От Георгий
К Георгий
Дата 16.06.2004 23:44:01
Рубрики Тексты;

Часть 4. Деловое сотрудничество с русскими (-)




От Георгий
К Георгий (16.06.2004 23:44:01)
Дата 29.06.2004 01:04:36

8. Психологические особенности современных российских предпринимателей (+)


 8. Психологические особенности современных российских предпринимателей

Интересно и несколько неожиданно, что россиянам оказалась совсем не так уж чужда идея предпринимательства: 52,6% из них занимаются
предпринимательством или хотят им заниматься. Правда и то, что в начале реформ в 1992 году таких было еще больше - 63%. Сокращение
произошло, в основном, за счет тех, кто реально ведет свое дело - а их стало меньше в два раза [11].
Причины такого сокращения очевидны: во все последние годы экономические и политические условия в России были перманентно
неблагоприятными для предпринимательства. В некоторых регионах страны целые секторы мелкого (т.е. массового) бизнеса оказались под
запретом. В силу этих причин доля тех, кто планирует в будущем заниматься бизнесом - сократилась в четыре раза [11]. Следовательно,
капитализм не стал всенародным делом в России. Но не потому, что он в принципе чужд россиянам, а потому что реформы так и не
превратили его из разновидности экстремальной деятельности в обычную систему экономической жизни. Кстати, 4,5% россиян вовсе не
хотели бы заниматься предпринимательством, но вынуждены делать это из-за угрозы безработицы: <Коли некуда деться, приходится
вертеться>.
В настоящее время малое и среднее предпринимательство в России развивается медленно и очень противоречиво, что характерно для
переходного периода развития российского общества. Эта сфера жизни стала объектом интенсивных исследований социологов, экономистов,
психологов и даже историков. Исследователи пытаются составить представление о психологических качествах предпринимателей, их
мотивации, отношении к риску, неудачам и конкуренции, об их личных качествах и самооценке.
По данным аналитиков [90], средний возраст современного российского предпринимателя - 35-45 лет. Чаще всего это мужчина: в начале
90-х годов среди всех предпринимателей мужчины составляли 96%, в следующие годы - около 80%, что говорит о возрастающей активности
женщин. Из них 85% имеют высшее образование, а многие - закончили два учебных заведения или имеют ученую степень.
Замечено, что российские коммерсанты особенно охотно сотрудничают с турками. Конечно важно, что турецкое оборудование для мелкого и
среднего бизнеса дешевле, чем в Европе. Но не менее важно и то, что им легче договариваться с турками.
В чем-то российские и турецкие бизнесмены похожи: <и те и другие нетерпеливы, изворотливы, изобретательны и полны энтузиазма,
динамичны и активны>, - считает А. Жердев, глава отделения Торгово-промышленной палаты РФ в Турции. <Ите и другие не боятся риска>.
Отвечая на вопрос, что их привлекает в столь рискованной деятельности, российские предприниматели указывали на возможности
самореализации (56%), независимость (44%), материальную обеспеченность (40%), авторитет среди окружающих, полезность своей работы
для других людей (11%), а также новизну данного вида деятельности90. Понятно, что они вынуждены работать в условиях высокой
неопределенности, принимать рисковые решения и нести личную ответственность в случае неудачи, как материальную, так и моральную - за
судьбы работающих на их предприятии людей. Данные аналитиков говорят о том, что по сравнению с началом 90-х годов оценки реального
риска постепенно снижаются [93], хотя в целом занятия предпринимательством оцениваются как рисковые.
Все согласны, что риска лучше избегать. Тогда можно задать вопрос: что же заставляет предпринимателей в России участвовать в
рисковых предприятиях? Что они предпочитают: иметь собственное дело, требующее напряженного труда или риск ради крупного выигрыша?
Или нам более предпочтительно иметь небольшой, но стабильный доход без риска? Парадоксально, но ответы россиян не совпадают по
годам. Можно обрисовать в общем виде динамику их намерений.
В начале 90-х годов 32,9% предпринимателей предпочитали риск ради крупного выигрыша: <Кто не рискует, тот не пьет шампанского>.
Сейчас же доля таких людей незначительна (только 8,6%). Отношение к риску изменилось и большинство уже не согласно <не видя
броду,лезть в воду>- 84,3% предпочитают иметь собственное дело, которое хотя и требует большой отдачи сил и времени, тем нее менее
способно приносить хороший стабильный доход. А вот на небольшой, но стабильный доход без особого риска согласны только 7,1% россиян.
Этим качеством они очень отличаются, например, от французов, которые в большинстве случаев предпочтут сэкономить по мере
возможности, но зато без всякого риска. Итак, подавляющая часть предпринимателей реалистически оценивает ситуацию и свои
возможности, готовы иметь дело с незнакомыми обстоятельствами и идти при этом на разумный риск.
В 90-е годы в три раза возросла доля российских предпринимателей, испытавших крупные неудачи в бизнесе. Тем интереснее было им
задать им вопрос: <Как бы вы поступили в случае серьезной неудачи!>. Оказалось, что только 17% предпринимателей бросили бы свою
деятельность. Зато половина (51,5%) показала свою высокую самостоятельность, активность и уверенность в себе, поскольку готовы
<начать новое дело>. Только 30% в случае неудачи стали бы искать опору в надежном компаньоне. Ни один из них не выразил желание
перейти на государственное предприятие или искать работу у другого предпринимателя^. Потерпевшие неудачу бизнесмены предпочитают две
основные стратегии: 1) самостоятельно организовать новое дело или 2) искать надежного компаньона.
В ходе опроса предпринимателям предлагалось оценить степень конкурентной борьбы в стране и собственную конкурентоспособность.
Результаты исследований показали, что с 90-х годов накал конкурентной борьбы в стране постепенно нарастает. Сами предприниматели это
накал борьбы оценивают как <высокий>, а не <средний>. Это говорит о том, что молодой российский бизнес неминуемо становится все
более агрессивным и динамичным: слабым там просто нет места.
При этом четверть предпринимателей очень скромно оценивают свои конкурентные возможности и способности, не вполне уверены в своих
силах. И все-таки остаются при этом в деле, не покидая его. Каждый десятый россиянин терпеть не может соревнования и устает от этого
психологически. Вместе с тем почти половина (значит большинство!) утверждают, что <им нравится соревноваться с людьми>, что <они
предпочитают жить и работать в условиях конкуренции>.
Интересно, что соревновательные установки в сознании бизнесменов не связаны с опытом переживания крупных неудач в бизнесе. Они
скорее являются социально-психологическим качеством личности. Люди, которым нравится соревноваться, - это активные, уверенные в себе
лидеры, реально оценивающие ситуацию, любящие риск и не останавливающиеся на достигнутом.
Для России характерно также, что часто сфера применения деловых качеств бизнесменов и их профессиональное образование совершенно не
связаны. Вот, к примеру, типичная история преуспевающих ныне бизнесменов Алексея Апухтина и Вадима Новаковского, рассказанная на
страницах деловой газеты <Ведомости> (24.06.02).
Один из них - инженер, второй - летчик гражданской авиации. С легализацией рыночных отношений они пробовали свои силы
в разном бизнесе (продажа бытовой техники и продуктов питания), но без особой удачи, пока не пришла в голову невероятная идея
использовать чисто русский феномен - любовь к русской бане, удовольствие попариться с веником. Ведь, как вы теперь знаете, баня для
русских -ритуал, а веник - важнейшая деталь этого ритуала.
Руководствуясь этими идеями, всего год назад они создали в Петербурге свою фирму <Троица> по производству банных веников (!),
наладили продажу своего товара через розничные сети магазинов <Рамстор> и автозаправочные станции British Petroleum. Сами
разработали технологию производства, придумали специальное оборудование и упаковку для своего продукта. Дело пошло так успешно, что
буквально через несколько месяцев они вернули свои вложенные 15000 долларов и задумались о существенном расширении ассортимента и
сети продаж, даже решили издать книгу о правилах парения.
Казалось бы, веник - так несерьезно! Так это несозвучно самому понятию <бизнес>! А вот поди ж ты, теперь они - пионеры в
оригинальном производстве с большими планами на будущее.




