От | И.Т. |
К | И.Т. |
Дата | 21.09.2000 20:43:00 |
Рубрики | Война и мир; |
Константин:
Почему мало толку от наших дискуссий?
Почему малоэффективны наши дискуссии?
Для того что бы развернуть дискуссию, надо высказать то, что с одной стороны задевает , а с другой стороны есть, чего сказать. А то, останется только поддакивать Кара-Мурзе (или Мухину), а это мало интересно.
Между тем, у нас процветает жуткое невежество, по очень многим вопросам. Перефразируя Андропова, можно сказать: "Мы не знаем прошлого страны, в которой живем, и не знаем мира, который ее окружает." Существует ряд мифов, которые глубоко засели в сознании большинства, например:
1.Запад добился всего своими силами, за счет трудолюбия. Роль грабежа колоний практически не известна. В массовом сознании, особенно у интеллигенции, все сводиться к тому, что колонизаторы строили школы и занимались миссионерской деятельностью.
2. Если бы не революция, то жизнь в России была много лучше. Царская Россия была замечательным государством, где жили гораздо лучше , чем в СССР. Например, большинство считает, что в Царской России не было голода. Статьи Толстого о голоде, которые упоминал как-то К-М, читали единицы. О количественных масштабах явления не знает практически никто, даже члены КПРФ с учеными степенями.
3. Запад гуманен и добр. Жестокими могут быть только азиаты. Например, про то, что в Алжире французы убили 1 млн. человек я узнал только сейчас. Даже обстоятельства войны во Вьетнаме уже полностью забылись. Скорее сочувствуют "бедным" американцам типа героя Т. Круза из фильма "Рожденный 4-го июля".
Разбивать мифы, надо не дискуссиями, а исследовательской и просветительской деятельностью. Меньшинство добывает знания и несет их в массы. Мне кажется, что именно в этом сейчас главная задача. Для того, чтобы решить, что делать, надо понять, что было и что есть.
Существует другая проблема, которую легко понять, "потусовавшись" в оппозиционных кругах. Не ясно, что делать. КАКИЕ РЕАЛЬНЫ ДЕЙСТВИЯ МОЖЕТ ПРЕДПРИНЯТЬ ГРУППА ИЗ 3-10 ЧЕЛОВЕК, чтобы подтолкнуть процесс в нужную сторону? В 91-95 г.г. важным делом было хождение на митинги, но теперь это направление выдохлось. Другое направление - работа на выборах и сбор подписей под различными манифестами (например, требование о досрочной отставке Ельцина в 94 г.). Однако сейчас, все это выглядит малоэффективным. С другой стороны предлагать какие-то мощные мероприятия, типа всеобщей стачки - явная утопия. К этому надо добавить, что большинство еще вынуждено обеспечивать свои семьи, поэтому много времени и денег выделить не может. Что остается делать: расклеивать листовки (какие?), устраивать пикеты (за что?) или восстанавливать церкви?
Мне кажется, что по аналогичной причине не идет дискуссия на форуме "Программа оппозиции". Многие признают, что революция нужна, все согласны, что она должна быть мирной. А дальше что? Пока вопрос повисает в воздухе.
Thu Jun 29 23:48:13 2000
-------------------------------------------------Aleksandr:
re: Почему мало толку от наших дискуссий?
> Между тем, у нас процветает жуткое невежество, по очень многим вопросам.
Уже обсуждается идея цитатника. Я бы предложил почитывать авторов на которых Кара-Мурза ссылается. Если читаете по-Англицки могу ссылки подбросить. На Хомского например. http://www.zmag.org/chomsky/index.cfm
> Меньшинство добывает знания и несет их в массы.
Не совсем так. Вы пропустили важную ступень - тех кто понял и оценил. Именно они "несут в массы". Я бы охотно свел знакомство с десятком-другим учительниц истории, да дал бы им почитать "Плодотворные ошибки..." Не пренебрегал бы и учительницами литературы и Русского языка. Для них "Манипуляция Сознанием", в особенности про язык. Есть в "манипуляции" и на счет чисел. Дискусии это если и поможет то лишь опосредовано, а вот делу поможет сразу, и с приличным коэффициентом усиления.
