От Георгий
К All
Дата 04.04.2001 10:15:00
Рубрики Прочее;

697. "Что сказал поко..." пардон, "президент" (*)

www.spbvedomosti.ru/2001/04/04/putin.shtml

www.spbvedomosti.ru/2001/04/04/putin1.shtml

Социальную справедливость может обеспечить только сильное и честное перед своими гражданами государство

Вчера Владимир Путин представил Федеральному Собранию ежегодное президентское послание
Выступление главы государства в Мраморном зале Кремля длилось более часа и касалось самых различных, прежде всего нерешенных, проблем жизни страны и российского общества. Но о чем бы ни говорил президент, он последовательно проводил одну главную мысль: экономический подъем России, повышение жизненного уровня ее населения, установление большей социальной справедливости может обеспечить только по-настоящему сильное и честное государство, пользующееся доверием у своих граждан. Причем, как отметил Владимир Путин, принцип социальной справедливости должен распространяться на всех россиян как в форме их равенства перед законом, так и в решительном отказе от всех форм неоправданного вмешательства государства в бизнес, ограничения деятельности, считающейся совершенно нормальной и законной в других странах.
По словам президента, первые позитивные шаги в этом направлении сделаны уже за прошедший год. В частности, приостановлена дезинтеграция государства, что в конце девяностых годов стало прямо-таки кричащей проблемой национальной безопасности. Однако, подчеркнул Владимир Путин, в стране «сохраняются серьезные риски — и экономические, и социальные», что сдерживает развитие производства, приток инвестиций, способствует оттоку капитала и не позволяет обеспечить достойную жизнь граждан.
Вот лишь далеко не полный перечень оперативных и долговременных мер, которые, по мнению президента, могут способствовать дальнейшему позитивному развитию России:
Центр и регионы. Необходимо продолжить совершенствование взаимоотношений между центром и субъектами Федерации. Одинаково недопустимо как вторжение регионов в компетенцию центра, так и вмешательство центра в вопросы, которые являются исключительной компетенцией региональных властей. Все эти разграничения, а также упорядочение территориальной структуры органов федеральной исполнительной власти, четкое распределение ресурсов и налоговых поступлений должны быть осуществлены преимущественно путем принятия специального федерального законодательства, что поможет избежать «конфликтов бюджетов и амбиций».
Судебная реформа. Наряду с преодолением несовершенства законодательства надо создавать эффективную судебную систему и, в частности, уже в самое ближайшее время решить вопрос о статусе судей, а также проблемы, связанные с назначением судей на должность. При этом в состав квалификационных коллегий «должны входить не только судьи, но и другие авторитетные члены юридического сообщества.»
Бюджет. Необходимо покончить с практикой продавливания федерального бюджета в Госдуме — своего рода торгом, «в котором участвуют и правительство, и депутаты». А для этого следует преобразовать сам процесс формирования и принятия бюджета, разделив его на две части: первая должна состоять из имеющихся у государства обязательств, а вторая — определять дополнительные доходы бюджета при определенной внешнеэкономической ситуации. Такой подход поможет не допустить «проедания бюджета», а направить дополнительные доходы в реальную экономику, на осуществление тех или иных государственных программ.
Административная реформа. Начать ее следует с правительства, министерств и ведомств и их территориальных органов. Причем нужно пересмотреть не только и не столько штаты органов исполнительной власти, сколько их функции. Разумеется, нельзя допускать и дальнейшего разрастания аппарата органов госвласти и управления, который вырос «с 882 тысяч в 1993 году до более чем миллиона в настоящее время».
Социальная сфера. Здесь «должна быть прозрачность и четкость». Каждый гражданин России «должен четко знать, что именно он имеет право бесплатно получать от федеральной власти, что — от региональной, а за что он должен заплатить сам. И точно так же за органами власти всех уровней должны быть закреплены сферы и их ответственности». Данное требование касается как сферы медицинских и образовательных, так и других услуг. А предоставляя их, необходимо исходить из того, что страна живет в условиях рынка. Поэтому не надо лицемерить и называть «бесплатным» то, что давно является платным в той же сфере медицинского обслуживания и образования. Это только развращает людей, создает почву для всевозможных злоупотреблений, с одной стороны, а с другой, порождает недоверие населения к государству. Гораздо честнее и полезнее придать всему «адекватную правовую основу», получая деньги с тех, кто может их заплатить, и оказывать полноценные бесплатные услуги малообеспеченным гражданам.

