От Сергей Вадов
К All
Дата 16.09.2004 10:11:01
Рубрики Россия-СССР; История; Образы будущего; Школа;

C.Г.Кара-Мурза "Еще одна страшная утопия реформаторов"

C.Г.Кара-Мурза "Еще одна страшная утопия реформаторов"
Источник: журнал Парламетна РФ "Российская Федерация сегодня" N016 от 23.08.2004, стр.2-3

Еще одна страшная утопия реформаторов.

Великая Отечественная война продолжалась 1418 дней. На ее изучение в школе современная программа отпускает учителю 6 уроков, или 240 минут. Зато в школьные стандарты разработчики не забыли вставить такие темы, как "Гуманизм", "Формирование идеологии либерализма", "Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу", "Холокост", "Глобализация", "Становление информационного общества", "Экуменизм", "Политическая и социальная идеология тоталитарного типа".

Нынешняя реформа в России задумана как смена типа цивилизации. Иными словами, как самая глубокая, какая только возможна в обществе -типа протестантской Реформации, заложившей основы современного Запада. По тому потрясению, которое означает такая революция для России, она оставила далеко позади Октябрьскую революцию. Сейчас, когда первый натиск захлебнулся, нанеся стране тяжелые раны и контузии, об этих замыслах говорят меньше. Но они вовсе не отменены, просто переделка несущих конструкций исторической России идет с меньшим шумом.

При советском строе сложилось определенное жизнеустройство, лежащее на исторической траектории развития России как цивилизации. Споры о том, как назвать это жизнеустройство и было ли оно социализмом, являются настолько схоластическими и бессмысленными, что иной раз кажутся плодом глупости или идеологической диверсии. Факт, что в советском строе жизни были устранены важнейшие источники массовых страданий - безработица, бедность, голод и холод, тяжелые социальные болезни и беззащитность. Это было, с точки зрения поколений, испытавших эти страдания на опыте, таким благом, что они были готовы за него беззаветно трудиться и воевать, что и показала война. Одна из главных ценностей, которую советский строй дал всем социальным группам и всем народам, - доступ к образованию очень высокого качества. Ибо в современном мире образование - фундаментальное жизненное благо.

Школа - именно тот общественный институт, который осуществляет передачу важнейших кодов и символов цивилизации следующему поколению. Всякие реформы школы, ее уклада, ее программ должны делаться чрезвычайно осторожно. Для общества, как и для любого организма, защита его "генетического аппарата" - одно из главных условий продолжения рода. Конечно, внешние условия изменяются, мы развиваемся, но массивные мутации, поломки "генетического аппарата", прерывают цепь времен, производят разрыв поколений, который может стать фатальным для судьбы народа. Но для достижения своих целей реформаторы должны были сломать нашу школу как носитель генетического кода. Сломать - и создать новую, которая бы фабриковала человека иной цивилизации. Поскольку за образец в реформе взят Запад, разрушение нашей школы ведется под лозунгами перехода к западной модели.

Чем же не угодила наша школа? Года два назад министр Владимир Филиппов сказал, что реформа необходима потому, что наша школа отстала от школ "цивилизованных стран". Что это значит? Люди думают, что "отсталая" школа - это когда подросток выходит необразованным и не умеющим думать. Но ведь по этим показателям советская школа была намного лучше западной.

По официальным данным, в 1982 году на всех международных конкурсах советские школьники заняли первые места. В 1995 году РФ сошла на 8-9-е места. Теперь, по данным экспертизы ЮНЕСКО, проводившейся в 65 странах мира, РФ скатилась на 50-55-е места и оказалась по качеству образования в середине третьей - худшей - группы обследованных стран ("Школьное обозрение", 1999, N 4). Но даже сегодня российская школа, хотя ее почти задушили, для основной массы школьников лучше западной - это подтверждают международные сравнения и те наши люди, которым пришлось преподавать в западных университетах. Пока что выпускник нашей средней школы гораздо более развит, широко образован и сообразителен, чем средний первокурсник западных вузов. Зачем же надо переделывать нашу школу на манер американской?

Министр В. Филиппов сказал: "Изменяющееся российское общество требует адекватных изменений и от системы образования -нельзя консервировать то, что когда-то было лучшим в мире". Это - чудовищное по своей откровенности заявление. Мы имели школу действительно лучшую в мире - и нам запрещают ее сохранять! Мол, изменения российского общества таковы, что ему такая школа не нужна. Потому-то и хотят ее переделать, что наша школа слишком хорошо учит детей. Не нужно это рынку. А отстала она от США именно в фабрикации такого человека, какой нужен рынку. Реформа школы необходима, чтобы привести российских детей в соответствие с западными стандартами "человека массы". Не превратить народ в "массу", если резко не понизить уровень образования.

Сегодня реформаторы быстро снижают этот уровень, "принижают" молодежь. В 2001 году в Фонде Горбачева прошел "круглый стол" с разработчиками программы школьной реформы. Их главное заклинание - школа должна отвечать требованиям постиндустриального общества. Что это значит? Один "реформатор" объяснил, что в таком обществе производства почти не будет, а в сфере обслуживания не нужно знать про "амфотерные гидроксиды" и т. п. Его спрашивают, как же при таком образовании восстановить промышленность? А зачем, ответил этот господин, все равно русские не будут конкурентоспособны, нечего и стараться.

Вот шаги реформы. По совокупному "индексу человеческого развития", принятому ООН, СССР в 1970 году занимал 20-е место в мире. На начало 1995 года Россия (уже без республик Азии) находилась во второй сотне государств - в бедной части стран третьего мира. Микроперепись 1994 года показала: лиц "с начальным образованием и не имеющих такового" в возрасте 20-24 лет было в России 0, 8 процента, а в возрасте 15-19 лет -уже 9 процентов ("СОЦИС", 1996, 12, с. 69). В жизнь входит постсоветское поколение.

