От Георгий
К Администрация (Дмитрий Кропотов)
Дата 02.09.2004 20:23:56
Рубрики Тексты;

Экономика (-)




От Георгий
К Георгий (02.09.2004 20:23:56)
Дата 16.09.2004 20:42:40

Министерство экономического развития как министерство разрухи (*+)

http://lgz.ru/1381


Министерство разрухи



Игорь СЕРКОВ

Замыслы Министерства экономического развития таковы, что, признаться, даже на фоне бесчинств террористов оторопь берёт. Особенно
если учесть, что именно они будут положены в программу социально-экономического развития нашей страны на несколько лет вперёд.
========
Естественно, всё наше внимание в эти дни было буквально подавлено жуткими трагедиями, к которым привели атаки террористов. Другие
события как-то не воспринимались, не было сил задуматься над ними. И потому, видимо, не вызвали практически никакого отклика идеи,
озвученные представителями Министерства экономического развития и торговли на всероссийском конгрессе <Предприятия, имеющие
наибольший вес в экономике России: мифы и реальность>. А идеи эти таковы, что, признаться, даже на фоне бесчинств террористов
оторопь берёт. Особенно если учесть, что именно они будут положены в программу социально-экономического развития нашей страны на
несколько лет вперёд. Именно так было и объявлено.
Каковы же замыслы и мечты чиновников, которым по должности как бы поручено заниматься экономическим развитием?
Замысел первый. <Мы считаем, что список стратегических предприятий, который был утверждён указом президента РФ, завышен, и сейчас
готовим предложения по его сокращению>.
Напомним, что указ президента был подписан всего-то месяц назад - 6 августа. В него включено 518 государственных унитарных
предприятий и 546 акционерных обществ. Ранее глава министерства Герман Греф предлагал ограничить стратегический список примерно 200
наименованиями. Не удалось. Но министерская душа, видимо, горит, разум возмущённый кипит, и чиновники снова и снова атакуют
президента: акционировать и приватизировать! Срочно и бегом! Как можно больше!
Замысел второй. <У нас была большая дискуссия по поводу акцентов программы, касающихся альтернативы: что должно быть в основе
экономического роста? Первой из них является экономический подход, создание <точек роста> и участие государства как инвестора в
крупномасштабных проектах: Но мы придерживаемся точки зрения, что приоритетным должен быть подход, согласно которому государство
должно выполнить свою <эксклюзивную> задачу - создание институтов рыночной экономики>.
Итак, граждане, назначенные отвечать за экономическое развитие России, никаких <точек роста> в стране, известной своим огромным
творческим и научным потенциалом, сохраняющей, несмотря ни на что, лидирующие позиции во многих высокотехнологичных отраслях, не
видят. Нет их, и всё тут. Мало того, упомянутые граждане и создавать их не желают. Хотя сегодня правительство из-за высоких цен на
нефть обладает весьма серьёзными средствами. Желают же граждане из министерства торговать госсобственностью и выдавать лицензии на
эксплуатацию наших недр. Что и говорить - милое дело. А общенародные средства пусть себе лежат в иностранных банках других стран,
которые свои <точки роста> знают и всеми мыслимыми способами поддерживают. Кстати, сегодня уже ясно, что и за террористическими
атаками стоят серьёзные экономические интересы. Вот как поддерживают в мире свои <точки роста>.
Поразительное дело, во главе ведомства, которое призвано развивать экономику, то есть создавать, строить, укреплять,
модернизировать, оказались деятели, совершенно лишённые практической жилки, не интересующиеся реальной экономикой, уютно чувствующие
себя лишь в пустыне крайнего либерализма. В пустыне, где нет места живым людям с их прошлым и будущим, надеждами и заблуждениями,
отчаянием и гордостью, страхами и способностью преодолеть любые трудности, если нет иного выхода. Министерским господам не интересны
заводы, научные центры, учебные заведения мирового уровня, открытия и подвиги. Попробуйте представить себе господина Грефа с его
галстуками и костюмами на производстве! Что ему там делать со своими навязчивыми идеями о <сокращении нерыночного сектора> и полным
отсутствием идей другого уровня и содержания?
И разве Греф со своей министерской командой исключение? Разве не лишено практической жилки всё наше правительство, которое только и
объявляет, что денег нет ни на что, а потом признаётся, что не знает, как быть со средствами, которые валятся на него? Несколько лет
назад на одном из круглых столов в <ЛГ> эксперты, хорошо знающие властные коридоры, прямо сказали: власть совсем не понимает, что
надо делать с деньгами. Куда их вкладывать? Кому давать? На какие разработки? На каких условиях? Ничего не изменилось с тех пор.
Хотя со всех сторон буквально вопли отчаяния несутся: помогите! А у власти никогда нет денег. Ни на что - ни на науку, ни на
медицину, ни на пенсии, ни на борьбу с терроризмом. На самом же деле нет идей и умения заниматься практическими делами.
Если нынешняя политика Министерства экономического развития будет продолжена, то нам надо готовиться к разрухе. Ибо пока эти господа
будут выполнять свою <эксклюзивную> задачу, мы окончательно скатимся на обочину мировой экономики, фатально отстанем от передовых и
даже просто развитых стран, которые с каждым годом уходят от нас всё дальше.
Нас ждут самые настоящие трагедии - разрушение трудовых коллективов и кончина предприятий, бывших гордостью страны и основой её
мощи, гибель научных школ, деградация культуры и образования. Они будут сопровождаться человеческими драмами и крушениями, в
результате которых многие потеряют смысл жизни, веру в лучшее будущее, здоровье: И кому тогда понадобятся эти самые рыночные
институты? Китайским переселенцам?
Обо всём этом можно говорить вполне уверенно, потому что всё это мы уже проходили и переживали. <Эксклюзивными> задачами нас уже
испытывали, известно, с чем их едят.
Так, может, господам из Минэкономразвития надо пойти до конца - переименовать своё ведомство в Министерство разрухи? Или - развала?
А может, разложения? Интересно, что им придётся больше по вкусу:
На самом деле нам надо развивать одновременно и реальную экономику, и рыночные институты. Вот истинная задача государства. И его
служителей. Если нынешним правительственным чиновникам это испытание не по уму или не по плечу, пусть уходят.






