|
От
|
miron
|
|
К
|
miron
|
|
Дата
|
19.12.2003 15:09:55
|
|
Рубрики
|
Прочее; Россия-СССР;
|
|
Биосоциальность человека
Часть вторая. Человек
Глава 02.01. Человек как биосоциальное сушество.
Человек - это сушество биологическое, но одновременно и социальное, своеобразный кентавр, смесь плоти и духа. Человек способен к абстрактному мышлению и эта способность – неотделимая часть явления «человек». Для целей дальнейшего изложения необходимо прежде всего кратко остановиться на тех механизмах, которые природа заложила в генотип и которые прямо или опосредованно определяют поведение человека на основе биологических принципов, а затем попытаться на этой базе понять, как общество и культура влияют на поведение людей в истории. Мы попробуем свой анализ механизмов функционирования человеческого обшества построить на основе теории мимов (Докинс, 1976), становящейся все более популярной, и исходя из данной теории понять мотивы поведения человека и общественные тенденции. Пожалуй, те же результаты можно было бы изложить и без привлечения миметики, но это бы сделало событийный анализ причин исторического развития менее очевидным. Важно подчеркнуть, что новорождённая наука миметика, безусловно, не объясняет абсолютно все стороны социального поведения человека, так же как, например, классическая генетика (по состоянию на тот или иной период) не объясняет всех сторон явлений наследственности. Однако, даже небезупречный язык приближённого описания, развитый этой наукой, поможет нам в обосновании основных выводов данной книги.
Что же определяет поведение людей? Чтобы разобраться в этом вопросе, необходим краткий экскурс в биологию поведения. Основные поведенческие характеристики человека в значительной степени (но никак не полностью) наследственно запрограммированы. Это было доказано в многочисленных исследованиях интеллектуальных и психологических характеристик монозиготных (генетически идентичных) и дизиготных (генетически разных) близнецов в тех случаях, когда они были разлучены и росли в разных условиях окружающей среды Практически по всем интеллектуальным, психологическим и поведенческим характеристикам монозиготные близнецы похожи друг на друга и на своих биологических, а не приемных родителей вне зависимости, росли они вместе или порознь. Тенденции к тому или иному психологического типу (поведенческие признаки, но не характеристики личности) передаются по наследству так же, как впрочем и психопатии (Вельков, 2003). Тем не менее, предсказать психологию ребенка по генам родителей едва ли вообще удастся, поскольку главным в человеке все же является информация, полученная от других людей во время его развития.
Природа так устроена, что как животные, так и человек подчиняются определенным законам поведения, выработанным в процессе эволюции. Для выживания и для экспансии человека неободимо, чтобы человек имел еду, воду, воздух и тепло. Кроме того, он должен быть защищенным от внешних воздействий. Для достижения своей цели человек следует инстинктам, заложенным на уровне генотипа, а также биологически целесообразному поведени, основаннму на мимах (см. ниже), к которому относится и то, что принято называть культурно обусловленным поведением. Одним из таких инстинктов является стремление к удовольствию и избегание неприятных ощущений. На уровне мозга природой созданы особые усройства, коорые включают специальные белки-рецепторы, расположенные в окружающей нервные клетки мембране. Нервные клетки выделяют специальные белки, которые называют лигандами (лиганд - это вещество, связывающееся с рецептором и в результате этой связи именяющее структуру рецептора). Лиганды представлены чаще всего опиятами и эндорфинами. Среди естественных опиатов, вырабатывающихся в организме человека, самые известные - это эндорфины (названы по идентичности их структуры с растительным опиатом морфием - "внутренний морин"). Эндорфины, длинные цепи аминокислот, и энкефалины, короткие цепочки аминокислот, являясь болеутоляющими веществами и "веществами удовольствия" (они вызвают эйфорию - ощущение счастья), представляют собой внутреннюю "награду" индивиду за то или иное поведение. Именно химическое сходство эндорфинов, вырабатываемых самим мозгом, с морфином, обусловливает возможность пристрастия людей к морфию, опиуму и аналогичным препаратам. Эти лиганды взаимодействуют с рецепторами нервных клеток и запускают сложный комплекс химических реакций, ведущих к определенному состоянию одной или группы нервных клеток, которое человеком осознается в виде удовольствия. В генетическом коде записано, что раздражение морфиново-опиатных рецепоров головного мозга является приятным, тогда как раздражение других, в частности болевых рецепторов, тактильных рецепторов, ответственных за чувство зуда (мы не знаем точно, все ли рецепторы, вызывающие неприятные ощущения, найдены) вызывает чувство непрятного. Неприятные ощущения включают боль, зуд, голодные сокращения желудка, тошноту. С помошью неприятных ощущений природа как бы подстегивает человека, предупреждая его движение в сторону опасности. К сожалению, до сих пор остается неясным, есть ли специфические химические соединения, ответственные за страдания, боль т.п. или же данные чувства основаны на тех же химических переносчиках сигналов, на которых работает основная часть нервной системы.
