От Георгий
К Администрация (Дмитрий Кропотов)
Дата 29.12.2004 21:02:42
Рубрики Тексты;

Культура (-)




От Георгий
К Георгий (29.12.2004 21:02:42)
Дата 12.01.2005 22:42:20

Владимир Винников: "Валерьяныч" (Памяти В. В. Кожинова) (*+)

http://zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/05/581/51.html

Владимир Винников
<ВАЛЕРЬЯНЫЧ>
--------------------------------------------------------------------------------






Брать это интервью у Вадима Валериановича Кожинова для газеты "Завтра" должен был мой коллега и добрый приятель Денис Тукмаков,
философ по образованию. Но что-то у него тогда не сложилось, и в старый дом у Нового Арбата по заданию редакции пришлось
отправляться мне. На дворе стоял январь 2000 года, только что, в декабре, прошли очередные выборы в Государственную думу, и на смену
Ельцину пришёл Путин.

Нельзя сказать, что к тому времени я совершенно ничего не знал и не слышал о предстоящем собеседнике - для человека, хоть
как-то причастного к интеллектуально-политическим спорам конца 80-х-начала 90-х годов, это было невозможно уже тогда.

Как известно, Кожинов не занимал никаких официальных постов, не был обременен академическими званиями, но безусловно считался
(и безусловно являлся) одним из лидеров патриотического крыла отечественной культуры. Не случайно еще в первой половине 80-х годов,
когда предперестроечная битва за умы и настроения советского общества выплеснулась наружу, именно по Кожинову тогдашние "демократы"
били прямой наводкой из всех калибров имевшегося у них "информоружия".

И сам я, в те годы прилежный читатель популярных "Аргументов и фактов", "Огонька" и "Литературной газеты", постепенно запомнил
фамилию Кожинова через постоянное упоминание литераторами наподобие Бенедикта Сарнова и Натальи Ивановой - как умелого мастера
недобросовестной полемики и передёргивания цитат, открытого врага исторического прогресса и скрытого русского шовиниста.

А потому, увидев летом 1990 года на полке одного книжного магазина в русской глубинке тёмно-синего переплета книгу Вадима
Кожинова "Размышления о русской литературе", с удовольствием ее купил - надо же знать первоисточники, пусть даже в лице такого
мастодонта советской критики. А по прочтении, разыскав в справочнике СП СССР адрес автора, даже отправил ему письмо с выражением
какого-то своего несогласия - которое несогласие, впрочем, оказалось гораздо менее серьезным, чем ожидалось. Ну, не был Кожинов
похож на свой "демократический" образ-пугало, и всё тут. И обо многом его работы заставляли задуматься заново. Например, о реальной
применимости каких-то "универсальных рецептов" построения общества и культуры. А уж последующее бурное десятилетие и вовсе
развернуло многое на 180о. Хотя к творчеству Кожинова-литературоведа в эти годы обращаться как-то не пришлось.

И вот, как в романе А.Дюма-отца, десять лет спустя, мне предстояла встреча с "великим и ужасным Валерьянычем", который не
просто покинул на это время из культурного пространства, но углубился в исторические изыскания.

Что тут делать? Договорившись по телефону с Кожиновым о встрече, накануне пошёл к старшему товарищу, заместителю главного
редактора, уважаемому литературному критику Владимиру Григорьевичу Бондаренко: расскажите, кто такой Кожинов, о чем с ним нужно, о
чем можно и о чем нельзя говорить. Ответ был приблизительно такой: "Валерьяныч" - мощнейший интеллект, живой классик, но человек
чрезвычайно сложный, любит "строить" всех по-своему, раньше был даже не "генералом" литературным, а чуть ли не "маршалом", способным
обеспечить любое издание и даже славу в "почвеннических" кругах. Но к людям, от него независимым, как, например, сам Бондаренко,
относится мало сказать пристрастно - даже ревниво. Вернее, относился - от литературной политики после 1991 года ушёл в историю,
теперь это его главный конёк:

Ладно, раз так - не будем выходить за рамки редакционного задания. Кожинов встретил меня в обычном для своих посетителей зале,
непосредственно примыкавшем к крохотной прихожей и по всему периметру до потолка заставленному книгами, показал соседнюю "архивную"
комнату, точно так же, до потолка, заваленную разными бумагами, непрерывно курил "беломорины", сминая их гильзы наподобие ракетных
стабилизаторов, и сыпал своими комментариями по поводу прошедших выборов и перспектив Путина. Расшифровав через несколько дней эту
диктофонную запись, я снова отправился к Вадиму Валериановичу визировать текст, прихватив заодно давнюю его книжку для автографа.