Заодно можно узнать как на молодежь действует.
Еще интересный контингент офицеры. Для них многие интересующие Вас вопросы - хлеб насущный. Они и о Вьетнаме и о Корее могут много интересного рассказать. Им обстоятельства в училищах подробно рассказывали. А вот Язов, помнится, про Кубу в Правде писал. На счет сырьевоно придатка.
Вобще надо побольше с практиками да профессионалами общаться. Хотел бы я посмотреть на того либерала который обведет меня вокруг пальца по части биохимии! Еще в одной-двух областях знания я могу разобраться, но вся мянипуляция стоит на том что каждый человек будучи специалистом, иной раз мирового класса, в одной области наивен как ребенок во всех остальных. Потому какую глупость не скажи - плеваться начнет 0.001 аудитории-специалисты в данной области, а остальные проглотят, да еще бывает над специалистом и посмеются. Помните популярное мнение о военных?
> КАКИЕ РЕАЛЬНЫ ДЕЙСТВИЯ МОЖЕТ ПРЕДПРИНЯТЬ ГРУППА
> ИЗ 3-10 ЧЕЛОВЕК, чтобы подтолкнуть процесс в нужную сторону?
"Mailing list" заинтересованых учителей и школ составить - большое дело. В конце концов деньги могут найтись и тогда можно будет быстро и удобно распространить литературу по почте. И о школьных библиотеках позаботиться.
Sat Jul 1 00:20:10 2000
От | И.Т. |
К | И.Т. (21.09.2000 20:43:00) |
Дата | 21.09.2000 20:45:00 |
Pout:
Постмарксизм.
Приветствую почтенное сообщество. Я тут размещу свой текст, составленный по итогам прошлогодних дискуссий в Интернете с моим участием. Ссылки на цитированные работы в сети при необходимости я дам отдельно.
=================================================
Постановка вопросов в развитие "темы Грамши"
================================================
1. Итальянский опыт для демократии в России
*В истории России и Италии в 19-20вв очень много общего. Политсистема: монархия -буржуазная"диктатура без гегемонии"-Советы - тоталитаризм - посттоталитарная шаткая "дерьмократия"либерально-буржуазного толка с мощными криминально-мафиозными мотивами.
Это связано со схожестью социальноэкономического уклада. Тем интереснее сравнить современные тенденции итальянского раpвития с нашими, имея в виду особенно низовые, самочинные движения, самоорганизацию и самоуправление.
Исходить стоит из реалий, сложившихся в теперешней России, как она есть, из сложившихся хозяйственных форм, отношений собственности и правовых, включая "неформальные" (а те включают в свою очередь мафиозные). Не приведет насильственное насаждение каких-то "благих идей" к добру. И препятствуюет радикал-утопизму не недоумки и несознающие своей выгоды силы, а консерватизм и традиционализм российско-советский. В нем тоже "что-то есть", не все было плохо при советах и надлежит устранять.
Грамши создал общирную базу для понимания народной культуры и самоорганизации масс. Сверхзадача, которой он руководствовался - постепенная эволюция общества к преодолению разрыва меж высокой и низовой культурой, меж управляющими и управляемыми. Ленин в своей утопии "Государство и революция" сконструировал умозрительные подходы к такому госстрою. Но они остались утопическими потому что были оторваны от реальной жизни и практики народных масс. Сложная история советского строя включала моменты самоорганизации, самоуправления, идущие от масс, опирающиеся на народные традиции и практику. Момент "рабочекрестьянского"государственности нельзя преуменьшать. (Например, многие относят Кронштадт-1921г к третьей после 1905 и 1917г революций, и таких вещей много).
