От Анатолий Игнатьев
К Администрация (Дмитрий Кропотов)
Дата 26.08.2004 12:02:32
Рубрики Тексты;

ПОЧЕМУ У АНГЛИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ КОРОТКИЕ КАНИКУЛЫ?


газета Вечерняя Уфа четверг 26 августа 2004 года № 166(10064)


ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ

ПОЧЕМУ У АНГЛИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ КОРОТКИЕ КАНИКУЛЫ?

Уфимский учитель рассуждает о проблемах образования в Великобритании

Игорь Жарков два года назад уехал в Лондон преподавать в школе. Мы писали о его первых впечатлениях об Англии во время прошлого приезда на родину. Что изменилось за год в жизни и душе уфимца, решившего сеять разумное, доброе, вечное в Старом Свете?



Рыба ищет, где глубже

- Что касается внешних изменений, я поменял школу в третий и, надеюсь, последний раз. Первое мое учебное заведение, на юге Лондона, находится в квартале, где в основном живут выходцы из Африки и Азии, там редко встретишь "бледнолицего"- Несмотря на то что школа далеко не самая престижная, а обычная, муниципальная, она вполне прилично оборудована: телевизоры, компьютеры - в каждом классе. Самая большая проблема - дисциплина. Учителя откровенно сожалеют, что отменили телесные наказания, которые были в недавнем прошлом. Сейчас дети просто неуправляемы. Хождения по классу, разговоры во время объяснения учителя - вполне обычное явление. Тишина в классах - лишь в первые недели сентября, которые мы называем "медовым месяцем": ученики настороженно присматриваются к новым учителям, но очень недолго.
Система образования в Великобритании переживает серьезный кризис. И одна из проблем - кадровая. Вы увидите в школах мало англичан. Для них работа учителя непрестижна и оплачивается, по их мнению, неадекватно затрачиваемым энергии и силам. Поэтому агентства по найму (в одно из которых я и обратился) по всему миру ищут желающих работать с детьми в Туманном Альбионе. При этом я часто ловил себя на мысли, что российские учителя получают гораздо меньше, но трудятся с несравнимо большей отдачей. Если бы нашим педагогам платили хотя бы четверть того, что платят здесь, и если бы здесь было такое техническое оборудование, мы действительно были бы впереди планеты всей. При том, что даже теперь наше образование самое фундаментальное и наши дети – как бы мы их не ругали – в основном развитее, разностороннее, если хотите, умнее своих сверстников из-за рубежа. Правда, что касается уроков физкультуры и музыки, которые в чести у учеников, нам есть чему поучиться.
Создается впечатление, что в Великобритании взрослые побаиваются своих отпрысков. Иначе чем объяснить, что на каникулы их отпускают лишь 20 июля. Считается, что за три месяца свободы дети окончательно одичают и в школы их уже не загнать. Хотя, признаюсь, уже в мае, когда в России дети завершают учебу, чувствуется невероятная усталость и у учеников, и у учителей.
Последние порой идут на некоторые хитрости, чтобы хоть немного передохнуть. Дело в том, что педагог имеет право на четыре дня прогула. То есть, если у него небольшое недомогание вроде простуды, он может, позвонив в администрацию, отлежаться дома, не предоставляя никаких больничных. И многие этим пользуются: отдохнут четыре дня, выйдут на день и -снова на покой.
Учитель, конечно, имеет право болеть, ему гарантирован оплачиваемый больничный до 100 дней. Но понятно, что после этого придется искать работу, поскольку администрации невыгодно платить в два раза больше: заболевшему и тому, кто его заменяет.
Замечу к тому же, что уровень медицинского обслуживания в муниципальных поликлиниках весьма далек от наших представлений об идеальном или хотя бы достойном. Длинные очереди к младшим врачам (вроде наших фельдшеров), чтобы получить больничный. Но если у вас серьезные проблемы, нужно идти к узким специалистам, участковый вам не поможет даже советом.