Удовольствия - двигатель прогресса
Если на уровне клетки действует закон минимизации свободной энергии, то (видимо, в результате эволюции на уровне индивидума - закон минимизации неприятных и максимизации приятных ощущений, так чтобы получить в результате преобладание удовольствий над неприятными ощущениями. Другими словами, двигатель прогресса - удовольствие при минимальном усилии и отсуствии неприятных ощущений. То есть, любой человек стремится получить как можно больше раздражений морфиново-опиятных рецепторов, и как можно меньше раздражения болевых и других вызывающих неприятные ощущения рецепторов. Большая часть действий, ведуших к увеличению выживаемости человеческого существа, приводит к раздражению морфинно-опиатных "рецепторов удовольствия". Напротив, отсутствие средств к выживанию или состояния, опасные для жизни, приводят в конечном итоге к раздражению рецепторов неприятных ощущний. Почему природа закнула одни ощущения на рецепторы первого типа, а другие - на рецепторы второго, до конца неясно, но, видимо, это связано с естественным отбором. Те особи, которые следовали "рекомендациям" "правильно замкнутых" рецепторов, оказывались более приспособленным в выживанию. Вообще же, человек инстинктивно стремится к сохранению жизни. Он расчитывает на основе прогнозирования вероятностей будущего события; когда можно будет получить удовольствие, а когда то или иное действие приведет к нериятным ощущениям (см. ниже), и поступает так, чтобы получить удовольствия и минимизировать страдания. Лишь прогноз действия или угроза действия силы, с которой он не сможет совладать и которая доставит ему неприятные ощущения, может надежно заставить челвека отказаться от совершения каких-либо своевольных действий, которые, по его прогнозу, могут в результате доставить ему удовольствие.
Удовольствия (или приятные ощущения) можно разделить на несколько уровней. Первый уровень удовольствий - это ощущения, связанные с прямым раздржением рецепторов удовольствия. Для этого можно напрямую ввести в мозг эндоморфин. Тот же эффект, в принципе, можно получить путем введения внутрь специальных химических вешеств, сходных по строению с опиатами и эндорфинами. Эти вещества называют наркотиками. Кстати, алкоголь также наркотик, только очень слабый. Механизм его действия до конца не понятен. Он, либо изменяя физическое состояние мембран, либо стимулируя секрецию опиатов, сдвигает состояние нервных клеток в сторону большего удовольствия. С другой стороны, получение удовольствия может быть осуществлено путем прямого вживления электродов в центр мозга, где больше всего рецепторов удовольствия. Стимуляция эектродов ведет к выделению нервными клетками описанных выше лигандов, которые при взаимодействии с рецепторами и вызывают ощущение удовольствия. Крысы со вживленными таким образом электродами умирали от голода, постоянно нажимая на кнопку, посылающую раздажение к электродам. Поведение наркоманов, потребителей наркотоков, напоминает поведение крысы с электродом, вживленным в центр удовольствия. Итак, прямое раздражение рецепторов эндорфинов/энкефалинов - это первый уровень удовольствий. Кроме прямого раздражения рецепторов непосредствено в мозге, тот же эффект, хотя и более слабый, можно получить путем раздражения рецепторов органов чувств: вкусовых, тактильных, половых. Приятное чувство насыщения желудка, приятность при опорожнении прямой кишки, оргазм, приятность при изгнании спермы через узкие канальцы семенного холмика, - все это из того же ряда удовольствий, возникающих опосредованно через нейронные связи. Удовольствия, получаемые через раздражение рецепторов органов чувств, назовем вторым уровнем удовольствий. Первые два уровня удовольствия сугубо индивидуальны, то есть не зависят от человеческого общества.