Русские коммунисты в теории и ментально остались на уровне ортодоксального марксизм-ленинизма. Грамши уже с начала 20хгодов, после поражения Советов в Италии, развивал качественно иной, постмаркситсткий подход. Точнее приклеить этикетку к этому течению я не берусь. Других таких вещей мало,хотя попадаются. Дьердь(Георг) Лукач - венгерский философ, некоторые любопытные малоизвестные фигуры в троцкистской традиции-Бруно Риззи, например,первым и лучше всех описал "революцию менеджеров" и вызвал удивленноосторожное отношение Троцкого. В ослабленном виде эти идеи потом развили другие, вплоть до Гелбрайта.
Я привожу тут не одно имя и работу, малоизвестные широкому кругу читателей.
То, что такие вещи фрагментарны и труднодоступны, затрудняет поиск и понимание. "Но все прекрасное так же трудно, как и редко"(Спиноза).
2. Дискуссия об итальянском опыте последних лет
Наработки Грамши стали вводиться в оборот в 50е годы при активном сопротивлении кпсс и ее идеологов. Неслучайно в одно время был такой заметный феномен, как еврокоммунизм в Италии, Испании. Затем "внезапно"грамшистские наработки оказались актуальны и полезны уже безотносительно к идеологической борьбе даже для официальной науки.
Это можно видеть на примере дискуссии И.Левина с Робертом Патнэмом, автором бестселлера"Чтобы демократия работала"(издана по-русски в 1996).
Это фундаментальный труд, основанный на огромном фактическом материале и исследованиях последних лет. Я постил трижды работы Левина - статью его и семинар с обсуждением доклада. Они есть в Интернете.
Патнэм тоже хорошо представлен в сети, публиковался также в МЭиМО, его концепция гражданского общества и самоуправляющихся общин-коммьюнитис широко известна. В его работах речь шла сначала о итальянском опыте последних 20лет, а затем и о применениии его в других странах.
Особое внимание к опыту итальянского Юга связана с преодолением криминальномафиозных тенденций. Причем преодолением снизу, изживанием и вытеснением, а не полицейскими мерами. Они тоже уходят корнями в низовую культуру, экономичсекую и социальную структуру. Откуда эта мафиозность, возможно ли ее преодоление не преследованиями(это бесполезно), а органически. Здесь важно понять такую вещь, как клиентелизм.
В Италии, как и в России, долгое время "государство" в лице политических институтов, господствующие классы проявляли полный наплевизм к повседневным интересам граждан, а высокая культура соотносилась с народной как культура колонизаторов и колонизируемых туземцев. Разрыв культур и взаимный наплевизм народа и политиков вынуждал граждан прибегать к поиску средств"внесистемной"защиты своих прав и реализации своих интересов (прежде всего посвсекдневных экономических, правовых). Не было способов найти защиту у политиков, судей, чиновников - обращались к своим патронам, к низовой мафии.
Но клиентелизм - более широкий и общий механизм, только частью которого является мафиозность. Есть новая пионерская работа историка С.Афанасьева "Клиентелизм в российской государственности".
Опять вырисовывается общность истории и практики россии и италии, позволяющая найти выход из этого порочного круга. Это имеет самое прямое отношение к положению предпринимательства и мелкого бизнеса в современной России. Сколько можно бизнесу обслуживать одни лишь шкурные интересы патронов-чиновников. оставаясь в ранге приближенных к ним "клиентов".
Пока структурной единицей низовой экономики остается"клиентелла" - будет и мафия.
3. Неформальная экономика
"Неформальная"экономика, только часть которой составляет теневая-криминальная, всегда была огромным малоизученным феноменом. Ну да, в России сейчас то ли 40, то ли 50проц ВП относят к ней. (Между прочим, в командно-плановой советской экономике было не меньше и только потому она и работала, причем для мобилизационных и военных целей весьма эффективно. Об этом надо отдельно).А в Индии -70проц. Во многих странах Африки - 90проц. Понять эти экономики в рамках традиционного разделения всех типов экономики на "рыночную" и "государственную"привели к введлению новых категорий. "Эксполярные"экономические формы, находящиеся вне этих двух полюсов, входящие в симбиозы с каждой из двух полярных форм. Навязать традиционным экономикам импортные формы, ввести их сверху - невозможно. ( Так же обстоит дело и с "демократией",которая может быть и незаимствованной, основанной на своих социальнокультурных традициях).