Престиж учителя

Выдержать натиск английских детишек не всем под силу. Может, поэтому здесь как нигде сильна солидарность учителей. Надежное плечо друга я ощущал с первых дней работы в школах - во всех трех, Наше интернациональное братство помогало мне не пасть духом в тяжелые времена. В основном проблем в работе не было, с дисциплиной - тоже сравнительно неплохо. Но пару раз бывали моменты, что в отчаянии садился за стол и пережидал время до звонка.
Престиж учителя? Он высок, когда ты приходишь в банк. Кредиты выдаются без поручителей и особой волокиты. Ибо учитель, особенно государственной школы - персона абсолютно надежная, внушающая уважение и доверие. Квартирный вопрос тоже решается легко: можно получить ссуду на покупку жилья уже в первый год работы. Но за порогом банка - все, как в России. Родители отправляют детей в школы и мало интересуются тем, что они там делают, в святой вере, что учитель и научит, и воспитает. На родительские собрания ходят в основном мамы и папы благополучных и успевающих учеников. Кстати, собрания проходят не так, как у нас, а в виде консультации с преподавателями, которые сидят за столиками с табличками, обозначающими предметы и фамилии педагога. К счастью, родители держат в руках папочку с результатами тестов и фамилиями учеников - поскольку запомнить и тем более их выговорить весьма непросто, особенно трудно мне давались турецкие имена.
Должен признаться, что в английских школах нет той привязанности к учителю, к которой мы привыкли здесь, в России, Мне до сих пор пишут и звонят мои бывшие уфимские ученики. А здесь учителя постоянно меняются: ушел один, придет другой.
Стремление учиться у юных жителей Лондона не столь велико, как хотелось бы преподавателям. Но провести в школе 11 лет, адля тех, кто хочет поступать в вуз, - еще 3 года - тоже не для слабонервных . А если учесть, чти уроки длятся даже не 45, а 50 минут, то впору пожалеть англичан. Во всех классах, начиная с первого, ежедневно шесть уроков {правда, суббота и воскресенье - выходные), Впрочем, было бы преувеличением сказать, что все время посвящается учению. По меньшей мере 20 минут урока уходит на то, чтобы дети сняли верхнюю одежду (в школах нет общего гардероба), успокоились, а в конце занятия - чтобы оделись. И так происходит в каждом классе. Очень осложняет работу учителя и отсутствие текущих оценок. Нельзя выражать своего отношения к отдельно взятому ученику даже устно, хотя на всех вместе можно и покричать.

Всегда ли полезны реформы?

Но не это главная проблема. В Великобритании всегда был очень высокий уровень образования. Я уж не говорю о Кембридже и Оксфорде, отсчитывающих уже восьмой век своего существования. В школах, особенно частных, тоже давали качественные и глубокие знания. Учителя строили работу в отсутствие общего национального стандарта и вполне справлялись со своей задачей. Но с введением единого учебного плана несколько лет назад положение поменялось далеко не в лучшую сторону. Больше всего недовольны ученики и учителя так называемым циклическим методом обучения, который предполагает изучение одной темы три раза - в начальных, средних и старших классах. К примеру, об электричестве в доступной форме, весьма упрощенно рассказывают в младших классах. Однако, когда речь о нем заходит в среднем звене, у учеников появляется ощущение, что они об этом знают, поскольку что-то слышали, и теряют интерес к предмету. Обучение становится рутинным и даже изнурительным. Слышал, что и в России идут споры о концентрической системе, очень напоминающей циклическую, и хотел бы предостеречь от этой ошибки, последствия которой скажутся на всей системе образования.
Еще одна проблема: единые тесты, которые сдают в 9-м и 11-м, выпускном классе. В Шотландии и Уэльсе добились их отмены в 9-х классах, в остальных регионах Великобритании профсоюзы ведут против них борьбу, считая их ненужным, дополнительным стрессом для учеников.
Перемещаясь по Лондону с юга на север, где живут более зажиточные граждане, поработав в двух школах и позна-комившись с третьей, пришел к выводу, что наше россий-ское образование, безусловно, нуждается в материальной подпитке, но не в реформах. Школа, в которой я начну работать в сентябре, оборудована по последнему слову техники - одни интерактивные доски чего стоят. В ней учатся 1700 человек, но нет никакой перегрузки. Прекрасные спортзалы, теннисные корты и футбольное поле. Впрочем, это есть почти в каждой школе. Но при этом - взаимное равнодушие учителей и учеников друг к другу и прохладное отношение к учебе последних. Боюсь, что реформы, которые начаты в России, приведут к столь же безрадостным результатам.

Записала Гульшат КУРАМШИНА.

НА СНИМКЕ: Игорь Жарков на нулевом меридиане в Гринвичской обсерватории.

Если у кого-то возникнут вопросы, можно послать их по электронной почте: igorzharkov@msn.com


От Георгий
К Анатолий Игнатьев (26.08.2004 12:02:32)
Дата 26.08.2004 16:15:03

Ага, точно.