Мимы как зык описания для развития человеческой культуры
Как биологические механизмы определяют поведение отдельного биосоциального существа? Наиболее адекватно и беспристрастно описывает механизмы социального поведения человека теория мимов. Почему именно мимы? Теринология мимов является примером чень хорошего языка, основное достоинство которого - возможность изложить многие вещи из сферы социального, экономического и политического беспристрастно. Эволюция и поведение не только отдельного человека, но и человечесого обшества в целом и по отдельноти достаточно адекватно описывается теорией мимов. И, что важно, это язык Теории эволюции, хорошо знакомой в общих чертах широкой публике. Первым заметил принципиальное сходство между органической эволюцией и эволюцией кльтуры Д. Кампбел (1960, 1965). Клак (1960, 1964) ввел понятия и.культуры и к.культуры, которые очень похожи по свойствам на понятие мимов. Историк Арнольд Тойнби использовал эволюционные идеи для идентификации 30 цивилизаций, некоторые из которых произошли друг от друга. Кроме того раньше мимы часто называли матрицами или антиматрицами поведения, единицами культуры. Термин "мим" ("мэм", "мем",mem) ввёл выдающийся британский биолог Ричард Докинз. В 1976 году им была высказана идея, что, кроме механизма воспроизведения генов в настояшее время на планете появился и всё больше прояляется второй репликатор, репликатор единиц нформации, которые проявляются в поведении живого существа и записаны в структуре связей между нейронами. Согласно воззрениям Р. Докинса, мимы сравнимы с информационными программами. Они как вирусы мозга. По его мнению, мим - это идея, инструкция, как себявести живому существу, определяющая его поведение, другими словами, частичка информации, которая может быть скопирована и копируется (имитируется) для переноса информации о поведении.
Вот что он пишет. "...Нам необходимо имя для нового репликатора, существительное, которое отражало бы идею о единице передачи культурного наследия или о единице имитации. От подходящего греческог корня получается слово "мимом", но мне хочется, чтобы слово было односложным, как и "ген". Я надеюсь, что мои получившие классическое образование друзья простят мне, если я сокращу "мимом" до слова мим. Примерами мимов служат мелодии, идеи, модные словечки и выражения, способы варки похлебки или сооружения арок. Точно так же, как гены распространяются в генофонде, переходя из одного тела в другое с помощью сперматозоидов или яйцеклеток, мимы распространяются в том же мысле, переходя из одного мозга в другой с помощью процесса, который в широком смысле можно назвать имитацией. Если ученый услышал или прочитал об интересной идее, он сообщает о ней своим коллегам и студентам, упоминает о ней в своих статьях и лекциях. Если идея подхватывается, то говорят, что на распространяется, передаваясь от одного мозга другому. Как изящно сформулировал мой коллега Н. Хамфри (N.K. Humphrey) смысл раннего наброска этой главы, "мимы следует рассматривать как живые структуры не только метафорическом, но и в техническом смысл. Посадив в мой разум плодовитый мим, вы буквально поселили в нем паразита, превратив тем самым разум в носителя, где происходит размножение этого мима, точно так же, как размножается какой-нибудь вирус, ведущий празитическое существование в генетическом аппарате клетки-хозяина...мим, скажем, "веры в загробную жизнь" реализуется физически миллионы раз, как некая структура в нервной системе отдельных людей по всему земному шару".