Вот небольшой кусок из дискуссии
И.Левина с Робертом Патменом
---------------------------
Два слова о народной мафиозной культуре. Чем объясняется вся тяжесть борьбы с мафией, которая идет уже триста лет? По Патмену, мафия - не грабеж, не бандитизм, она - продает доверие, она посредничает в отсутствие государства. Вертикально иерархизированное государство,которое не обладает горизонтальными связями, это преимущественно латентное, отсутствующее государство.
Мафия заполняет это зияние, берет на себя выполнение функций легитимной власти. Соответственно она заинтересована в компрометации легитимной власти. Она культивирует недоверие к официальному государству тем, что культивирует альтернативную систему ценностей, альтернативный кодекс чести. "Тот, кто не вершит правосудие своими руками, тот не имеет представления о чести ". Мафия закрепляет свою власть двояким образом:
круговая порука и публичная демонстрация связи с официальной властью.
Есть ли выход, по Патмену, из южной отсталости? Он видит его в формуле социального капитала, который состоит из двух компонентов: потенциал доверия и потенциал участия, взаимопомощи. Там, где нет социального капитала
- там худо, Москве в этом плане угрожает судьба Палермо.
И это не предостережение, а по сути дела приговор, потому что конечный вывод его звучит так: что получено в наследство от истории, с тем и жить. Структуры социального капитала самовоспроизводятся.
...
...Социально-экономические аспекты такого расклада Патмен почти не рассматривает. Это прежде всего т.н. индустриальные округа (популяции мелких и мельчайших предприятий, которые размещаются в достаточно ограниченном пространственном ореале) - экономические образования, которые питаются социокультурными потенциями данной местности, данного сообщества. Отсутствие нашего внимания к этому сюжету просто поразительно, весь остальной мир чрезвычайно внимательно следит за данным явлением. Они были замечены в 70 - 80-е годы, так как практически спасли итальянскую экономику в периоды кризиса. Тогда обнаружилось, что в Италии существует от 60 до 150 таких округов, занято в них около 6 млн. человек, они дают до 40% национального дохода. Эти показатели мало о чем говорят, поразительно и уникально то, что эти индустриальные округа позволяют мелким предприятиям успешно выступать наравне с крупными. Примерно треть предприятий в индустриальном округе напрямую выходят на международный рынок. При этом эти мелкие предприятия растут, оставаясь мелкими - рост
"гроздью". Индустриальные округа поддерживают и питаются за счет особого социального климата. Там есть противоречия между капиталом и трудом, есть профсоюзы и рабочие партии, там даже забастовки чаще происходят, чем в других районах Италии. Но эти забастовки более скоротечны, стороны быстрее приходят к согласию. В индустриальных округах высокая социальная мобильность, социальная переплетенность - рабочие превращаются в мелких хозяев, мелкие хозяева наполовину наемные рабочие и т.д. Но еще интереснее то, что индустриальные округа опровергают некоторые как бы незыблемые положения традиционных теорий модернизаций. Опровергают Маркса и Смита, Тейлора, Форда, т.е. опровергают неизбежность, необходимость тенденции к концентрации, централизации производства. Там, наоборот, действует тенденция к гибкой специализации роизводства, происходит дробление производства на все более мелкие технологические отрезки и циклы с тем, чтобы соотношение между данным технологическим отрезком и размером предприятия всегда оставалось на оптимальном уровне. Это в индустриальных округах достигается автоматически.
В этих округах не наблюдается и тенденции к разделению капитала собственности и капитала управления. Наоборот, порог семейного предприятия является критериальным для индустриального округа.
Индустриальные округа опровергают и вариант модернизации Шумпетера, пафос творческой деструкции как главного носителя постоянной инновации, в чем заключается, по Шумпетеру, сама суть предпринимательства.
Здесь - верность традиции, верность культуре данного малого сообщества. Эти округа представляют собой загадочный с точки зрения многих западных концепций синтез конкуренции и кооперации, вертикальных и горизонтальных структур, рынка и социальной организации, коллективизма и приватизма и т.д.
