От Фриц
К C.КАРА-МУРЗА
Дата 30.12.2004 17:12:53
Рубрики Хозяйство; Теоремы, доктрины;

Во времена Аристотеля было много свободных крестьян и ремесленников.

Говорят, их было больше, чем рабов. Свои товары ремесленники, естественно, на рынке продавали.
А дело в том, что сложная бухгалтерия тогда была не нужна. Вот в 15-м веке она понадобилась, и какой-то итальянец её выдумал - и проводки, и двойной учёт. И посейчас так считают. А вслед за бухгалтерией и экономику выдумали. Всё потому, что капитализм основан на обмене. Нельзя при таком хозяйстве без этих дармоедов экономистов.

От Михаил Едошин
К Фриц (30.12.2004 17:12:53)
Дата 30.12.2004 18:23:17

Честно говоря, создавалась или не создавалась прибавочная стоимость —

вопрос терминологии. Прибавочный продукт, во всяком случае, создавался. Производство было в довольно большой степени товарным, наиболее резко делившимся по линии город — деревня. Разделение труда и обмен товарами существовало в весьма развитой форме и вполне адекватно отражалось в стоимости, достаточно взглянуть на ее воплощение — деньги. По-моему, для упрощения модели вполне можно распространить понятие прибавочной стоимости и на рабский труд, во всяком случае, источник дохода владельца рабов и владельца капитала один — способность человека производить больше, чем требуется и общественные отношения, позволяющие оставить трудящемуся как раз то, что требуется и забрать остальное.

Кстати, в Риме существовали и наемные рабочие, но эта форма труда не преобладала. Рабов было около трети населения. Рабство в то время было наиболее эффективным способом организации труда, получавшим выгоду сравнительно с ремесленниками и свободными крестьянами за счет простейшей организации и кооперации.

От Дм. Ниткин
К Михаил Едошин (30.12.2004 18:23:17)
Дата 30.12.2004 21:56:51

Согласен

>вопрос терминологии. Прибавочный продукт, во всяком случае, создавался. Производство было в довольно большой степени товарным, наиболее резко делившимся по линии город — деревня. Разделение труда и обмен товарами существовало в весьма развитой форме и вполне адекватно отражалось в стоимости, достаточно взглянуть на ее воплощение — деньги.

Верно замечено. Там, где есть деньги, там наверняка есть и стоимость.