Кожинов встретил меня с моим письмом десятилетней давности в руках: "не отпирайтесь, вы писали:" Значит, в этом хаотическом по
виду нагромождении бумаг, показанном хозяином дома, на самом деле существовал абсолютно железный порядок?! Пришлось чистосердечно
сознаваться и объясняться - был, мол, такой грех, но многое изменилось в стране и во мне, и вот я здесь: Объяснения, судя по всему,
были приняты, автограф дан, беседа с заголовком "Только верить:" опубликована в ? 3 "Завтра" за 2000 год, а у меня начался период
личного общения с Вадимом Валериановичем - всё более тесного, содержательного и откровенного, вплоть до его гибели 25 января 2001
года.

Встречались мы за этот год, наверное, раз тридцать. Иногда встречи были мимолетными - я заносил гонорар или текст очередной
беседы на сверку. Иногда они длились часами - Кожинов рассказывал о своей жизни и о людях, с которыми его сводила судьба. Причем не
просто рассказывал, а часто показывал видеозаписи. Так, по кожиновскому телевизору я увидел его беседу в прямом эфире с литератором
Андреем Нуйкиным, которому Кожинов публично отказался подать руку - за причастность к расстрелам 93-го года. И певца Александра
Васина с его "певческой дружиной". И выступление по "Голосу России", практически полностью посвященное особому пути нашей страны.

В это время издательство "Алгоритм" активно выпускало книги Вадима Валериановича по истории России и русской культуры, которые
не просто заполняли собой какие-то "белые пятна", но придавали совершенно иной смысл даже хорошо вроде бы известным фактам и
процессам.

По сути, Кожинов попытался применить к истории, как науке, культурологическую оптику своего учителя Михаила Михайловича
Бахтина, когда факт становится образом, и в этом качестве начинает освещать весь "хронотоп", которому принадлежит. Надо сказать,
здесь он преуспел даже намного больше чаемого - разработанная им методология нашла благодарных продолжателей в лице В.Галина и
многих других. Но еще важнее то, что его работы: и критические, и тем более, исторические - разрушали сам фундамент мировоззрения
"общечеловеков": что все люди одинаковы, поскольку относятся к биологическому виду homo sapiens sapiens, у них одинаковые "основные
инстинкты" и основные потребности, а значит - что хорошо для "Дженерал моторс", хорошо для Соединенных Штатов, и что хорошо для
Соединенных Штатов, хорошо для всего человечества. Кожинов утверждал и отстаивал совершенно другое: "Я никогда не говорил, что
Россия лучше других стран. Я всегда говорил, что она другая. В ней есть свои достоинства и недостатки. Неизвестно, что перевесит на
весах, когда, скажем, придут народы на последний страшный суд" (из интервью "Русскому переплету" 5 августа 1999 года). Или: "Запад
четко понимает свое превосходство, в частности, даже военное, над нами, но так и не смог ни завоевать, ни принизить Россию - в то
время, как все другие континенты, я имею в виду Африку, Америку, большую часть Азии южнее России,- Запад покорил без особых
сложностей, иногда - силами очень небольших отрядов. Но там приходилось перебираться через моря и океаны, а здесь не было ни моря,
ни какого-нибудь горного хребта - казалось бы, иди и прибирай к рукам, но ничего не вышло. И это порождает у Запада, с одной
стороны, если хотите, какую-то неудовлетворенность собой, а с другой стороны - страх.

С какой-то точки зрения, тяжба Запада с Россией - это продолжение его тяжбы с Византией. Причем тогда дело обстояло для Запада
еще более неприятным образом, потому что Византия вплоть до своего падения, конечно, превосходила Запад и как цивилизация, и как
культура. И я склонен думать, что, может быть, католические страны испытывали перед Константинополем болезненное чувство собственной
неполноценности, которое все же отсутствует по отношению к России" ("Завтра", 2000, ? 12).