Что же главное надо выделить в школьной реформе? Прежде всего целенаправленное разделение народа на два несовместимых, в перспективе антагонистических класса, увековечение бедности большинства. Важным результатом реформы уже стало в бедной части населения снижение квалификации работников и быстрое нарастание малограмотности и неграмотности. По данным Минобороны, до 25 процентов призывников из сельской местности оказываются фактически неграмотными, а в 1997 году полностью неграмотным был каждый десятый призывник в Сибири.

Ликвидация права на равный доступ к образованию независимо от доходов на первом же этапе реформы создала порочный круг, не дающий молодежи вырваться из бедности. Видный социолог В. Шубкин говорил на международном симпозиуме: "Все более усиливается беспросветность в оценках молодежи. Этому в немалой степени способствует и дифференциация в системе образования, ибо плюрализм образования ведет к тому, что в наших условиях лишь богатые получают право на качественное образование. Бедные сегодня уже такого права не имеют".

При этом власть не думает менять эту ситуацию. Она ограничивается констатацией фактов. В Послании Федеральному Собранию Владимир Путин сказал: "Одна из самых серьезных проблем - это недоступность качественного образования для малоимущих. Обучение сопровождается дополнительными платежами, которые не каждый может себе позволить. Сокращение общежитий, маленькие стипендии не позволяют детям из малообеспеченных семей - особенно из отдаленных городов и сел - получить качественное образование".

Как это понимать? Президент подтверждает недоступность нормального образования для большой части населения, которую превратили в бедняков. Это - результат реформы, главных принципов которой власть менять не собирается. В чем же тогда заключается "борьба с бедностью"? В. Путин высказал там же философскую истину: "Доступность услуг образования и здравоохранения, возможность приобрести жилье помогут нам смягчить проблему бедности". Так ведь этой доступности и не предполагается дать обедневшим людям!

Вот первая угроза стране и народу, к которой мы не готовы - миллионы молодых людей лишены возможности получить современное образование, и в нашем обществе появляется новый социальный тип, поведение которого мы пока даже не можем прогнозировать. В первую очередь "реформа" выбивает из школы детей из той части народа, что впала в крайнюю бедность - беженцев, безработных. Семьи распадаются, родители спиваются или попадают в тюрьму, дети вынуждены идти на заработки или прибиваться к бандам.

Этот результат реформы - предпосылка к "молекулярной" гражданской войне в городах РФ, к разлитому внизу насилию без смысла и идеологии. В лоне культуры и цивилизации мог оставаться, даже будучи неграмотным, крестьянин, хотя и он страдал от этого все сильнее. Его отлучение от образования -одна из причин поворота крестьянства к революции (вот что напомнил учитель из Пензы: по данным переписи 1897 года, в Пензенской губернии доля грамотных составляла среди мужчин 23, 7 процента, а среди женщин 6, 3 процента). Но возвращаться в неграмотность городской человек не может - он разрушается как личность.

Вторая угроза - резкое снижение качества образования детей из благополучной части общества. Это - неизбежное следствие отказа от программных принципов российской школы. То, что на Первом съезде работников просвещения в 1918 году учителя приняли выстраданное русской культурой решение о создании в России единой общеобразовательной школы и обязательном обучении, на целый исторический период укрепило нашу страну и материально, и духовно. Школа университетского типа - для всех детей! И эти дети сделали Россию второй индустриальной державой.

Это благо мы не сумели использовать - и возвращается к нам неграмотность подростков, выброшенных из школы, и тупая полуграмотность тех, кому хозяева определят учиться в "школе для массы", "школе второго коридора". Академик В. Арнольд в статье "О состоянии образования в различных странах мира" писал: "Американские исследователи-образованиеведы выяснили, что разделить 1 1/4 на 1/2 могут лишь лучшие из учителей арифметики в их средних школах (число этих "лучших" учителей составляет всего 1 процент от числа всех). Представители фирмы "Боинг" из Сиэтла, приезжавшие недавно в Москву, рассказывали, что не могли бы поддерживать высокий технический уровень своих разработок без помощи иностранцев, подготовленных лучше, чем американские школьники, - японцев, китайцев и русских, которых в школах до сих пор продолжают учить как основам фундаментальных наук, так и умению думать и решать нетривиальные задачи. Но фирма опасается, что американизация обучения вскоре ликвидирует и этот источник кадров, и хотела бы помочь сохранить в России высокий уровень школьного образования".

Реформаторы спешат, действуют лихорадочно. В 2004 году уже 3/4 выпускников российских школ сдавали Единый государственный экзамен - скопированную по американским образцам методику ответа на формальные тесты. Это кардинально изменит сам тип программ обучения и тип мышления школьников - отучит их рассуждать. Тех, кто мог сравнивать нашу школу с западными, где давно перешли на такой экзамен, потрясала именно невероятная эффективность этого метода в оглуплении детей. Невозможно поверить, пока этого сам не увидишь. Принятый в нашей школе экзамен в форме диалога - и в письменной форме, и в разговоре школьника с комиссией - был нашим национальным достоянием. В статье "Антинаучная революция и математика" В. Арнольд пишет: "Особенно опасна тенденция изгнания всех доказательств из школьного обучения... Тот, кто в школе не научился искусству доказательства, не способен отличить правильное рассуждение от неправильного. Такими людьми легко манипулировать безответственным политикам. Результатом могут стать массовый гипноз и социальные потрясения". Власть осталась глуха к протестам видных представителей интеллигенции против введения ЕГЭ. Мэр Москвы Юрий Лужков выразился резко: "Введя тестирование, мы заменяем принципом угадывания принцип проверки знаний. ЕГЭ напоминает наперстки на вокзале. Но если на вокзале мы теряем лишь деньги, то здесь - молодое поколение". Введение ЕГЭ завершит социальное расслоение внутри школы. ЕГЭ разделяет детей по двум "коридорам" вне зависимости от знаний и способностей. Хорошие ответы на тесты обеспечены тем, кто оплатит дорогого репетитора, даст достаточную взятку и купит ребенку хороший пейджер для получения подсказок.

