> Нематериальны навыки подражания ровно в том смысле, что с гибелью особи они исчезают. А
вот материально закрепленные знания в орудиях - не исчезают.
Это как же не исчезают? Пирамиды стоят, орудия труда валяются, а секрет утерян. Можно
вспомнить дамасскую сталь и прочее. И это все было при письменности! Так что при гибели
общества ваши "материально закрепленные знания в орудиях" накрываются медным тазом, как и
все остальное. Поинтересуйтесь археологией. Другое дело, если секрет мастерства будет
передан другой группе. А само орудие передавать дело пустое. Американцы на это в ноу-хау
до сих пор сквозь пальцы смотрят - главное, чтобы сама технология не уплыла.
> человеческое общество отличалось от животного тем, что помимо любого способа передачи
культуры через подражание (пусть и в вашей редакции - через "мозг") у человека еще был
способ передачи и накопления знаний через эволюцию орудий.
А у бобра через запруду? Согласны с разумностью бобров? Запруда это даже не каменный
топор, повыше технологически будет, почти уже ирригационная цивилизация.
> разницу между закреплением и передачей
Закрепление, это когда археологи найдут, а передача когда нет? Это вы лучше поймите, что
без закрепления опыта стаи в ее <культуре>, она не выживет, а без топора можно и обойтись,
воспользоваться каким подходящим каменюгой. Точно так же опыт изготовления топора
закреплялся в культуре изготовления этих топоров группой.
> - это пережитки уравнительного распределения _всей_ пищи, сохранившиеся абсолютно у всех
народов
Протестантов имеете ввиду?
> голод и жестокая борьба за существование - единственная мыслимая причина расселения
предков людей по ойкумене.
И как погнал голод монголов на Рязань, так долго потом не могли остановиться, наестся.
>Это как же не исчезают? Пирамиды стоят, орудия труда валяются, а секрет утерян. Можно
>вспомнить дамасскую сталь и прочее. И это все было при письменности! Так что при гибели
>общества ваши "материально закрепленные знания в орудиях" накрываются медным тазом, как и
>все остальное.
Из того, что утрачен секрет производства дамасской стали - выводить, что медным тазом накрывается и "все остальное".
Не стоит обсуждение указанной темы с вами потраченного времени, извините.
У обезьян (как и у многих других животных, как и у человека с речью) можно научиться
многим сложным действиям лишь в детстве. Если время упущено (болела лапка, жил средь
волков), то научиться уже не получится. Наверняка, у первых людей были те же проблемы.
Поэтому разговор о самостоятельности орудий труда на заре эволюции просто абсурден, они
могли передаваться только, и исключительно, через подражание младших действиям старшим.
Т.е. орудия передавались лишь как технология их изготовления и применения, а не самим по
себе, путешествуя между общинами и поколениями. Имеем дело жестко с фиксацией опыта в
культуре. И ничем существенным это не отличается от способов постройки плотин бобрами, или
обучения обезьян колке орехов, а технология совместной охоты хищников еще и по сложней
будет.
Так что утеря технологии (закрепленной в культуре) в древней истории означала однозначно
утерю и самого <орудия труда>. Поэтому и привел пример утраты знаний, хотя материальные
артефакты все наличествовали, уже в эпоху письменности. Т.е. потомство современных людей,
не обученное вовремя, хотят, пусть бегают стадом, хоть по одиночке, не способно ничего
восстановить, даже если будет иметь все орудия труда от прежней цивилизации. Им придется
начать эволюционный путь сначала = закрепить в своей культуре знания, только там их и
можно закрепить, не в орудиях труда.
И еще, гипертрофированное самомнение (раздувание щек без всяких оснований = доводов), по
моим наблюдениям, характерно для людей хоть и тщеславных, но не очень умных. И здесь такие
водятся.