Мысль о том, что Россия - страна "отсталая", находящаяся "на обочине мирового развития" была для Кожинова абсолютно - вплоть до
отвращения - неприемлема. Вот он пишет о своем любимом Бахтине, о том, что концепции Михаила Михайловича на Западе приходят на смену
структурализму, и вскользь замечает: "Подобная смена методик вполне уместна и вполне характерна для западных "профессионалов":
сегодня они готовы поклоняться, скажем, компьютеру, а завтра - в силу изменения конъюнктуры - Богу (в рамках своих возможностей,
понятно) - и наоборот. Разумеется, и в России есть свои - хотя и не столь отшлифованные и доведенные до кондиции - "профессионалы".
Но это как раз существа, целиком и полностью обращенные на Запад, неспособные самостоятельно, без подсказки с Запада, не то что
понять, но даже просто увидеть собственные великие ценности России".

Кожинов не просто отрицал "второсортность" русской цивилизации по сравнению с так называемой "западной" - он спокойно и
доказательно называл те объективные моменты, которые вообще позволяли говорить о подобной "второсортности": от географического
расположения России до ее катастрофической исторической судьбы, находя объяснение последней - в "идеократичности" нашего народа и
нашего государства.

"Страны Запада можно определить прежде всего как страны номократические (от греческого "номос" - закон, и "кратос" - власть). В
них власть принадлежит закону. А страны Востока - страны этократические (от греческого "этос" - обычай). Там господствуют
определенные обычаи. Россия же - страна идеократическая, где главную роль играет власть идей. При этом я подчеркну сразу, что это
власть не какой-либо одной идеи - господствующие идеи на территории России не раз менялись: Россия - страна идеократическая, на
комплексе идей у нас держится всё остальное: все государственные институты, вся хозяйственная жизнь. Они для нас или одухотворены
некоей идеей - или мертвы и подлежат безусловному уничтожению. Надо специально отметить, что идеократичность - гораздо менее
надежный и гораздо более рискованный принцип, нежели власть законов или обычаев. Но в то же время я берусь утверждать, что именно
эта идеократичность обеспечила самые великие победы России, её, как выразился не любивший Россию К.Маркс, "мировые успехи".

Русский характер он видел и любовался им не через природу, не через поле или избу, как многие другие патриоты, а через историю,
через связь исторических действий и событий. Кожинов искренне считал, что с 1945 по 1961 год Россия в форме Советского Союза несла
на себе "мировое лидерство", что ее ослабление и распад - результат не столько вражеских западных козней, сколько отказа от идеи
коммунизма как общества социальной справедливости и поисков новой, более адекватной идеи. И начисто отрицал возможность
использования в качестве такой идеи идеи либеральной, поскольку она противоречит всему строю русской жизни. "Попытки переделать
Россию по образу и подобию Запада, которые и сейчас продолжаются:, бесплодны, и вовсе не потому, что Запад - какое-то зло, а
Россия - добро, нет. Зла у нас не меньше, а в чем-то больше, чем на Западе, но оно - другое. И попытки исправить наше зло чужим
добром приводили и приводят только к обратному результату. То есть западные идеологии не универсальны, они - так или иначе - созданы
и действуют в интересах Запада. Это необходимо понимать" ("Завтра", 2000, ?27).

Однако это историческое лидерство не могло быть длительным - и не только по причине подавляющего экономического и военного
превосходства Запада, объединенного после Второй мировой под эгидой США. Были тому и серьезнейшие внутренние причины, которые
Кожинов осветил в том же интервью "Русскому переплету": "(До встречи с Бахтиным. - В.В.) Я общался почти исключительно с евреями.
Потому что русских не было (!), они исчезли (!), то есть русские высокого интеллекта и высокой культуры, их почти не было... Когда
через год я снова приехал к Бахтину, - я ему не стал об этом писать, - чуть ли не первое, о чем я его спросил: "Михаил Михайлович, я
не могу понять, как вы порекомендовали Розанова, а ведь он такой страшный антисемит. На что Бахтин мне ответил: "Что ж поделаешь, но
примерно также думали и писали, правда, чуть меньше, чем Розанов, почти все великие писатели и мыслители России, начиная с Пушкина,
Лермонтова, Гоголя или Киреева, Аксакова и прочая". И тут я опять изумился: "Ну, как же так?!" Он мне говорит: "Понимаете, это
замалчивается, многое выбрасывается. Например, в собрании сочинений Льва Толстого, которое называется полным, есть более пятидесяти
купюр, касающихся еврейского вопроса. Так все думали, потому что это и воспринималось как реальная опасность, реальная угроза.

