От Георгий
К Администрация (Дмитрий Кропотов)
Дата 08.12.2004 13:53:10
Рубрики Тексты;

Недвижимость и ЖКХ (-)


От Георгий
К Георгий (08.12.2004 13:53:10)
Дата 18.12.2004 18:35:56

"если в правление входят компетентные и инициативные люди, и в отдельно взятом квартале можно построить маленькую Европу" (*+)

http://195.201.39.206/Vedomosti/?id=1386&folder=163

Когда в товарищах согласье есть...
Елена ТАНИНА


В этот день Малый зал администрации Московского района был заполнен до
отказа. Здесь собрались жители домов 168, 170, 172 по Московскому проспекту
и домов 3 и 5 по улице Решетникова, расположенных в квартале 13-м
Московского района. Проходило учредительное собрание товарищества
собственников жилья (ТСЖ).

Жильцы решили сорганизоваться в товарищество, поскольку названные дома
имеют общую замкнутую дворовую территорию, и в дальнейшем здесь будет создан
кондоминиум.
На собрании присутствовали: глава администрации Московского района
Александр Полукеев, заместитель председателя комитета по земельным ресурсам
и землеустройству Валерий Калугин, заместитель председателя жилищного
комитета Олег Вихтюк, начальник управления РА КУГИ Наталья Петрова, главы
муниципальных образований, руководители ГУ ЖА. Такое количество
представителей власти вполне обоснованно: ведь ТСЖ, включающее в себя
несколько отдельностоящих жилых домов, построенных сорок пять и более лет
назад, создается в районе впервые.
Открывший собрание глава района напомнил гражданам, что <именно
товарищества собственников жилья в первую очередь смогут извлечь реальную
пользу из рыночных отношений в сфере ЖКХ>. Более предметно об этих
преимуществах рассказал г-н Вихтюк, который занимается в правительстве
Петербурга вопросами ТСЖ. Собственный счет в банке, на который напрямую
зачисляются все средства, полученные в виде квартплаты от жильцов, арендной
платы за сданные помещения (если такие есть в домах), субсидии, получаемые
из городского бюджета, обеспечивают, по его убеждению, экономическую
независимость и самостоятельность ТСЖ. Это дает возможность выбрать форму
управления домом, расписать расходы, проводить конкурсы на обслуживание
дома, заключать договоры на выгодных условиях. Грамотная эксплуатация жилого
фонда открывает пути экономии средств. На реальных примерах Олег Вихтюк
показал, что только на теплоснабжении можно экономить до 10 рублей с каждого
квадратного метра (в пересчете на весь комплекс это, по его словам, составит
значительную сумму, которую можно использовать на нужды товарищества).
Вслед за этим из зала прозвучало предложение перейти к ответам на
вопросы. И тут деловой ход собрания несколько нарушился. Несмотря на просьбу
задавать вопросы по очереди и желательно в письменном виде, сразу несколько
человек в разных концах зала стали говорить о наболевшем: в одном подъезде
до сих пор не закрыли решеткой вход на чердак, в другом доме, в подвале,
идут строительные работы, которые доставляют неудобства жителям...
Немедленное решение этих вопросов - условие, на котором люди поддержат
создание товарищества. Ответы были даны, однако не всех они удовлетворили.
По тому, с какой настойчивостью люди возвращались к этим вопросам, стало
понятно, что пришли они сюда, чтобы высказать свои претензии к работникам
жилищно-коммунальной системы, руководителям района и города и убедиться:
чиновники готовы не только выслушать их, но и вникнуть в проблемы. Когда
глава района сказал, что каждый случай недовольства жителей он готов
рассмотреть лично, страсти стали утихать. Из зала начали задавать деловые
вопросы, касающиеся прав ТСЖ.
Первое, о чем спросили будущие члены товарищества: станет ли
администрация выполнять обещанные работы там, где это было запланировано еще
до образования ТСЖ: ремонт кровель, чердачных и подвальных помещений,
лестничных клеток и инженерных сетей до входа в квартиры? Не окажутся ли
жильцы один на один со старыми проблемами?
<Мы подпишем с вами договор и, безусловно, выполним все свои
обязательства, независимо от того, изменится или нет статус домов>, -
подтвердил планы администрации А. И. Полукеев. Директор ГУ ЖА Московского
района А. И. Мулакевич ознакомил присутствующих с адресной программой на
конец 2004 - 2005 год, в которую включены работы в домах, входящих в новое
товарищество.
Очень интересовала собравшихся судьба нежилых помещений в их домах,
находящихся в собственности города. Перейдут ли права на них к создаваемому
ТСЖ? Глава района ответил, что такая возможность обязательно будет
рассматриваться и интересы жителей станут приоритетными.
Можно ли закрыть въезд во двор для посторонних автомашин? На каких
основаниях может быть организована автостоянка для жителей дома? Вопросы
следовали один за другим. Черту подвел председатель инициативной группы
Владимир Барановский: <После организации ТСЖ мы сами будем решать все эти
вопросы>.
Олег Вихтюк дал несколько практических советов, как лучше оформить
документы для регистрации юридического лица. Валерий Калугин объяснил, как
оформляются права собственности на земельный участок при создании
кондоминиума, рассказал о размере земельного налога (ведь всех граждан очень
волнует, не приведет ли это к существенному увеличению платы за жилье).
Названная сумма - плюс около ста рублей в год - оказалась приемлемой для
всех, включая и пенсионеров. Закончилось собрание выборами правления ТСЖ.
Тем, кто идет первыми, всегда труднее. Однако Владимир Барановский,
который начал работу по объединению жителей в 13-м квартале еще год назад,
не испытывает опасений:
- Во-первых, нас поддержала администрация района. Это помогло побороть
предубеждение некоторых наших соседей. Во-вторых, я изучил опыт ТСЖ в
Петербурге и в некоторых других городах. Он убеждает: если в правление
входят компетентные и инициативные люди, успех обеспечен, и в отдельно
взятом квартале можно построить маленькую Европу.




