:38:17)
Дата 12.01.2005 18:57:00

Re: Цена раба.

>>Но давайте исходить из того, что рынок есть. Чем определяются цены - пользой от раба, или стоимостью его добычи? Я думаю, вторым. В противном случае добыча рабов становится сверхприбыльным предприятием (впрочем, так кажется и было).
>
>А я думаю, что первым. За исключением конъюнктурных колебаний (перенасыщенность рынка в связи с удачными военными походами)
Не совсем понятно, на чём это Ваше мнение основано. Может, на том, что Вы себя инстинктивно ставите на место рабовладельца? А не на место воина, добывающего рабов. Это ведь тоже бизнес - добыча рабов.

>Средняя рыночная цена на раба в Риме равнялась 300 — 500 денариям. С одной стороны, это примерно двухлетний прожиточный минимум, то есть немало. С другой стороны, если принять средний срок продуктивного использования раба за 20 лет, то получается амортизация 15-25 денариев в год. Это немного. Наемный работник на год обошелся бы денариев в 300.
Вот - Вы сами говорите, что раб был в разы дешевле, чем польза от него. Всё потому, что его было сравнительно легко добыть, их было много рабов. Это и значит, что стоимость раба определялась затратами на его добычу.

>>Притчу помню. Но в чём источник возрастания стоимости - этого не понимаю.
>
>Например, перераспределение доходов от лишенных капитала к имеющим капитал.
Хорошо, если правомерно с любого капитала, а не только ростовщического, требовать некую норму прибыли, то и это в стоимость входит. Тут главное не перенести по ошибке реалии капитализма на то, принципиально иное общество.

От Zhlob
К Фриц (12.01.2005 18:57:00)
Дата 13.01.2005 09:33:47

Re: Коммерсанты ... великие.

>Это ведь тоже бизнес - добыча рабов.

Бизнес!!! Зашибись!

>Тут главное не перенести по ошибке реалии капитализма на то, принципиально иное общество.

Чем Вы успешно и занимаетесь. Так и вижу перед собой картину - склонился Сципион над гроссбухом, и возбуждённо потирая руки, подсчитывает амортизацию осадных орудий, находящихся под Карфагеном, чтобы вывести правильный коэффициент для вычисления средней цены захваченного раба. Забытая "Киропедия" пылится в самом дальнем углу книжного шкафа. Цепочка швейцарских часов, свисающая из жилетного кармана Сципиона, таинственно поблескивает...

От Товарищ Рю
К Zhlob (13.01.2005 09:33:47)
Дата 15.01.2005 02:35:15

Совершенно правильные, между прочим

>Так и вижу перед собой картину - склонился Сципион над гроссбухом, и возбуждённо потирая руки, подсчитывает амортизацию осадных орудий, находящихся под Карфагеном, чтобы вывести правильный коэффициент для вычисления средней цены захваченного раба.

Нормативный метод исчисления цены присущ глубоко централизованным экономикам - навроде советской. В других же максимум, что он мог таким образом определить - так это себестоимость. Цена же раба полностью определяется его полезность и с себестоимость никак не связана. Ее превышение или "пренижение" по сравнению с последний - чисто индикативное: надо побольше (или поменьше) рабов - или, наоборот, пора повышать цену на оливковое масло и горшки.

От Игорь С.
К Товарищ Рю (15.01.2005 02:35:15)
Дата 15.01.2005 11:11:57

Империя - не централизованная экономика?

>Нормативный метод исчисления цены присущ глубоко централизованным экономикам - навроде советской.

Римская, Персидская, Китайская империя - куда уж централизованней. Причем именно в экономической области прежде всего. Воевали всю жизнь за власть над финансовыми потоками.

От Игорь С.
К Zhlob (13.01.2005 09:33:47)
Дата 13.01.2005 17:05:44

Совершенно напрасно смеетесь

>Чем Вы успешно и занимаетесь. Так и вижу перед собой картину - склонился Сципион над гроссбухом, и возбуждённо потирая руки, подсчитывает амортизацию осадных орудий, находящихся под Карфагеном, чтобы вывести правильный коэффициент для вычисления средней цены захваченного раба. Забытая "Киропедия" пылится в самом дальнем углу книжного шкафа. Цепочка швейцарских часов, свисающая из жилетного кармана Сципиона, таинственно поблескивает...

Про Карфаген - отдельная песня, но в целом стоимость войны римлянами аккуратно подсчитывалась. В частности, отмечалось что за Рейном (как с Паршевым совпадает!) впервые для римлян затраты на войну превысили доходы от неё. Если интересует ссылку поточнее - чуть позже.

От Zhlob
К Игорь С. (13.01.2005 17:05:44)
Дата 13.01.2005 17:25:35

Re: Возможно.