От Георгий
К Георгий (16.06.2004 23:44:01)
Дата 29.06.2004 01:04:34

7. Отношения между руководителем и его подчиненными (+)

 7. Отношение между руководителем и его подчиненными

<Каков поп, таков и приход>
<Без дела не нукай!>
Русские народные пословицы

В российском обществе традиционные формы власти, отношения <начальник-подчиненный> в последнее время значительно трансформировались.
Попробуем перечислить социальные нормы, присущие разным типам руководителя:
1) Руководитель может влиять на своих подчиненных <через страх>. Например, если работа идет плохо, то руководитель имеет право
самым жестким образом, вплоть до крика и угроз требовать от подчиненных ее нормального выполнения. Такое влияние <через страх>
особенно сильно было распространено в советское время. Тогда были страшны даже не сами крики и угрозы, - они воспринимались
подчиненными как <гроза>, как стихийное бедствие, которое не исключает человеческого отношения, - но спокойная угроза <расстаться с
партбилетом>, т.е. быть изгнанным из коммунистической партии. Потеря партбилета воспринималась как конец карьеры, как конец
творческой жизни - почти как гибель.
И эта традиция не вполне ушла в прошлое. По опросам общественного мнения34, абсолютное большинство опрошенных и теперь допускают
право руководителя на жесткость, если тому вдруг кажется, что работа идет плохо. В сталинские времена такой принцип отношений был
связан с огромной ответственностью подчиненного за малейшую ошибку и не просто вытекал из норм деловых отношений, а подкреплялся
законодательно.
Постепенно с ослаблением власти этот нормативный монолит разрушался. В 60-е годы в отношениях <начальник-подчиненный> появились
нормы, защищающие человеческое достоинство, а в ходе рыночных реформ в последнее десятилетие их влияние усилилось, так как
управление людьми, основанное на страхе, не гарантирует конкурентной способности в развитии производства.
Замечено, однако, что некоторые европейские бизнесмены, даже не помышлявшие у себя на родине о подобном стиле поведения, в России
его воспринимают как допустимый и охотно пользуются им: <расслабляясь>, они позволяют себе не просто <жесткий> стиль руководства, но
крики, угрозы и истерики. Они прекрасно понимают, что останутся безнаказанными, владея <экономической ситуацией>, но не всегда
отдают себе отчет в том, что такой стиль руководства, в принципе, - из прошлой жизни, и русские очень болезненно относятся к
унижению. Тем более, что по русской пословице <На кнуте далеко не уедешь>.
2) Кроме того, возможно влияние на подчиненных <через традиции>. В России издавна существуют такие нормы отношений, когда
исполнитель верит, что его официальный начальник имеет безусловное право отдавать любые приказания, которым нужно без возражений
подчиняться: <Хозяйство крепкую руку любит>.
Влияние традиций было очень сильно. В течение 70 лет советский режим укреплял власть начальства, которого надо было слушаться
независимо от его компетентности. Эта практика укрепляла бюрократическую основу тоталитарного строя. По <традиции> начальник должен
быть суровым, жестким. <Мягкотелость> начальника означает его неуверенность в себе, бесхарактерность, слабость. Это качество не
принимается, а скорее осуждается подчиненными, и даже высмеивается.
Влияние <через традиции> не стоит категорически осуждать, поскольку оно может неплохо <работать> и в рыночных условиях, о чем
говорит опыт, например, Японии. Однако сложность ситуации состоит в том, что при переходе России к рыночным отношениям эти
традиционные нормы отношений стремительно размываются трансформируются, судя по всему, по европейским (американским) образцам [37].
Нормы трудового соподчинения таковы, что общественное сознание признает главным качеством подчиненного - пунктуальность, 70% людей
считают, что нельзя жаловаться <через голову> начальства, а половина опрошенных согласна с тем, что подчиненный не должен задавать
вопросов начальству, спорить с ним, обсуждать его приказы. С другой стороны, такое же количество людей заявили: <тот, кто не
согласен, должен отстаивать свою точку зрения>. Сама противоречивость ответов свидетельствует о том, что традиционные нормы
распадаются и формируются новые - отвергающие власть традиций.
Традиционные нормы авторитарного делового взаимодействия чаще признают малообразованные и пожилые люди, чем молодые и образованные.
Скорее всего, в связи с возрастом или отсутствием образования у людей возникает чувство неуверенности в себе, и как результат -
нежелание перечить начальству. Полностью согласны с такими нормами и руководители высшего звена, работающие на государственной