От И.Л.П.
К Георгий (18.12.2004 18:35:56)
Дата 20.12.2004 17:34:16

Re: Только для членов правления

Как в "бородатом" анекдоте: "Ну тогда проходите к нам в президиум!"

От self
К Георгий (18.12.2004 18:35:56)
Дата 19.12.2004 21:09:46

это точно...


Георгий пишет в сообщении:133725@kmf...

> если в правление входят компетентные и инициативные люди, успех обеспечен,
и в отдельно взятом квартале можно построить маленькую Европу.

именно Европу... неплатёжеспособных - через суд на улицу (переехали в дом с
ТСЖ погорельцы, платить не смогли по полной - в суд - трубы отрежут и пусть
кукуют как хотят... а потом в малосемейку... то же и с безработными)
надо было им обсудить кроме вопроса об автостоянке и вопрос об организации
места для бомжей... чтоб уж точно как в европе было...

учат людей на практике как убивать себеподобных без угрызений совести...
и что печально, люди этому учаться быстро и охотно.... даже не замечают, не
понимают, что они делают. Взывание к совести? Смотрят как на больного и
умственно отсталого, "непрогрессивного"... спасибо марксистам! огромное!





От Георгий
К Георгий (08.12.2004 13:53:10)
Дата 16.12.2004 21:22:27

Вячеслав Глазычев. Закон необратимости (*+)

Русский Журнал / Колонки / Столпник
http://www.russ.ru/columns/stolpnik/20041214.html

Закон необратимости
Вячеслав Глазычев

Дата публикации: 14 Декабря 2004

"Если свободу свою, граждане, вы потеряли // То не вините других в этом
несчастье своем..." - эти строки записал законодатель Солон, прежде чем стал
архонтом Афин в 594 году до н.э.

Триста девять депутатов Государственной думы вначале бодро поддержали
законодательную базу гарантированного роста цены российского жилья
посредством ипотеки, а затем отвергли попытки ограничить монополизм в сфере
строительства. Предоставим другим гадать, чем мотивировано такое решение.
Предположим, однако, что после долгих закулисных уговоров слуги народа
сменят позицию. Смею заверить, что во всяком случае для москвичей ничто не
изменится.