------------------------------
По поводу эксполярных экономических форм крупнейший авторитет - Теодор Шанин.
Три основных категории неформальной экономики - дар, симбиоз, выживаемость( в рыночной - товарный обмен, конкуренция, зажиточность). Отличный разбор "дара" ( очень широко понятого) - в статье Юлии Латыниной в ж-ле "Знание Сила" . Это фактически краткий очерк фундаментальной экономической категории, альтернативной рыночному обмену - противовес Адаму Смиту и прочим идеологам рынка вплоть до Хайека.
4. Исследовательская программа
Итак, есть целая связка явлений, которые(понятно почему)до самого последнего времени находились на периферии внимания и изучения
- клиентелизм, отношения типа клиент-патрон
- неформальные и "эксполярные"экономические формы
- автохтонные("туземные")традиции хозяйствования, самоорганизации и управления
- народная культура и мировоззрение("менталитет")
Есть ряд новых авторов и исследований, некоторые я перечислил и ссылки дал, а значительную часть подробно постил в юзнете.
Заделы постмарксиста Грамши помогают на хорошем уровне разобраться с каждым из них.
(Если кому-то ближе другие авторы и подходы - давайте своих авторитетов. Если кажется, что существует другой путь, в том числе попроще, менее "затратный",более традиционный - предлагайте, полезно и необидно получить "по мозгам" от умного человека. )
5. Концепция гегемонии
Но раньше надо все-таки связно изложить его концепцию. О концепции гегемонии Грамши неоднократно писал С.Г.Кара-Мурза. Это основа его теоретической социологии. Она позволяет подвергнуть всю упомянутую связку - социальноклассовому анализу.
====================
: Один из ключевых разделов труда Грамши - учение о гегемонии. Это - часть общей теории революции как слома государства и перехода к новому социально-политическому порядку. Вот, кратко, суть учения, прямо касающаяся нашей проблемы.
Согласно Грамши, власть господствующего класса держится не только на насилии, но и на согласии. Овладения собственностью как экономической основой власти недостаточно - господство собственников тем самым автоматически не гарантируется, и стабильная власть не обеспечивается.
Грамши - не идеалист, он подчеркивает, что 'гегемония, будучи этико-политической, не может также не быть экономической". Но он уходит от 'экономического детерминизма' истмата, который делает упор на отношениях собственности. Согласно Грамши, экономика - скелет общества, а идеология - его 'кожа'.
: Таким образом , государство, какой бы класс ни был господствующим, стоит на двух китах - силе и согласии. Положение, при котором достигнут достаточный уровень согласия, Грамши называет гегемонией. Гегемония - не застывшее, однажды достигнутое состояние, а тонкий и динамичный, непрерывный процесс. При этом 'государство является гегемонией, облеченной в броню принуждения'. Иными словами, принуждение - лишь броня гораздо более значительного содержания. Более того, гегемония предполагает не просто согласие, но благожелательное (активное) согласие, при котором граждане желают того, что требуется господствующему классу. Грамши дал такое определение:
'Государство - это вся совокупность практической и теоретической деятельности, посредством которой господствующий класс оправдывает и удерживает свое господство, добиваясь при этом активного согласия руководимых'. Понятно, что это - большое усложнение формулы Ленина, у которого 'государство - это машина для подавления одного класса другим' (или даже отход от этой формулы). Если главная сила государства и основа власти господствующего класса - гегемония, то вопрос стабильности политического порядка и, напротив, условия его слома (революция) сводится к вопросу о том, как достигается или подрывается гегемония.