>Про Карфаген - отдельная песня, но в целом стоимость войны римлянами аккуратно подсчитывалась. В частности, отмечалось что за Рейном (как с Паршевым совпадает!) впервые для римлян затраты на войну превысили доходы от неё. Если интересует ссылку поточнее - чуть позже.

Ссылка приветствуется. Но всё-таки, думаю, для римлян главное - это война, а не доходы. И пытаться втиснуть рабовладение в капиталистические рамки - это...

От Игорь С.
К Zhlob (13.01.2005 17:25:35)
Дата 14.01.2005 00:10:55

Небольшая цитата

>Ссылка приветствуется. Но всё-таки, думаю, для римлян главное - это война, а не доходы. И пытаться втиснуть рабовладение в капиталистические рамки - это...

Это вас видимо так учили...
На самом деле:

"Германик был также наместником Галлии и,..., он должен был в этом 14-м году заняться переписью, чтобы определить число лиц, подлежащих обложению налогом. Нологи и задуманная экспедиция в Германю были, впрочем, звеньями одной цепи, так как Август постоянно, в течение сорока пяти лет \, стремился обеспечить равновесие между государственным бюджетом, которму он помогал, пополняя своими личными средствами, и военными расходами. Разница с другими экспедициями состояла в том, что войны в Германии и Паннонии стоили больше, чем они давали."

Даниел Нони, "Калигула", стр. 20.
Даниел Нони - заведующий кафедрой Истории Рима в университете Париж-Пантеон-Сорбонна.

Вообще постоянно воевать (а римляне именно делали это постоянно) можно только если делать это не в убыток, вроде мысль очевидная?

Кроме того - гражданская война в значительной степени была вызвана конфискацией без всяких компенсаций больших вложений в рабов. Это - про связь рабства и капитализма.

От Zhlob
К Игорь С. (14.01.2005 00:10:55)
Дата 14.01.2005 12:01:15

Re: Спасибо.

>Вообще постоянно воевать (а римляне именно делали это постоянно) можно только если делать это не в убыток, вроде мысль очевидная?

Только в том смысле, что затраты на войну должны быть возмещены. Но: доход ради войны, а не война ради дохода, ведь правильно? В Германии ведь воевали всё равно.

>Кроме того - гражданская война в значительной степени была вызвана конфискацией без всяких компенсаций больших вложений в рабов. Это - про связь рабства и капитализма.

Гражданская война где? И когда?

От Игорь С.
К Zhlob (14.01.2005 12:01:15)
Дата 14.01.2005 16:58:20

В США

>>Вообще постоянно воевать (а римляне именно делали это постоянно) можно только если делать это не в убыток, вроде мысль очевидная?

>Только в том смысле, что затраты на войну должны быть возмещены. Но: доход ради войны, а не война ради дохода, ведь правильно? В Германии ведь воевали всё равно.

Не все равно. В Германии воевали чтобы обезопасить свою экономику.
И - держали оборону, а не завоевывали новые земли. И - тогда, когда создавалась угроза, которую нельзя было уже игнорировать.

>>Кроме того - гражданская война в значительной степени была вызвана конфискацией без всяких компенсаций больших вложений в рабов. Это - про связь рабства и капитализма.

>Гражданская война где? И когда?

Пардон, пропустил слово. В США.

От Товарищ Рю
К Игорь С. (14.01.2005 16:58:20)
Дата 15.01.2005 04:19:34

А можно было и не пропускать

>>>Кроме того - гражданская война в значительной степени была вызвана конфискацией без всяких компенсаций больших вложений в рабов. Это - про связь рабства и капитализма.
>>Гражданская война где? И когда?
>Пардон, пропустил слово. В США.

Например, именно те же самые причины имели гражданские войны Гракхов и Суллы. Да, если разобраться, и в России в 1916-1922 гг. - тоже.

От Игорь С.
К Товарищ Рю (15.01.2005 04:19:34)
Дата 15.01.2005 11:14:28

В смысле, правильно пропустил?

>>>>Кроме того - гражданская война в значительной степени была вызвана конфискацией без всяких компенсаций больших вложений в рабов. Это - про связь рабства и капитализма.
>>>Гражданская война где? И когда?
>>Пардон, пропустил слово. В США.
>
>Например, именно те же самые причины имели гражданские войны Гракхов и Суллы. Да, если разобраться, и в России в 1916-1922 гг. - тоже.

Да, это верно. Правильно дополнили.
Но я имел в виду именно США, поскольку меня самого этот факт, фик знает почему, поразил, когда его привел американец ( из Техаса...)

От Zhlob
К Игорь С. (14.01.2005 16:58:20)
Дата 14.01.2005 17:12:08

Re: Про рабство в США я здесь не говорил.