Ну приняли, допустим, закон, по которому сфера жилищного строительства
подлежит демонополизации - и как прикажете вводить эту норму в действие?
Где-нибудь в США такая проблема не возникает по той простой причине, что
большинство строительных фирм возводит не более полусотни односемейных домов
в год каждая. Крупные стройки, разумеется, ведутся, но тогда в действие
приводится отлаженный механизм торгов на подряд, и именно за этим механизмом
пристально следят антимонопольные ведомства.

В большинстве наших городов строят немного, продажная цена жилья пока
сдерживается ограниченностью платежеспособного спроса, так что говорить о
монополии и ее ограничении имеет смысл только в городах-миллионниках. Здесь
задача может быть решена обозначением лимита объемов для фирмы-застройщика
на возведение жилья, пересчитанного на привычные квадратные метры. В Москве
и это невозможно.

Цепочки действий и бездействий в нашей замечательной стране не отличаются
какой-то особой замысловатостью. Эти цепочки без труда прослеживаются назад.

На первый взгляд первым звеном в московской саге стал тот факт, что
советские домостроительные комбинаты, рухнувшие по всей стране, поскольку
средств на содержание этих монстров не было, в Москве устояли и
благоденствуют, превратившись де-юре в частные предприятия. Кто-то должен
был это оплатить - оплатили москвичи. Заметьте, в городе не было
демонстраций протеста против вообще-то фантастической нормы, введенной
столичным архонтом: покупая квартиру, частный приобретатель должен был
оплатить еще и вторую, предназначавшуюся для бесплатной выдачи очереднику
советской эпохи. Внятной отчетности по этому акту милосердия, по словам
властей совершенному сотни тысяч раз, не существует, и попытки выяснить этот
вопрос через знакомых депутатов городской Думы успехом не увенчались.
Аппетиты строительных гигантов росли, никто не мешал и ничто не мешало
укреплять сцепленность их интересов с интересами московской бюрократии,
пропорция "фифти-фифти" с годами менялась в пользу застройщика, который,
разумеется, и не думал вычесть из продажной цены квартиры уменьшение
"налога" на покупателя. Никто и не требовал.

Дальнейшие игры с навешиванием на покупателя все новых затрат, будь то
приобретение права на участок, разрешение на проектирование и пр. и пр., не
слишком интересны. Все уже слежалось и срослось. При этом с тихого
благословения городских властей качество строительства отнюдь не возрастает,
застройщик может существенно урезать свои расходы, внося изменения в
утвержденный проект, полгода и более не допускать оформления прав
собственности, тогда как возможности покупателя отстоять свои права в
судебном порядке близки к нулю. И что тут можно сделать посредством
антимонопольного законодательства? Даже если заставить некий комбинат
формально разделиться надвое или натрое, все одно это будет единая система и
уличить ее звенья в сговоре не удастся. Тем более не удастся, что расчленить
технологический цикл огромного ДСК и впрямь нельзя, а если резать по живому
пилой закона, то цена жилья вырастет еще раза в полтора.

Конечно, есть способ: сначала по очевидности, без обиняков признать
московский административно-строительный симбиоз естественной монополией,
затем, уже на этом основании, законодательно утвердить для нее региональный
лимит нормы прибыли. Но это, разумеется, пустое мечтание, а не способ.

При более внимательном взгляде станет заметно, что начальным актом саги о
жилищной политике в Москве стал тот, десятилетней давности, момент, когда
столичные жители без всякого протеста приняли coup d'etat, совершенный нашим
славным архонтом, вследствие чего он обрел право налагать вето на решение
городской думы, а она такого права не имеет. Этот миг надолго предопределил
сугубо декоративную функцию московской представительной власти, тогда как
власть исполнительная мудро озаботилась тем, чтобы среди думцев больше
полутора представителей оппозиции не было ни в коем случае, так чтобы самая
мысль о возможности корректировки устава города зародиться не могла.

Власть федеральная на все эти шалости смотрела снисходительно, власть
судебная иногда принимала вялые решения по поводу нарушения законодательства
о местном самоуправлении, вследствие чего оказалась возможна веселая
пародия: бесправные районные управы на жалованье и реальные районные отделы
префектур.