...По Грамши, и установление, и подрыв гегемонии --''молекулярный" процесс. Он протекает не как столкновение классовых сил (Грамши отрицал такие механистические аналоги, которыми полон вульгарный исторический материализм), а как невидимое, малыми порциями, изменение мнений и настроений в сознании каждого человека. Гегемония опирается на 'культурное ядро' общества, которое включает в себя совокупность представлений о мире и человеке, о добре и зле, прекрасном и отвратительном, множестве символов и образов, традиций и предрассудков, знаний и опыта многих веков. Пока это ядро стабильно, в обществе имеется 'устойчивая коллективная воля', направленная на сохранение существующего порядка. Подрыв этого 'культурного ядра' и разрушение этой коллективной воли - условие революции. В советском строе возникло, на короткий исторический период, то, что Грамши называл 'освободительной гегемонией' (или 'гегемонией здравого смысла'). Не удержалось. Мы помним, какое длительное усилие создавала идеологическая машина КПСС в ходе перестройки, прежде чем в сознание 'совка' было окончательно сломано культурное ядро советского общества и установлена гегемония 'приватизаторов'. Вся эта 'революция сверху' (по терминологии Грамши 'пассивная революция') была в точности спроектирована в соответствии с учением о гегемонии и молекулярной агрессии в культурное ядро:
:- На что в культурном ядре надо прежде всего воздействовать для установления (или подрыва ) гегемонии? Вовсе не на теории противника, говорит Грамши. Надо воздействовать на обыденное сознание - повседневные 'маленькие' мысли среднего человека. За обыденное сознание должны бороться как силы, защищающие свою гегемонию, так и революционные силы. Та часть обыденного сознания, которую Грамши называл ''здравый смысл' (стихийная философия трудящихся), открыта для восприятия идей справедливости. Если же речь идет о буржуазии, стремящейся сохранить или установить свою гегемонию, то ей важно этот здравый смысл нейтрализовать или подавлять, внедряя в сознание фантастические мифы:
-----------------------
( Это только некоторые цитаты из очерка Сергея Кара-Мурзы под названием
'Обездоленные в СССР" из журнала 'Наш современник' (n 4. 1998г.)
========================
6. Философия истории Грамши
Закономерность, необходимость, произвол
Подход А.Грамши - "участника исторического процесса"
- . -
6.1.(Возникновение понятий закономерности и необходимости в истории).
Понимание закономерности и неоходимости в историческом развитии возникло на почве политэкономии. В той форме и при помощи той методологии, которые развил Давид Рикардо. Например,введенное им понятие "определенного рынка", т. е. указание на то, что исторически сложились определенные - решающие и постоянные - силы, действующие с известным "автоматизмом", который позволял прогнозировать с определенной уверенностью результаты действий агентов процесса. Сказать "определенный рынок" - значит подразумевать "определенный тип производственных отношнений", а совокупность производственных отношений(ПО) образует основу социальной структуры общества. Соотношение социальных сил - а это главное выражение ПО -закрепляется политически,правовым, идеологическим образом и является предметом социологии.
6.2. (По поводу понятия "производственные отношения").
"Отношения"в социологическом смысле не следует психологизировать, понимать в обыденном, повседневном смысле - как индивидуальные отношения между людьми, хотя бы по поводу производства. Поговорили, выяснили отношения мастер с рабочим - и взятое вместе море таких актов составляет то, что именуют ПО. Нет, имеются ввиду групповые отношения, комбинации сил и актов.
6.3. ("Автоматизм").
"Автоматизм", то есть независимость от индивидуального произвола и вмешательства, имеет преходящий характер, он складывается и эволюционирует. Поэтому путь к поиску закономерности идет через выявление постоянно действующих факторов, путем абстрагирования от массы фактов . Между выявленными факторами устанавливаются отношения причины и следствия и на этой основе дается схема политэкономической основы определенного общества. Когда и если такой автоматизм нарушен - надо искать новую абстрактную схему, начиная с выявления факторов и т.д.
6.4. (Закономерность).
