>истеричность американцев
>Это очень на них похоже. Внешне это могло называться: "как мы построили русским завод??".
>Но суть была : "как русские построили такой пусть не самый крутой, НО ОЧЕНЬ НЕПЛОХОЙ завод"?
Но неточны в деталях, весьма существенных.
>Это их традиция. Я читал, что сотрудник Ферми (фамилии как всегда не помню), котрый занимался обогащением урана в манхэттенском проекте, получил пробирку с воздухом из Ирана в 1949 году. Сделал радиохимический анализ, и пришел к выводу, что русские взорвали бомбу.
Ну какого хрена неизвестному сотрудника Ферми буду присылать пробу воздуха из Ирана.
США состоит не из одного конгресса с его истерчными политиками, но и из большого количества ученых и бизнесменов весьма трезво мыслящих. Вопрос о возможности обнаружить следы взрыва был интересен независимо от СССР, т.к. радиоактивные осадки выпадали после американских взрывов. Само возможность образования микрочастиц, а не распада на отдельные атомы при солнечных температурах - весьма нетривиальна и Опппегнеймеру сначала показаласт невероятной. Тем не менее это было доказано и начиная с 40-какого-то (могу уточнить) года американцы круглосуточно держали в воздухе самолеты берущие пробы воздуха.
Они определили не только наличие взрыва, но и место взрыва и время с точностью один час. Но это работала гигантская научно-техническая машина, финансируемая на средства бюджета США, кстати, а не ученый - одиночка.
Сроки создания бомбы в СССР американцы определили практически верно. Правда ошиблись с началом работ :о). Они оценивали в 5-10 лет. Если считать, что СССР начали в 45-м (а они переслали СССР отчет о работах по созданию бомбы - известный отчет Смита), то они ждали взрыва где-то в 51-м. Реально информация была у СССР гораздо раньше 45-го.
Взрыв бомбы в Семипалатинске фактически послужил спусковым крючком для разворачивания работ по созданию мегатонных (почеркиваю, именно мегатонных, меньше не имело смысла, с точки зрения американцев, слойку-будильник они знали с 46-го) водородных зарядов.
Вообще надо иметь в виду, что "истеричность" частично наигранная, просто идет чисто экономическая в основе борьба разных кланов и секторов американчской промышленности...
>>Это их традиция. Я читал, что сотрудник Ферми (фамилии как всегда не помню), котрый занимался обогащением урана в манхэттенском проекте, получил пробирку с воздухом из Ирана в 1949 году. Сделал радиохимический анализ, и пришел к выводу, что русские взорвали бомбу.
>
>Ну какого хрена неизвестному сотрудника Ферми буду присылать пробу воздуха из Ирана.
>Они определили не только наличие взрыва, но и место взрыва и время с точностью один час. Но это работала гигантская научно-техническая машина, финансируемая на средства бюджета США, кстати, а не ученый - одиночка.
вы правы. но и я тоже.
значит так. Книжка называется "Complexity", автор Mitchell Waldrop. История создания "Института сложности" в Санта-Фе ( http://www.santafe.edu/). Книжку эту могу дать на время, у меня ест ксерокс.
Институт междисциплинарных исследований. У него 2 директора. Один из них Мюррей Гелл-Манн, физик с мировым именем, нобелевский лауреат. автор идеи кварков. Брайан Артур, которым я тут уже стращал, тоже какой-то почетный член.
Второй директор -- именно тот человек, о котором я говорил. Он либо еще жив, либо был жив до самого последнего времени.
Это не просто "неизвестный" сотрудник Ферми, это ЕДИЕНСТВЕННЫЙ в манхэттенском проекте специалист с комбинированным и уникальным В ТО ВРЕМЯ образованием : радиохимик. Как его нашли -- тоже песня менеджмента.
Этот человек владел ВСЕМИ секретами манхэттена, что сильно беспокоило Оппенгеймера в том плане, что человек ПО ФАКТУ знал ВСЕ или почти ВСЕ, а соотв. допуска у того не было, и человек, вообще говоря, мог сесть на электирческий стул. Оппенгеймер неоднократно писал руководству страны, ЦРУ и пр. НО НЕ РЕШИЛ ЭТУ ПРОБЛЕМУ :)
это кстати, пример того, как совершенно виртуозный менеджмент может уживаться с полнейшим разгильдяйством и безобразием, что льет воду на мою мельницу о НОРМАЛЬНОСТИ "неестественных" перекосов в брежневской экономике.
именно ЭТОМУ товарищу доставляли воздух из Ирана. Наверно, не его одного вызывали "на ковер" в Конгресс, но он -- безусловно, был одной из ключевых фигур.
Этого человека хорошо знал Кикоин -- автор и руководитель разделения изотопов в нашем, советском атомном проекте.
Мне рассказывали, что Кикоин от зависти не давал издать в СССР книжку этого американца -- давно опубликованную в США об истории американского разделения изотопов. Не знаю в чем там дело, у больших ученых свои тараканы в голове, но книжку издали как только Кикиоин умер.
так что, при всем МОЕМ УВАЖЕНИИ к американской разведывательно-научно-техно-военной машине Манхэттена, роль отдельных личностей никуда не девается. Она исключительна.