службе, военные и пенсионеры. Интересно, что, по мнению частных предпринимателей, эти нормы противоречат принципам рыночной
экономики.
3) В связи с развитием рыночных отношений можно было бы ожидать быстрого формирования новых норм делового взаимодействия, когда
руководитель влияет <через материальные стимулы>. Парадоксально, однако, опрос общественного мнения этого не подтвердил37. Можно
сказать, что в этой области общественного сознания нормы еще только формируются. Большинство мнений опрошенных сходится в том, что
<сотрудники не должны подчеркивать свой материальный статус с помощью одежды>. Но вместе с тем <руководство должно обеспечить всем
своим сотрудникам такие материальные условия, при которых они могут покупать дорогую одежду, повышая тем самым престиж: своей
фирмы>. Отметим здесь же нарастание в российском сознании неприятия имущественного неравенства (см. об этом в гл. 3).
4) Укрепляются нормы, связанные с экспертной властью руководителя: он должен влиять на своих сотрудников <через знания>. Идеальный
руководитель представляется как человек, который обладает особым знанием в той области, в которой он работает. Решение исполнителя
подчиниться ему основано на убежденности в высокой компетентности руководителя. Нормальным считается, что руководитель ориентирован
прежде всего <на дело>, <горит на работе> и, в то же время, способен прислушаться к аргументированной критике со стороны своих
подчиненных. Такой образ - скорее из области желаемого, чем из реальности, поскольку общеизвестно, что в руководстве государственных
предприятий и многих частных фирм такие люди - редкость.
5) Кроме того, в сознании россиян активно присутствуют нормы делового взаимодействия, присущие харизматической власти. Эти нормы, в
некотором роде, противоречат описанному выше влиянию <через знания>. Харизма дает власть, построенную не на аргументах или давней
традиции, а только на силе волевых качеств личности. Для достижения харизмы человек должен быть энергичным и способным эмоционально
<заразить> окружающих своей увлеченностью. Харизматическое влияние (или власть примера) строится на том, что исполнитель может
отождествить себя с эмоционально привлекательным лидером.
Среди качеств характера идеального лидера, способеного эффективно руководить людьми следует указать энергичность, умение
организовать людей, умение предвидеть, контролировать подчиненных и поддерживать дисциплину, умение быстро принимать решения и брать
на себя ответственность в сложных ситуациях. Очень важным кажется и следующее: внушительная внешность, независимость характера,
риторические способности и уверенность в себе в любой ситуации. Ценится общительность и вежливость. Лидер редко смущается, чувствует
себя комфортно, когда им восхищаются, но при этом не впадает в надменность, себялюбие или кокетство. Он быстро реагирует на ситуацию
и принимает решение. Причем для решения важно не столько его содержание, сколько быстрота принятия.
Если в одном учреждении работают супруги, то недопустимы личные, не деловые отношения между ними на работе. 69,4% опрошенных
высказались за то, чтобы запретить жене работать в подчинении у своего мужа [34]. Причем чаще так думают женщины, чем мужчины. Такая
позиция весьма показательна, поскольку отражает опыт советской эпохи. В то время родственные отношения на работе в большинстве
случаев объективно вредили делу. Наличие подобных отношений в трудовом коллективе, особенно если муж - начальник, давало возможность
одному из супругов работать некачественно или вообще не работать, получая при этом от государства вполне приличную зарплату. Такие
отношения, включая мужа и жену, детей и родителей и т.д., получили даже свое название (<семейственность>) и эпизодически
подвергались неэффективным преследованиям со стороны государства. Общественная мораль относилась к этим случаям очень негативно,
следы чего не стерлись в сознании россиян до сих пор.
В рыночной системе, когда доходы предприятия и его руководителя прямо связаны с эффективной работой каждого сотрудника, исчезла сама
основа <семейственности>. Семейные отношения в бизнесе, например, отнюдь не мешают, а наоборот - помогают. Известно, что это самая
эффективная форма организации малого бизнеса (фермерство, ресторанный или гостиничный бизнес, или сфера торговли). Однако массовое
сознание россиян еще не рассталось с наследием уходящей эпохи.
Таковы, в основном, нарождающиеся в России нормативные требования к руководителю, который намерен эффективно влиять на своих
подчиненных-россиян. В определенном смысле этот набор качеств руководителя - ситуативная характеристика сознания, моментальная
фотография сознания в переходный период.