Начнем наше изложение тории мимов с того, что дадим определение инфорации. Информация это копирующаяся неслучайность, понятная считывателю информации. Если она не понятна, то она остается случайностью; если нет считывателя, то нет копирования информации, так как считывая инфорацию, последний копирует её у себя в памяти. Слдовательно, копирование - также важное свойство информации. Постоянная репликация информации, зачастую не точенная, - неотъемлемое свойство жизни. Репликация информации в живой природе обязательно имеет тендецию к экспансии. Однако, далеко не все реплицирущиеся физическуие существа или блоки информации продолжают репликацию, а только часть. Согласно Р.Докинсу, жизнь - это дифференцированное выживание реплицирующегося существа (Докинс, 1976, стр. 192). Правильнее было бы сказать, что жизнь это дифференцированное выживание копирующихся с ошибками (реплицирующихся) физических существ или блоков информации. Однако мы не будем давать строгое определение живого существа и т.д., потому что преследуем здесь цель упомянуть важнейщие свойства жизни, а не однозначно отделить безупречным определением жизнь от неживой природы. Заметим только, что существо строит себя из окружающейприроды согласно информации, записанной в нем самом (в частности, существо «понимает» записанную в нём информацию, умеет строить себя согласно ей), а выживание как раз и состоит в сохранении общего соответствия этой информации и/или продолжении репликации.
Дарвиновская идея говорит о том, что механизм эволюции очень прост, но результаты работы эволюции потрясающи - он настолько сложны, что зачастую не могут быть осознаны смим человеком. Современная дарвиновская идея включает 3 основные черты. Вариации при копировании, отбора копий и сохранения отобранных копий (изменчивость, естественный отбор, наследственность). Копи не должны быть идентичными. Кроме того, копии должны суествовать в условиях такого окружения, при котором ресурсов на всех не хватает. Поэтому копии должны конкурировать за ресурс и одни копии должны выживать, другие нет. Кроме того, должен быть процес наследования (передачи) черт выжившей копии. Другими словми, эволюция на Земле может быть представлена как естественный отбор самокопирователя, предмета или блока информации, способного изготавливать свою копию (не обязательно очень точную).
Из-за неблагоприятного воздействия нешней среды в информации, записанной на уровне последователности нуклеотидов, идет постоянное образование мелких ошибок. Это происходит и из-за воздействия радиации и из-за ошибок в работе самого копирователя; часто толчком может послужить любое малейшее зменение внешней среды, не обязательно «неблагоприятное». А поскольку в точности одинаковых условий из поколения в поколение живых организмов не встречается, то изменения при копировании, пусть даже самые маленькие и незаметные наблюдателю, имеют место почти всегда, следовательно, частое появление «ошибок» неотъемлемо присуще природе и является нормой, поэтому и «ошибками» эти изменения можно назвать достаточно условно. В процессе конкуренции между видоизмененными копиями и их естественного отбора возникает отбор изменений, наиболее приспособленных для жизни в окружаюшй среде.