А вы говорите об антимонопольном законодательстве! Да тьфу на него, и баста!

Вот и очередные выборы показали, что московских обывателей все это
совершенно устраивает. Устраивает, очевидно, и то, что, обменяв свободу
собственной воли на чечевичную похлебку в виде столичных доплат бюджетникам
и пенсионерам, москвичи по факту наперед поддержали безумный столичный
бюджет 2005 года, в котором жестко урезаны жизненно важные расходы на
инфраструктуру мегаполиса.

Меж тем борцы за свободу, собравшиеся на слет, отвели душу, ругая
федеральную власть за все, в чем она виновна и не виновна, - архонт же наш
как был подобен жене Цезаря, так и есть. С московским режимом правдоискатели
связываться не хотели никогда.

Так что правы московские торговцы квадратными метрами - дорожать эти метры
будут. И будут они дорожать совершенно вне связи с тем, примут или не примут
поправки к Жилищному кодексу. Обрушить эти цены смогут не гримасы рынка,
каковой рынком назвать можно лишь условно, а неизбежный раньше или позже
треск пирамиды административно-строительного комплекса, сцементированного
персональными связями.

Пикантная, однако же, будет ситуация, когда в соответствии с новым законом
Московская городская (то есть губернская) дума начнет обсуждать кандидатуру
мэра (то есть губернатора) Москвы по представлению В.В.Путина.




От Георгий
К Георгий (08.12.2004 13:53:10)
Дата 16.12.2004 21:14:06

Госдума хочет применить к российскому жилищному фонду нормы и правила богатых стран (*+)

http://195.201.39.206/Vedomosti/?id=1296&folder=164

Выпуск ? 239 от 15.12.2004
Жилищно-репрессивный кодекс
Валентина КОРАБЛЕВА

Госдума хочет применить к российскому жилищному фонду
нормы и правила богатых стран