По материалам информагентств

Президент четко расставил акценты

Политики и деловой мир в целом позитивно восприняли послание главы государства Федеральному Собранию
Показательно, например, что после оглашения послания наблюдался рост цен валютных и рублевых облигаций, а также стабилизация на рынке акций, где с утра отмечалось падение, вызванное внешними факторами. «В целом речь президента рынку понравилась, — сказал начальник финансового управления Росбанка Николай ЕРМОЛАЕВ, — он говорил правильно и о вещах, которые действительно необходимо делать».
Вице-премьер и министр финансов Алексей КУДРИН считает, что президент РФ «дал четкие ответы на большинство вопросов, в том числе и в социальной, и в правовой сферах, и в экономике». По словам Кудрина, Владимир Путин «предложил сделать более четкую финансовую систему с точки зрения распределения налогов». Как сообщил вице-премьер, Министерство финансов «готовит ряд законопроектов, которые будут внесены в правительство в ближайшее время».
Преобладают позитивные отклики и среди членов Федерального Собрания. Первый вице-спикер Госдумы Любовь СЛИСКА заявила ИТАР-ТАСС, что Владимир Путин «четко обозначил законодательные приоритеты». Она приветствовала такой подход главы государства и заметила, что очень большая нагрузка ложится на Госдуму.
«За последние годы это самое сильное, самое деловое, самое конкретное послание», — считает мэр Москвы Юрий ЛУЖКОВ.
Член Совета Федерации, председатель законодательного собрания Рязанской области Сергей РЯБУХИН назвал представленное в этом году послание «по сути уникальным», поскольку, отметил он, впервые прозвучали глубоко продуманные оценки ситуации в стране.
Как отметил корреспонденту ИТАР-ТАСС глава думского Комитета по международным делам Дмитрий РОГОЗИН, в послании Владимира Путина четко изложена внешнеполитическая стратегия государства. Во-первых, отметил Рогозин, президент подчеркнул принципиальный для России тезис — «решение о применении силы в международных отношениях правомочен принимать только Совет Безопасности ООН». Важнейшим для всех участвующих в выработке внешней политики институтов он считает также указание президента о европейской ориентации России.
Из правой части российского политического спектра звучат более сдержанные формулировки. Так, лидер «Яблока» Григорий ЯВЛИНСКИЙ не удовлетворен тем, что до сих пор не определена конкретная дата введения в России судов присяжных. Вопросом для него остается и то, когда президент поддержит закон о судебном аресте, когда конкретно может быть решен вопрос о переходе на контрактную армию.
Впрочем, критические голоса прозвучали и с левого фланга. В частности, лидер КПРФ Геннадий ЗЮГАНОВ, как сообщает Интерфакс, заявил, что «послание — это скорее либеральный вариант, который России неприемлем».

По материалам информагентств

От Георгий
К Георгий (04.04.2001 10:15:00)
Дата 05.04.2001 11:44:00

Реакция "Правды" на выступление ВВП

www.gazeta-pravda.ru/pravda/pravda37.html#Капитал нельзя держать под стражей. Под стражу

"Капитал нельзя держать под стражей". Под стражу отправят Труд?
Президентское послание Федеральному собранию не оправдало ожиданий людей труда