От Георгий
К Георгий (16.06.2004 23:44:01)
Дата 29.06.2004 01:04:31

6. Манера работать и поведение на рабочем месте (+)

 6. Манера работать и поведение на рабочем месте

<Работа и мучит, и кормит, и учит>
<Наобум только вороны летают>
Русские народные пословицы

Пытаясь вывести формулу различий в жизненных моделях поведения русских и европейцев в самых разнообразных ситуациях, остановимся на
простых причинах, которые имели сложные последствия. Более или менее установлено, что все разнообразие моделей развития в Европе
сводимо только к двум.

Первая. Этносы, которым природные границы и сильные соседи указали предел территориальному расширению, поневоле обращались к
интенсивному способу ведения хозяйства. Постепенно они приучились к систематическому, без рывков, труду, изобрели тысячу полезных
навыков и технологий, и в конце концов были вознаграждены, создав богатейшую, достойную зависти технологическую, духовную и
социальную культуру.
Вторая модель наглядно воплотилась у восточных славян. У них не было четко обозначенных природных рубежей. Только на юго-западе
вставала стена Карпат с сильными соседями, да на юге было - грозное Дикое поле. А на других направлениях раскинулись почти
нетронутые леса. Можно было идти все дальше и дальше на восток и на север, селиться вдоль бесчисленных рек. Проще всего было
распахать нетронутое ничейное поле или лес, чем удобрять истощившуюся землю. На всяком новом месте в течение недели ставилось новое
деревянное жилище. При таком обилии леса и пустых пространств никому и в голову не приходило тратить лишние силы на возведение
каменного жилища, чтобы оно потом держало человека на одном месте, как якорь.
Вот в этом (географическом) факторе - истоки экстенсивной психологии, поиски лучшей доли, <длинного рубля> и вместе с тем,
отсутствие желания укореняться <всерьез и надолго> на одном месте, позволяло русским заселять огромные пространства. Любой народ,
оказавшись в этом углу мира, независимо от языка и расы вел бы себя точно так же. Экстенсивная модель поведения, усвоенная
большинством людей, стала моделью поведения и их государства, и хозяйствования. Вся история России - следование данной модели, и в
то же время история попыток преодолеть ее. Это один из факторов, определивших своеобразную манеру русских трудиться.
Кроме того, стоит отметить, что русские часто смешивают очень разные вещи: профессиональное, социальное и индивидуальное - в
отличие, например, от француза, который оставляет все, что касается его дела за порогом своего кабинета. Это означает в
действительности то, что француз на работе только работает. Все его социальные связи, круг друзей и привязанности, все подробности
личной жизни остаются тайной для его коллег и не подлежат обсуждению.
Русский же человек на работе не только работает: он там эмоционально живет социальной и личной жизнью. Работа для него - не только
добывание средств к существованию (денег), но и способ <повышения своей социальной значимости, получения социального признания>,
которое может выражаться по-разному: в виде денежной премии, ценного подарка, награды, фотографии на видном месте, публикации в
газете и т.п. Очень важно и то, что россиянин в коллективе связан с каждым его членом прочными нитями симпатий и антипатий, т.е.
эмоциональными отношениями.
При обсуждении деловых вопросов у русских тоже есть свой стереотип поведения: они могут вас неожиданно перебить, если им пришла в
голову интересная мысль, и в споре они более эмоциональны. У них не такое сильное уважение к самой мысли, к логическим доводам, как
у западных людей. Они легко могут перейти от рассмотрения вашей мысли к обсуждению ваших личных качеств и ошибок. Но если они
понимают, в чем не правы, то могут тут же извиниться, не пытаясь упрямо <сохранить свое лицо>. Как говорится, <Умный смиряется,
глупый надувается>.
Из-за несовпадения стиля работы между русскими и французами возможны серьезные конфликты, взаимное непонимание. Французы не устают
удивляться: <Почему они вдруг изменили расписание встреч? Почему не закончили работу к определенному сроку? Почему они нарушают
график выполнения заказа ?>
С другой стороны, русские тоже вправе задавать свои вопросы: <А зачем так держаться за этот план, если обстоятельства вдруг
изменились? И зачем так раздражаться, что я опоздал на встречу: ведь посмотрите, какие пробки на дорогах! И не думайте, пожалуйста,
что только вы один желаете иметь со мной бизнес! И совсем непонятно, зачем упрямо придерживаться установленного срока, если это
будет во вред качеству (или цене) ? Почему бы не изменить цену продукта, если изменились мировые цены на сырье ?>
До тех пор, пока одна сторона не приспособится к другой, подобные конфликты в результате взаимного недопонимания неизбежны. Переход
от одной системы к другой дается очень нелегко, но при наличии доброй воли он возможен. Кажется, что компромисс между двумя манерами
работать мог бы дать хорошие результаты. Просто нужно уметь использовать в своих интересах индивидуальные качества деловых
партнеров. А для этого их надо знать, спокойно воспринимать и постоянно учитывать.