От Георгий
К Георгий (02.09.2004 20:23:56)
Дата 09.09.2004 22:47:30

"Нас хотят сделать богатыми... подозрительно быстро" (*+)

http://www.ug.ru/?action=topic&toid=6170&i_id=73

Другие правила

Нас хотят сделать богатыми... подозрительно быстро

Говорят, что трудно найти другое время за последние 15 лет, когда были бы столь благоприятные условия для укрепления социальной
сферы и когда бы они так скверно использовались. Отчего же это?



Взгляд снизу

На каждого из нас вдруг посыпался ворох неприятных известий. Перемены ожидают здравоохранение и образование, потеряют финансирование
многие привычные сферы, узаконена отмена льгот. Правительство говорит о борьбе с бедностью и обеспечении жильем, но лучше не
становится. Бюджетникам обещают прибавить лишь 20 процентов зарплаты. Что же происходит? Ответ простой: наступило время социальной
революции, которую проводят сверху.
Но нам не хочется никаких потрясений, говорят (или думают) возмущенные граждане. Мы голосовали за Путина и <Единую Россию>, потому
что они - за стабильность. И нам хотелось, чтобы власти добавляли зарплаты и не трогали. Получается же все наоборот: денег не дают и
весьма ощутимо трогают устоявшееся: образование и медицину, например. К лучшему ли? Но, может быть, это и есть проявление той самой
политической воли, которого все ждали?
Нам казалось, что административная реформа, как и налоговая, да и многие другие, - это перемены в верхах. Что плохого: сократят
чиновников, народу станет легче жить. Но, оказывается, что с чиновниками перераспределяются и деньги, которых в регионах и так мало.
Правительство задумало перемены именно сейчас не случайно. Время выборов прошло, налицо полное одобрение и доверие к президенту. До
следующих выборов еще три года. И политикам надо успеть убедить всех, что реформы произошли во благо. А к новым выборам все и
притерпятся.