Это для меня было колоссальным переломом. В то время не было человека в мире вообще, который мог бы меня вот так вот изменить.
Мне до этого представлялось, что сказать что-нибудь критическое о евреях значило проявить себя как человека неинтеллигентного. Что
интеллигентный человек, культурный человек не может ничего говорить против евреев. Ну, хотя бы потому, что это такой страдающий
народ, гибли от рук нацистов, что это недопустимо..."

То есть мировое лидерство Советского Союза во многом было обусловлено поддержкой или благожелательным нейтралитетом мирового
еврейства. Когда они сменились почти открытым противостоянием, "пара" для нашего "паровоза" оказалось уже недостаточно. И Кожинов
всеми силами, вначале даже бессознательно, стремился восстановить сообщество русских высокого интеллекта и высокой культуры. Что-то
ему удавалось, но не всё, далеко не всё: Более того, внимание Кожинова к тому или иному поэту в самих "почвеннических" литературных
кругах 60-х-70-х годов воспринималось как некая "чёрная метка". Но вот сам ли В.В.Кожинов был тому причиной - еще вопрос.

"Пётр (Кошель. - В.В.), - помнится, пугал я его на молодогвардейской (издательство!) лестнице, - говорят, все, на кого положил
глаз Вадим Валерианович, плохо кончают: Прасолов застрелился, Рубцова задушила подушкой любовница, Соколов перестал писать и пьет, у
Кузнецова - головокружение от успехов". В ответ Кошель сопел... Да что мог он противопоставить, если самый любимый поэт Вадима
Кожинова - Владимир Соколов при всем дружеском расположении назвал своего опекуна - "Кровавый Валерианыч". (Александр Щуплов "Змей
Горыныч русской литературы").



Не стану отрицать - некое "вампирство" там присутствовало, и сам я однажды оказался невольным (но скорее - нужным) его
свидетелем. В один прекрасный день - кажется, это был сентябрь 2000 года - раздался звонок, и Вадим Валерианович вежливо, но твердо
пригласил меня к себе завтра на час дня. Явившись туда в указанное время, я застал его беседующим с уже немолодой, но весьма
представительной столичной красавицей, - как выяснилось, бывшей женой гениального Владимира Соколова и нынешней супругой какого-то
важного генерала. Речь шла о каком-то новом издании стихов Соколова, и что-то от этой дамы там зависело. Поблескивая очками, Кожинов
спокойно рассказывал своей гостье об этом самом издании, а потом предложил ей послушать одну песню на стихи Владимира Соколова. Явно
убаюканная его речами, дама не стала отказываться. И певец Васин с телевизора запел знаменитый "Венец": "Вот мы с тобой и
развенчаны:"

Господи Боже мой! Когда прозвучала заключительная строфа:

Видишь, за облак барашковый
Плыл и уплыл, наконец,
Твой васильковый, ромашковый
Неповторимый венец...

- с дамой случилась натуральная истерика. "Это ведь я! Я - эта русая девочка! Если бы он не пил!.. Ах, если бы он не пил!.." -
в голос, по-деревенски, по-бабьи, рыдала она, немало, видно, прошедшая в своей жизни и всё в ней повидавшая, о своем неслучившемся
счастье. Кожинов всё так же поблескивал очками, принёс воды, заставил гостью попить из стакана, успокоил ее и продолжил деловую
беседу:

Что там и говорить, он явно любил ходить по краю: "есть наслаждение в бою и бездны мрачной на краю". В своих последних книгах,
исследовав проблему холокоста, что называется, под микроскопом, Кожинов обнаружил слишком много, недопустимо много подтекстов.
Например, тот, что внутри мирового еврейства существуют своего рода "сверхевреи", "хаверим", объединенные в "товарищества", которые
относятся к "простым" евреям так же, как "простые" евреи должны относиться к "гоям". Или "двойную бухгалтерию", когда в число жертв
холокоста дважды занесены два миллиона евреев, погибших на территории Западной Украины и Западной Белоруссии: один раз как польские,
а второй - уже как советские граждане. Или полное равнодушие мирового еврейства к другим жертвам нацизма: от поляков и цыган до
белорусов и русских.