От Георгий
К Георгий (16.06.2004 23:44:01)
Дата 29.06.2004 01:04:29

5. Способ получения информации (+)


 5. Способ полунения информации

<За что купил, за то и продаю>
Так говорят, когда пересказывают слухи, не ручаясь за их достоверность

Интересно, что даже способ получения информации у французов и русских не совпадает. Французы черпают информацию из справочников, из
Интернета, из статистики, из баз данных, из отчетов предшественников и т.д. В итоге они выходят на деловой контакт <вооруженные до
зубов> объемистыми досье с преамбулой, колонками цифр, статистическими обоснованиями и предполагаемыми прогнозами>. Тем самым они
психологически <давят> на русских, засыпая их своими фактами и цифрами.
Цифры, конечно, вещь важная. Однако, по мнению русских, они представляют собой лишь часть картины человеческой жизни, так как не
отражают отношений с клиентами, что, по их мнению, является важнейшим залогом успеха любого дела. Кроме того, печатная информация и
база данных, как правило, быстро устаревает. Информация из <коридоров власти> или доверительные беседы в русской бане могут передать
то, чего не прочтешь в газете.
Русские скорее ориентированы на диалог, и информация им кажется более достоверной, если она получена из первых рук - устно. Именно в
процессе обсуждения в кругу друзей, бывших сокурсников, знакомых по бизнесу и родственников, от <своих людей> они получают
конкретные сведения об изменении экономической ситуации, о перспективах курса валюты, уровня инфляции, о персоналиях, в том числе и
сплетни. Они видят те же самые события и их перспективы, что и западные партнеры, но как бы в более <широком контексте>, так как
обладают огромным количеством сведений, собранных через личные каналы информации. В поиске информации или решения проблемы они все
связывают, уследить их логику или ход мотиваций иногда просто невозможно.
Россияне в любом деле широко используют самые разнообразные личные связи, ищут и получают протекцию (<руку>), предпочитают решать
проблему, подойдя к ней <по-человечески>, используя личные отношения. Поскольку российский социум построен на родственных и личных
связях (имеются в виду закрытые группы <своих людей>), то при решении любой задачи россиянину очень важно иметь облеченных властью
родственников, друзей или преданных одноклассников.
Соответственно самые сложные и ответственные дела они поручают не столько профессионалам, компетентным коллегам (как, например,
французы), а скорее, тем, кому доверяют, на кого можно положиться без риска быть обманутым.




От Георгий
К Георгий (16.06.2004 23:44:01)
Дата 29.06.2004 01:04:28

4. Отношение россиян к труду (+)


 4. Отношение россиян к труду

<Что потопаешь, то и полопаешь>

<Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет>
Говорится с осуждением о неумном человеке, который чрезмерным усердием повредил делу

Своеобразное отношение русских ко времени влияет и на их отношение к труду. Сталкиваясь с русскими, зарубежные партнеры часто
раздражаются и от их необязательности, но гораздо больше - от их неточности в следовании инструкции, приблизительности исполнения,
когда работа выполнена кое-как, <спустя рукава>, со скрытыми изъянами, которые не видны сразу, а обнаруживаются, как правило,
впоследствии.
Часто подобные <особенности русского менталитета> зарубежные партнеры воспринимают как <лень>, незаинтересованность в результатах
сотрудничества, как отсутствие истинного профессионализма. И что самое поразительное, как отмечают иностранцы, эти качества русских
нельзя искоренить. Скорее, сами европейские партнеры изменят свое отношение к жизни и работе под влиянием русских партнеров, как ни
смешно это звучит.
Все же расхожие домыслы о <природной лени> русских несправедливы, поскольку известно, что сами русские относятся к ленивым с
презрением: <Кто ленится, тот не ценится>, <Ленивые руки не родня умной головъ>. И вообще, <Ленивого хорошо за смертью посылать- не
скоро придет>.
Конечно, русские быстро обучаются и осваивают новые профессии, быстро продвигаются в информатике и новейших технологиях, овладевают
европейским сервисом и менеджментом. Но психология работы у них остается неизменной. И не по причине их упрямства, а в результате
того, что она связана с их традиционными этнокультурными особенностями, которые сформировались несколько веков тому назад. Только
под влиянием кардинальной ломки последних лет стереотипы делового поведения и традиционные установки русских начинают меняться.
Разумнее тратить усилия не столько на борьбу с этими особенностями русских (и не впадать от них в панику), сколько постараться
изучить их, понять и, в конце концов, по возможности, использовать себе во благо.
Представим себе такую ситуацию. Конец рабочего дня. Звучит сигнал о конце работы. В этой ситуации, как будет действовать, например,
немец? Он спокойно ровно в эту минуту выключит свой компьютер или отложит в сторону занесенный для удара молоток. Все! Завтра -
новый рабочий день, новые задачи, вот тогда и продолжим работу. Стереотип поведения русского будет совершенно иной. Если ему не
интересно, то и в течение рабочего дня он будет делать на работе все, что угодно, только не трудиться, дожидаясь сигнала о конце
рабочего дня: устраивать перекуры, пить чай, болтать с коллегами, а то и вовсе <слиняет> раньше положенного. Если же работа ему
нравится и интересна, то он, скорее всего, просто не услышит этого сигнала. Забыв о времени, о семье, личных делах и планах на
вечер, он будет работать хоть до утра. Причем финансовое удовлетворение для него - не самое важное.
Русские - энтузиасты, они способны <гореть> на работе. Если работа доставляет удовольствие, то они готовы работать и без денег,
брать часть работы с собой домой на выходные или праздничные дни, получать маленькую зарплату и не менять место работы. По мнению
аналитиков [106], для русских напряженность работы и величина зарплаты мало связаны между собой, а чаще даже независимы при выборе
места работы. При опросе общественного мнения выяснилось, что половина работников, конечно, согласна трудиться за высокую зарплату,
что естественно. При этом неважно, будет ли работа очень напряженная или нет.
Но зато для второй половины опрошенных самыми важными являются такие условия работы, как <атмосфера доброжелательности в трудовом
коллективе>, <возможность личного роста> (профессиональное обучение, повышение квалификации и т.п.), <сохранение здоровья>,
<нерегламентированность работы и рабочего дня> и др. В основе всех этих предпочтений того или иного труда лежит личная мотивация, а
не стремление к высокому материальному доходу или соображения быстрой карьеры.
Если же работа неинтересна (монотонная, нетворческая, неперспективная), если в трудовом коллективе конфликтные отношения, то даже
приличная зарплата не удержит русского на рабочем месте.
Начиная работать в России, нужно четко себе представлять не только круг экономических проблем, но и проблемы национальные, связанные
с русской психологией и стереотипами поведения. Человеку, не знающему русской психологии, культуры и языка, работать с русскими
партнерами не просто очень сложно, но даже нереально.