Наконец, третья угроза - утрата даже небольшой элиты хорошо образованных молодых людей, хотя бы из богатого меньшинства. Попытка создать в России анклавы элитарного образования, доступного только для обеспеченных слоев населения, обречена на неудачу. Система образования - единое целое, и она сегодня подвергается тотальному разрушению. Как ни парадоксально, катастрофу оглупления молодежи мы будем переживать солидарно, как народ.

Продолжение темы на стр. 5.

Иллюстрации: Население в возрасте 15 лет и более по уровню образования (тыс. человек)

От K
К Сергей Вадов (16.09.2004 10:11:01)
Дата 18.09.2004 19:17:32

Так вся сегодняшняя элита дебильна

31.08 09:28
http://lenta.ru/russia/2004/08/31/education/
РОССИЯ ИЗБАВИТСЯ ОТ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Накануне начала нового учебного года министр образования России Андрей Фурсенко
объявил о смене концепции высшего образования. По его словам, российское высшее
образование потеряет некоторые отличительные особенности и приобретет новые черты.
В частности, оно перестанет быть глубоко фундаментальным и станет ориентироваться
на реальные потребности рынка.
09.06 05:50 http://lenta.ru/russia/2004/06/09/ege/
МИНОБРАЗОВАНИЯ: СИТУАЦИЯ С ЕГЭ НЕОБРАТИМА
Во вторник глава Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктор Болотов
заявил, что отмена единого государственного экзамена невозможна. В Министерстве
образования убеждены, что люди относятся к новой системе хорошо. Чиновники готовы вести
диалог с теми, у кого есть конкретные предложения по усовершенствованию экзамена.

А вот про интеллект современных вершителей судеб (может они просто хотят, чтобы остальные
стали такими же дебилами как они, чтобы не выделяться?)

04.08 18:35 http://lenta.ru/vojna/2004/08/04/misunderstood/
В ТБИЛИСИ НЕ ПОНЯЛИ, ПОЧЕМУ В МОСКВЕ ОБИДЕЛИСЬ НА ПРИКАЗ ТОПИТЬ РОССИЙСКИЕ СУДА
Тбилиси удивлен резким тоном заявления российского МИДа в связи с приказом топить
гражданские суда, вошедшие в территориальные воды Абхазии. По словам министра
Грузии по урегулированию конфликтов Георгия Хаиндравы, в словах президента Саакашвили
"не было ничего, что могло бы вызвать такую реакцию". Грузинский министр также
отметил, что российским туристам никто не угрожал, и все действия Грузии укладываются
в рамки международного права.
/в тот же день/
04.08 03:10 http://lenta.ru/world/2004/08/04/trip/
МИХАИЛ СААКАШВИЛИ ОТПРАВЛЯЕТСЯ В США ЗА ПРЕМИЕЙ
Во вторник президент Грузии Михаил Саакашвили отправляется в США для получения
присужденной ему премии американской Ассоциации юристов. "В ходе моего визита
не планируются официальные переговоры. Цель моей поездки - получить премию, которую
мне присудила Ассоциация юристов США за вклад в реформирование прокурорской системы",
- сказал грузинский президент.
/на следующий день/
05.08 16:54 http://lenta.ru/vojna/2004/08/05/september/
В ГРУЗИИ ОТМЕНИЛИ 1 СЕНТЯБРЯ
В этом году учебный год в Грузии начнется 20 сентября. По мнению властей, "начало
учебного года 1 сентября - не грузинская традиция, и она навязана коммунистическим
режимом Советского Союза".

Пример дебильности уже запредельный

05.08 19:18 http://lenta.ru/russia/2004/08/05/sliska/
СЛИСКА ГОТОВА НАЧАТЬ СБОР ДЕНЕГ НА "НУЖДЫ РОССИИ" В СВОЕЙ КВАРТИРЕ
Первый вице-спикер Госдумы Любовь Слиска готова принять пожертвования "на нужды
России" от тех, у кого есть лишние деньги. По словам политика, к этой мысли ее
подтолкнули "намеки" представителей пивного лобби накануне принятия законопроекта,
ограничивающего рекламу пива. "Я готова установить у своей двери обитый жестью
ящик с надписью "На нужды России". Кому деньги не нужны - пусть приносят", -
сказала Слиска.

И в США еще те ребята рулят

12.05 19:33 http://lenta.ru/world/2004/05/12/diploma/
ЗА ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ США СЛЕДЯТ ЛЮДИ С ФАЛЬШИВЫМИ ДИПЛОМАМИ
28 высокопоставленных сотрудников американских госведомств, отвечающих за ядерную
безопасность, оказались менее образованными, чем о них было принято думать. В
результате проверки контрольно-ревизионного управления при Конгрессе США выяснилось,
что они пользовались фальшивыми дипломами. Документы, свидетельствующие об их
академических успехах, покупались в не аккредитованных колледжах.