После позавчерашнего выступления президента В. Путина перед Федеральным собранием, думается, гарантировано многолюдье первомайских демонстраций и митингов. В президентском послании было недвусмысленно выражено видение России капиталом. Значит, неизбежен еще более решительный ответ Труда.
ОДНАКО по порядку. С первых слов выступления оратор утверждал, будто "в 2000 году российская экономика предъявила (?) темпы роста, которых не было почти 30 лет". Между тем Госкомстат сообщил, что как раз в 2000 году добыча природного газа упала на 1,5%, мазута было произведено меньше тоже на 1,5%, теплоэнергии - на 1,7%... Правдивость статданных, а не президентских фанфар убедительно подтвердили замерзавшие зимой целые города Дальнего Востока, Восточной Сибири, европейского Севера...
Президент утверждает, будто "люди наконец стали вовремя получать зарплату и пенсии. За столько лет!" Между тем, вопреки казенному пафосу, в течение пяти из 12 месяцев 2000 года наблюдался рост задолженности по зарплате. 36,8 миллиарда рублей - вот размер долга перед рабочими и специалистами при вступлении страны в XXI век.
Впрочем, президент в послании Федеральному собранию фактически уклонился от серьезного анализа экономического положения страны. Тем не менее не постеснялся сделать вывод "судьбоносного" масштаба: "Меры переходного периода исчерпаны". Это, видно, должно означать, что после года официального президентства В. Путин сбрасывает с себя антилиберальную вуаль. 3 апреля он впервые предстал перед Россией в явно либеральном, капиталистическом наряде. Если в кремлевскую речь встроить уже подзабытые причмокивания, то даже знатоки засомневались бы: уж не объегоривает ли их вновь Плохиш Гайдар?
А с высокой трибуны неслось: "Я против передела собственности". Да он идет по-бешеному! Вот несколько иллюстраций. В 2000 году было официально ликвидировано почти 8,7 тысячи промышленных предприятий. На их месте было зарегистрировано 25,8 тысячи новых промышленных образований. Два года назад из всех акций вновь созданных акционерных обществ более 70% были переданы в доверительное управление, а на следующий год эта цифра снизилась до 7%. Передел собственности в прошлом году шел не просто нагло, а с беспардонным участием государственных силовых структур, что даже породило новое ехидное понятие: маски-шоу. Словом, он против возвращения в государственную собственность награбленного нуворишами.
Чтобы как-то обосновать свою позицию, оратор заявил: "У нас уже было время, когда государство владело всем. Чем это закончилось, хорошо известно". Во-первых, не закончилось, ибо история убеждает: век реставраций исторически краткосрочен. Во-вторых, о том, что действительно "хорошо известно". Когда "государство владело всем", зарплату труженикам выплачивали своевременно и ее покупательная способность в среднем была как минимум в три раза выше, чем сейчас. Тогда была немыслима ситуация, чтобы у 40% наиболее бедного населения имелось всего-навсего 16,5% денежных доходов общества.
Когда 3 апреля В. Путин обращался вроде бы ко всем соотечественникам, на самом деле постоянно чувствовалось, что он адресовался только к эксплуататорской верхушке общества. Хотя бы потому, что остальным согражданам ему сказать нечего.
Вот президент озабоченно говорит: "Права собственности по-прежнему плохо защищены". Что, этим озабочены шахтеры Кузбасса или "левши" из военно-промышленного комплекса? Вон как старается НТВ доказать, что на собственность благодетеля Гусинского и немереные доходы главноговорящего Киселева и прочих "подгусьников" похожие на них бяки из "Газпрома" посмели замахнуться! А президент якобы отка-зался защищать права собственности этих медиа-воротил.
Президента, похоже, совсем не беспокоит абсолютная незащищенность "права собственности" на рабочую силу людей труда. Более того, в нынешнем послании Федеральному собранию он впервые публично и агрессивно выступил против защиты этого "права собственности". Он гневался, что до сих пор действует "архаичный КЗоТ", весь смысл которого в защите человека труда (вот она, тоталитарная Советская власть!). Он настойчиво рекомендовал парламенту ускорить принятие Трудового кодекса "на базе правительственного проекта". Этот законопроект уже побывал в Госдуме и даже у буржуазных правоцентристов вызвал устойчивое неприятие из-за неприкрытого превращения наемного работника в раба.
Путин по сути дал директиву максимально протолкнуть и куплю-продажу сельхозугодий. Если это не удастся сделать с помощью федерального закона, то надо передать всё в руки региональным властям. Оратор добавил: "Земли несельскохозяйственного назначения не подлежат ограничениям в обороте". Кремль подталкивает к выставлению на торги городских земель, лесов, недр.
Есть еще одна зона, где национальные интересы решительно противостоят "разгосударствлению". Это - военно-промышленный комплекс. Но либеральные ориентации нынешнего Кремля выше национальных интересов. "Практику участия частных предпринимателей в оборонном комплексе надо расширить",- утверждает Путин.
В этом послании на президентское подстраивание под западные либерально-рыночные стандарты не накинут даже ветхий камуфляж. Присоединение к Всемирной торговой организации объявлено приоритетом власти. Смысл подобных шагов в послании раскрыт исключительно откровенно: "Российским гражданам не должно быть запрещено то, что разрешено иностранцам на их родине". В переводе с лукавого на русский язык это звучит так: российские правила экономической, политической, социальной и духовной жизни будут тщательно списываться с западных уложений. От суверенитета России Кремль согласен оставить лишь сладкое словоблудие на тему "государственности" да "державности".
Впервые власть выразила готовность терпимо относиться к бегству российских капиталов за рубеж. На такое не решались ни Гайдар, ни Ельцин, ни Чубайс. Путин же заявил: "Капитал нельзя держать под стражей. Он должен иметь свободу перемещения".
Но когда всевластвует, к тому же бесконтрольно, капитал, "под стражей" неизбежно оказывается Труд. И это Путин понимает хорошо. Потому и озабочен президент укреплением буржуазного государства. Свое послание он с этого и начал: "Стратегической задачей минувшего года было укрепление государства". Эта задача не снимается с повестки дня и нынче.
Хотел бы отдать должное Владимиру Владимировичу: он очень точно очертил контуры нынешнего капиталистического государства в России, ибо ставит цель укрепления "государства в лице всех институтов и всех уровней власти". Он по сути не стесняется подтвердить то, что давным-давно установлено марксизмом-ленинизмом: эксплуататорское государство - это машина для угнетения большинства меньшинством. А чтобы меньшинство было способно подавлять трудящееся большинство, над ним и устанавливают государственную власть.
Чтобы государство надежнее держало в узде эксплуатируемые классы, предлагается укреплять исполнительную вертикаль. Для этого уже введены полпреды Кремля в семи федеральных округах, за порогом Госсовета остались представительные органы регионов, обессмыслен Совет Федерации. Сейчас предложено скукожиться Госдуме.
Конституцией ей предоставлена какая-никакая власть лишь раз в году, когда она принимает закон о федеральном бюджете. Путин предлагает отнять у парламента и эту прерогативу. Он рекомендует разделить бюджет на две части и не допускать депутатов до обсуждения основной части, лишить их права вносить в нее поправки. Вторая же часть бюджета - прожектерская. Она реально то ли будет, то ли нет, ибо зависит от мировых цен, от щедрых весенних дождей и сухой осени, от левой пятки правого чиновника МВФ и т.д. Вот ее президент разрешает депутатам обсуждать до умопомрачения.
Итак, в президентском послании два мотива: ускоренная капитализация по либеральным рецептам и укрепление государства нуворишей. Честно говоря, это хорошо, что президент помогает народу избавляться от иллюзий. А то, насколько эффективно он подсобил 3 апреля левой оппозиции в деле классового воспитания трудящихся, мы все скоро увидим.