"Когда речь заходит о "еврейском вопросе", надо уточнять, о каком из них идет речь. Ведь "еврейских вопросов" сразу два: вопрос
о власти и вопрос о деньгах", - как-то пошутил Вадим Валерианович. Он, женатый на Елене Владимировне Ермиловой, дочери известнейшего
литературного критика, еврейке по национальности и православной христианке по вероисповеданию, с которой счастливо прожил более
сорока лет, был начисто лишен какого бы то ни было антисемитизма. Но антисемит, как известно, - это вовсе не тот, кто выступает
против евреев. Антисемит - это тот, против кого выступают евреи.

В декабре всё того же 2000 года Кожинов неожиданно завел - сам - разговор о сотрудничестве в газете "Завтра", изъявил
готовность вести колонку под названием "Лики и маски истории", но попросил платить ему гонорары по высшей ставке. Александр
Андреевич Проханов, подумав, на это согласился, и с такой вестью я поспешил на Большую Молчановскую. "Не подумайте, что Кожинов на
старости лет стал скрягой. Я вообще никогда не писал за деньги и никогда не нуждался, но сейчас вынужден на это пойти. Нас, когда мы
были в отпуске, обокрали", - поделился он своим горем. Оказалось, что воры вынесли все гонорары за кожиновские книги - достаточно
серьезную сумму, которая хранилась дома. "Я теперь нищий", - с горечью шутил Вадим Валерианович. Но нищий Кожинов оказался ничуть не
смиреннее и не "благоразумнее" Кожинова зажиточного. Он врезал в ответ "Мифом о 1941 годе" - последней, как оказалось, прижизненной
публикацией (она вышла в свет 23 января 2001 года).

Во время нашей последней встречи подарил мне сборник стихов Василия Казанцева под своей редакцией, надписав на нем: "Просьба
внимательно прочесть!" Пожаловался, что скоро должен лечь в больницу - врачи нашли обострение язвенной болезни. Утром в пятницу 25
января мне сообщили о скоропостижной смерти Вадима Валериановича. Это был неожиданный и тем более страшный удар. Телефон не отвечал,
и я, уже зная код подъезда, поехал отвозить его жене гонорар за эту публикацию. Дверь в кожиновскую квартиру оказалась открытой
нараспашку. "Всё уже ни к чему, ни к чему!" - повторяла Елена Владимировна. Мне оставалось только попрощаться с ней и, оставив
деньги, уйти. Некролог в "Завтра" написал Владимир Григорьевич Бондаренко, мой же текст памяти Кожинова опубликовала газета ЦК КПРФ
"Правда России", где редактором был тогда Владимир Васильевич Рындин, ныне тоже покойный. Сообщение же интернет-сайта Lenta.ru о
смерти Кожинова звучало так: "О высоком. Скончался писатель, литературовед и публицист Вадим Кожинов". Такие вот "тихие радости":

С самим Вадимом Валерьяновичем удалось попрощаться на гражданской панихиде 27 января в Институте мировой литературы, куда
пришли толпы народа, очередь выхлестывала во двор. "Его имя останется в истории тысячелетней русской культуры наравне с теми
именами, каковые мы открываем для себя в первых наших уроках познания и которые остаются в нашем сознании до конца нашей жизни", -
говорил писатель Леонид Бородин. Петр Палиевский: "Присутствие Вадима Валериановича в нашей жизни всегда было и остается
неискоренимым".

Игорь Шафаревич: "С Вадимом Валериановичем Россия потеряла не только глубочайшего мыслителя и исследователя самого высокого
уровня, но и необыкновенного русского человека, одного из тех людей, которые рождаются, быть может, только один раз на целое
поколение".

Лицо Вадима Кожинова, при жизни иссушенное куревом и морщинистое, было в гробу странно отечным и желтым, как никогда не
случается при "остром желудочном кровотечении", которое значилось как официальная причина смерти. Дождавшись своей очереди, я
коснулся губами холодного лба покойного и ушел.

Впрочем, как теперь выясняется, никуда я от него не ушел, и Кожинов тоже никуда не ушел. Наоборот, теперь он навсегда вошел в
нашу Россию, стал частью ее, одним из фундаментальных, краеугольных камней здания отечественной культуры. И кожиновские работы, в
отличие от трудов многих его недоброжелателей и клеветников, еще послужат русской славе и русской силе.