От K
К K (18.09.2004 19:17:32)
Дата 19.09.2004 17:58:43

Еще о дебильности элиты

14.09 17:08
http://lenta.ru/russia/2004/09/14/building/
РОССЕЛЬ ПОСТРОИТ США НОВОЕ КОНСУЛЬСТВО В ЕКАТЕРИНБУРГЕ ЗА СЧЕТ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Губернатор Свердловской области Эдуард Россель пришел к выводу, что консульству
США в Екатеринбурге необходимо новое здание. Финансировать его строительство
Россель намерен из бюджета области.
-----------------------------------------------------
За ближайшим углом сплошь проблемы аж синие стоят, а в это время. . . поди пойми их
прихоти

24.08 09:25 http://lenta.ru/russia/2004/08/24/sterilizacia/
В МОСКВЕ НАЧИНАЕТСЯ МАССИРОВАННАЯ СТЕРИЛИЗАЦИЯ БЕЗДОМНЫХ ЖИВОТНЫХ
Вице-мэр российской столицы Валерий Шанцев поручил московскому департаменту
жилищно-коммунального
хозяйства в трехнедельный срок организовать в городе массовую стерилизацию безнадзорных
животных. По сведениям газеты, к 15 сентября государственное предприятие "Служба
отлова диких животных" должно заключить договоры с ветеринарными клиниками на
стерилизацию и передержку отловленных собак и кошек за счет бюджетных средств.
-----------------------------------------------------
Достоевский, Записная тетрадь 1875-1876 гг.
. . .'Женщина и четверо детей просят. Грудные на руках, с ручкой ходят. . . а тут
собираются о том, чтоб бродячую собачку, ежели надо умертвить, то как-нибудь хлороформом!
Вс? прекрасно, и хлороформ прекрасен, но как бы это сделать в меру и в равновесие со всем.
А тут как подумаешь о птенцах воспитательного дома и сравнишь судьбу их с собачками с
хлороформом. Мужик сострадателен, про мужика скажу, что он научит даже членов отдела, но
есть моменты, когда он теряет терпение. . . Ну вспомните Антона Горемыку. Вспомните факт,
что вывел в поле детей и всех заморозил. А тут хлороформ'.

www.membrana.ru\lenta\3203.htm
Одна из причин такого различия очевидна - чем человек выше расположен на социальной
лестнице, тем он имеет лучший доступ к современным медицинским услугам и имеет больше
денег для оплаты работы медиков. Однако интересно, что США с валовым национальным
продуктом на человека приблизительно в $34 тысячи имеют среднюю продолжительность жизни
людей (76,9 лет) практически такую же, как на Кубе (76,5 лет) с её валовым внутренним
продуктом только $5,2 тысячи на человека. Одним из объяснений является некий общий фактор,
зависящий лишь от ступеньки, занимаемой на служебной лестнице.
-----------------------------------------------------
А тут размышлизмы нашей интеллектуальной элиты. <Некий общий фактор>, блин. . . по-моему,
это не только пишут для дебилов, но и дебилы сами пишущие.

09.05 18:14 http://lenta.ru/terror/2004/05/09/fbi/
ЗАВЕРБОВАННЫЙ УГОНЩИК САМОЛЕТОВ СДАЛСЯ ФБР ЗА ГОД ДО ТЕРАКТОВ В США
Весной 2000 года американским федеральным агентам сдался британский гражданин,
завербованный террористической организацией "Аль-Каеда" для угона самолетов.
На допросах он рассказал, что террористы планируют направить пассажирские лайнеры
на здания. Несмотря на то, что британец прошел проверку на детекторе лжи, ФБР
не поверило его показаниям.
-----------------------------------------------------
А до этого власти ФРГ узнали об угонах от пойманного ими преступника, и так же срочно
передали информацию в США. Осталось только еще на закуску неожиданно обнаружить связь с
террористами Березовского и Закаева. Это типа как в Испании было, когда террористы
взорвали грузовик-фургон, который полиция после всех следственных мероприятий отдала опять
террористам, и те его недавно взорвали опять. Интересно, на третий раз отдадут фургон?



От K
К K (19.09.2004 17:58:43)
Дата 19.09.2004 22:31:43

Тупой, еще тупее. . .

Эхо Москвы, Интервью, 7
Немцов предложил отпустить Ходорковского из тюрьмы в обмен на его помощь в поиске Басаева
Председатель Совета директоров концерна "Нефтяной" Борис Немцов предложил отпустить
экс-главу ЮКОСа Михаила Ходорковского из тюрьмы в обмен на его помощь в борьбе с
терроризмом. Об этом он заявил в воскресенье в прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы".
[...] Б.НЕМЦОВ: Я бы, может быть, сказал бы вещь радикальную - знаете, что мне
представляется предельно важным? Чтобы он перестал с презрением и недоверием относиться,
например, к бизнесу и к СМИ. К двум важным элементам гражданского общества. Причем, могли
бы быть вполне конкретные действия в этом направлении. Скажу, может быть, спорную вещь -
на мой взгляд, она была бы знаковой, - я считаю, что спецслужбы никогда не справятся с
задачей поимки Басаева, несмотря на 10 млн. долларов, которые они обещали тем, кто поможет
поимке. Я бы, например, на месте президента сейчас Ходорковского бы отпустил из тюрьмы под
подписку о невыезде, и обратился к нему с просьбой помочь в поимке Басаева [...]

"Собеседник": Правые продают [место] лидера
http://sobesednik.xpd.ru/issues/33/rubr/1200/politp/?283
- В наших выборах может поучаствовать каждый желающий, - пояснил Томчин.
Требования к кандидатам весьма либеральны. Членство в СПС необязательно. Но необходимо
внести в партийную казну 2 миллиона рублей и представить сносную программу развития СПС на
ближайшие годы. . .
О своем желании возглавить СПС уже заявили бывший депутат Борис Надеждин, экс-сенатор Иван
Стариков и политолог Алексей Кара-Мурза.



От Сергей Вадов
К Сергей Вадов (16.09.2004 10:11:01)
Дата 16.09.2004 16:42:35

Знание студентами США таблицы умножения.

Сергей Георгиевич,

может быть, Вам пригодится процитировать: я тут случайно прочитал статью в Washington Post о том, что американские школьники и даже студенты таблицу умножения не знают. Не могут ответить на вопрос:

"How much is a 4 percent sales tax if the purchase price is $90?" (Сколько составляет 4-процентный налог с продаж, если сумма покупки 90 долларов?)