> Учителя откровенно сожалеют, что отменили телесные наказания, которые были в недавнем прошлом.

То же говорила моя канадская родственница (КР) со слов хозяина кондитерской, где она работает: в его детстве могли бить линейкой по рукам так, что они пухли.

>Правда, что касается уроков физкультуры и музыки, которые в чести у учеников, нам есть чему поучиться.

Правда. По части музыки многие из Америки и Канады получше наших будут. И сами часто играть умеют.

>Создается впечатление, что в Великобритании взрослые побаиваются своих отпрысков. Иначе чем объяснить, что на каникулы их отпускают лишь 20 июля.

Побаиваются еще и потому, что к родителю, что-то не разрешившего своему чаду (пойти куда-нибудь) может и полиция приехать, и наручники наденут. С бывшим одноклассником КР, жившим в Буффало, так и случилось.

>Замечу к тому же, что уровень медицинского обслуживания в муниципальных поликлиниках весьма далек от наших представлений об идеальном или хотя бы достойном. Длинные очереди к младшим врачам (вроде наших фельдшеров), чтобы получить больничный. Но если у вас серьезные проблемы, нужно идти к узким специалистам, участковый вам не поможет даже советом.

Во-во. КР может подтвердить - хоть и в Канаде, а не в Англии. Да и узкие специалисты... того...

>Выдержать натиск английских детишек не всем под силу. Может, поэтому здесь как нигде сильна солидарность учителей. Надежное плечо друга я ощущал с первых дней работы в школах - во всех трех

Жаль, что об этом не было сказано более подробно. Тут вот часто крутят французский фильм на эту тему с Депардье в главной роли (забыл, как называется).

>Больше всего недовольны ученики и учителя так называемым циклическим методом обучения, который предполагает изучение одной темы три раза - в начальных, средних и старших классах.... хотел бы предостеречь от этой ошибки, последствия которой скажутся на всей системе образования.

Горячо!

>Перемещаясь по Лондону с юга на север, где живут более зажиточные граждане, поработав в двух школах и позна-комившись с третьей, пришел к выводу, что наше россий-ское образование, безусловно, нуждается в материальной подпитке, но не в реформах.

Смотря в каких.

>Записала Гульшат КУРАМШИНА.


"Десакрализаторам" - бой!

От Анатолий Игнатьев
К Георгий (26.08.2004 16:15:03)
Дата 27.08.2004 10:32:24

Re: Ага, точно.

>>... пришел к выводу, что наше российское образование, безусловно, нуждается в материальной подпитке, но не в реформах.
>Смотря в каких.

Утверждение Ваше слишком общее. Всё нуждается в реформах. И всё - не нуждается. Этот материал я привёл для сведения тех, кому интересна эта тема. По-моему, материал заслуживает внимания.

>"Десакрализаторам" - бой!
Не нравится мне этот Ваш термин - сакральность. Материалистичнее надо быть.

От Георгий
К Анатолий Игнатьев (27.08.2004 10:32:24)
Дата 27.08.2004 11:08:01

Я ничего не утверждал %-)


>Утверждение Ваше слишком общее. Всё нуждается в реформах. И всё - не нуждается. Этот материал я привёл для сведения тех, кому интересна эта тема. По-моему, материал заслуживает внимания.

Я, собственно, ничего пока не утверждал %-) А какой реакции Вы ждали?
Автор материала ПРЯМО говорит о том, что ЕГЭ и реформы НЫНЕШНЕГО плана, которые имеют целью приблизить нашу школу к НЫНЕШНЕЙ западной (в частности, английской) - ЗЛО. Так?

>>"Десакрализаторам" - бой!
>Не нравится мне этот Ваш термин - сакральность. Материалистичнее надо быть.

Если бы Вы читали форум раньше, Вы бы не удивились. Дело в том, что один из его участников - Дм. Ниткин - на одном из постронних форумов (среди своих единомышленников) поставил своей целью изгаживать то, что является "сакральным" ("священным") для советских людей - чтобы ненавистный ему "совок" не мог возродиться ни в каком виде. Поэтому он здесь и борется с С. Г. Кара-Мурзой, с его трудами, в которых Кара-Мурза, напротив, защищает советские символы и ценности.
До того как это было столь ясно изложено, некоторые из "карамурзистов" думали, что с ним можно вести диалог. Но благодаря одному из "наших" данная реплика была в сети обнаружена и Ниткин был за ушко вытащен на свет божий.


