От Scavenger
К И.Т.
Дата 10.04.2004 20:39:33
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Образы будущего; Идеология;

Re: "Третий элемент" и цивилизационный подход...

И. Т. на мой взгляд правильно сформулировал проблему. Хотя я бы сделал иначе. Переход от одной общественной формации к другой обусловлен вызовом извне или изнутри (как вариант – извне и изнутри), со стороны третьей силы. Если мы присмотримся, то упадок Римской империи был обусловлен как внутренними, так и внешними причинами – геополитико-этническими, внутриполитическими, религиозно-экономическими, философскими, т.д. Важным признаком социального переворота в рамках одной цивилизации явилось присутствие целого комплекса признаков, которые подтолкнули эту цивилизацию к гибели. При этом просматривается определенная закономерность. Если рабовладельческая формация в Европе в целом пала под воздействием «восточных варваров», то феодализм пал в результате широкомасштабной религиозной Реформации, которая стала социальной фабрикой новых людей. Капитализм – еще один стабильный строй, который способен поддерживать гомеостаз. Но и он уязвим со стороны периферии. Таким образом, если феодализм в целом основан на внутреннем стабильном балансе, то рабовладение и капитализм – это экспансионистские типы, живущие за счет завоеваний. Советский коммунизм был строем, который разрушили как внутренние, так и внешние противоречия и вызовы.
Вообще же любой общественно-экономический слом с точки зрения цивилизационного подхода вызывается не только непосредственно социальными, но и другими причинами. Так, на Римскую империю повлияли следующие факторы :

1) Полиэтническая варваризация римского войска и разрастание управленческо-бюрократической структуры за счет насильственного присоединения новых областей.
2) Рождение христианства как новой мощной религии, способной объединить империю, но только уже на иных началах (что означало крах прежней государственности)
3) Вырождение режима личной власти цезарей в отсутствие ее идейного обоснования, вырождение ее в деспотизм, а затем в военную олигархию преторианцев.
4) Нашествие восточных и северных варваров на границы.
5) Наличие большого числа урбанизированных люмпенов и лишенных прав рабов в главных метрополиях.
6) Отсутствие отчетливой государственной политики и слабые попытки отгородиться от вызовов.

Поэтому и пало рабовладение в Европе. Что касается вообще римской цивилизации, то для нее конец рабовладения означал и конец государственности и конец ее как цивилизации и исчезновение римского этноса вместе с распадом некоторых сопутствующих этносов.

На возникновение феодализма повлияли следующие факторы:

1) Принятие христианства с его негативным отношением к рабству.
2) Иная социальная система у германцев и готов.
3) Возникновение новых этносов, которые не повторяли линии развития старых.
4) Возникновение новых государственных образований и система личного награждения вассалов землей.
5) Наличие большого числа освобожденных варварами рабов на территориях бывшей Римской империи … и т.д.

Каждая общественно-экономическая формация возникала в определенном месте и под воздействием определенных условий. Естественно и стихийно возникшее рабовладельческое общество было результатом вырождения и распада общинно-родовых связей под воздействием завоеваний и развитого языческого культа. Рабовладение же сменилось не феодализмом повсюду, а разными видами сословно-иерархической зависимости в зависимости от типа цивилизации.
С кон ХV-cер. ХVI вв. началась глобальная экспансия капитализма в колонии, то есть глобализация капитализма была связана в целом не с ПРОГРЕССОМ, а с регрессом, с подчинением иных культур культуре западноевропейского мира.
Коммунизм был именно бунтом, освобождением части не-западного мира от господства западного мира. Коммунизм являлся стадией развития общества именно на пути родовая община – сословный строй – коммунизм, а не на пути рабовладение – феодализм – капитализм.
Почему пал советский коммунизм? Коммунизм пал из-за того, что он «был слишком буржуазен», то есть нес в себе яд буржуазности и западного господства, груз нерешенных этнических, управленческих, стратегических и геополитических задач. Проблема была в том, что СССР не был осознан как УНИКАЛЬНЫЙ строй, как ВОЗВРАЩЕНИЕ к неконфликтному, общинному типу общества на основе православной в сущности культуры (РАПП не прижился) в ГОСУДАРСТВЕННОМ масштабе. Это было «великое возвращение» с синтезом того хорошего, что было в родовой общины и сословной иерархии вместе с научным подходом и диалектическим методом. Если бы этот синтез дополнился еще и геополитикой, теорией и историей цивилизаций, теорией архетипов и знанием религиозной философии – Запад уже давно бы перестал существовать как единое целое… Произошло обратное. Не социальная практика победила ускоренность процесса перемен, а излишнее количество вызовов и испытаний извне и изнутри надломило СССР и вызвало крах. Только улыбку могут вызвать неоднократно высказывавшиеся на форуме мнениях о якобы «тупых советских обывателях», которые «бесились с жиру». Демократическую контрреволюцию устроила именно самая творческая часть общества – тем, что захотела перемен. Тут-то ей и воспользовались воры, диссиденты и враги государства, подсунув свои ложные общественные теории и блокировав обсуждение реальных проблем, подменив их своими шоу и маскарадами…

С уважением, Александр

От И.Т.
К Scavenger (10.04.2004 20:39:33)
Дата 11.04.2004 13:36:47

Статья не И.Т, а Игоря Игнатова

я просто выложил ее и дискуссию.