От Георгий
К Георгий (16.06.2004 23:44:01)
Дата 29.06.2004 01:04:26

3. Деловое сотрудничество и проблема пунктуальности и точности россиян (+)

 3. Деловое сотрудничество и проблема пунктуальности и точности россиян

<Лучше поздно, чем никогда>
<От спеху наделаешь смеху>
Русские поговорки

Во главе 2 (<матрешке>), посвященной этническим особенностям русских, мы говорили об их своеобразном, точнее субъективном отношении
ко времени, в соответствии с которым они напоминают тип <южных> людей и очень отличаются от европейцев, в особенности от англосаксов
с их линейным восприятием времени. Жизнь таких людей ориентирована на <дело>, на последовательное, от этапа к этапу, выполнение
какой-то задачи. Время, неиспользованное для действия - это просто <убитое> время, т.е. потерянное безвозвратно. И виновники такой
<потери> безоговорочно осуждаются.
В отличие от европейцев время для русских связано не с поставленными целями, а скорее, с людьми и событиями. Причем <активные>
натуры предпочитают заниматься сразу несколькими делами, и именно такая жизнь представляется им интересной и насыщенной. Распределяя
свои дела по порядку, русские прежде всего учитывают не их практическую пользу, а то, какое эмоциональное и личное значение будут
иметь такие встречи в их жизни. Лучшая форма инвестирования времени для них - межличностное взаимодействие. Таким образом,
распределение времени у русских подчинено скорее не делу, а эмоциям.
Поэтому для них не представляют чрезвычайной ценности, такие <деловые> качества людей, как пунктуальность, педантичность, точность
выполнения расписания и планов. Вернее, они иногда могут делать вид, что соблюдают расписание и планы, но в душе они убеждены, что
реальная жизнь, ее постоянно меняющиеся обстоятельства гораздо важнее любых договоренностей и расписаний. Они уважают чужую
пунктуальность, но не приходят от нее в восторг. Такой тип людей вызывает у них ассоциации с <роботом>, т.е. человеком <без души>,
что расценивается ими только как недостаток, как <занудство>.
Французы, не так жестко, как англосаксы, но тоже отличаются своей линейной ориентированностью во времени. И им очень трудно простить
тех, кто может просто <забыть> о назначенном рандеву, отменить его в последнюю минуту, не выполнить план работы в срок, а
главное -не принести потом своих извинений.
Их выводит из себя срыв намеченной программы по чужой вине, задержка на пути к поставленной цели.
Это иногда вызывает серьезные трения между русскими и французскими партнерами. По признанию французов, имеющих опыт работы в России,
полезно иметь при себе запасные варианты для тех случаев, когда намеченная встреча срывается без предварительного звонка с
извинениями. Ибо несмотря не самые твердые и точные договоренности русские могут вдруг изменить свои планы в последнюю минуту. Лучше
быть заранее морально готовым к такому повороту событий.
Особенности русских следует учитывать во время ведения деловых переговоров. Поскольку они более ориентированы не на само дело, а на
людей, их задевает, когда партнер обрывает беседу на полуслове только на том основании, что <время- деньги> и он боится опоздать на
следующее свидание. Для них наилучшая форма инвестирования времени - достойно закончить процесс общения, пусть даже без материальной
выгоды для себя. При этом общение может быть посвящено как деловому вопросу, так и не деловому, а личному.
При первой же встрече с делегацией или командой коллег из другой страны (департамента, отдела) русские автоматически сразу же ищут
ключевую фигуру, которая бы обладала большей властью и полномочиями в решении вопроса. В этом их позиция реалистична: действительно,
почти все зависит от начальника.
Линейно ориентированные в отношении ко времени западные люди представляют себе жизнь как дорогу, по которой нужно следовать вперед с
определенной скоростью, от цели к цели. Будущее для них - совсем не загадка, оно спрогнозировано, распланировано. И чтобы прогноз
реализовался, нужно выполнить одно условие: работать тщательно и планомерно.
А русские, со своим представлением о цикличности времени, идеями о судьбе, со своим фатализмом - совсем не так самонадеянны
относительно будущего. Они считают, что будущим невозможно управлять. И жизнь представляется им не как прямой путь, ведущий к
заданной цели, а как извилистая тропа в неизвестной местности. Именно поэтому русские избегают строить твердые долгосрочные планы на
будущее, в котором они не слишком уверены, и не только в силу своего фатализма или из-за кардинальных перемен последнего времени в
жизни страны.
Сказанное, на первый взгляд, противоречит истории СССР, когда все было подчинено выполнению пятилетних планов. Однако, во-первых,
эта практика была искусственно внесена в российскую действительность и просуществовала только несколько десятилетий. А, во-вторых,
каждый человек в то время отчетливо осознавал идеологическую подоплеку таких планов и их функции кнута, постегивающего задыхающуюся
экономику. В реальности же эти планы редко выполнялись и от них было больше шума, чем пользы.
Понятно, что несовпадение в восприятии времени у русских и других представителей европейской цивилизации в деловых контактах
сопряжено с неудобствами и вызывает взаимное раздражение.
Русских можно и нужно упрекать в том, что они не умеют сосредоточиться на главном, что они недисциплинированны и могут подвести
партнера. Во всяком случае в сотрудничестве их нужно контролировать, проверяя каждый этап проделанной работы.
Однако русское восприятие времени можно оценить и как результат философского отношения к жизни, как умение выйти за границы
привычного и монотонного бытия, как отказ от <гонок за лидером>, от успеха <любой ценой>.