Виктор ТРУШКОВ.

От себя. Насколько эффективно - это зависит от самой оппозиции. Путин уже неоднократно демонстрировал свои пристрастия, но...

От Ростислав* Зотеев
К Георгий (05.04.2001 11:44:00)
Дата 05.04.2001 15:19:00

Да-а, "шойгаков" голыми руками не возьмешь...

проголосовавшие сердцем дебиллы, тянущие на встречах ручки к Путину, кажется, наконец получат свое...Кстати, посмотрим на щоу стариков от беззубого6-)

От Pout
К Георгий (04.04.2001 10:15:00)
Дата 04.04.2001 19:27:00

почему "либеральный "вариант - РБК на примере валютного (де)регулирования

Куда президент послал валютный курс?

Валютная либерализация провозглашена приоритетом государственной политики

Помнится, незадолго до президентских выборов аналитики дружно сошлись во мнении, что преемник Бориса Ельцина будет ратовать за авторитарную политику и либеральную экономику. По большому счету весь год, прошедший с мартовских президентских выборов в России, наблюдалось именно такое движение. Экономические реформы были отданы на откуп либералам, политическую сферу – права, свободы, государственный механизм и т.п. – взялись курировать питомцы спецслужб. Второе ежегодное послание президента Федеральному собранию закрепляет этот курс.

Перечень экономических и политических приоритетов, перечисленный Владимиром Путиным в выступлении перед сенаторами и депутатами Госдумы, весьма обширен. Однако некоторые комментаторы уже отметили, чего в нем нет. Так, лидер «Яблока» Григорий Явлинский не услышал от главы государства ни словечка о свободе слова в России. Очевидно, сделал вывод известный либерал-политик, «президент не считает этот вопрос относящимся к числу наших приоритетов». Председатель фракции СПС в Госдуме Борис Немцов отметил, что Владимир Путин ничего не сказал о проблеме защиты прав и свобод граждан, не сформулировал планы мирного урегулирования в Чечне. А та часть президентского послания, в которой говорилось о госстроительстве, убедила лидера думских «правых» в том, что Кремль намерен предпринять попытку «удушения местного самоуправления». Словом, в политике – ничего радикально-либерального.

Зато в сфере экономики президентское послание звучит почти как манифест либерализма. Ограничение государственного вмешательства в экономику, защита прав собственника и акционера, либерализация внешней торговли и таможенных ограничений, скорейшее вступление в ВТО, снятие ограничений на валютном рынке – все это тезисы тех экономических программ, которые с точки зрения современной классификации удостаиваются ярлычка «либеральная».

Вообще говоря, многие тезисы президентского послания, его экономической части, заслуживают отдельного комментария. Но взгляды Владимира Путина на проблемы валютного регулирования и оттока капиталов хочется отметить особо. Хотя бы потому, что действия государства в этой сфере способны радикально влиять и на валютный курс, и на всю экономику в целом.