>Не все равно. В Германии воевали чтобы обезопасить свою экономику.
>И - держали оборону, а не завоевывали новые земли. И - тогда, когда создавалась угроза, которую нельзя было уже игнорировать.

Вы таки гнёте экономическую линию. Что ж. Такой аргумент: "Илиада" - была для римлян близка по духу, или нет? Далеко ли они ушли от представленного Гомером мироощущения? Моё мнение - недалеко. А ведь в "Илиаде" экономические проблемы ни в грош... Да, Гомер упоминает, почём стоил доспех того или иного воина. Но уж гекатомбы они поджаривали одну за другой. Сожжёт гомоэк сотню голов крс во славу Божию? Сумлеваюсь.

От Игорь С.
К Zhlob (14.01.2005 17:12:08)
Дата 15.01.2005 11:41:24

История - не только "Илиада"

>Вы таки гнёте экономическую линию. Что ж. Такой аргумент: "Илиада" - была для римлян близка по духу, или нет? Далеко ли они ушли от представленного Гомером мироощущения? Моё мнение - недалеко. А ведь в "Илиаде" экономические проблемы ни в грош... Да, Гомер упоминает, почём стоил доспех того или иного воина.

Стандартный ответ на такие аргументы - мы не упоминаем, что дышим воздухом, но это совсем не значит, что он нам не нужен.

Важность экономических аргументов следует не из изучения текстов, а из анализа истории (МОП). Люди действительно действуют в соответствии со своими идеальными устремлениями, но это не отрицает важность и определяющую роль экономики, а только обуславливает необходимость дополнительного этапа - идеологического обоснования экономически выгодных действий. Это не говорит о невозможности действовать экономически неэффективно, а говорит о вымирании в дарвиновском смысле тех, кто действует экономически неэффективно. (МОП)

> Но уж гекатомбы они поджаривали одну за другой. Сожжёт гомоэк сотню голов крс во славу Божию? Сумлеваюсь.

Не сумлевайтесь. Сначала экономика, например необходимость контроля за ресурсами, облачается идеологию - во "славу божью" - демократию. А затем "Ради славы демократии" амеры сжигают сотню своих солдат в месяц в Ираке.

От Александр
К Игорь С. (15.01.2005 11:41:24)
Дата 16.01.2005 11:27:15

Чтобы задохнуться экономически эффективно.

>>Вы таки гнёте экономическую линию. Что ж. Такой аргумент: "Илиада" - была для римлян близка по духу, или нет? Далеко ли они ушли от представленного Гомером мироощущения? Моё мнение - недалеко. А ведь в "Илиаде" экономические проблемы ни в грош... Да, Гомер упоминает, почём стоил доспех того или иного воина.
>
>Стандартный ответ на такие аргументы - мы не упоминаем, что дышим воздухом, но это совсем не значит, что он нам не нужен.

А из того что он нужен никак не следует что он играет определяющую роль. И греки и брокеры с Уолстрита им дышали, а жили очень по-разному.

>Важность экономических аргументов следует не из изучения текстов, а из анализа истории (МОП).

Нет-нет. Именно из изучения текстов. И не абы каких, а натуралистических, в которых предполагается что цель экономики удовлетворения натуральных потребностей. Только при такой парадигме можно говорить

>о вымирании в дарвиновском смысле тех, кто действует экономически неэффективно.

Например, экономически эффективно может быль загадить окружающую среду и задохнуться в ней в самом что ни наесть дарвиновском смысле. Экономически эффективно также чудовищными темпами переводить невозобновляемые ресурсы на дерьмо. Что экономически эффективнее, легковушки или межконтинентальные баллистические ракеты? Без чего легче вымереть?

> Люди действительно действуют в соответствии со своими идеальными устремлениями, но это не отрицает важность и определяющую роль экономики,

Отрицает. Потому что что именно экономически эффективно определяется идеальными устремлениями.

> а только обуславливает необходимость дополнительного этапа - идеологического обоснования экономически выгодных действий.

А я и говорю что Вы у натуралиста Маркса нахватались. Идеологически обосновывать надо полезные действия. В том числе и для того чтобы сделать их экономически выгодными. Полезность и экономическая выгодность - очень разные вещи. А Маркс думал что это одно и то же, дурачок!

От Zhlob
К Игорь С. (15.01.2005 11:41:24)
Дата 16.01.2005 10:45:26

Re: Здесь просится быть произнесённой недавно запрещённая фамилия.