От Георгий
К Георгий (29.12.2004 21:02:42)
Дата 04.01.2005 20:34:36

Виктор Топоров: "Новых не надо" (*+)


Русский Журнал / Обзоры /
www.russ.ru/culture/20041227_vt.html

Новых не надо
Виктор Топоров

Дата публикации: 27 Декабря 2004

Отсутствие новостей - это лучшая новость, не правда ли? Однако в литературе отсутствием новостей хвастаться как-то не принято.
Изящная словесность живет открытиями, сенсациями, на худой конец скандалами. Увы, заканчивающийся год - во многих отношениях
примечательный и, не исключено, переломный - оказался для отечественных писателей и, соответственно, читателей просто-напросто
никаким. "Мода на все", как называется одна из сереньких питерских телепередач, неизбежно оказывается отсутствием моды на что бы то
ни было. Абсолютный штиль исключает не только веяния, но и малейшее дуновение. Горные вершины спят во тьме ночной, но и тихие долины
свежей мглой наполниться не спешат. Самые неунывающие похваляются "третьим дыханием" - по Чейн-Стоксу. Литература фатально не
поспевает за жизнью. В том числе - и в мертвецкую.
На пике одного из арабо-израильских конфликтов Леонида Ильича Брежнева озадачили проблемой двойной лояльности советского еврейства.
Трудящегося, наряду с прочим, в режиме секретности, успешно штурмующего, а затем и заканчивающего престижные (пусть и не самые
престижные) вузы, играющего непропорционально заметную роль в культурной жизни страны. Тогда еще не испытывавший трудностей с
артикуляцией генсек отчеканил: "Новых не брать, а старых не увольнять! Кто уже работает, пусть работает". Если отвлечься от
неактуального еврейского вопроса, нельзя не заметить, что брежневская формула отвечает условиям игры в современной литературе на все
100%.
Забавно, что даже действительно молодые люди, вызывающе объявившие себя "свежей кровью", решили, по-видимому, застыть в таком
качестве навсегда, а главное, не допустить до раздачи никого из "идущих порознь" и вслед за ними. Чуть ли не еженедельно публикующий
поколенческие манифесты Сергей Шаргунов уже не первый год славит Анну Козлову, не забывает себя любимого и с напускным отчаянием
вздыхает о том, что, мол, замолчала Ирина Денежкина. Других молодых писателей у него для нас нет! И у его коллег по "поляне" тоже.
Хотя и понятно, что этот молодняк берет почтительный пример со старших. У которых, по определению, ноги еще грязнее.
В списках бестселлеров фигурировали в 2004 году уже не книги, а тени книг: еще один Коржаков про Ельцина, еще одна Трегубова про
Путина и примкнувший к ней Колесников, еще один Радзинский про царей, очередной Мулдашев, очередной Коэльо, очередная Донцова.
Правда, очередной Умберто Эко в лидеры продаж не выбился, зато его американский эпигон с "Кодом да Винчи" снял кассу. "Гробик"
Акунина, новые Маринина и Сорокин расходятся со скрипом, адаптированный для масс Пелевин и изначально минималистский Рубен Гальего -
по инерции. Промелькнул сравнительно (с самим собой поздних "философических" лет) неплохой Веллер, молчит Крусанов, сдулся Стогофф.
Пишут, конечно, те, имя кому легион, - пишут в толстые журналы и в дотационные издательства, - но уж лучше б они этого не делали.
Власть вроде бы прервала идеологическое молчание, вяло обозначив заказ на социальный оптимизм, - вот они и стараются. Все пишет
вошь, все пишет гнида, все пишет тетка Степанида, все пишет северный олень, все пишут все, кому не лень. Разве что поиссяк поток
рукописей и, соответственно, публикаций из-за рубежа, поиссяк - но отнюдь не пресекся. "Наши девочки носили чулки с резинками на
поясе", - сказано у шестидесятилетнего эмигранта - и это не эротическая проза, а мемуарная. Хотя преобладает эротическая...
Предсказуемо распилили премии. Войнович дал Букера Аксенову, и того тут же назначили председателем букеровского жюри на следующий
год, так что теперь Аксенов даст премию Войновичу. Иначе будет не по понятиям - шестидесятническим в том числе. Войновичу, правда,
надо успеть опубликовать роман или хотя бы рассказ. Пушкинскую премию присудили Евгению Рейну - жюри потом побуянило, но в конце
концов заведомо подтасованное решение съело; белкинскую - Валерию Попову; но счастье и несчастье ходят рядышком: с 1 января всех
наших лауреатов лишат права на дармовой проезд в общественном транспорте и на бесплатные лекарства, кроме психиатрических.
Василий Аксенов, впрочем, выстоит: бездарный сериал по бездарному недороману превратил и печатную версию "Московской саги" в ходкий
товар. И вообще, подзабытую словесность (вроде "Детей Арбата") вовсю принялись превращать в телеоперу. И понятно почему - слишком уж
исхалтурились на бесконечных "ментах" профессиональные сценаристы. И еще, говорят, пошла мода на ретро. Пошла на Первом канале - и