В 1976 году Р. Докинс предположил, что эволюция живого лучше всего может быть понята в терминах конкуренции между генами, а не между индивидуумами, видами, или группами животных. Последовательное распространение этой идеи на многоклеточный организм, рассматриваемый как популяция клеток с неидентичным геномом, позволяет объяснить через конкуренцию и отбор между клетками инивида развитие этого индивида и изменение его свойств, включая его приспособляемость к условиям окружающей среды и к конкуренции на более высоком уровне между индивидами, группами, видами. Наконец, в особых случаях возможен «естественный отбор» наиболее выгодного генотипа даже на уровне одноклеточного оганизма, когда попавшая в стрессовое состояние при изменении внешних условий клетка начинает интенсивно перестраивать свой геном, перебирая различные варианты до тех пор, пока не найдёт вариант, улучшающий её приспособленность к условиям внешней среды. То есть, если не сводить всю наследственную информацию к той её важнейшей части, которая заключена в генах, то речь идёт, прежде всего, о конкуренции на всех уровнях организации живого (клеточном, организменном, популяционном...) между многообразными развивающимися формами устройства жизни ("матрицами"), а не между отдельными воплощениями этих форм. Это фундаментальная идея Универсального Дарвинизма. Во многом аналогично положение с мимами. Поэтому, чтобы сделать понятнее наше применение миметики, напомним читателю некоторые положения теории эволюции и связанных с ней разделов классической генетики.
Соотношение генетики и миметики
Дарвиновская теория - это схема длясоздания дизайна из хаоса без помощи разума. Дарвиновская теория прост, но результаты деятельности системы, основанной на очень простых приниципах дарвинизма, впечатляющи. В представлениях современной генетики, дарвиновская система естественного отбора онована на записи в последовательности нуклеотидов и имеет следующие сущственные черты. Небольшое варьирование копий из-за ошибок самокопирователя и воздействия окружающей среды, конкуренция копий за ресурс, выживание наиболее приспособленных и наследование черт лучших копий. Следовательно, должно быть окружение, в котором не все копии должны выживать, некоторые должны делать это лучше, другие хуже. Должен быть процесс наследования черт родителей. Эволюционный процесс - это безмозглый алгоритм. В процессе эволюции нет места для плана, нет конечной точки, нет проекта. Процесс сопровождается усложением (включая увеличение варьирования числа генов и их комбинаций) и часто идет скачками - есть периоды стагнации и есть периоды быстрых изменений.
Очень важно понять, что такое фенотипическое (видимое экпериментатору) изменение и что такое генная мутация. Обычно мутацией называют существенные изменения в последовательности аминокислот, которое становится видимым фенотипически (но что такое видимое на фенотипическом уровне?), по крайней мере такие, которые можно зарегистрировать на уровне ошибки генетического измерения. Таких мутаций достаточно мало, они редки. Генетически видимые мутации - это такие, которые существенно изменяют функцию активных, консервативных в эволюции участков цепочки аминокислот в белке, которые осуществляют сам процесс присоединения одного белка к другому на основе электростатических сил или которые непосредственно участвуют в переносе электронов между участком белка и присоединенного органического субстрата, то есть выполняют каталитическую функцию. В этом случае изменение последоватльности аминокислот или трехмерной организации данного участка или его окружения ведет к существенному (то есть регистрируемому) нарушению функции белка. Именно поэтому такие (назовем их функциональными) участки белка являются наиболее неизменяемыми в эволюции. Другие участки, которые вносят меньший вклад в функцию белка, сильно варьируют между собой у разных видов живых сушеств. Однако варьируют все же в определенных пределах, таких, чтобы это не затронуло функцию основного участка белка. Самое интересное, что нуклеотидный код (определяющий порядок соединения аминокислот в белке) и белковые устройства для считывания информации сами по себе содержат существенную возможность неправильного считывания. Очень часто при считывании происходит замена штатной (полагающейся по коду) аминокислоты на аминокислоту, похожую на штатную. Эта замена существенно на функцию белка, как правило, не влияет.