Значения понятий "закономерность", "автоматизм" в применении к историческим, социальным феноменам иное, чем в сфере естественных наук. Речь не идет об универсальных закономерностях, о постоянно и механически действующей причинности . Речь идет о том, чтобы выявить, какие и как в процессе развития складываются (относительно) постоянные силы, действующие с определенной закономерностью. Рикардо не только развил теорию стоимости в политэке, но и подсказал способ осмысления общественной жизни, способ установления посылки и вывода, тип детерминации. Это научный, беспристрастный анализ и констатация - по типу точных наук, а не гуманитарных. - . - С осмыслением закономерности связано понимание необходимости и случайности в процессах. Необходимость всегда конкретно-исторична, а не существует вообще, не абстрактна.Тут Грамши своеобразно, в противовес механицизму с одной стороны и волюнтаризму с другой, идя дальше экономического детерминизма, говорит о соотношении "предпосылки" и "действия", а также "предвидения" и "действия".
6.5. (Две формы детерминации).
Необходимость существует тогда, когда и если есть реальная и активная предпосылка. Осмысление ее людьми становится фактором действия, направляя коллективную волю и создавая комплекс "убеждений и верований, обладающих силой и крепостью народных верований и суеверий"- кодовая у Грамши фраза для х-ки практически-действенного мировоззрения. Человек живет, действует, мыслит в определенной "формации"не просто как хомо экономикус, а в двух сферах детерминации. Детерминации причинной - от "базиса" и в формах детерминации смысловой(или как бы самодетерминации, т.е. волевой). Меж ними есть некая промежуточная связующая. В ней связи причинные преобразуются в связи смысловые, и наоборот. (У Грамши этот переход обозван катарсисом). Эта "призма" преобразования - своя для каждого типа общества. Это наиболее массовая форма деятельности и общения, то есть жизни - вне собственно матпроизводства. В античности у греков - полития, в средние века - сословность, в промышленной цивилизации - гражданское общество. Верное осмысливание предпосылки - залог "перехода от необходимости к свободе". При таком переходе-"катарсисе" "базис" из внешней силы. который давит и ассимилирует человека, делает его пассивной игрушкой внешних могущественных сил, может стать орудием свободы,источником инициативы, средством создания новых "надстроек", если пользоваться привычным термином, парным базису.
.
6.6. Вопрос номер один для политдеятеля (весь анализ ведется не с точки зрения отстраненного ученого, а "изнутри",с позиции участника процесса) - когда, исходя из каких критериев можно сказать, что складываются условия, делающие возможным возникновение и развитие коллективной, народной, национальной воли. Для этого необходим исторический,экономический етс анализ социальной структуры данного общества и его истории, попыток, имевших место в его истории вызвать к жизни такую коллективную волю, причин, обусловивших успехи и провалы таких попыток. Далее идет уже развернутый конкретный анализ "соотношения социальных сил". Раскрываются моменты разных типов таких соотношений - от самых "объективных"и независящих от людей(начиная с чисто объективного уровня развития материальных производительных сил, базисных количественных х-к) -- до все более сложных, зависящих от воли и разума людей, форм .
6.7. (Предвидение и перспектива).
Поиск закономерностей внутренне связан с попытками решения практического вопроса - предсказуемостью и прогнозируемостью исторических событий. По аналогии с точными науками историческую методологию часто хотят считать "научной" тогда и постольку, когда и постольку она в состоянии "предвидеть" будущее, расклад конкретики етс.- А по самому своему смыслу горизонт прогнозирования в "политике"ограничен, и "предвидеть" можно только борьбу сил и тенденций в ходе становления будущего из прошлого. Но не отдельные конкретные моменты, которые всегда - результат столкновения противостоящих сил, находящихся в постоянном движении, не сводимых к фиксированным количественным факторам, в которых (тут опять у Грамши на старом жаргоне)"количество"постоянно переходит в "качество". Смысл "предвидения" - не научный акт познания, (он и не может быть таким), а сопутствующий созидающему действию смысловой момент, акт практический и даже прагматический. Действую, совершаю выбор, прилагаю усилие воли - вношу конкретный вклад в достижение того результата, который "предвидится" - только в этом смысле и можно реально "предвидеть". _Никакой механической причинности и причиняемости в истории нет_. Типовых образцов, схем, которые приводят к чаемым "хорошим" результатам - тоже.
6.8. (Различие произвола и выбора).