"Десакрализаторам" - бой!

От Анатолий Игнатьев
К Георгий (27.08.2004 11:08:01)
Дата 27.08.2004 13:56:42

Не приписывайте Жаркову того, что он не говорил

>...Автор материала ПРЯМО говорит о том, что ЕГЭ и реформы НЫНЕШНЕГО плана, которые имеют целью приблизить нашу школу к НЫНЕШНЕЙ западной (в частности, английской) - ЗЛО. Так?

Не так. Жарков не упоминает никакого ЕГЭ. Хотя Ваше стремление применить его опыт к критике ЕГЭшной реформы понятно.

От Георгий
К Анатолий Игнатьев (27.08.2004 13:56:42)
Дата 27.08.2004 15:17:31

Читаем.

>>Не так. Жарков не упоминает никакого ЕГЭ. Хотя Ваше стремление применить его опыт к критике ЕГЭшной реформы понятно.

>Еще одна проблема: единые тесты, которые сдают в 9-м и 11-м, выпускном классе. В Шотландии и Уэльсе добились их отмены в 9-х классах, в остальных регионах Великобритании профсоюзы ведут против них борьбу, считая их ненужным, дополнительным стрессом для учеников.

Что это, как не ЕГЭ, по-Вашему? Им, что, и надо было по-нашему это назвать - "EGE", что ли? %-)))
Насчет реформ: "...хотел бы предостеречь от этой ошибки, последствия которой скажутся на всей системе образования...", "...наше российское образование, безусловно, нуждается в материальной подпитке, но не в реформах" (блин, какая крамола!!! - Фурсенко на него нет), "...боюсь, что реформы, которые начаты в России, приведут к столь же безрадостным результатам..."

А то, что говорится здесь о КОНЦЕНТРИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ, написано во всех статьях С. Г. и Телегина, посвященных данной теме. В т. ч. и о последней статье Телегина: "Плюс дебилизация всей страны".

Кстати, давайте перейдем все же к статье от "меня" %-))). В конце концов, это не "марксизм" с "политаризмом" - такие дискуссии я не читаю %-))) А тут все более или менее определенно.
Каковы Ваши выводы по поводу статьи?
Что Вы предлагаете?



========
"Десакрализаторам" - бой!

От Анатолий Игнатьев
К Георгий (27.08.2004 15:17:31)
Дата 29.08.2004 11:04:34

Ну, положим, марксизм не такая уж скучная вещь, если читать не только Зюганова

>А то, что говорится здесь о КОНЦЕНТРИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ, написано во всех статьях С. Г. и Телегина, посвященных данной теме. В т. ч. и о последней статье Телегина: "Плюс дебилизация всей страны".

Я неспециалист в области образования. Хотя с выводом Жаркова, что отечественному образованию нужно прежде всего увеличение финансирования, соглашусь: просто на своём личном опыте; он очень маленький, я попросту сбежал из Башкирского строительного колледжа, когда нашёл вакансию программиста с зарплатой вдвое большей.

>Кстати, давайте перейдем все же к статье от "меня" %-))). В конце концов, это не "марксизм" с "политаризмом" - такие дискуссии я не читаю %-))) А тут все более или менее определенно.
>Каковы Ваши выводы по поводу статьи?
>Что Вы предлагаете?

По поводу образования могу только одно: увеличить финансирование. Других мыслей нету.

А вот насчёт марксизма - с Вами не согласен.
Вот я читаю "Какое нам дело до Латинской Америки?"
http://marx-journal/www.marx-journal.communist.ru/no26/harlamenko.htm
и мне определённо нравится. А вот Зюгановское "Коммунисты и классы в России" - так уж точно сплошной оппортунизм.

>========
>"Десакрализаторам" - бой!

От Администрация (Дмитрий Кропотов)
К Анатолий Игнатьев (26.08.2004 12:02:32)
Дата 26.08.2004 12:31:59

Заголовок заглавными буквами эквивалентен громкому объявлению

поэтому не надо злоупотреблять.
Дмитрий Кропотов, www.avn-chel.nm.ru

От Анатолий Игнатьев
К Администрация (Дмитрий Кропотов) (26.08.2004 12:31:59)
Дата 26.08.2004 13:20:46

Извините, я нечаянно

>поэтому не надо злоупотреблять.
>Дмитрий Кропотов, www.avn-chel.nm.ru

Извините, я нечаянно. Но ведь я не могу теперь исправить?