источник: Jay Mathews, "Students getting a wrong number", Washington Post, Tuesday, September 3, 2002; Page A01,
http://www.washingtonpost.com/ac2/wp-dyn/A27574-2002Sep2?language=printer

Сергей Вадов

От Iva
К Сергей Вадов (16.09.2004 16:42:35)
Дата 16.09.2004 17:01:18

А откуда они могут ее знать, если пользуются калькуляторами.

Привет

и кассовый аппарат сдачу считает.

И расточатся врази Его!

От Ростислав Зотеев
К Iva (16.09.2004 17:01:18)
Дата 30.09.2004 19:07:55

Да здравствуют программисты калькуляторов и кассовых аппаратов!!! :-)))

Здравствуйте !

Позабавили, право слово ю :-))))
Не, либерасты прикольные !!!

Ростислав Зотеев

От concord
К Сергей Вадов (16.09.2004 10:11:01)
Дата 16.09.2004 12:33:32

Подозрения подтверждаются

Вот как прыгают от радости наши доморощенные буржуа от грядущего убийства росйиской науки и образования:

http://globalrus.ru/comments/138179/

"И слава Богу, что нашлись в правительстве умные люди, понявшие, что не в деньгах дело, а в системе, и что научные институты – лишнее, оттягивающее силы и средства звено, которое необходимо упразднить.

Трудно сказать, как на практике сложится реформа. Все-таки сотню научных институтов оставят – и правильно, многие из них уникальны, а многие стали по сути дела эффективными коммерческими организациями, - да и нет уверенности, что наши нынешние университеты могут хоть отчасти восстановить кафедральную систему. Пока лучше всего у работников кафедр получается репетиторствовать по специальным тарифам, а это занятие далекое и от науки, и от собственно преподавания. Но как бы ни сложилось, глобальное сокращение научных институтов ничего кроме пользы не принесет. В худшем случае - просто будут сэкономлены деньги."


От Сергей Вадов
К Сергей Вадов (16.09.2004 10:11:01)
Дата 16.09.2004 11:04:05

Цитируемая статья В.И.Арнольда

"Антинаучная революция и математика" была опубликована в журнале "Вестник РАН" том 69, номер 6 за 1999 год, с. 553-558. Вот полный ее текст:

От редакции "Вестника":

Изменение представлений о природе на закате тысячелетия - это тема сессии Папской академии наук, проходившей в октябре 1998 г. в Ватикане. На ней обсуждались и такие вопросы: нужно ли учить детей складывать дроби? сменится ли век расцвета науки веком невежества и обскурантизма? не пора ли реабилитировать Джордано Бруно? является ли дискриминация российских ученых политически корректной? Ниже публикуется статья, в основу которой положен доклад, прочитанный на этой сессии президентом Московского математического общества и вице-президентом Международного математического союза академиком В.И. Арнольдом, а также его ответы на вопросы анкеты Европейского математического общества об изменениях в науке стран Восточной Европы за последние 10 лет.

АНТИНАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И МАТЕМАТИКА


Арнольд Владимир Игоревич - академик, главный научный сотрудник Математического института им. В.А. Стеклова РАН

Начну с примера математической теории, которую легко объяснить нематематикам; затем обсужу причины отвращения, испытываемого обществом по отношению к математике, а закончу несколькими замечаниями о специфических проблемах российской математики.

МАТЕМАТИКА И ПЕРЕДЕЛ МИРА

Рассмотрим первую цифру числа, выражающего площадь страны. Эта цифра может быть единицей, двойкой..., девяткой. Оказывается, распределение государств мира по первой цифре их площади крайне неравномерно. Страны, первая цифра площади которых равна единице, составляют примерно 30% общего их числа, а количество стран, первая цифра площади которых равна девяти, примерно в 6 раз меньше; доля стран, имеющих промежуточную между единицей и девяткой первую цифру площади, постепенно уменьшается. Данное распределение не зависит от единиц площади: ее можно измерять в квадратных километрах, в квадратных милях или в квадратных дюймах - результат получается таким же.

Неравномерное распределение первых цифр наблюдается и во многих других случаях. Например, первые цифры численности населения стран мира демонстрируют такую же закономерность. Она была открыта в 1881 г. С. Ньюкомом и в соответствии с принципом эпонимики названа эмпирическим законом Ф. Бенфорда. Вклад математики в объяснение этих довольно таинственных эмпирических закономерностей состоит в разработке идей эргодической теории динамических систем.

В последовательности первых цифр степеней двойки:

1,2,4,8,1,3,6,1,2,5,1,2,4..,

единицы составляют примерно 30%, плотность девяток - в 6 раз меньше. Эти математические факты строго доказываются в эргодической теории динамических систем.

Рассмотрим поворот окружности на угол, несоизмеримый с 2p. Повторяя этот поворот, мы получим из исходной точки последовательность точек окружности, называемую орбитой исходной точки под действием динамической системы, заданной поворотом окружности. Эта последовательность точек равномерно распределена вдоль окружности: движущаяся точка проводит в каждой области время, пропорциональное мере этой области (согласно теореме Г. Вейля, предшественнице эргодической теоремы Дж. Биркгофа).

Приложение теоремы о равномерном распределении к повороту на угол 2plog2, несоизмеримый с 2p, доставляет странное распределение первых цифр чисел 2n. Действительно, первая цифра числа зависит только от положения дробной доли его (десятичного) логарифма на окружности дробных частей. Длина дуги (0,log2), соответствующей первой цифре, равной единице, составляет около 30% длины (1) всей этой окружности.

Заметим, что дробные доли чисел, составляющих геометрическую прогрессию (вроде 2n), образуют орбиту соответствующей динамической системы (поворота окружности на соответствующий угол). Эта орбита равномерно распределена вдоль окружности, исключая лишь случай поворота на угол, соизмеримый с 2p (что соответствует геометрической прогрессии, знаменатель которой равен рациональному кратному 10). Поэтому мы получаем одно и то же таинственное неравномерное распределение первых цифр для любой типичной геометрической прогрессии.