Взгляд сверху

Некоторое время назад власти сделали осознанный выбор стратегии. Налоговая реформа идет первой, она даст бизнесу дополнительные
средства, двинет экономику заметными темпами, и именно это будет способствовать благосостоянию граждан. Правда, когда же это будет?
Ясно, что не скоро, несмотря на цель, поставленную президентом, - удвоение ВВП к 2010 году.
Итак, Госдума приняла поправки в главу Налогового кодекса о ЕСН. Этот налог, который берут с фонда оплаты труда предприятия,
снижается с 35,6% до 26%. Бизнесмены на этом выиграют 280 млрд. рублей, и, как надеется правительство, руководителям предприятий
выгоднее будет показывать реальные зарплаты своих сотрудников. Даже появится возможность прибавить им 10 процентов к окладу.
Пенсионный фонд настаивает на том, чтобы эти дополнительные средства были направлены на повышение зарплат работникам и создание
новых рабочих мест, иначе они будут считаться сверхприбылью и облагаться высоким налогом. ПФ даже разработал соответствующие
поправки и собирается внести их в Думу. Однако юристы считают, что так ставить вопрос незаконно.
В отличие от предпринимателей бюджет эти 10 процентов точно оставляет себе. Повышения зарплат бюджетников из-за экономии на налоге
не будет. Как сказал вице-премьер Александр Жуков, <им платят из бюджета, и здесь другие правила>. И это несмотря на то, что цены на
нефть, а следовательно, и доходы бюджета высоки, как никогда.
Объявленная борьба с бедностью, несомненно, скоро закончится, сразу, как только льготникам выдадут первые деньги. Льготы-то ведь
были деньгами государства, а тут статистика покажет их как деньги населения. Получится, что доходы возросли, и бедных поубавилось.
Затевая замену льгот, правительство столкнулось с тем, что многие ветераны идут по двум спискам, а часть льготников вообще ничего не
получает. Государственная статистика пока не может ответить на простые вопросы. Так что в ближайшие годы льготникам, чтобы получить
положенное, еще предстоит выяснение отношений с чиновниками, прежде чем все бумаги будут приведены в порядок и появится единая база
данных.
Следующим шагом правительства станет реформирование льгот федеральных чиновников. Четыре из них - служебный автотранспорт,
медицинскую помощь, служебное жилье и санаторно-курортное обслуживание - частично заменят деньгами. Во сколько это обойдется
бюджету, эксперты назвать не берутся. По той же причине - нет статистики, неизвестно, сколько точно бюджет сегодня тратит на
содержание госаппарата. Очевидно только, что десятки тысяч долларов в год на одного среднего чиновника. Как будет выглядеть замена
этих льгот, станет ясно к 1 ноября, когда Минздрав, Минфин и Управление делами президента представят необходимые расчеты. Но бюджет
будущего года к тому времени будет практически утвержден, так что перемены начнутся не ранее 2006 года. Они коснутся примерно 400
тысяч человек, но <волну> протеста эти люди вряд ли поднимут.
Чтобы народ не тревожился в отношении своего будущего, ему предлагают проследить за работой министерств, проверить, на что
расходуются бюджетные деньги. Ибо новые ведомства теперь будут только и думать о достижении конкретных результатов к определенному
сроку. Правительство назвало четыре основные цели: повышение качества жизни граждан, создание условий для ускоренных темпов
экономического роста, создание потенциала для развития будущих поколений и обеспечение безопасности страны. Президент предложил
побыстрее довести показатели до сведения граждан, чтобы было видно, <где мы находимся сейчас, и динамику за последние 4-5 лет>.
Что касается перспектив, то Министерство образования и науки, например, рассчитывает, что затраты на научные исследования и
разработки возрастут на четверть к 2007 году. При этом в полтора раза должно увеличиться количество исследователей моложе 39 лет к
2012 году. Министерство в ответе за то, что к 2010 году с 62,5 до 80% возрастет доля населения в возрасте 25-34 лет с образованием
не ниже среднего специального. С 59,5 до 75% к 2010 году увеличится число детей дошкольного возраста, охваченных программами
дошкольного образования. А общее образование получат 98% детей в 2010 году против нынешних 89%.
Еще к концу десятилетия сократится количество безработных и беспризорников, подрастет обеспеченность жильем, а также слегка
увеличится продолжительность жизни. Полностью спрос на лекарства для льготников будет удовлетворен к 2008 году. Многие утверждают,
что, двигаясь такими темпами, к концу десятилетия мы достигнем уровня среднеразвитых стран, таких, как Греция и Венгрия. Причем для
этого министерствам нужно будет еще побороться за бюджетные деньги. Или заняться приписками, что привычней. Ведь пока не определен
механизм ответственности за невыполнение тех или иных показателей. Такой вот у нас получился забавный 6-10-летний план развития
народного хозяйства.