Государственная Дума во втором (т. е. основном) чтении приняла проект нового
Жилищного кодекса. Если попытаться описать его направленность, то можно
сказать, что по числу ограничительных и репрессивных мер это гибрид
жилищного с уголовным и административным кодексами. И вся надежда на то, что
в третьем чтении, а также в Совете Федерации в него внесут принципиальные
изменения.
Напомним, что ныне действующий Жилищный кодекс РСФСР был введен в действие
20 лет назад - в январе 1984 года. Несмотря на изменения и дополнения, на
принятие более трех тысяч регламентирующих документов - федеральных законов,
постановлений и распоряжений по вопросам жилищной политики, он считается на
70 - 80% безнадежно устаревшим. Одна из создателей нового законопроекта -
заслуженный юрист РФ Галина Шешко - считает, что нынешний Жилищный кодекс
даже в какой-то мере противоречит Конституции РФ. Так, статьи 10 и 28
старого ЖК трактуют право всех граждан на обеспечение жильем бесплатно,
тогда как сейчас разрешено предоставлять жилплощадь бесплатно или за
доступную плату только социально незащищенным группам населения.
На разработку проекта нового Жилищного кодекса понадобилось почти десять
лет, но, судя по многим положениям этого документа, время было потрачено не
слишком эффективно. Если кодекс заработает в полную силу, вместо стабильного
жилищного рынка страна получит социальную нестабильность.
Но начнем со статей, не вызывающих больших возражений. Законопроект кодекса
не предусматривает первоочередного получения жилья какими-либо категориями
граждан, такое право получают те, кто потерял жилье в связи с чрезвычайной
ситуацией (стихийное бедствие и др.), или живущие в помещении, находящемся в
аварийном состоянии и подлежащем сносу. Что касается, к примеру, сотрудников
силовых ведомств и некоторых других бюджетных структур, которых должно
обеспечивать квартирами государство, то им жилье покупают - в пределах
выделенных сумм - эти самые ведомства.
Если раньше на очередь для улучшения жилищных условий могли претендовать
люди, имеющие жилплощадь меньше социальной нормы - при этом не учитывались
доходы и имущество претендента, то, по новому закону, будут ставить на учет
только граждан, признанных малоимущими. Кого можно считать малоимущим, в
законопроекте сказано довольно расплывчато - должен учитываться размер их
дохода, наличие или отсутствие подлежащего регистрации имущества. Есть
единственное уточнение: если у человека низкий доход, но имеется в
собственности несколько квартир - малоимущим он считаться не будет. Право
решать, кто малоимущий, а кто нет, передается местным властям. В качестве
малоимущего сможет выступить и тот, кто ухудшил свои жилищные условия
вследствие, например, вселения в уменьшившееся после капитального ремонта по
размеру помещение или из-за раздела жилплощади. Но в этих случаях граждане
ставятся на учет лишь по истечении пяти лет после ухудшения условий
проживания.
В новом Жилищном кодексе происходит четкое разграничение коммерческого и
социального жилья. Предоставление последнего будет производиться уже не
путем выдачи ордеров, а с помощью заключения бессрочных договоров
социального найма жилого помещения, где будут прописаны обязанности
нанимателя и наймодателя.
Те, кто не приватизировал до 1 января 2007 года свою квартиру, заключат
договор найма. Кстати, как подчеркнул директор департамента строительства и
жилищно-коммунального хозяйства Министерства промышленности и энергетики РФ
Сергей Круглик, срок приватизации продлен, чтобы каждый мог определиться,
нужно ли ему приватизировать свое жилище. Неприватизированная до указанного
срока квартира перейдет в категорию социального жилья.
А вот далее намечены драконовские меры. Раз жилье социальное, значит, будут
учитываться <нормы обеспеченности>. Социальный норматив на одного человека
составит, по проекту кодекса, 15 кв. м (сейчас на одиноко проживающего
человека полагается 33 кв. м). На семью из двух человек нормы предписывают
42 кв. м, из трех и более - по 18 кв. м на каждого проживающего. Исходя из
этого можно понять, что излишки площади появятся практически у всех
<социальных нанимателей>, что, конечно, заметно скажется на их семейном
бюджете. Возможна и другая ситуация, когда метража, по расчетам наймодателя,
не хватит при дополнительном вселении в квартиру членов семьи и
родственников хозяев. В этом случае чиновник муниципального фонда будет
вправе запретить такое вселение. Придется старикам-родителям доживать век в
одиночестве. В довершение всего к квартплате и оплате коммунальных услуг,
которые мы осуществляем сегодня, присовокупится еще оплата аренды по
договору найма. Только малоимущие будут оплачивать ее по особым социальным
тарифам. К <радостям> социального найма прибавляется еще и то, что такое
жилье будет невозможно передать по наследству (впрочем, это справедливо), а
обменивать его можно будет только на другое социальное жилье, причем с
разрешения наймодателя. Впрочем, будем надеяться, что за местными властями
оставят право вносить в вышеуказанные нормы какие-то свои коррективы,
например увеличивать <социальный метраж>.
Однако те, кто уже приватизировал свои квартиры или собирается это сделать в