Этот математический результат объясняет распределение первых цифр численности населения стран мира. В соответствии с законом Мальтуса численность населения одной и той же страны в разные годы образует геометрическую прогрессию. Следовательно, первые цифры этих численностей подчиняются таинственному неравномерному закону распределения, так что примерно 30% из них- единицы.

Согласно эргодическому принципу, статистику временной эволюции численности населения одной страны можно заменить пространственным средним - средним по всем странам, рассматриваемым в один и тот же момент времени. Следовательно, распределение первых цифр численности населения стран мира должно быть таким же, как распределение первых цифр степеней двойки.

Чтобы получить распределение площадей, надо фиксировать какую-либо модель передела мира. В простейшей модели каждая страна с вероятностью 50% делится (за некоторую единицу времени) на две страны равной площади и с вероятностью 50% объединяется с другой страной такой же площади. Для этой сверхупрощенной модели можно строго доказать, что через несколько единиц времени устанавливается все то же таинственное распределение первых цифр чисел, выражающих площади.

Предположительно такая же теорема справедлива для широкого класса модифицированных моделей. Например, можно заменить 50% другой вероятностью распада страны, можно сделать части неравными, можно даже учесть географическое положение стран (допуская объединение лишь с соседями). Компьютерные эксперименты с модифицированными моделями были выполнены в 1997 г. М.В. Хесиной в Торонто и Ф. Аикарди в Триесте. После небольшого числа итераций наблюдалось таинственное распределение первых цифр чисел, выражающих площади стран. Однако соответствующие предельные теоремы пока не доказаны.

АНТИНАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Расцвет математики в уходящем столетии сменяется тенденцией подавления науки и научного образования обществом и правительствами большинства стран мира. Ситуация сходна с историей эллинистической культуры, разрушенной римлянами, которых интересовал лишь конечный результат, полезный для военного дела, мореплавания и архитектуры. Американизация общества в большинстве стран, которую мы наблюдаем сейчас, может привести к такому же уничтожению науки и культуры современного человечества. Приведу один пример.

Лиз --- студентка, изучающая историю искусств в Гарварде. На уроке французского языка ее спросили, была ли она во Франции

--- "Да",

в Париже

--- "Да",

видела ли собор Парижской богоматери

---"Да",

понравился ли он ей

--- "Нет!"

"Почему?" --- спросил преподаватель.

"Он такой старый", --- ответила Лиз.

Математика сейчас, как и два тысячелетия назад, --- первый кандидат на уничтожение. Компьютерная революция позволяет заменить образованных рабов невежественными. Правительства всех стран начали исключать математические науки из программ средней школы.

Руководство биологического факультета университета в Геттингене обратилось к математикам с просьбой прочесть студентам курс теории чисел. Математики, сперва озадаченные этим предложением, обнаружили, что под теорией чисел биологи понимали сложение простых дробей. Многие геттингенские студенты предпочитают складывать числители с числителями и знаменатели со знаменателями, подобно американским студентам: 1/3+ 1/2 = 2/5.

Российское правительство пытается довести преподавание математики в средних школах до американских стандартов. Проект состоит в том, чтобы вдвое уменьшить число часов, отводимое на математику, а высвободившиеся часы использовать для обучения мальчиков коневодству, а девочек - макраме. Французское министерство образования, науки и технологии предполагает втрое сократить школьные учебники математики. Конгресс США пытается запретить калифорнийским учителям сообщать школьникам, что Земля круглая и что вода может превращаться в пар, математикам хотели бы запретить учить школьников делить 111 на 3 без компьютера.

Учитывая взрывной рост всевозможных псевдонаук (вроде астрологии) во многих странах, в грядущем столетии вполне вероятно наступление новой эры обскурантизма, подобной средневековью. Нынешний расцвет науки может смениться необратимым спадом, подобным тому, который произошел с живописью в период после итальянского Возрождения.

К несчастью, я не могу отрицать виновности математического сообщества в современном неприятии математики общественным сознанием.

Человеческий мозг состоит из двух полушарий - левого и правого. Левое ответственно за языки, последовательности силлогизмов, интриги и т.п. Правое полушарие управляет пространственной ориентацией, эмоциями и всем нужным для реальной жизни. Типичный пример гипертрофии левого полушария - шахматист Лужин из "Защиты Лужина" В. Набокова. Эта болезнь - а это действительно болезнь - составляет силу лиц с гипертрофированным левым полушарием. Обычно она сопровождается недоразвитием правого полушария и соответствующим комплексом неполноценности.

В середине XX столетия обладавшая большим влиянием мафия "левополушарных математиков" сумела исключить геометрию из математического образования (сперва во Франции, а потом и в других странах), заменив всю содержательную сторону этой дисциплины тренировкой в формальном манипулировании абстрактными понятиями. Вся геометрия и, следовательно, вся связь математики с реальным миром и с другими науками была исключена из математического образования.

Определим умножение натуральных чисел с помощью правила умножения "столбиком". Коммутативность умножения (ab = ba) становится тогда трудной теоремой, которую, однако, можно строго доказать, выведя ее из этого определения. Заставляя несчастных школьников учить подобные доказательства, "левополушарные преступники" создали современное резко отрицательное отношение общества и правительств к математике.

Коммутативность умножения можно понять, только пересчитывая по рядам и шеренгам выстроенную роту солдат или же вычисляя двумя способами площадь прямоугольника. Все попытки избежать этого вмешательства реального мира в математику - сектантство, которое восстанавливает против себя любого разумного человека и вызывает у него отвращение к этой науке, к умножению и к любым доказательствам. Подобное "абстрактное" описание математики непригодно ни для обучения, ни для каких-либо практических приложений.