От Георгий
К Георгий (16.06.2004 23:44:01)
Дата 29.06.2004 01:04:24

2. Стиль делового общения (+)

 2. Стиль делового общения

<Меньше слов, больше дела>
<Москва не сразу строилась>
Русские поговорки

Каков же путь к взаимопониманию при деловом сотрудничестве французов с русскими?
Для начала надо проанализировать особенности вашей собственной культуры. Очень важно осознать, что русские воспринимают французов
как высокомерных людей, которые любят <пускать пыль в глаза>. Такая манера держаться отталкивает, вызывает неприязнь. И это не
просто <поверхностный взгляд туриста>.
Автор этой книги обратился к чиновникам Торгово-промышленной палаты в Москве с конкретным вопросом: <Почему в бизнесе вы
предпочитаете строить долгосрочные отношения более активно с американцами, немцами, с представителями других государств, но не с
французами?> Ответ дан человеком, вполне отвечающим за свои слова - Генеральным директором Национального фонда <Российская деловая
культура> Ратниковой Галиной Константиновной. Она прямо заявила, что помимо чисто экономических причин, большую роль играют и
психологические моменты. По ее мнению, французы отталкивают русских деловых людей своим кажущимся высокомерием, холодностью. Они
производят на русских впечатление людей чопорных, неискренних, сухих, мало заинтересованных в развитии русско-французского бизнеса.
На фоне французов представители других народов кажутся русским более приветливыми, искренними и динамичными. Да и реальный вклад
других стран в совместный бизнес кажется им несопоставимым с французским. Разве можно сравнивать активность, скажем, американцев,
или немцев, или итальянцев на российском рынке с французами?
А если учесть, что необъятный российский рынок сейчас привлекает внимание очень пестрой массы людей из самых разнообразных регионов
планеты, то русские, имея возможность выбрать себе партнера <по сердцу>, при прочих равных условиях отдают предпочтение возможности
строить деловые отношения в более комфортных психологических условиях. И французы занимают в этом ряду не самые высокие позиции.
По мнению американского специалиста по кросс-культурному анализу Д. Льюиса, важная особенность французской культуры - это <формализм
делового общения>. Французы, например, приходят на встречу строго и официально одетые, не терпят вольностей типа снятия пиджаков,
неформального обращения по имени, не проявляют интереса к обсуждению личной и семейной жизни. Кроме того, на встречи они приходят с
приготовленными многостраничными досье, чем вызывают раздражение русских, не привыкших - и более того, даже презирающих
подобное <бумагомарательство>. Как говорят русские, они готовы <на каждую букашку налепить бумажку...>.
В аргументах французов во время деловых переговоров преобладает логика, поэтому переговоры с ними для русских покажутся слишком
длинными. Уже говорилось о нелюбви русских к многословию: <разводить тары-бары>, <языки точить> и <толочь воду в ступе>, когда
<звону много,а толку- мало>.Если в деловых переговорах слишком много разговаривают, то только затем, чтобы <заговорить зубы>, т.е.
отвлечь внимание и обмануть. Недаром же люди говорят: <Речист, да на руку нечист>.
Для того, чтобы сформулировать логический аргумент, нужно гораздо больше слов и времени, чем для интуитивного решения. При этом
французы обычно <привязываются> к любому нелогичному высказыванию противоположной стороны, цепляются за него, затягивают обсуждение,
поскольку относятся к нему как к интеллектуальному процессу, во время которого лучше знакомятся с другой стороной, осторожно
прощупывая ее слабости. В спорной ситуации ведут себя упрямо, если не разбиты их логические доводы.
Конечно, такие особенности делового поведения французов обоснованны, рациональны и эффективны, как показывает практика. <Французы во
всем мире считаются проницательными и дальновидными деловыми людьми>. И, тем не менее, эти их положительные качества могут русского
раздражать, ведь <кто много говорит, тот мало делает>.
Темпераментных и нервных русских может вывести из себя манера долго, обстоятельно, пункт за пунктом обсуждать деловой документ.
Такое <цепляние> русский может расценить как <мелочность> и быстро устать от этого, поскольку мелочи по самой сути его характера не
представляют большого интереса. Кроме того, как правило, у русского в голове уже есть готовое решение, и часто оно принадлежит не
ему, а его начальнику. И если же по ходу переговоров возникла проблема выбора или изменения пунктов соглашения, то русские могут
свернуть переговоры без долгих обсуждений. Потому что иногда все на самом деле решает не сам участник переговоров, а более высокий
чин, который в данный момент может отсутствовать.
Так что совсем не стоит пребывать в уверенности, что вы сможете решить какой-то конкретный вопрос за один <присест>. Упреки и
разочарования в деловом сотрудничестве могут быть взаимными. И русские немало раздражают своих деловых партнеров своими
особенностями. Почему так происходит?
Во-первых, у русских деловых людей стереотипы делового общения еще не выработаны, они еще только устанавливаются. В силу очень
многих причин (в том числе и исторических, и экономических) многие деловые люди пока еще просто не имеют соответствующего опыта. К
тому же далеко не блестящие деловые качества русских поддерживаются и консервируются их ментальными свойствами, о чем шла речь в
предыдущих главах. Иметь дело с российскими деловыми людьми иногда очень непросто и может вызвать разочарование. Даже элементарная
привычка вовремя отвечать на письма и запросы, еще не часто встречается среди российских предпринимателей. Конечно, все это
осложняет деловые отношения.
Во-вторых, по признанию западных деловых людей, они ощущают опасность для себя уже в самой экономической ситуации России - в том,
что для россиян бизнес часто является полем для азартных игр, а не упорной и долговременной работы; в том, что российские
предприниматели ждут от своих зарубежных коллег немедленной и крупной прибыли, а без этого они мгновенно теряют интерес к делу.
Российские предприниматели обычно ждут, что <на их территории> зарубежные партнеры будут подлаживаться и подстраиваться под их
особенности ведения дел и привычки, а не наоборот. Их нелегко настроить на европейские стандарты.
Особенно мешают отсутствие точности, пунктуальности, педантичности, сухого профессионализма, и в то же время некая
приблизительность, излишняя эмоциональность, слишком большая зависимость от настроения и личных отношений с коллегами.
Однако несмотря на все сложности и соблазны в современном российском деловом обществе неумолимо крепнет стремление, с одной стороны,
к утверждению этических норм ведения дел, которые бы вобрали в себя лучшие традиции дореволюционной деловой России, а с другой -
наиболее эффективные методы и стандарты современного бизнеса. Симптоматично появление таких книг, как учебник П.Н. Шихарева
<Принципы ведения дел в России>, (М., 1998), а также <Национальная программа <Российская деловая культура>> (М., 1997) и др.
Еще более симптоматично в поведении российских предпринимателей стремление к открытости и прозрачности бизнеса. Например, как только
фирма <Юкос> в 2000 году объявила себя прозрачной и обещала гарантии своим партнерам, ее акции поднялись на 30%. Хочется верить, что
постепенно быть честным в России станет просто выгодно.




