На первый взгляд, довольно здраво выглядит.
НЕсколько цитат:
"
Для критики теории предельной полезности есть много оснований. Но ее основным, принципиальным недостатком является ограниченный, односторонний подход к сложному предмету. Никто не может отрицать того, что любой товар есть не просто полезность, но полезность, которая стоит труда. Это значит, что товар помимо двух его видимых свойств - потребительной и меновой стоимостей - обладает также скрытым от непосредственных ощущений свойством стоимости. Это значит также, что каждый участник товарообмена является одновременно продавцом и покупателем и, следовательно, руководствуется одновременно двумя мотивами - субъективной оценкой полезности приобретаемого товара и столь же субъективной оценкой количества труда, затраченного на создание собственного товара, т. е. его стоимости. Строить теорию обмена целиком на одном из этих свойств товара и разделении участников товарообмена на продавцов и покупателей значит создавать экономическую модель, заведомо искажающую реальные мотивы их поведения.
...
Ограниченность теории предельной полезности с ее законом убывающей предельной полезности - не тайна для сторонников рыночных теорий, хотя в популярных учебниках об этом не принято говорить. Еще пятьдесят лет назад (в 1948 г.) будущий лауреат Нобелевской премии М. Фридмен и Л. Сэвэдж опубликовали совместную статью ''Анализ выбора в условиях риска'', которую они сами назвали ''надгробным памятником на могиле теории убывающей предельной полезности, которая так долго господствовала в экономической науке''. В этой статье они, опираясь на работы Д. Бернулли, Дж. фон Неймана и О. Моргенштерна, утверждали, что ''закон убывающей полезности был изначально ошибочным'' и обосновали ''теорию увеличения ожидаемой полезности'' [71] как более соответствующую многим видам экономической деятельности, которые, подобно азартным играм, характеризуются наличием вероятности выигрыша или проигрыша.
"
Кардинальным недостатком теории предельной полезности является то, что она ограничивается анализом субъективных предпочтений человека, отвлекаясь от того факта, что покупатель в обмен на предпочитаемый товар должен иметь другой товар, который стоит ему собственного труда. Поэтому величина меновой стоимости товара, приобретаемого посредством обмена, определяется не только потребительскими предпочтениями человека, но, кроме того и главным образом - количеством товара, который он способен воспроизвести.
Человек может предпочитать бифштекс морковной котлете, но возьмет котлету, если ему нечего предложить в обмен на бифштекс. С позиций трудовой теории стоимости этот факт легко и понятно объясняется тем, что человек за единицу времени своего труда ''производит'' в данных социальных условиях такую стоимость в денежной форме, какую другой человек производит в форме морковных котлет. Для покупки бифштекса такому человеку надо научиться ''делать деньги'' в течение того же самого времени в несколько большем количестве, т. е. более производительно.
Маржиналисты такого рода факты не могут правильно объяснить, потому что они абстрагируются от наиболее существенного обстоятельства - товарной природы денег. Их объяснения выглядят достаточно респектабельно только благодаря тому, что в качестве модели рассматривают товарно-денежный, а не чисто товарный рынок и при этом отвлекаются от важнейшего вопроса: сколько труда стоит зарабатывание денег их владельцу?