«Капитал нельзя держать под стражей, – провозгласил Владимир Путин. – Нет смысла цепляться за неработающие ограничения в валютной сфере: они и так не работают. Пора пересмотреть сами принципы валютного регулирования, приближая их к общепринятым в мировой практике».

Вообще-то общемировая практика не рассматривает разного рода ограничения на валютном рынке как нечто из ряда вон выходящее. Это нормальный инструмент, используемый монетарными властями с целью уравновешивания платежных балансов, поддержания курса национальных валют и концентрации валютных ресурсов в руках государства. Государственные валютные ограничения используются довольно широко как в развитых, так и в развивающихся странах. Так, обязательная продажа государству валютной выручки – предмет ненависти нынешних либералов – существует в таких вполне «рыночных» странах, как Италия, Нидерланды, Франция, Швейцария, ФРГ и Япония. В Италии, Канаде, Нидерландах, Франции, Японии либо запрещается, либо ограничивается (требуется особое разрешение) открывать валютные счета не только в стране, но и за рубежом. Так что мировой опыт в данной сфере – понятие растяжимое. Необходимость введения валютных ограничений обуславливается в первую очередь общей экономической ситуацией в стране, а также особенностями функционирования внутреннего валютного рынка. Конечно, нельзя поспорить с тем, что «если мы создадим в стране приемлемый деловой климат, то капитал перестанет из нее убегать: стратегически его возможно удержать только благоприятными условиями, только свободой предпринимательства». Однако любая стратегия, как известно, рассчитана на длительную перспективу. По оценкам экспертов, пройдет не менее 2-3 лет, прежде чем капитал заметит реальное улучшение делового климата в России. К тому же не от наличия или отсутствия государственного регулирования экономики зависит оценка инвестиционного климата в стране, но в первую очередь – от наличия или отсутствия структурных преград для инвестирования. Пока финансовые рынки и финансовые институты в России находятся в неразвитом состоянии, пока существуют структурные барьеры для перетока капитала между секторами российской экономики, сальдо счета операций с капиталом и финансовыми инструментами будет оставаться пассивным.

Причины, по которым Владимир Путин решительно поддержал либерализацию валютного регулирования, не вызывают сомнений - интересы крупнейших отечественных компаний-экспортеров. «Ограничения на действия с капиталом … подрывают конкурентоспособность российского предпринимательства», – отмечается в послании. Большинство экспортеров спешат использовать благоприятную конъюнктуру и расширить свое присутствие на западных рынках, в том числе и путем приобретения зарубежных компаний. Понятно, что обязательная продажа валютной выручки для капитанов российского бизнеса – лишняя головная боль. И лишние хлопоты. Однако насколько эта позиция согласуется с интересами всей российской экономики – вопрос по меньшей мере спорный.

Если учесть, что Владимир Путин наряду с валютной либерализацией провозгласил и новый курс в сфере внешних заимствований, Банку России не позавидуешь. Правительство «должно быть очень осмотрительным при принятии решений по новым заимствованиям», заявил президент. По его мнению, нужно «брать в долг только тогда, когда точно знаем, как потратить деньги эффективно и как вернуть». То есть экстренные кредиты stand-by на поддержание платежного баланса или на рефинансирование внешнедолговых выплат, с точки зрения главы государства, должны быть исключены из арсенала монетарных властей. Сочетание поспешного снятия валютных барьеров и введение ограничений на внешние займы, да еще в условиях сохраняющихся структурных деформаций в экономике, не могут не внушать тревогу за валютный курс.

Аналитический отдел РИА "РосБизнесКонсалтинг"

От Ростислав* Зотеев
К Георгий (04.04.2001 10:15:00)
Дата 04.04.2001 18:07:00

Туфта, однако. ВВП показал Ельцинскую морду?

Зюганыч тут прав. Кто у ВВП спич-райтер по этим вопросам?

От Pout
К Ростислав* Зотеев (04.04.2001 18:07:00)
Дата 04.04.2001 19:36:00

приближен к августейшему телу - Илларионов

в экономико-финансовой области первую скрипку все больше играют радикал-либералы. С сайта коржаковцев(стрингер-агенси.ру)говорят, что ВВП все более благосклонно внимает илларионвоским идеям и построениям, а прочих отодвигает.
Иллюстрация - насчет дерегулирования валютного рынка, см. Уже даже и Лифшиц(спросите Лифшица), и РБК с некоторым сомнением говорят, что либерализация у ВВП тут чего-то забила через край