>Люди действительно действуют в соответствии со своими идеальными устремлениями, но это не отрицает важность и определяющую роль экономики, а только обуславливает необходимость дополнительного этапа - идеологического обоснования экономически выгодных действий. Это не говорит о невозможности действовать экономически неэффективно, а говорит о вымирании в дарвиновском смысле тех, кто действует экономически неэффективно. (МОП)

Помню, издеваясь над швейцарцами, мол мало у них мозгов в голове, зато плотные икры, К.Маркс отмечал, что Франция, напавшая на Швейцарию с целью подчинения последней, действовала в русле прогресса, и теоретически должна была победить но... отсталые швейцарские крестьяне размазали лыцарей-прогрессистов по родным горам и долинам. Швейцарцы, конечно, не понимали, какие выгоды им несёт французское владычество, и отвергнув его, поступили экономически неэффективно. Живут до сих пор, и не плохо...
Посвежее пример - испанцы, перерезавшие наполеоновских завоевателей, и местных цивилизаторов с криком "Да здравствуют цепи!" (с) СГКМ.

От Игорь С.
К Zhlob (16.01.2005 10:45:26)
Дата 16.01.2005 11:34:50

Вы хотите обсуждать подробнее?

>>Люди действительно действуют в соответствии со своими идеальными устремлениями, но это не отрицает важность и определяющую роль экономики, а только обуславливает необходимость дополнительного этапа - идеологического обоснования экономически выгодных действий. Это не говорит о невозможности действовать экономически неэффективно, а говорит о вымирании в дарвиновском смысле тех, кто действует экономически неэффективно. (МОП)

>Помню, издеваясь над швейцарцами, мол мало у них мозгов в голове, зато плотные икры, К.Маркс отмечал, что Франция, напавшая на Швейцарию с целью подчинения последней, действовала в русле прогресса, и теоретически должна была победить но...

Я посмотрю, что именно написано у Маркса.
Если можно - напишите в какой работе.

Пока краткое замечание - экономическая выгода - вещь совершенно конкретная и определяется в конкретной деревне и в конкретный час. А не в тиши кабинетов и в далеке от места событий.
Поэтому утверждение что "рыцари несли прогресс" требует анализа. Очень может быть быть, что в конкретном случае это было как раз наоборот.

>отсталые швейцарские крестьяне размазали лыцарей-прогрессистов по родным горам и долинам. Швейцарцы, конечно, не понимали, какие выгоды им несёт французское владычество, и отвергнув его, поступили экономически неэффективно. Живут до сих пор, и не плохо...

Я полагаю, экономически эффективно. Но нужны доп аргументы. Поищу, если будет время.

>Посвежее пример - испанцы, перерезавшие наполеоновских завоевателей, и местных цивилизаторов с криком "Да здравствуют цепи!" (с) СГКМ.

Ответ - тот же. Испанцы поступили экономически эффективно.

От Zhlob
К Игорь С. (16.01.2005 11:34:50)
Дата 16.01.2005 16:19:26

Re: Пороху у меня маловато. Могу только своё скромное мнение выражать.

>Я посмотрю, что именно написано у Маркса.
>Если можно - напишите в какой работе.

Давно читал. Статья посвящена именно швейцарцам, с историческими экскурсами о роли швейцарских гвардейцев в истории Франции (с упоминанием памятника - лев, прикрывающий щит с лилиями), государств Италии. И воспоминаниями о недавних революционных событиях в Италии же, во время которых швейцарские наёмники были на стороне реакции.

>Пока краткое замечание - экономическая выгода - вещь совершенно конкретная и определяется в конкретной деревне и в конкретный час. А не в тиши кабинетов и в далеке от места событий.

Думаю, сиюминутная экономическая выгода в конкретной деревне и в конкретный час, и прогресс в тиши кабинета очень и очень разнятся.

>Поэтому утверждение что "рыцари несли прогресс" требует анализа. Очень может быть быть, что в конкретном случае это было как раз наоборот.

Этот смысл слов классика я помню чётко. По Марксу, это был чуть ли не единственный случай в истории Франции, когда её завоевания были прогрессивны.

>Ответ - тот же. Испанцы поступили экономически эффективно.

Экономически - сегодня это европейская страна всё-таки второго сорта, и стала таковой не при Франко, а ещё до него. Это при том, что географические факторы там очень благоприятны. Кто знает, как бы дело повернулось, подчинись Испания наполеоновской Франции...

От Alexandre Putt
К Игорь С. (15.01.2005 11:41:24)
Дата 15.01.2005 22:59:24

Мистер Буш и экономические калькуляции

>Важность экономических аргументов следует не из изучения текстов, а из анализа истории (МОП). Люди действительно действуют в соответствии со своими идеальными устремлениями, но это не отрицает важность и определяющую роль экономики, а только обуславливает необходимость дополнительного этапа - идеологического обоснования экономически выгодных действий.

А прямо противоположное Вы не допускаете? Что люди действуют в соответствии с идеологией, а уж под неё подстраивается "экономика".

