Куда движется школьная реформа? Интервью с Филипповым (+)
02. 12. 2003 г. СПб Ведомости. "Утомленные знанием" (+)
Куда движется школьная реформа?
После <каких-то> десяти лет всеобщего метания по образовательному полю
российское правительство нашло единую для всех дорогу к знаниям. Об этом на
встрече с редакторами региональных СМИ говорил министр образования России
Владимир Филиппов. В качестве доказательства он представил новую Концепцию
модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденную
правительством. Этот документ непосредственно касается десятков миллионов
человек, которые являются либо учениками, либо педагогами. О том, как именно
изменится их жизнь, наш корреспондент Наталья АНИСИМОВА беседует с министром
образования России Владимиром ФИЛИППОВЫМ.
- В течение последних лет реформа образования - постоянная тема для
дискуссий в СМИ и на официальном уровне. А вы говорите о модернизации. Это
значит, что революционных изменений не произойдет?
- Сохранятся только основополагающие принципы российского образования. То
есть оно останется стандартизированным, фундаментальным и бесплатным. А
содержание, управление, финансирование образования модернизируются, то есть
станут более современными, отвечающими требованиям жизни.
- Как раз о содержании школьного образования и спорят больше всего. Здесь
недовольны практически все и практически всем. А самое <солидарное>
возмущение и учителей, и детей, и родителей касается объема программы.
- Действительно, <программные гонки> приводят к тому, что здоровье детей год
от года становится хуже, появились специфические <школьные> болезни;
сколиоз, гастродуоденит, близорукость, неврастения... Такие жертвы приносят
с целью впихнуть в ученика как можно больше сведений. Парадокс в том, что на
выходе получается прямо противоположный результат, и без помощи репетиторов
поступить в вуз очень часто не удается.
К примеру, все понимают, что изучение литературы в школе больше напоминает
профанацию. На четыре тома <Тихого Дона> отведено три урока. За полторы -
две недели ни прочитать, ни осмыслить сложное произведение юному человеку
невозможно.
Школьников русской глубинки опросили, как они относятся к творчеству русских
классиков. 45 процентов ребят выбрали вариант ответа <ненавижу>. Лучше
вообще находиться в неведении, чем знать так плохо и извращенно.
В течение полутора лет под эгидой Минобразования готовился законопроект о
стандарте школьного образования. В соответствии с ним из основной программы
будет убрана часть <тонких>, углубленных сведений по физике, химии,
биологии, географии, гуманитарным предметам. Сейчас стандарты в целом
готовы, и в течение учебного года ожидается их утверждение, Мы планируем,что
с 1 сентября 2005 года они начнут действовать для девятого класса, а с 1
сентября 2006 года - для всей остальной средней школы. К этому же времени
будут выпущены новые учебники, разработанные на конкурсной основе, а также
переподготовлены учителя.
- Как же удалось найти компромисс между яростными спорщиками, в роли которых
выступали не только домохозяйки, пенсионеры, артисты... но и видные ученые,
специалисты сферы образования? Известно, что гневные письма, подписанные
весьма авторитетными учеными, ложились и на ваш стол, и на президентский.
- Баталии действительно разворачивались нешуточные. В одном из писем,
адресованном президенту, 170 ученых Академии наук требовали сохранить
программу по биологии, физике и химии в прежнем объеме. Нескольким авторам,
докторам наук, мы предложили поучаствовать в эксперименте - написать
контрольную работу по биологии для 7-го класса. В задании, в
частности,требовалось дать определение конъюгации инфузорий; птерилиям и
аптериям; генному эпистазу; прокариотам и эукариотам... Ученые мужи не
смогли ответить на подобные <детские> вопросы.