ближайшее время, тоже не смогут <почить на лаврах>, поскольку новый кодекс
предусматривает введение вместо нынешнего - символического - <настоящего>
налога на собственность, который будет выплачиваться в процентах от рыночной
стоимости жилья. Размер этого налога будет варьироваться в пределах от 0,1%
до 1% от стоимости жилья. Определение норм в конкретных случаях будет отдано
на откуп местных властей. И если двухкомнатная квартира, к примеру,
оценивается в $60 тыс., с нее, возможно, придется платить ежегодный 1%-ный
налог на собственность - $600, что довольно обременительно даже для семьи со
средним достатком. Правда, в Петербурге для расчета налога пока будут
пользоваться не рыночной, а так называемой оценочной стоимостью квартир, то
есть некой условной величиной. Но сомнений в том, что плата за
приватизированное жилье будет только возрастать, нет.
Задолженность оплаты за квартиру и коммунальные услуги чревата выселением.
Здесь у собственника жилья есть некоторые преимущества - его будут выселять
через суд, а нанимателя жилья - минуя эту процедуру. Должники вынуждены
будут переехать в <специальный жилой фонд> - возможно, это будут общежития,
откуда их впоследствии также могут выселить.
Говоря о приватизации, нельзя не затронуть проблему тех, кто сегодня
проживает в ветхом или аварийном жилье, которое, по закону, запрещено
оформлять в собственность. В соответствии с новым Жилищным кодексом, они
вообще не имеют права на приватизацию. Если дом признан аварийным и подлежит
сносу - нанимателю квартиры обязаны предоставить другое благоустроенное
помещение, которое, скорее всего, будет не аналогичной квартирой, а комнатой
в коммуналке или общежитии. Что касается жильцов коммунальных квартир, то им
пошли навстречу - согласно принятой поправке депутата Галины Хованской,
оставили преимущественное право покупки комнат в квартире, где они
проживают.
Особо стоит остановиться и на вопросах семейно-жилищных взаимоотношений.
Согласно новому Жилищному кодексу, если супруги осуществляли совместную
приватизацию, то при разводе имеют на жилье равные права. Но, в случае когда
собственник один, второй супруг при расторжении брака может быть выселен.
Принимая такой пункт, депутаты, очевидно, вспоминали о практике фиктивных
браков с целью завладения жильем. Но ведь куда чаще разводятся супруги,
проживавшие в фактическим браке и в момент приватизации просто не думавшие,
что когда-то разойдутся - потому и записывали жилье на кого-то одного.
Правда, в проект были внесены смягчающие поправки, которые позволяют
добиться через суд сохранения права проживания в данном помещении членов
семьи собственника, если они не могут обеспечить себя жильем. Суд также
вправе вменить в обязанность собственника обеспечение бывшего супруга и
детей жильем по их требованию.
Вообще в новом Жилищном кодексе предусмотрена защита прав и интересов
несовершеннолетних. Например, дети, оставшиеся без родителей и других членов
семьи, проживавших с ними, сохраняют право пользования жильем. Права и
обязанности по договору социального найма в этом случае до достижения
ребенком совершеннолетия осуществляются опекуном или органом опеки и
попечительства.
Любителей ремонтов с кардинальным изменением планировки квартир, согласно
новому закону, могут заставить привести планировку в прежнее состояние. А
при невыполнении этого требования квартира продается с торгов. Причем нового
владельца обязывают прежнюю планировку восстановить. Это жесткое требование
в последнем чтении было смягчено поправкой, что перепланировку можно
сохранить, если при этом не нарушены законные права и интересы граждан.
Пока не совсем понятно, можно ли будет закладывать квартиру в банк в
качестве обеспечения по кредиту. Пока банки практически не принимают
квартиры в залог, так как, по действующему <старому> кодексу, в случае чего
прописанных там лиц очень трудно выселить, а если есть дети, то вообще
невозможно. Проблема актуальна. К примеру, в Петербурге десятки тысяч семей
хотели бы взять под залог имеющейся квартиры (благо больше закладывать
нечего) кредит на новое жилье. И новый кодекс вроде бы это позволяет. Но что
будет, если заемщик нарушил условия? Куда выселять его и членов семьи,
которые, может, и не знали ни о каком кредите? Возможно, для решения этого
вопроса потребуется дополнительный закон.
В целом положения нового Жилищного кодекса жестко рыночные, направленные на
формирование рынка жилья. По замыслам авторов, с помощью этого закона должен
функционировать механизм обеспечения населения жильем, аналогичный тому, что
принят сегодня в большинстве развитых стран, то есть каждый, кроме самых
обездоленных, обеспечивает квартирой себя сам согласно своим возможностям.
Правда, эти возможности у граждан развитых стран и у россиян очень разные.
Кроме того, у нас нет нормального социального жилого фонда (только т. н.
маневренный), куда можно было бы выселять и переселять разного рода
должников, неплательщиков, просто людей, волею случая оставшихся без жилья.
Кроме проекта нового Жилищного кодекса Госдума приняла также законопроект о
введении его в действие. Оба документа для вступления в силу должны быть
одобрены Советом Федерации и президентом.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА




От Георгий
К Георгий (08.12.2004 13:53:10)
Дата 16.12.2004 21:13:54

Сколько стоят слова, телефонисты решат за нас (*+)

http://195.201.39.206/Vedomosti/?id=1292&folder=428

Выпуск ? 239 от 15.12.2004
Андрей ДАВЛИЦАРОВ

Сколько стоят слова, телефонисты решат за нас

С октября <телефонный налог>, то есть тарифы на оплату телефона, для
населения повысились на треть. Но самое важное ждет впереди: в новом году в
нашем городе планируется ввести повременную оплату за услуги Петербургской
телефонной сети (ПTC). Ряд деловых изданий даже предположил, что обычный
городской телефон после этого превратится в дорогое удовольствие, как в
странах Скандинавии и Балтии, где основная часть населения уже пользуется
более дешевой мобильной телефонией.

Когда руководство <Северо-Западного Телекома>, куда входит наша ПТС,
оправдывало повышение тарифов с октября, оно постаралось подсластить пилюлю.
Во-первых, объясняли нам, если учесть, что междугородная связь не дорожает,
то в среднем тарифы поднимутся ненамного - всего на 13 процентов. А за весь
год рост тарифов, уточнили телефонные власти, составит не более 21 процента.
И добавили при этом, что средние доходы на душу российского населения, по
официальным данным, за этот год выросли аж на 22 процента (на самом деле
статистика говорит о 11 процентах). Да и тратят люди на оплату телефонов
немного - чуть больше 3 процентов доходов.
Логика у монополистов всегда одна: вы, граждане, лучше трудитесь,
зарабатывайте побольше денег, а мы через обязательные платежи (т. е. те, от
которых не отвертеться) всю вашу прибавку заберем себе. В наш кошелек
регулярно заглядывают - не завелись ли там лишние деньги - не только
телефонисты, но и жилищники, энергетики, коммунальщики, газовики, городские
транспортники; стали обязательными услуги автостраховщиков. И каждый из этой
дружной семейки повышает ставки, тарифы, ориентируясь в первую очередь на
рост доходов населения. Разумеется, убеждая граждан, что все это делается
ради их же блага.
Вот и в данном случае, по словам руководителей ПТС, дополнительные средства
будут потрачены в интересах горожан: они пойдут на сокращение телефонной
очереди, повышение качества услуг и так далее. Новые тарифы позволят ввести
317 тыс. новых номеров (разумеется, их установку оплатят еще и сами
владельцы), из которых 77 тыс. будут направлены на удовлетворение заявок по
установке телефонов, в том числе более 10 тыс. - для льготных категорий
граждан. Впрочем, к этому было добавлено, что в 2003 году, как и в
предыдущие годы, предоставление телефонных услуг для населения являлось
убыточным направлением в работе ОАО <Северо-Западный Телеком>, затраты
компенсировались за счет выручки от других видов услуг, в т. ч.
нерегулируемых и не носящих социальной направленности (Интернет, передача
данных и т. д.). То есть наши деньги должны частью пойти и в прибыль
связистам.
Но не будем подозревать наших связистов в излишнем лукавстве. Им
действительно нужны крупные средства на модернизацию. Современных цифровых
АТС в городе 43 процента. Это один из самых низких показателей по стране. В
Поволжье и Сибири он не ниже 54, а на Урале - 65 процентов. Кстати, похожая
ситуация и в столице, где уровень цифровизации составляет лишь 18 процентов.
Такая парадоксальная ситуация сложилась по двум причинам. Обе столицы после
войны росли как на дрожжах: возводились новые кварталы, в них появлялись
телефонные станции, которые на тот момент были самыми современными.
Произошло то же самое, что и с <хрущевками>: в те годы главное было дать
людям жилье и связь. Не зря по количеству телефонов на душу населения оба
города уверенно лидируют; в Москве на 100 человек приходится почти 50
телефонов, у нас - около 30, а в Сибири - 19.
Но это сыграло злую шутку, когда начался процесс модернизации систем связи.
Оба города не смогли заменить такое количество устаревших аналоговых
(пошагово-декодерных) АТС на цифровые. А устаревшие телефонные станции - это
и некачественная связь, и высокие затраты на их обслуживание.
В то же время именно здесь, в столицах, в 1990-е годы открывалось больше
всего российских и зарубежных банков и фирм, которым нужна была качественная