> Это не говорит о невозможности действовать экономически неэффективно, а говорит о вымирании в дарвиновском смысле тех, кто действует экономически неэффективно. (МОП)

Ну, это социал-дарвинизм примитивнейшего разлива. Кстати, придуманный исключительно для оправдания status quo богатых в США. Ничего общего с реальностью он не имеет.

>Не сумлевайтесь. Сначала экономика, например необходимость контроля за ресурсами, облачается идеологию - во "славу божью" - демократию. А затем "Ради славы демократии" амеры сжигают сотню своих солдат в месяц в Ираке.

Т.е. мистер Буш, прежде чем отправить сотни солдат прямо в геенну огненную, вооружился калькулятором и распечаткой биржевых сводок, чтобы определить норму прибыльности иракской компании? Или быть может, технологическая и политическая экспансия США - результат "идеалистической" посылки, что США - пуп Земли, следовательно, должны ею владеть и контролировать, а также насаждать эту веру в собственное совершенство всем "ненормальным". Ведь это всё американский экспансионизм!
Вы думаете, выложив весь рациональный расклад иракской компании перед так называемыми "налогоплательщиками", мистер Буш долго бы остался в кабинете? Мало вероятно, иначе ему бы не пришлось отмахиваться звёздно-полосатыми флагами от критики.

От Игорь С.
К Alexandre Putt (15.01.2005 22:59:24)
Дата 17.01.2005 19:29:08

Re: Мистер Буш...

>>Важность экономических аргументов следует не из изучения текстов, а из анализа истории (МОП). Люди действительно действуют в соответствии со своими идеальными устремлениями, но это не отрицает важность и определяющую роль экономики, а только обуславливает необходимость дополнительного этапа - идеологического обоснования экономически выгодных действий.
>
>А прямо противоположное Вы не допускаете? Что люди действуют в соответствии с идеологией, а уж под неё подстраивается "экономика".

Я допускаю прямо непротивоположное. При наличии насколько экономически допустимых вариантов выбирается тот, который соответствует "идеологии". Это соответствует учету затрат на изменение идеологии. Часто встречающийся в истории случай.

>> Это не говорит о невозможности действовать экономически неэффективно, а говорит о вымирании в дарвиновском смысле тех, кто действует экономически неэффективно. (МОП)

>Ну, это социал-дарвинизм примитивнейшего разлива. Кстати, придуманный исключительно для оправдания status quo богатых в США. Ничего общего с реальностью он не имеет.

Чтой-то я не понял. Если социализм - наиболее эффективное экономически общество, если взаимопомощь - экономически наиболее эффективна в критических ситуациях, то почему признание этого факта является социал-дарвинизмом примитивнейшего разлива? И зачем эти тезисы придумывали для оправдания богатых?

>>Не сумлевайтесь. Сначала экономика, например необходимость контроля за ресурсами, облачается идеологию - во "славу божью" - демократию. А затем "Ради славы демократии" амеры сжигают сотню своих солдат в месяц в Ираке.

>Т.е. мистер Буш, прежде чем отправить сотни солдат прямо в геенну огненную, вооружился калькулятором и распечаткой биржевых сводок, чтобы определить норму прибыльности иракской компании?

А что, важность контроля над ресурсами Ирака и всего мира надо считать с калькулятором? А без него - никак?

> Или быть может, технологическая и политическая экспансия США - результат "идеалистической" посылки, что США - пуп Земли, следовательно, должны ею владеть и контролировать, а также насаждать эту веру в собственное совершенство всем "ненормальным".

Так владеть и контролировать - экономически выгодно или они это в ущерб себе?

>Вы думаете, выложив весь рациональный расклад иракской компании перед так называемыми "налогоплательщиками", мистер Буш долго бы остался в кабинете?

И нифига себе. А зачем его выкладывать? Цель?
Или вы понимаете экономическую эффективность как игру в открытую? Ребята, посмотрите, как мы много выиграем если разбомбим Югославию?

Это ж еще в "Свадьбе в Малиновке" было показано, что любой бандит имеет свою идеологическую программу. :о)

От Alexandre Putt
К Игорь С. (17.01.2005 19:29:08)
Дата 19.01.2005 19:03:48

Затраты - выгоды

> Я допускаю прямо непротивоположное. При наличии насколько экономически допустимых вариантов выбирается тот, который соответствует "идеологии". Это соответствует учету затрат на изменение идеологии. Часто встречающийся в истории случай.

Тогда это довольно бессмысленный критерий: экономически допустимых вариантов слишком много, чтобы они давали нам какие-нибудь знания о допустимом типе общества. Например, экономически допустимыми вариантами для России будут все без исключения способы жизнеустройства, которыми жили наши предки за нашу историю.