этого оказалось более чем достаточно.
Телевидение определяет сознание. Татьяна Толстая, забросив писательство, продает себя как телепродукт. Виктора Ерофеева больше не
путают с Венедиктом, потому что автора поэмы "Москва-Петушки" не показывают по ящику. Публика расхватывает "Диалоги" Александра
Гордона, не говоря уж о впрямь приятных юморесках Виктора Шендеровича. Петербургский канал "СТО" смотрят немногие, но первый тираж
романа Татьяны Москвиной "Смерть это все мужчины" разошелся за несколько дней.
Книги меж тем - кроме колоссов на телебашенных ногах - выходят исчезающе малыми тиражами. Скажем, в тысячу экземпляров - так
выпускает современную прозу питерское издательство "Амфора". Исчезающе малыми - но и они, блин, не исчезают из продажи, уныло пылясь
на полках и фирменных этажерках в магазинах. И мысль о том, что им, "как драгоценным винам, настанет свой черед", посещает издателей
все реже. И писателей, пожалуй, тоже.
В таком контексте запуск новой серии современной прозы, затеянный издательством "Астрель", выглядит предприятием дерзким, чуть ли не
безумным. Серию, ведомую критиком Вячеславом Курицыным, уже успел разнести по кочкам другой критик - Борис Кузьминский. Точности для
отмечу, что и сам Кузьминский вел четыре года назад книжную серию, пока ее не закрыли как низкорентабельную. Но серия Кузьминского
называлась "Оригинал (Литература категории А)", а серия Курицына называется "Неформат"! Почувствуйте разницу - и почувствуйте тем
острее, что речь идет о сериях, если отвлечься от вкусовых предпочтений обоих составителей, задуманных как идентичные. Как новая
качественная беллетристика - с одинаковым логическим ударением на оба эпитета. Но к сегодняшней прозе издатель относится с заведомым
смирением - как к поэзии. Да и тиражи сближаются.
О поэзии говорить не стоит - там сплошной Пушнер. Замолчали даже московские валютные классики. Поэзия ушла в слэм и в домашние
посиделки, но это уже поэзия семейной жизни или в лучшем случае ресторанной. "Перестаньте читать в кафе, вы не румынский оркестр", -
сказал девяносто лет назад один наш классик другому.
Трое столичных стихотворцев - Шкляревский, Синельников и все тот же ненасытный Рейн - решили перевести на русский стихи Туркменбаши.
Вернее, даже не так: смиренно попросили у хана соизволения на "сахаринную пахлаву восточных переводов". А еще один
высокопоставленный виршеплет - Сергей Михалков - прислал приветственную телеграмму двум объединившимся под патронажем В.И.Матвиенко
союзам петербургских писателей. Объединение прошло хорошо - и между речами (одному из ораторов, правда, из зала крикнули: "Пошел ты
в жопу!" - но он, приверженец и пропагандист здорового образа жизни, совету, к сожалению, не последовал) и халявным фуршетом даже
состоялся импровизированный творческий вечер бессменного председателя секции поэзии Ильи Фонякова. То ли внезапное вдохновение, то
ли административный восторг, то ли сенильный синдром - без полбанки не разберешься. Кстати, Валентина Ивановна побаловала писателей
водкой "Охта", хотя и "патриоты", и "западники" втайне надеялись на "Путинку" или хотя бы "Русский стандарт".
Критика весь год, вдохновившись примером обоих руководителей "Знамени", предавалась рефлексии, местами переходящей в
аутофлагелляцию. Рефлексия, правда, оказалась не слишком честной, а самобичевание - не столько притворным, сколько игровым, на
уровне недешевой сауны. Все виды отдыха, кроме анального секса, как сказано в рекламе одного такого салона. Задам коллегам-критикам
(и самому себе) три сакраментальных вопроса: 1) Чем мы занимаемся - литературой или книгами? А может быть, исключительно премиями?
2) Для кого пишем - для читателя, для писателя или для своего брата критика? 3) Замечая и осуждая чужую соломинку, ощущаем ли
собственными слизистыми пушкинское бревно? И четвертый, в нагрузку: что происходит с сороконожкой, когда она начинает задумываться?
И все же в литературе происходит некоторое подспудное шевеление. Некоторое в том числе полевение. Некоторая радикализация вкусов и
пристрастий. На фуршете этого не учуешь - все пьют, что нальют; толстый журнал - в руки взять противно, книг слишком много и слишком
книжный поток атомизирован, премии - пресны, пресса - продажна или труслива, а шевеление в сторону полевения все равно идет. Жизнь,
по слову Бродского, в который уже раз "качнулась вправо" (в азиатское право; вот-вот качнется в туркменбашистское), а литература -
то, что есть, или остается, или еще только вызревает подлинного в литературе, - влево! Знают об этом, правда, не критики (хотя им
вроде бы и положено), а исключительно - продвинутые издатели; ну да я "по совместительству" один из них, так что прошу поверить мне
на слово. Или не поверить.