связь. И на этот спрос рынок ответил предложением: бурными темпами частные
компании строили свои телефонные сети с использованием новейших технологий в
обход неповоротливых монстров типа ПТС и МГТС. Новички оттянули на себя
большую долю самых надежных и перспективных клиентов - корпорации и
предприятия, уведя их от традиционных телефонных компаний, которые лишились
прибыли.
В результате получился замкнутый круг: без денег на модернизацию сетей
нельзя привлечь хороших клиентов, но они не идут к тем, у кого устаревшие
сети и оборудование. Постепенно традиционные телефонные компании
превратились в социально ориентированные и могут уповать либо на дотации из
городского бюджета, либо на повышение тарифов для населения. Откуда брать
средства, если крупных клиентов нет? Только с граждан.
Таким образом, нас заставляют платить за просчеты монополиста, который
проспал период модернизации. Операторы сотовой связи брали кредиты, закупали
новейшее оборудование, придумывали, чем заманить клиентов. А ПТС в это время
гарантированно получала доходы от эксплуатации сетей и оборудования
советского времени.
Как изменится ситуация после введения <повременки>, предсказать пока
невозможно. Да и дата ее введения не названа. Летом телефонисты говорили о 1
января 2005 года, но не успевают к намеченному сроку. ПТС, будучи
монополистом, должна согласовывать свои тарифы с Федеральной службой по
тарифам (это новая служба, раньше тарифами занимались антимонопольщики). В
Петербурге отделения ФСТ нет, вопрос будет решаться в Москве в порядке общей
очереди.
Сами телефонисты предлагают достаточно мягкий переход на <повременку>.
Сначала горожане начнут получать от ПТС квиточки с указанием количества
времени, которое уходит у них на телефонные разговоры в месяц. Таким образом
они смогут подсчитать, сколько платили бы по <повременке>. К тому же у
владельцев телефонов будет выбор: остаться на абонентской плате - высокой,
но без ограничения времени разговоров, или же платить небольшую (по мнению
ПТС) фиксированную сумму - стоимость технического обслуживания и нескольких
бесплатных минут в день, а все остальное оплачивать поминутно. Пока тарифы
не утверждены Москвой, называть их было бы некорректным. Отметим лишь, что
они вполне сопоставимы по цене с <экономичными> тарифами сотовых операторов.
Логика простая: если столько людей готовы оплачивать повременно свои
мобильники, то почему стационарные телефоны для них обходятся так дешево?
ПТС оставляет за горожанами возможность переходить с одной системы оплаты на
другую: например, уезжая на лето на дачу, переключиться на <повременку>. Но
это можно будет делать за небольшую плату не чаще двух раз в год, чаще будет
стоить дорого.
С учетом всего вышесказанного прямое сравнение потенциальных тарифов на
телефонные услуги ПТС и операторов мобильной телефонной связи пока
преждевременно.
Количество абонентов мобильных сетей в Петербурге уже к осени перевалило за
2 млн человек. То есть почти у половины горожан есть мобильный телефон, а то
и не один. Во многих семьях все ходят со своими мобильниками. Но при этом
они и не думают отказываться от городского телефона. Для кого-то это
необходимо, чтобы выходить в Интернет с домашнего компьютера, для
большинства это попросту привычка: до введения <повременки> можно часами
болтать по домашнему телефону, не заботясь о деньгах. А для пожилых людей
это самый удобный способ пообщаться с внешним миром, они просто
психологически не готовы перейти на мобильные телефоны, даже если они станут
дешевле стационарных. Поэтому массового отказа от услуг ПТС, по
предварительной оценке, в ближайшее время не случится, несмотря на обилие
мобильных телефонов.
Но ситуация может измениться. Пожилые люди в силу своей консервативности
будут платить за домашний телефон столько, сколько скажут, и не откажутся от
него. Но если более активная часть горожан посчитают, что мобильная связь
дешевле, отток клиентов у ПТС неизбежен (вспомним об ушедших к
альтернативным операторам фирмах и банках). И телефонному монополисту ничего
не останется, как снова поднимать тарифы для населения, в том числе и
поминутную оплату при <повременке>.