> Чтой-то я не понял. Если социализм - наиболее эффективное экономически общество, если взаимопомощь - экономически наиболее эффективна в критических ситуациях, то почему признание этого факта является социал-дарвинизмом примитивнейшего разлива? И зачем эти тезисы придумывали для оправдания богатых?

Для начала нужно определить понятие эффективности. Более того, примерно раз в столетие содержание этого слова менялось. Если кратко, то это понятие социальное, т.е. субъективное, так как зависит от социальных критериев.

http://vif2ne.ru/nvz/forum/0/archive/110/110111.htm
http://vif2ne.ru/nvz/forum/0/archive/108/108407.htm

> А что, важность контроля над ресурсами Ирака и всего мира надо считать с калькулятором? А без него - никак?

Разумеется, ведь чтобы получить этот контроль, необходимы затраты. Если затраты больше выгод, то лучше в это предприятие не соваться.

> Так владеть и контролировать - экономически выгодно или они это в ущерб себе?
> Ребята, посмотрите, как мы много выиграем если разбомбим Югославию?

В том то и дело, что иракская кампания - невыгодное предприятие, иррациональное.
Судите сами, государственный бюджет США просел сразу на несколько сот миллиардов долларов. Грубо говоря, каждому отдельно взятому американцу придётся заплатить из собственного кармана примерно несколько тысяч долларов за возможность лицезреть по CNN абрамсы в Багдаде. Вы думаете, кто-нибудь на это рационально согласится? Да никогда. Экономические бонусы от владения Ираком практически ничем не отличаются от невладения им же: нефть Саддам и так продавал с удовольствием.

От Игорь С.
К Alexandre Putt (19.01.2005 19:03:48)
Дата 20.01.2005 18:52:44

С интересом посмотрю как у Вас это получится

>> Я допускаю прямо непротивоположное. При наличии насколько экономически допустимых вариантов выбирается тот, который соответствует "идеологии". Это соответствует учету затрат на изменение идеологии. Часто встречающийся в истории случай.

>Тогда это довольно бессмысленный критерий: экономически допустимых вариантов слишком много, чтобы они давали нам какие-нибудь знания о допустимом типе общества.

Не такой уж бессмысленный. Например существующий сейчас в России - недопустимый, в нем нарушен баланс и он неизбежно развалится, преобразуется.

>Например, экономически допустимыми вариантами для России будут все без исключения способы жизнеустройства, которыми жили наши предки за нашу историю.

Значит берем любой на Ваш выбор способ жизнеустройства, например бывший при Екатерине Второй ( или любой другой), помещаем его в сегодняшнюю ситуацию (население, образование, инфраструктура, социальные ожидания, внешнее окружение и т.д.). Вы утверждаете, что то жизнеустройство, с помещиками, будет работать и сегодня?

>> Чтой-то я не понял. Если социализм - наиболее эффективное экономически общество, если взаимопомощь - экономически наиболее эффективна в критических ситуациях, то почему признание этого факта является социал-дарвинизмом примитивнейшего разлива? И зачем эти тезисы придумывали для оправдания богатых?

>Для начала нужно определить понятие эффективности.

Мы куда-то переметнулись. Вопрос вроде обсуждался - социал - дарвинизм, или нет. Кроме того, в любой оптимизациоьнной задачи кроме целевогно функционала ("Понятие эффективности") надо определить еще и ограничения.

>Более того, примерно раз в столетие содержание этого слова менялось. Если кратко, то это понятие социальное, т.е. субъективное, так как зависит от социальных критериев.

Это важно для данного обсуждения? Если кратко, то невозможно взять этот критерий абсолютно произвольно. Следовательно он не является чисто субъективным. Его можно выбирать в определенных пределах. То есть у критерия есть как субъективная, так и объективная компоненты.

>> А что, важность контроля над ресурсами Ирака и всего мира надо считать с калькулятором? А без него - никак?

>Разумеется, ведь чтобы получить этот контроль, необходимы затраты. Если затраты больше выгод, то лучше в это предприятие не соваться.

Это так только если есть "альтернативный продукт". А если его нет?

>> Так владеть и контролировать - экономически выгодно или они это в ущерб себе?
>> Ребята, посмотрите, как мы много выиграем если разбомбим Югославию?

>В том то и дело, что иракская кампания - невыгодное предприятие, иррациональное.

Не думаю. Просто выгода стратегическая. Жертва пешки для переходы в выигранное окончание. При этом при подавляющем материальном преимуществе, т.е. без риска.

>Судите сами, государственный бюджет США просел сразу на несколько сот миллиардов долларов. Грубо говоря, каждому отдельно взятому американцу придётся заплатить из собственного кармана примерно несколько тысяч долларов за возможность лицезреть по CNN абрамсы в Багдаде.