Взгляд со стороны

Оказывается, социальные реформы в разных странах имеют много общего, и потому они оказались в центре внимания ученых. О том, как
перемены в здравоохранении и образовании проходили в Латинской Америке, рассказывает Д. Нельсон из Центра Вудро Вильсона, США:

<Почему так сложно реформировать здравоохранение и образование? Такая проблема существует во всех странах, и это проблема
политическая. В США, например, до сих пор у 40 миллионов человек нет медицинской страховки. Министерства всегда противятся
изменениям.
Главврачи и директора школ в свою очередь боятся, что с них снимут финансирование, потому что новая система всегда предполагает
оплату по результатам.
Нас очень удивило то, что реформы не пользуются популярностью у предпринимателей, которые выступают только за снижение налогов.
Издержки реформ видны, а положительные результаты будут заметны, когда политики, проводящие их, уйдут со своих постов. Они ничего не
теряют оттого, что реформы не работают, поэтому обычно и не торопятся.
Очень важно правильно выбрать стратегию и тактику. Нужно, чтобы менее популярные реформы объединялись с более популярными и
основывались на потенциале местных властей. Причем радикальные реформы всегда приводят к увеличению расходов, а результат не всегда
бывает положительным. В Колумбии, например, это увеличение не привело к повышению качества услуг>.

P.S.

Само собой напрашивается сравнение: реформы напоминают еду - что считается полезным, то невкусно. Наше отличие от Латинской Америки
в том, что ни у кого нет доверия к властям, которые подозрительно быстро хотят сделать нас богатыми. Что касается увеличения
расходов на реформы... Заинтересованные лица при перераспределении денег всегда найдутся и уж точно свое получат, только вряд ли
учителя войдут в их число.
Вспомните тем не менее американский сериал <Скорая помощь>. Разговоры о финансировании больницы и статьях экономии там ведутся
всеми, даже рядовыми сотрудниками. Таково и наше будущее, хотим мы этого или нет.


Ирина ДЕМИНА



От Георгий
К Георгий (02.09.2004 20:23:56)
Дата 06.09.2004 23:25:11

(важно!!) "Экономическая шизофрения власти - мобилизация и либерализация в одном флаконе" (*+)

http://www.polit.ru/analytics/2004/09/02/shizo.html

Экономическая шизофрения власти

Мобилизация и либерализация в одном флаконе

Наша власть, похоже, глубоко больна шизофренией. Проводя отдельные либеральные корректировки законодательства, планируя продолжение
приватизации, более того - выводя ее на области, до того ею официально не затронутые (скажем, леса и водоемы) и даже вообще никогда
не охватываемые ею (федеральная дорожная сеть), мы мало того, что разрушили налоговую систему и институциональную среду
собственности в целом, но и собираемся переходить на мобилизационные рельсы.

Вслед за Владимиром Путиным все заговорили о темпах роста. Премьер шумит на Грефа, что Минэкономики не обеспечивает темпов роста.
Те, правда, отвечают, что анализируют фактические данные и не могут брать их с потолка. Премьер недоумевает, почему мы сразу не
можем записать прогноз развития экономики, в соответствии с которым, ВВП удвоился бы к 2010 году.