Выбор - не произвол (в русском оба значения присутствуют в выражении "произвольный выбор", их надо различать). Автоматизм(верно осмысленный)может стать залогом свободы. "Автоматизм"(этот термин используется в противовес волюнтаризму) не означает отрицания выбора и свободы. Он противостоит не им,а индивидуалистическому, волюнтаристскому акту, произволу. Способ осмысления Рикардо ("исходя из данных условий, получаем следующие последствия в экономике")таков. Имея данную совместную и координированную деятельность такой-то соцмальной группы, действующей на основе определенных принципов, принятых в силу убеждения, "свободно", в определенных целях - получаем развитие, которое х-зуется определенным автоматизмом , закономерностью, опознаваемой и выводимой методами точных наук. Акт свободного выбора происходит в соответствии с направляющими схемами, как бы в силовом поле, тождественном для массы индивидов и их волеизъявлений, которые становятся в этом поле однородными . Нельзя сказать, что все действуют одинаково - случаи произвола и случайности многочисленны, но однородная часть преобладает и "диктует тип закономерности". Если же произвольности обобщаются и начинают перевешивать сложившийся автоматизм, то это уже более не произвол и не случайность, а смещение основания старого автоматизма, новая рациональность - может быть, требующая своего постижения в рамках нового осмысления.И опять же, с позиции деятеля, а не только досуже осмысливающего отстраненного наблюдателя - вопрос номер один - как выявить в процессе складывания относительно постоянные факторы с присущим им (специфическим)типом автоматизма.
6.9. (Воля к действию).
"Воля" и основанная на ней деятельность может быть созидательной, но не абсолютно. Ее созидательность доказывается, верифицируется в ходе самого процесса обновления и частичного сохранения прошлого. Доказывается тем, что первоначально частный и частичный харкатер ее проявления становится общим и долговременным.Прошлое не однородно, оно представляет собой конгломерат отжившего и живого. Заранее , априори установить, что из прошлого будет сохранено в процессе развития, невозможно - это определиится в ходе самого процесса, меняющегося баланса и борьбы противодействующих сил. Обновляющая сила не может не быть присущей прошлому, не быть его элементом - тем, что собственно и является в нем "живым".
6.10. (Роль индивиддумов).
А роль индивидуев и их волей, выборов, действий - при таком подходе не только не отрицается, но и признается "вопросом жизни" для коллективов, социальных групп, их взаимодействий, возникающего соотношения социальных сил. Когда ставится задача (с точки зрения участника) "победить" - то следует разными способами стать такой решающей силой. Но и для повседневногго, рутинного существования общества необходимы "гегемония" и "согласие". Не пассивное и косвенное согласие людей, даже управляемых, а согласие активное и прямое. Политической властью в обществе дело не ограничивается. Через утряску разногласий своих коренных интересов люди приходят к объединению в разных "ячейках" в гражданского общества.
6.11.(Возникновение гражданского общества).
Начиная с 17в подосновой общества становится промышленная, машинная цивилизация. Для нее характерны развитая индустрия, четкое разделение основных форм деятельности, суверенная роль свободного работника, динамика необходимого, прибавочного и свободного времени. Общение работников как граждан отделяется от собственно-экономического базиса и начинает развиваться самостоятельно в сфере гражданских прав и свобод. Для гражданского общества характерны расчлененность, разветвление общественных связей и интересов, динамичная структуризация социальной жизни с выходом на осмысление социально-политических интересов различных социальных групп. Эти "пустоты" заполняются связями, отношениями борьбы, компромисса, согласования. Как уже говорилось, детерминация человека историей(экономикой) в этой сфере гражданского общества дополняется самодетерминацией.
История помимо и безотносительно человека, его познания, мировоззрения, воли собственного смысла не имеет. Но и сам человек не волен по своему произволу, капризу придавать ей любой смысл или лишать его вообще. Люди сами творят cобственную историю - в том числе и осмысляя ее, чтобы действовать
Сергей Пресня
Thu Aug 10 16:25:19 2000
От | И.Т. |
К | И.Т. (21.09.2000 20:45:00) |
Дата | 03.01.2000 20:07:00 |