Германия по-прежнему ассоциируется с Гитлером ("The Washington Times", США)
Клише заменяют собой восприятие страны
Дженифер Харпер (Jennifer Harper), 17 декабря 2003
У Германии есть проблемы с имиджем.
"До сих пор почти все говорят только о Гитлере", - утверждает находящаяся в
Бонне компания "Media Tenor", которая занимается исследованиями в сфере
средств массовой информации. На протяжении последних трех лет компания
проанализировала более 3000 американских печатных статей и вышедших в эфир
передач, в которых говорилось о Германии.
"Клише вытесняют понимание", - отмечают исследователи и предрекают "ужасные
последствия" для взаимоотношений между двумя странами, которые и без того
нельзя назвать крепкими.
Американцы, по мнению исследователей, просто не имеют представления о
реальной Германии. Действительно, Адольф Гитлер (Adolf Hitler) оказался
персонажем, о котором чаще всего вспоминают рядовые и известные американцы.
Эти данные основываются на опросе, проведенном международной
исследовательской группой "Strategy XXI", которая в прошлом году опросила
одну тысячу американцев об их впечатлении о Германии.
Канцлер Германии Герхард Шредер (Gerhard Schroeder) и его предшественник
Гельмут Коль (Helmut Kohl) практически не присутствуют на культурном
горизонте. Около 42 процентов опрошенных знали, кем был Гитлер, в то время
как о г-не Коле знали всего 4 процента респондентов, а о г-не Шредере -
менее одного процента. Когда задавался вопрос о руководителях государства,
Гитлера вспомнили почти 50 процентов участников опроса, г-на Коля - 21
процент, а г-на Шредера - всего 2 процента.
"Большое количество людей просто не знает исторических фактов, - говорит
лос-анжелесский психолог Роберт Баттерворт (Robert Butterworth). - В памяти
обычно остаются наиболее заметные или ужасные факты. Они скорее вспомнят
серийного убийцу Джеффри Дахмера (Jeffrey Dahmer) или Гитлера. Это не
означает, что они думают о Германии плохо. Но что им еще вспоминать?
Октоберфест?"
Тем не менее, все это не сулит имиджу Германии за границей ничего хорошего.
"Перефразируя Оскара Уайльда (Oscar Wilde), - говорят исследователи из
"Media Tenor", - хуже негативного имиджа в средствах массовой информации
может быть только полное отсутствие имиджа".
Американцы в общем имеют смешанное отношение к Германии. Агентство "Gallup",
опросившее в феврале 1000 взрослых американцев, сообщило тогда, что 71
процент опрошенных благосклонно относятся к Германии. А опрос, проведенный
агентством "Pew Global Project Attitudes" в июне, показал, что такое
отношение сохранилось лишь у 44 процентов опрошенных.
"Взаимоотношения между Америкой и Германией серьезно нарушены, и пока нет
никаких признаков, что трансатлантический альянс может возродиться в
обозримом будущем", - отмечает "Media Tenor".