Зададимся прежде всего вопросом, а так ли уж стабильны геномы. Вполне возможно, что они постоянно и с достаточно высокой (гораздо выше, чем та, которую в настоящее время признают генетики) скоростью меняются. Однако, в большинстве этих изменений замена одной аминокислоты не влияет на функцию белка. Например, замена аминокислот гомологичными в неконсервативных участках белка практически не имеет видимого проявления на уровне фенотипа. Тем самым, эти другие мутации (в пределах замены гомологичных или очень сходных аминокислот или замены аминокислот в тех участках белка, которые не имеют сушественного функционального значения) просто невидимы генетику. Поэтому назовем такие мутации невидимыми мутациями. Однако, такие невидимые мутации не остаются бесследными. Хотя они не влияют значительно на функцию белка, тем не менее они все же оказывают влияние на процессы в клетке, особенно те, что так или иначе связаны с данным белком. Несколько невидимых мутаций в разных белках могут иметь кумулятивный эффект. Рассмотрим типичный пример. Если заменить глицин на фенилаланин в участке белка ERGIC53, который направлен внутрь цитоплазматической жидкости, то транспорт белков по транспортной системе клетки будет чуть замедлен. Тот же результат можно получить заменяя аминокислоты гомологически в нескольких других белках, расположенных в цитоплазме клетки. Эти мелкие изменения суммируются и могут даже умножаться и давать фенотип, свойственный замене аминокислот на негомологичные в главных участках белка. Следовательно, накопление таких невидимых мутаций может давать тот же эффект, как и мутации видимые (регистрируемые генетически). Хотя современная генетика и отрицает ламаркистское наследование приспособительных изменений, тем не менее она не может опровергнуть возможность того, что на наследование путем накопления невидимых мутаций влияют не точечные изменения в том или ином гене, а накопление/подбор различных для разных клеток одного организма комбинаций невидимых мутаций, способствующх сперматогенезу именно тех спертамозоидов, которые несут мутации, улучшающие последующее выживание взрослого организма. Другими словами, таких комбинаций невидимых мтаций, которые больше подходят для сперматогенеза или овогенеза при данном приспособительом изменении. Но если понять это обстоятельство, то утверждение генетиков о том, что мутации формируются достаточно редко, следует поставить под сомнение. Но при это мы должны принять определение мутации как любого изменения в последовательности нуклеотидв.
Что такое мим
Мим - это блок информации, которая копируется на уровне мозга путем изменения структуры соединений (синапсов) между нейронами. Информация, записанная в синапсах, может быть скопирована человеком или другим сходным копиратором путем имитации. С позиции теории мимов, главное отличие человека от животных состоит в том, что человек обладает уникальной способностью имитировать поведение, значительно превыающей таковую у животных. Человек - это носитель мимов. Теория мимов рассматривает человекакак систему, наподобие компьютера. По мнению Р. Докинса, мозг человека представляет как бы компьютер без программ. Нейронные сети представляют собой компьютер, их"заселяют" мимы, программы поведения, главной из которых является самосознание. Можно разделиь мимы на мимы прямого действия и мимы совокупного действия. Мимы прямого действия - те, которые содержат непосредственную программу поведения, в частности, традции. Мимы совокупного действия, такие как идеологические представления, тоже, в конечном счёте сказываются на поведении человека, но не непосредственно, а хитро в совокупности с другими мимами. Мимы передаются от другого человека путем имитирования поведния этого другого человека, демонстрации поведения или с помощью языка. Часто передача мимов опосредована современными техническими средствами копирования информации. Однако, многие мимы формируются без непосредственной имитации данного мима, в результате сложного взаимодействия между собой других, уже записанных в мозге мимов.
Человек относится к стадным животным. Люди живут группами, которые контролируют поведение своих членов. Человек имеет удлиненный период детства период воспитания и обучения ребенка. В отличие от групп животных, группы людей, в основном, отличаются не генетически, а по тому, какой мим (мимы) у них гавенствует. Поэтому группы человека можно назвать миметическими группами. Причина данного инстинкта в социальной природе человека, у которого, видимо, уже на биологическом уровне произошло закрепление понимания того, что вне группы человек не может стать чловеком. Как это произошло? Развитие второй сигнальной системы (см. далее) в процессе внутривидового отбора выделяло одну из групп гоменид в отдельный вид. В соответствии с принципом Гаузе несколько конкурирующих видов существ не могут существовать в одной и той же экологической нише. То есть другие группы гоменид в этой ситуации были обречены на вымирание, в частности, через уничтожение группой Homo Sapiens.