Подобных разговоров не было слышно с советских времен. Разговор идет о том, можно ли обеспечить ударные темпы роста при
относительном сохранении статус-кво. Заговорили о грандиозных мобилизационных проектах. Причем, не только малоквалифицированные
политики-подпевалы, но и экономисты из числа не слишком обремененных знаниями, однако хорошо уловивших, что это модно, даже
аналитики из консалтинговых кампаний стали недоумевать: "А что плохого в мобилизационном проекте?".

О чем идет речь? О директивной перекачке ресурсов на грандиозный проект, осуществляемый либо впрямую государством, либо с явным его
участием. Проекты с участием государства осуществляются и в некоторых развитых странах, но они носят инфраструктурный характер -
вроде строительства магистралей между штатами в США. Но мы-то говорим о другом - о больших инвестиционных задачах в обычных отраслях
экономики. Скажем, в сфере высоких технологий: нужно-де вернуть нам передовые позиции в машиностроении, авиастроении.

Если даже речь и заходит об инфраструктуре, то здесь начинается еще бОльшая фантастика. Специалисты говорят, что в ужасном состоянии
трасса Москва - Санкт-Петербург. А им в ответ: реконструировать не будем, давайте построим новую.

Речь идет о проектах заведомо утопических, отличающихся одним свойством - грандиозной концентрацией государственных ресурсов,
которые откуда-то надо отнять и куда-то бросить. И это напоминает мобилизационный проект в духе социализма.

Кто заинтересован в подобных изменениях?

Когда ликвидировали НЭП, часть правящей элиты считала, что будет больше мобилизационных проектов, просто произойдет передел власти и
ресурсов в ее пользу. Кто-то в результате действительно стал большим капитаном советской промышленности, но даже и эти люди в
основном закончили свою жизнь достаточно печально.

Сегодня можно говорить о широкой общественной страте, которая считает себя принадлежащей к правящей элите и уверенной, что ей
досталось совершенно непропорционально мало по сравнению с нынешним статусом.

Но исторический опыт показывает: второй передел не заканчивается тогда, когда этого хотят его организаторы. Гигантский передел
1929-го года не закончился и через 8 лет.

Но кроме глобальных задач передела, есть еще и текущая выгода. В свое время был такой грандиозный проект "Высокоскоростные
магистрали" (ВСМ). Его инициатор, а впоследствии председатель совета директоров одноименного РАО Алексей Алексеевич Большаков был
вице-премьером и первый вице-премьером в правительстве Черномырдина. Большаков взялся строить высокоскоростную железнодорожную
магистраль: Москва - Санкт-Петербург. Мало-мальски транспортно грамотные люди объясняли, что это ерунда, потому что людей, которые
способны заплатить существенно больше денег за экономию в 4 часа не так много, и вообще этот проект экономически абсурден. Но под
гарантии государства был взят грандиозный кредит на 200 миллионов долларов. Начали копать котлованы, рубить лес на Валдайской
возвышенности:

Конечно, проект накрылся: высокоскоростные экспрессы курсируют теперь по старой трассе Октябрьской железной дороги. Зато те, кто
успел в этом деле поучаствовать за время, пока оно функционировало, смогли заработать не меньше, чем в нефтянке.

Но если в середине 1990-х это были относительно локальные "грандиозные проекты", то сейчас мобилизация под них может стать одной из
ведущих тенденций. И не очень понятно, что этой тенденции может помешать.

В последнее время со сдержками и противовесами, которые удерживали бы власть от заведомо неразумных решений, стало гораздо хуже, чем
было даже в восьмидесятые годы.

Тогда была сильна так называемая интеллектуальная обслуга. И в советском правительстве, и в ЦК КПСС существовал институт
консультантов - образованных серьезных людей, сидевших во всех кабинетах, закрытых институтах, которым заказывали аналитические
записки. Роль этой группы была весьма значительна до самого последнего времени и у новой власти. Сейчас заметна тенденция к
сворачиванию ее функций.

Уменьшилась за последнее время оглядка на моральные авторитеты. Ныне принято рассуждают так: люди, что из ученого мира, что из
литературного, - такие же коммерсанты, такие же специалисты по продажам.