300 миллионов американцев * несколько тысяч = 500 миллиардов долларов, так? Заплатит Ирак своей нефтью. Каким образом американцы к настоящему моменту заплатили? Кто что достал из кармана?

>Вы думаете, кто-нибудь на это рационально согласится? Да никогда.

Еще как согласится.

> Экономические бонусы от владения Ираком практически ничем не отличаются от невладения им же: нефть Саддам и так продавал с удовольствием.

Но кому хотел и когда хотел. А возможен вариант, что нефть нужно будет не продавать, а беречь для США. Кончается она...

От Alexandre Putt
К Игорь С. (20.01.2005 18:52:44)
Дата 21.01.2005 21:59:02

За чей счёт банкет?

> Не такой уж бессмысленный. Например существующий сейчас в России - недопустимый, в нем нарушен баланс и он неизбежно развалится, преобразуется.

Баланс может быть и нарушен, но это не значит, что он не восстановится со временем. Системе необязательно приходить к идеальному решению, достаточно устойчивое. Это устойчивое состояние, быть может, будет достигнуто не при самых приятных показателях (например, население 100 млн чел), но оно будет достигнуто. После этого начнётся медленный рост, если не будет очередных сокрушительных ударов.

> Значит берем любой на Ваш выбор способ жизнеустройства, например бывший при Екатерине Второй ( или любой другой), помещаем его в сегодняшнюю ситуацию (население, образование, инфраструктура, социальные ожидания, внешнее окружение и т.д.). Вы утверждаете, что то жизнеустройство, с помещиками, будет работать и сегодня?

А почему бы и нет? Ведь всё идёт к этому: архаизация общества, деградация социальных институтов. Если в капитализм нам не суждено попасть, то куда провалится Россия?

> Мы куда-то переметнулись. Вопрос вроде обсуждался - социал - дарвинизм, или нет. Кроме того, в любой оптимизациоьнной задачи кроме целевогно функционала ("Понятие эффективности") надо определить еще и ограничения.

Зачем нам ограничения, если мы сравниваем различные оптимумы? Ведь они все получены при одном наборе ограничений: имея сегодняшнюю среду существования России (условия заданы), какое наиболее оптимальное хозяйственное устройство (целевая функция)?

Что касается социал-дарвинизма: отношение здесь самое прямое, так как социал-дарвинизм, если я не ошибаюсь, тоже исходит из объективного понятия эффективности, только вывод делает несколько отличный от Вашего.

Поэтому и мой упрёк и сразу же возражение: Вы не сможете задать функцию благосостояния для сравнения оптимумов в абстрактном обществе.
Я постараюсь это очень просто продемонстировать: вот скажите, "эффективно" ли обществу содержать стариков, и почему оно это делает (только как правило, к сожалению)?

> Это важно для данного обсуждения?

Это очень важно.

> Если кратко, то невозможно взять этот критерий абсолютно произвольно. Следовательно он не является чисто субъективным. Его можно выбирать в определенных пределах. То есть у критерия есть как субъективная, так и объективная компоненты.

Объективная, субъективная... :) В каком-то смысле Вы правы, субъективные особенности общества (то, во что оно верит, культурные ценности) - вполне себе объективны и поддаются изучению. От них и будем плясать и определять эффективность как выполнение критериев, заданных вот этими культурными ценностями. С точки зрения спартанцев было целесообразно убивать слабых детей, сбрасывая их со скал. С точки зрения афинян - нет. Какое общество эффективней?

>>Разумеется, ведь чтобы получить этот контроль, необходимы затраты. Если затраты больше выгод, то лучше в это предприятие не соваться.
> Это так только если есть "альтернативный продукт". А если его нет?

А если есть? 50% потрябляемой нефти США добывают сами. Остальные можно купить у нескольких поставщиков, большинство из которых контролируются США или испытывают серьёзное давление.

> Не думаю. Просто выгода стратегическая. Жертва пешки для переходы в выигранное окончание. При этом при подавляющем материальном преимуществе, т.е. без риска.

> 300 миллионов американцев * несколько тысяч = 500 миллиардов долларов, так? Заплатит Ирак своей нефтью. Каким образом американцы к настоящему моменту заплатили? Кто что достал из кармана?

Грубо говоря, дефицит бюджета финансируется двумя способами:
- увеличение налогов
- рост государственного займа

Оба варианта плохо отыграются на и без того неблагополучной американской экономике.

> Но кому хотел и когда хотел. А возможен вариант, что нефть нужно будет не продавать, а беречь для США. Кончается она...

Так они же не верят в это!