Несмотря на это, "левополушарные больные" сумели вырастить целые поколения математиков, которые не понимают никакого другого подхода к математике и способны лишь учить таким же образом следующие поколения. Отвращение к математике со стороны министров, подвергшихся в школе унизительному опыту подобного обучения, - здоровая и законная реакция. К сожалению, это их отвращение распространяется на всю математику без исключений и может убить ее целиком.

Особенно опасна тенденция изгнания всех доказательств из школьного обучения. Роль доказательств в математике подобна роли орфографии или даже каллиграфии в поэзии. Тот, кто не научился искусству доказательства в школе, не способен отличить правильное рассуждение от неправильного. Такими людьми могут легко манипулировать безответственные политики. Результатом могут стать массовый гипноз и социальные потрясения.

Л. Толстой писал, что сила правительства основана на невежестве народа, что правительство знает об этом и потому будет всегда бороться против просвещения. Думаю, однако, что полное разрушение математики и математического образования было бы такой же ошибкой, как преследование Галилея.

Один французский издатель (организовавший публикацию "абстрактной чепухи" и тем способствовавший нынешнему несчастью) пригласил меня недавно, чтобы обсудить ситуацию. Он представил мне свою молодую помощницу как окончившую Сорбонну по философии. Желая быть галантным, я тут же сказал, что, по моему опыту, философы - самые невежественные люди на свете. Я процитировал в доказательство фразу одного французского философа XIX в., которую прочел в "Словаре глупости":

"Римская католическая церковь совершила ошибку, когда она сожгла Галилея".

"Что же тут глупого, - обиделась помощница. - Я тоже считаю, что это была ошибка - сжечь его".

Видя мою реакцию, она поправилась: "Конечно, я имела в виду Тихо Браге".

Рассказывая эту историю за обедом в трех кембриджских колледжах, я обнаружил, что Джордано Бруно (памятник которому стоит в Риме на Кампо де Фиоре) известен лишь русским. Между прочим, Бруно до сих пор не реабилитирован (в отличие от Галилея, отчасти реабилитированного в 1992 г.).

РОССИЯ КАК ЗАПОВЕДНИК НАУКИ

До сих пор уничтожение культуры, науки и образования (в частности, математики и математического образования) в России идет медленнее, чем в более цивилизованных странах (подробнее об этом и других проблемах, затронутых ниже, см. приложение к статье. - Прим. ред.).

Нынешняя позорная дискриминация российских (а равно индийских, китайских и т.д.) ученых западным научным сообществом наносит мировой науке очевидный ущерб. До падения коммунизма нас не пускали за границу коммунисты. Теперь дверь закрыта с другой стороны системой бесполезных "виз", без которых обходились в XIX столетии , а сейчас их не требуют от американцев и других "истинно белых".

В столетней давности энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона требование визы определяется как способ одной страны показать другой нежелательность всех ее граждан как таковых.

Английское консульство в Париже недавно выдало мне список требований для получения визы, необходимой для поездки в Кембридж и Оксфорд на несколько дней. Среди дюжин других документов они затребовали от меня копию британского паспорта приглашающего меня британского гражданина и сведения о религии священнослужителя, выдавшего мне свидетельство о браке.

Сто лет назад математики могли ездить из одной страны в другую без виз и унижений в консульствах. Сейчас это доступно только родившимся в некоторых привилегированных странах. Русские, африканцы и азиаты, среди прочих, нежелательны. Евроамериканская идея прав человека - это идея прав евроамериканского человека.

Недавно возник новый вид работорговли. Мои друзья - биологи, химики, физики - рассказывали мне, что американские и европейские университеты приглашают российских исследователей, платят им гроши (превосходящие, однако, российские профессорские зарплаты, которые в июле 1998 г. были порядка сотни долларов в месяц, а сейчас, вероятно, раза в три-четыре меньше, при почти одинаковых ценах на продовольствие в Москве и, например, в Париже). Эти русские рабы трудятся изо всех сил, но публикации подписывают не они, а сотрудники приглашающей лаборатории. Технология присвоения результатов российских математиков иная, но итог такой же: эти результаты по большей части приписываются западным эпигонам.

На последнем Международном математическом конгрессе в Берлине в августе 1998 г. не было ни одного русского пленарного докладчика. Некоторые доклады, присланные из России, не были включены в труды конгресса потому, что авторы не сумели перевести деньги организаторам конгресса. Такой дискриминации не было даже в худшие времена холодной войны.

Думаю, однако, что, несмотря на эти дискриминационные меры, Россия в конце концов достигнет уровня Европы и даже Америки, так что знание школьной математики и истории Джордано Бруно придет в нашей стране в соответствие с евроамериканскими стандартами.



ПРИЛОЖЕНИЕ

Ответы академика В.И. Арнольда на вопросы анкеты Европейского математического общества
об изменениях в Восточной Европе за последние 10 лет.

1. Ощущаете ли вы влияние изменений политической ситуации в вашей стране за последние 10 лет на науку и на математику?

Положение математиков и вообще ученых в России и других странах, ранее входивших в СССР, изменилось кардинально. В СССР жалованье математика было достаточным для жизни и даже завидным. Теперь в России оно примерно в 100 раз меньше, чем жалованье математика того же уровня в США.

Тот факт, что мы все еще имеем активно работающих математиков, отчасти объясняется традиционным для российской интеллигенции идеализмом (с точки зрения большинства наших западных коллег, просто глупостью), отчасти же - большой помощью, оказанной западным математическим сообществом (в частности, Математическим обществом Франции, Американским математическим обществом, Международным математическим союзом, Фондом Сороса).