От Георгий
К Георгий (29.12.2004 21:02:42)
Дата 30.12.2004 12:35:55

Стихи во славу "победы демократии" на Украине. С Контр-ТВ (*+)

http://www.contr-tv.ru/forum/read.php?1,1223,1223#msg-1223

Re: Украина получила оккупационную демократию
Пользователь: Gaucho (IP записан)
Дата: 30.12.2004 08:33:52


Равняться всем смирно, смотреть в Украину
Цветы демократии нынче все тут
Народ голосует в порыве едином
Другие державы с причмоком сосут

Тут вам не Россия, где люди забиты
И думают только о длинном рубле
Для власть предержащих они как москиты
И все голосуют, как скажут в Кремле

Тут вам не как в Минске, где батька державы
Наклеив на лысину жидкую прядь
Народ недоученный стадом заставил
До смерти себя президентом избрать

Тут люди стоят не в позиции раком
Как стадо овец по всему СНГ
Не верят они в разномастные враки
Никто не ведется на всякое "г"

Тут властным структурам не лижутся сраки
Бандитов и быдло не славят взахлеб
Ко власти не пустят зарвавшихся всяких
Тут люди с мозгами, не штаммы амеб

У каждого гордость, у каждого принцип
Который наветы и ложь не собьют
И каждый, кто чует себя украинцем
Сегодня как есть, без сомнения, крут.

PS. То, что я вижу сегодня в имперской пропаганде, почти дословное повторение 1991 года, когда имперцы так же обещали Украине катастрофу в случае отделения, но вместо катастрофы Украина сейчас имеет самые высокие темпы экономического роста в СНГ. Вспомните мои слова через пару лет - ничего ужасного на Украине не произойдет.
Ющ хорошо понимает: его привел к власти народ, и если что будет не так - народ же его и отодвинет.

А насчет некоторых, которые опять запели старую давно вышедшую из моды песню про "газ перекрыть" - не забывайте, что краник-то на трубе и у Украины есть. И цену на транзит можно установить разную, можно низкую, а можно даже очень высокую.


==========Десакрализаторам - бой!=======

От Буратино
К Георгий (30.12.2004 12:35:55)
Дата 31.12.2004 10:10:53

Георгий ,это Ваши комментарии? (-)


От Георгий
К Буратино (31.12.2004 10:10:53)
Дата 31.12.2004 15:40:25

А что, Gaucho - это разве я? %-) (-)




От Буратино
К Георгий (31.12.2004 15:40:25)
Дата 11.01.2005 16:08:14

Я про P.S. (-)


От Георгий
К Буратино (11.01.2005 16:08:14)
Дата 12.01.2005 01:36:20

Разумеется, нет. (-)