В отличие от животных, ребенок легко имитирует поведение других существ. Дети могут имитировать поти любое поведение человека. Обычно источниками этих мимов являются отец и мать. Технические средства не могут, видимо, заменить человека как источник мимв для ребенка в раннем возрасте. Следовательно, человек не является чисто биологическим продуктом. Он продукт развития человеческого общества. Выращенный без общения с другими людьми, без человеческого сообщества, даже представленного только отцом матерью или любым другим человеком, ребенок не станет человеком. Он не получит того необходимого набора мимов, которое делает его человеком. Если ребенка сразу же после рождения лишить на несколько лет звука человеческой речи и общения сдругими людьми, то он никогда уже не научится говорить и превратится в полуидиота. Восточные деспоты кидали малшей в изолированные клетки, были случаи воспитания детенышей в стаях волков или обезьян. Изучение детей, воспитывавшихся вне человеческого общества показало, что если человек лишен в детстве, особенно раннем, человеческого сообщества, то после 13-летнего возраста он способен усвоить только 100 слов. Интересно, что если обезьяна развивается в человеческой семье, то она тоже может и активно использовать и понимать не более 100 слов. Такие люди после возвращения в человеческое общество осваивали основные элементарные приемы поведения, но не становились людьми. Информация о развитии детей, попавших в самом раннем возрасте в больницу и лишившихся общения с родителями, но однако имеющих доступ к телевизору и радио, также свидетельствует, что общение с родителями (или людьми, их заменяюшими) в раннем возрасте незаменимо. Описан так называемый синдром больницы - если ребенок до года находится в больнице более трех месяцев без матери или ее заменителя. Такие дети, проведшие в больнице таким образом несколько месяцев, резко отстают в умственном развитии и часто впоследствии не понимают абстрактный смысл речи.
После рождения, в начале жизни человека мозг получает путем имитирования у взрослых специализированные программы поведения или мимы, представляющие собой что-то вроде компьютерных программ (которые необходимы любому компьютеру). Другими словами, при воспитании человека происходит "заселение" (записывание информации в виде образования и именения структуры синапсов и щелевидных соединений между нейронами) его мозга идеями, своебразными программами, определяющими его мышление и поведение. Это, в основном, происходит во время раннего детства - в момент, когда, видимо, наиболее интенсивно развваются лобные доли мозга. Ребенок поощряется, когда его поведение соответствует хорошему поведению в представлении взрослых, и наказывается, когда го поведение таковому представлению не соотвествует. Тем самым формируется как бы условный рефлекс хорошего поведения, особо способствующий копированию «правильных» мимов у взрослых. Самый главный и наиболее важный мим - это самосознание индивидуума. Этотмим научает человека осознавать себя как личность. Он укладывается в голове ребенка только к трем годам жизни(с этого момента человек СЕБЯ помнит) и относится к числу сложных мимов, не подлжащих простому имитированию. Вспомните, когда вы начали помнить сбя. Как правило, с 3-4 лет. (Хотя некоторые помнят себя и с более раннего возраста, однако есть мнение, что эти воспоминания есть результат перезапоминания слов и рассказов взрослых о самом себе. Тем не менее, с учётом многочисленных свидетельств и эпизодических воспоминаний, всё-таки, более вероятно, что у разных людей отдельные элементы мима самосознания начинают формироваться в разном возрасте.) Именно поэтому самосознание формируется с таким трудом и позднее всех. Мим самосозания доминирует как операционная систем. Очень часто мим самоосознания разделен между двумя полушариями мозга. Многие люди замечают, что человек все врмя как бы разговаривает сам с собой. При этом левое полушарие, циник и источник инициативы, постоянно говорит и убеждает правое полушарие, играющей роль совести, в правоте своих поступков.