От Георгий
К Георгий (16.06.2004 23:44:01)
Дата 29.06.2004 01:04:22

1. Участие Запада в российском производстве (+)

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
ДЕЛОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО С РУССКИМИ

 1. Участие Запада в российском производстве

<Все флаги в гости будут к нам>
(А. С. Пушкин)
<Всякому овощу свое время>

Многие предприятия в России сегодня принадлежат иностранцам. Преимущественно государству принадлежат естественные монополии:
<Газпром>, МПС, РАО ЕЭС, металлургические комбинаты, морской и авиационный транспорт, оборонные предприятия - они почти недоступны
для иностранцев, поскольку участие там сулит огромные прибыли и сильное влияние [105]. Вообще все отрасли, связанные с экспортом,
российская бизнес-элита давно уже распределила между собой. Даже там, где иностранцев больше всего - в пищевой промышленности-
наряду с зарубежными компаниями успешно действуют и российские. Например, кондитерский гигант <Бабаевский> по объему производства
занимает десятую часть российского рынка.
В косметической промышленности доля российских производителей снизилась до 40%. Есть несколько традиционно сильных российских фабрик
косметики (<Невская косметика>, <Свобода>, <Новая заря>), которые производят недорогую продукцию. Но их теснят французы, которым
традиционно-отдается пальма первенства в этой отрасли и которые особенно ценятся богатыми и капризными клиентами.
Парадоксально, но патриотически настроенные российские производители не очень-то стремятся получить иностранные инвестиции, что
отличает их мнение от высказываний правительственных экспертов, озвученных СМИ. Вот, к примеру, начальник финансового отдела фабрики
<Невская косметика> прямо утверждает, что на расширение производства, обучение и рекламу его производству хватает собственной
прибыли. А если и не хватит денег, то он согласен взять кредит в банке, но ни в коем случае не просить в долг за границей, не
связываться с займами, процентами и иностранными поручителями.
В мясоперерабатывающей промышленности тоже практически все заводы - российские. Нет зарубежного капитала и в хлебной промышленности.
Однако производственники единодушно признаются в том, что <им остро необходимо учиться у Запада управлять компаниями, учиться
грамотному менеджменту и маркетингу>. Согласно современным теориям менеджмента, полноценным управленцем может считаться только тот
человек, который окончил специальные курсы в профессиональном учебном заведении и получил соответствующий документ. Многие русские
пока еще испытывают недоверие к отечественным школам бизнеса, которые, по их мнению, не дают необходимых полезных навыков. И
действительно, большая часть преподавателей в российских институтах управления - это <специалисты по обучению>, которые излагают
теорию, а информацию о проблемах современного менеджмента сами получают непосредственно в процессе обучения.
Конкуренция на российском рынке труда обострилась, заметна нехватка хороших специалистов по маркетингу и менеджменту, и компании
готовы платить этим специалистам за их услуги все больше и больше. Работодатели все активнее переманивают друг у друга ценных
сотрудников. Резко выросли зарплаты юристов, менеджеров и специалистов технических служб поддержки, менеджеров по персоналу.
Зарплаты достигают шестизначных цифр (в долларовом исчислении).
Обучение менеджменту - это лакуна, до сих пор еще никем не заполненная. Эту проблему Россия рано или поздно решит, но будет жаль,
если традиционно сильные в маркетинге и менеджменте французские профессионалы не воспользуются такой ситуацией, не примут участия в
ее решении.