Интересно отметить, что независимая оценка профессионализма примерно 6 тыс. математиков бывшего СССР, проведенная, с одной стороны, Американским математическим обществом совместно с Фондом Сороса, а с другой стороны - Российским фондом фундаментальных исследований, дала практически совпадающие выводы примерно в 80% случаев (в то время как в других науках корреляция оказалась минимальной). Мы можем гордиться большей объективностью математического научного сообщества по сравнению с ситуацией в других науках: критерии, применяемые Российским фондом фундаментальных исследований, являются (покамест?) научными и недискриминационными.

2. Как вы расцениваете роль "утечки умов" для развития математики: как естественное, прискорбное или положительное явление?

"Утечка мозгов" в сегодняшней ситуации - неизбежное зло: ее сдерживают только препятствия, воздвигнутые Западом. Если эта ситуация сохранится, то будущее российской математической школы будет, скорее всего, сходным с судьбой великой немецкой математической школы Ф. Клейна и Д. Гильберта или с судьбой итальянской школы алгебраической геометрии.

П.Л. Чебышев, проводивший много времени за границей, находился в дружеских личных отношениях с рядом иностранных математиков, но никогда не обсуждал с ними математические вопросы (из опасения за оригинальность собственных исследований).

Значение российской математической школы для мировой математики всегда определялось оригинальностью российских исследований и их независимостью от западной моды. Чувство, что занимаешься областью, которая станет модной через 20 лет, чрезвычайно стимулирует. К сожалению, этот период теперь начал сокращаться, чему в немалой степени способствует и "утечка мозгов".

3. Каковы первоочередные проблемы при любой попытке поддержать математические традиции в вашей стране?

Затраты маркизы де Помпадур на науку и культуру составляли около полутора процентов ее затрат на наряды и косметику, и этого хватило для того, чтобы создать век Просвещения, Энциклопедию и т.п. В России нет маркизы де Помпадур и угроза наступления века невежества кажется совершенно реальной. Я написал об этом подробнее в статье "Математическая безграмотность губительнее костров инквизиции", опубликованной в "Известиях" 16 января 1998 г. (английский перевод в "Newsletter" Лондонского математического общества, ╪ 259, апрель 1998 г.).

4. Какой может быть роль Европейского математического общества и других международных математических организаций в деле поддержания математической культуры в вашей стране?

Конечно, даже относительно скромная помощь библиотекам и фондам, предоставление стипендий и приглашения на полставки были бы чрезвычайно полезны.

Работая в Париже часть года, я могу приглашать ежегодно несколько человек на деньги своего личного гранта Университетского института Франции. Сделать это было бы гораздо труднее, если бы я воспользовался возможностями, предоставляемыми университетами или Национальным центром научных исследований Франции, и совершенно невозможно в рамках европейской системы (которую во французских газетах за это называли "нацистской"), сколько бы лет я ни платил французские налоги, поскольку я не рожден во Франции.

Международные математические организации должны были бы остановить позорную дискриминацию российских (а равно и других незападных - украинских, китайских, индийских и т.д.) ученых или должны были бы хотя бы протестовать против такой дискриминации. Думаю, что большинство моих западных коллег просто не в состоянии представить себе степень унижения, через которую мы должны пройти в их консульствах и полицейских учреждениях, чтобы побывать на их конференциях, школах и т.п.

Мне кажется, западная (французская?) идея прав человека - эта идея прав западного (французского?) человека. Обсуждение этнического происхождения кандидата в качестве мотива для голосования "за" или "против" него было (и, надеюсь, останется) невозможным в Российской академии наук: даже в самые мрачные годы наши антисемиты должны были придумывать "научные" доводы. Члены Французской академии наук возражали против избрания кандидата на том основании, что он "француз только по паспорту".

Участвуя во многих международных комитетах, отбирающих приглашенных докладчиков на конгрессы и конференции или профессоров и заведующих кафедрами в университетах, я привык, что мои западные коллеги постоянно пользуются ненаучными аргументами для исключения из конкурса российских кандидатов (мотивируя это тем, что иначе русским досталось бы слишком много мест).

На Международном математическом конгрессе в Киото в 1990 г. было четыре российских приглашенных докладчика, в Цюрихе в 1994 г. - три. В 1998 г. в Берлине не было ни одного пленарного доклада, сделанного российским математиком (в этих подсчетах я не обращаю внимание на сегодняшнее место работы математика, считая, скажем, Ю.И. Манина и М.Л. Концевича россиянами). Не думаю, чтобы научный вес нашей математической школы мог упасть так быстро. Я объясняю результат дискриминацией того же рода, что я наблюдал в различных комитетах, в которых состою.

Недавно я направил в "Заметки Американского математического общества" письмо "Является ли дискриминация российских математиков политически корректной?". Редакция удалила опасное заглавие вместе с моей теорией, объясняющей дискриминацию первооткрывателей, воспроизведенной ниже:

"...имеется социологическая причина, по которой американское общество всегда поддерживает, скорее, рекламно-деловую активность, чем изобретения: обществу нужнее способствовать быстрому распространению идей, чем их созданию. Типична здесь история создания телефона (скорее всего, неизвестная читателю). Верховный суд США признал, что Белл использовал изобретение А. Меуччи, но только тогда, когда его приоритет уже не мог более иметь для изобретателя какого-либо практического значения".

Исключение дискриминации "незападных" ученых на правительственном уровне, вероятно, выходит за рамки возможностей математического сообщества. Однако стараться сделать националистические аргументы морально неприемлемыми во всех процедурах отбора математиков кажется мне разумной задачей.

P.S. Последние годы я замечаю некоторые признаки улучшения. Во время моей первой семестровой поездки во Францию я тратил больше времени на стояние в очередях в префектуре полиции, чем на чтение всех трех моих курсов лекций в Университете Париж-Дофин и в Высшей нормальной школе. Последний год я уже избавлен от необходимости испрашивать разрешение префектуры на каждое пересечение французской границы. Более того, я могу теперь свободно передвигаться почти что в пределах всего Третьего рейха.