Ушла оглядка на Запад. Нас принимают в Большой Восьмерке, могут поругать за Чечню или за свободу прессы. Ну и что? Нерациональной
оглядки, связанной с тем, что когда-то истеблишмент был отрезан, уже нет.

Нет, наконец, и оглядки на общественное мнение. Все понимают: за определенный бюджет политтехнолог может убедить массы в том, что
Наполеон выиграл Ватерлоо.

Последним барьером был умный аппарат. Именно он работал как фильтр на пути больших начальственных глупостей. Барьер умного аппарата
существовал и во времена правительства Черномырдина, и во времена правительства Касьянова. Этот фильтр - последнее спасение любой
власти: начальство меняется, а эти люди остаются и всегда сглаживают явные глупости. В результате административной реформы была
отставлена куча толковых чиновников, пришли совсем бравые люди.

Нельзя сказать, что ликвидация всех этих сдержек шла только в последнее время. Все это разрушалось достаточно долго. Однако именно к
нынешнему моменту барьера для абсурдных решений больше нет.

Вот, и движемся мы, как в цитате из школьного сочинения - одной ногой вновь застряв в мобилизационном прошлом, а другой радостно
приветствуя либеральное будущее.

02 сентября 2004, 09:32 Михаил Арсенин



От Георгий
К Георгий (02.09.2004 20:23:56)
Дата 02.09.2004 21:15:09

Капитальное бегство. Что заставляет деньги эмигрировать из России? (*+)

http://www.politjournal.ru/preview.php?action=Articles&dirid=36&tek=2194&issue=65

Александр КИМ, Президент некоммерческого Фонда <Наши таланты>


Капитальное бегство
ЧТО ЗАСТАВЛЯЕТ ДЕНЬГИ ЭМИГРИРОВАТЬ ИЗ РОССИИ?
Россия вроде бы на подъеме. Экономические показатели демонстрируют достаточно устойчивый рост, потребность экономики в инвестициях
остается высокой, все новые и новые стратегические инвесторы приходят на российский рынок. Тогда почему мы наблюдаем отток капитала
из страны? Чтобы ответить на вопрос, важно понять структуру этого процесса и те политические и экономические факторы, которые на
него влияют.