От Alexandre Putt
К Alexandre Putt (15.01.2005 22:59:24)
Дата 17.01.2005 00:42:54

Вот и Хомский меня поддерживает (*)

Хомски: Соединенные Штаты - очень свободная страна. Если мы сможем создать реально функционирующую демократическую культуру, которой ныне не существует, если мы проведем настоящие выборы, то все может измениться. Подобное происходило и в более сложных ситуациях, и я уверен, что может произойти и сейчас.
Посмотрите на последние, так называемые, президентские выборы. Прямо перед выборами, самые престижные аналитические институты США опубликовали результаты опросов общественного мнения, которые почему-то не получили широкой известности. Если посмотреть на эти опросы, то население США поддерживают Международный Уголовный Суд и Киотский протокол (США отказываются участвовать в работе Международного Уголовного Суда и отказываются присоединиться к Киотскому протоколу - Washington ProFile). Американцы выступают за то, чтобы лидером в разрешении международных кризисов была ООН а не США, чтобы Соединенные Штаты отказались от своего права "вето" в Совете Безопасности ООН, чтобы наше правительство тратило больше средств на нужды страны, а не на военные программы. Население также выступает против доктрины превентивной войны. Однако этим взглядам не было позволено проникнуть в предвыборную сферу и пресса о них почти не упоминала. Однако все может быть изменено в такой свободной стране, как наша.

Столкновения цивилизаций не существует
Ноам Хомски

http://situation.ru/app/j_art_683.htm

От Иванов (А. Гуревич)
К Фриц (12.01.2005 18:57:00)
Дата 13.01.2005 06:18:12

Странный спор

>>>Чем определяются цены - пользой от раба, или стоимостью его добычи? Я думаю, вторым.
>>А я думаю, что первым.
>Это и значит, что стоимость раба определялась затратами на его добычу.

Как говорил Маршалл, бумагу режут одновременно оба лезвия ножниц.

Цена определяется балансом спроса и предложения. Покупатель оценивает товар с точки зрения ожидаемой полезности, потенциальный продавец (производитель) - с точки зрения прироста ожидаемой прибыли (которая должна быть не меньше прироста затрат). Когда обе оценки сравняются (они договорятся), то это и есть цена.

Вы ведь и сами, вроде бы, это понимаете:
"Рабов добывали всё больше, до тех пор, пока затраты на их ловлю не возрастали настолько, что заниматься их добычей становилось невыгодно."

А формулируете неправильно, т. теоретик. И при этом говорите, что знаете, что такое стоимость.

От И.Л.П.
К Дм. Ниткин (12.01.2005 16:20:11)
Дата 12.01.2005 16:43:28

Re: Еще важно не путать античное рабство с "Хижиной Дяди Тома"

Это совсем не одно и то же. В США рабов использовали как орудие производства в ограниченном числе отраслей (в основном на плантациях), при этом производимые продукты использовались уже в капиталистической экономике. Рабство здесь было, скорее, пережитком, тесно связанным также с расизмом. Соответственно, существовал и развитый рынок рабов - как часть уже капиталистического рынка.

В античный период - т.е. при реальном рабовладельческом строе в рабов, как правило, обращали (полностью или частично) покоренные племена. Рабами также собирали дань с зависимых народов. Т.е. рабов "добывали" нерыночным способом, и рассматривали, скорее, как трофей, а не как товар.

Суть в том, что рабовладельческие хозяйства США были частью капиталистической экономики, и, соответственно, в плане политэкономии это хозяйство неверно рассматривать как рабовладельческое. Соответственно, и формы организации труда в нем могли быть уже иными (на что указывал и С. Кара-Мурза).

Также при капитализме могут долго сохраняться черты феодальной формации, но такое хозяйство уже нельзя рассматривать как феодальное.

От Дм. Ниткин
К И.Л.П. (12.01.2005 16:43:28)
Дата 12.01.2005 17:37:34

Re: Еще важно...

>В античный период - т.е. при реальном рабовладельческом строе в рабов, как правило, обращали (полностью или частично) покоренные племена.

Есть нюансы. Рабы были законной военной добычей. Иначе говоря, рабом становился тот, кто представлял рыночную ценность и кто попадался под руку во время похода. С покоренными племенами отношения строились на свосем иных основах.

Второй источник рабов - невольничьи рынки. Откуда на них брался товар - никого не волновало. Там могли выставляться и продавшиеся в рабство за долги, и жертвы разбойничьих шаек, и просто избытки "говорящих орудий".

Наконец, третий источник рабов - естественное воспроизводство.

>Рабами также собирали дань с зависимых народов. Т.е. рабов "добывали" нерыночным способом, и рассматривали, скорее, как трофей, а не как товар.

Дело в том, что трофеи были весомым стимулом для военных походов. И поэтому вполне можно сопоставлять издержки на проведение похода с потенциальной и фактической добычей.