Под покровительством доллара
Прежде всего необходимо условно разделить вывоз капитала на относящийся к корпоративному сектору и к частным лицам, или, выражаясь
на языке платежного баланса, к сектору домашних хозяйств.
Вывоз капитала частными лицами проявляется в покупке наличной иностранной валюты, и размеры этого явления достаточно велики, чтобы
ими можно было пренебречь. Согласно исследованию, проведенному Федеральным казначейством США в начале 2000 г., Россия была на тот
момент крупнейшим в мире иностранным держателем наличных долларов - около 60 млрд. Для сравнения: вторым крупнейшим иностранным
держателем американской валюты в размере 25 млрд на тот момент являлась Аргентина, чья валюта была напрямую привязана к доллару США
через режим currency board.
Здесь показателем могут служить данные ЦБ России о продаже наличной иностранной валюты частным лицам (см. табл.). Чистое
приобретение иностранной валюты (покупка минус продажа) сохраняется в эквиваленте 3-4 млрд долл. в год. Другим важным показателем
служат данные о чистом ввозе наличной иностранной валюты коммерческими банками, который в 2003 г. составил свыше 8 млрд долл. Эта
достаточно заметная сумма тем не менее выглядит скромно по сравнению с 37 млрд наличных долларов, ввезенных коммерческими банками в
Россию в 1997 г. (см. рис. 1).
Часть этих денег связана с деловыми и туристическими поездками, а также с обслуживанием челночной торговли. Однако значительная
часть, кроме того, приходится на покупку валюты как средства хранения сбережений, что тесно связано со степенью доверия или
недоверия населения в тот или иной момент к устойчивости курса рубля и надежности банковской системы России. Недостаток такого
доверия означает, что люди пытаются обезопасить свои активы за счет их перевода под покровительство более стабильной экономики и
более надежной юрисдикции, и для большинства населения самым доступным способом сделать это является покупка иностранной наличной
валюты.
В этой связи интересно, что в конце 2003 г. произошло резкое снижение как чистого ввоза наличной валюты банками, так и чистой
покупки ее населением. После этого в начале 2004 г. последовал даже период, когда вывоз валюты банками превышал ввоз, а продажи
валюты населением превышали ее покупку. Однако во 2-м квартале 2004 г. объемы чистого ввоза и чистой покупки опять начали заметно
расти (см. рис. 2), что достаточно трудно объяснить каким-то резким увеличением объемов челночной торговли или более массовым, чем
обычно, выездом в зарубежные поездки.
В офшоры
и обратно
Что касается вывоза капитала корпоративным сектором, то долгое время он ассоциировался прежде всего с офшорными зонами. Существовало
несколько причин бегства капитала из России в 90-е гг. Экономическая и политическая нестабильность после распада Советского Союза
являлась мощным стимулом для многих руководителей предприятий и коммерческих банков всеми возможными и невозможными способами
выводить денежные потоки в офшор. Это часто были и оборотный капитал предприятий, который таким образом застраховывался от
обязательной продажи в условиях резких падений курса рубля, и средства, которые предприниматели предпочитали держать вдали от глаз
преступных группировок и внимания налоговых органов, и, наконец, деньги, нажитые как праведными, так и неправедными путями.
После периода приватизации и залоговых аукционов к этому добавился новый фактор. Большинство новых собственников вполне обоснованно
не испытывали особой уверенности в своих правах собственности. Достаточно рациональной стратегией было вывести как можно больше
средств под защиту более стабильных юрисдикций других стран. Часть этих денег затем реинвестировалась в Россию уже под видом
иностранного капитала. Показательно, что в структуре акционеров многих российских компаний неизбежно присутствуют офшорные компании,
представляющие интересы российских владельцев, а также то, что многие российские предприятия получали и продолжают получать кредиты
от офшорных компаний, которые фактически контролируются их российскими акционерами.
Существует ряд данных, которые можно использовать в качестве индикаторов размера и тенденций бегства капитала. В их числе данные
платежного баланса России, отражающие информацию о своевременно не полученной экспортной выручке, и данные о не поступивших товарах
и услугах в счет переводов денежных средств по импортным контрактам, которые часто проводились через фирмы-однодневки. Размеры
ежегодного роста такой задолженности по экспортно-импортным операциям были и продолжают оставаться существенными (см. рис. 3). Судя
по всему, отток капитала по этой графе больше всего коррелирует с ценами на нефть: в 1997 г. данные платежного баланса отмечают
отток по этой статье в размере 11,6 млрд долл., а затем, после спада в 1999-2001 гг. до уровня 5-6 млрд долл. в год, эта цифра вновь
начинает расти, достигнув 15,4 млрд долл. в 2003 г. (7,8 млрд долл. в первом полугодии 2004 г., по предварительной оценке ЦБ
России).
Часть оттока в корпоративном секторе также происходила через механизмы трансфертного ценообразования, то есть через занижение
экспортных и завышение закупочных цен на импорт. В целом размер ежегодного оттока капитала из России в 90-е гг., по ряду прямых и
косвенных оценок, составлял 20-30 млрд долл.
Следует отметить, однако, что на <чистой> основе, то есть с учетом входящих потоков, отток капитала регулярно снижался в последние
годы и в 2003 г., по оценкам ЦБ России, составил 2,3 млрд долл. Ситуация постепенно меняется, и роль факторов 90-х гг., связанных с
бегством капитала, постепенно снижается. Вместо них появляются другие факторы, которые дают основание уже серьезно говорить не
только о бегстве, но и о притоках и оттоках капитала в рамках международных рынков инвестиций.
Средство от <голландской болезни>?
В наше время глобализации, интеграции и диверсификации существуют достаточно веские экономические причины для инвестиций за пределы
своей страны. За рубежом никому не придет в голову назвать инвестиции <Бритиш петролеум> в Россию бегством капитала из
Великобритании. Аналогично в России постепенно привыкают к тому, что крупные и не столь крупные российские компании начинают
осуществлять инвестиции за рубеж по причинам, отличным от простого желания обезопасить свои активы от политической и другой
нестабильности. С точки зрения частных лиц, увеличение деловых, научных, образовательных связей, развитие культуры инвестиций и
сбережений делают естественной ситуацию, когда представители российского среднего класса уже по причинам практической необходимости
открывают счета в иностранных банках, начинают вкладывать часть сбережений в западные финансовые инструменты.
Нельзя не отметить, что при нынешних рекордных ценах на нефть вывоз капитала имеет и свои позитивные стороны как фактор, тормозящий
развитие <голландской болезни>. Отток капитала из России сдерживает удорожание рубля в реальном выражении, что, в свою очередь,
играет на пользу российским компаниям, помогая им сохранять конкурентоспособность как на внешних рынках, так и на внутреннем рынке
по отношению к импортируемым товарам.
Эти позитивные обстоятельства, однако, не должны превращаться в повод для ликования.
Вывоз капитала из России в значительной степени по-прежнему вызван причинами, отличными от стремления к экономически обоснованной
международной диверсификации, что является показателем структурных пробелов, существующих в стране. Так, например, недавние проблемы
в банковском секторе и связанные с ними волнения вкладчиков российских банков наверняка отразятся в статистике спроса на наличную
иностранную валюту. Продолжающаяся история с ЮКОСом также вряд ли будет способствовать снижению оттока капитала из России.
В этих условиях государство должно стремиться предотвращать бегство капитала, в то же время не препятствуя движению экономически
обоснованных финансовых потоков как в одну, так и в другую сторону. Предвидя ироническую улыбку уважаемых читателей, сразу же
поясню, что речь идет не о том, чтобы разделить вывоз капитала на <хороший> и <плохой> и затем пытаться административными мерами и
ограничениями запретить нежелательную его часть. Речь идет о том, что государство должно более активно проводить структурные реформы
и последовательно устранять источники нестабильности и другие факторы, приводящие к бегству капитала из России.
Нужна история
стабильности
Должны быть сделаны шаги, направленные на развитие и укрепление российских финансовых рынков и институтов как механизмов
перераспределения капитала в экономике, в частности из ориентированных на экспорт отраслей в отрасли, направленные на внутренний
рынок. Необходима дальнейшая работа по повышению надежности банковской системы. Очень важны будут меры, направленные на повышение
финансовой прозрачности предприятий и банков через переход на международные стандарты финансовой отчетности, совершенствование
корпоративного управления и защиту прав и интересов миноритарных акционеров. В этой связи достаточно тревожно выглядят недавно
предложенные рядом депутатов поправки в Закон <Об акционерных обществах>, которые предусматривают возможность выкупа доли
миноритарных акционеров основными собственниками по балансовой стоимости активов.
Новые инвестиционные возможности являются, вероятно, самым привлекательным стимулом для российских капиталов оставаться на родине. В
этой связи создание благоприятных условий для развития предпринимательства также будет важным фактором. В частности, остро
необходимы меры по снятию многочисленных административных барьеров в экономике, которые дают возможность недобросовестным чиновникам
оказывать разного рода давление на бизнес. Однако часто даже без какого-то злого умысла со стороны чиновников компании вынуждены
тратить ресурсы и время на деятельность, которая явно не создает никакой добавленной стоимости.
Наконец, необходима просто определенная история стабильности. Если в области макроэкономики эта история стабильности уже начинает
появляться, то в сфере права и правоприменения этого еще предстоит достичь. Россия нуждается в эффективных и целенаправленных мерах
по укреплению судебной системы и органов защиты правопорядка, а также в мерах по снижению коррупции и злоупотреблений в органах
власти.
На всех этих направлениях предстоит много работы. И если не будет заметного прогресса, то потоки капитала из России еще не раз будут
свидетельствовать не о росте международной экономической диверсификации, а о продолжающейся неуверенности в стабильности правовой
среды, в предсказуемости действий государственных органов и в одинаковости правил игры для всех.