Другой эпизод еще более курьезный. Он касается разработки стандарта по
физкультуре. Приходят ко мне специалисты соответствующей рабочей группы и
говорят: <Два или три часа отвести под занятия - не так важно. Важнее
приучить ребенка в принципе к здоровому образу жизни, чтобы он делал
зарядку, чистил зубы, принимал душ, играл в подвижные игры, занимался в
спортивной секции...->. Я, конечно, соглашаюсь - против этого возразить
нечего. Они продолжают:
<Поэтому мы предлагаем отменить уроки физкультуры вообще, ввести уроки
здорового образа жизни, посадить детей за парты и читать им лекции>. И,
представляете, даже учебник для этих уроков написали! Это профессора,
доценты и тому подобные <большие специалисты>. Ту комиссию я разогнал и
собрал людей с другим менталитетом - понимающих детей. Если даже по такому
сравнительно простому предмету, как физкультура, возникают столь глубинные
противоречия, что уж говорить о литературе, математике...
Яростные споры будут продолжаться бесконечно, если не пресечь их, так
сказать, усилием политической воли. В начале октября Людмила Путина
организовала <круглый стол>, на котором нас, министерских работников,
критиковали в пух и прах за то, что мы ну никак не можем взять на себя
ответственность и наконец избавить школьника от избыточных знаний. Это
окончательно подтолкнуло нас к волевому решению.
- На кого же вы ориентировались при составлении стандартов - на
<предметников>?
- Прежде всего на учителей и методистов, их в составе рабочих комиссий две
трети. Одна треть - это представители Академии образования, ученые. Что же
касается некоторых <предметников>, то их эгоизм порой беспределен. Вот пишут
такие учителя: нельзя, мол, урезать программу по их предмету, потому что
количество отработанных часов, а значит, и зарплата, у них из-за этого
снизится. Негуманно это, считают преподаватели.
Словом, мнений столько же, сколько участников процесса образования, то есть
десятки миллионов. Повторяю: мы взяли на себя ответственность остановить
бесконечные споры.
- Кроме сокращения программы как еще изменится школьное образование? Будет
ли наконец введено профильное обучение?
- Обязательно. В ближайшем будущем старшая школа станет профильной, А в
девятом классе ребятам будет дана возможность попробовать свои силы
<факультативно> в разных направлениях, чтобы выбрать наиболее интересное.
Для этого отводится 2 - 3 часа в неделю, в течение которых дети будут
знакомиться с профессиональной медициной, юриспруденцией, экономикой...
Будут выяснять положение на рынке труда, доходность той или иной
специальности. Таким образом, с 2005 года девятый класс станет
предпрофильным, а с 2006 года десятый и одиннадцатый классы - профильными.
Другие изменения приблизят нашу школу к мировым стандартам. Обучение будет
начинаться с 6-летнего возраста, как это делается в подавляющем большинстве
стран мира и во всех без исключения странах Европы. Со второго класса
вводится иностранный язык, чтобы в итоге все выпускники могли на нем
свободно говорить. Больше внимания будет уделяться информатике. Вообще без
владения иностранным языком и компьютерными технологиями современный человек
не может считаться грамотным. А чтобы ребенок был готов к жизни именно в
своем отечестве, его обучат основам права и граждановедению.
Планируется совсем иной подход к школьной физкультуре. Это могут быть не
уроки как таковые, когда дети, поставленные в ряд,хихикая,наблюдают, как их
одноклассник не может перепрыгнуть через <козла>. Без муштры и унижающей
достоинство показухи ребята смогут заниматься игровыми видами спорта
ежедневно, между уроками или после них.
- Реформу образования, как среднего, так и высшего, связывают также с
введением Единого государственного экзамена. Дискутировать на эту тему можно
долго, поэтому ответьте лишь на один вопрос: неужели нет более дешевых
способов избавиться от коррупции на стыке школы и вуза?
- Коррупция тут вообще ни при чем. Перефразирую известный постулат:
избавиться от взяточничества в отдельно взятой отрасли невозможно, это
утопия. Но то, что возможностей делать левый бизнес после введения ЕГЭ
станет меньше, - доказанный факт, и он является не самоцелью, а
положительным <побочным> эффектом.
Две главные задачи, которые решает ЕГЭ: сделать высшее образование доступным
для детей из глубинки, а также сделать экзаменационную оценку максимально
объективной, не зависимой от конкретного учителя, пусть даже наичестнейшего.
Ни одна развитая страна мира никогда не признавала наши аттестаты школьного
образования, Зарубежные коллеги в недоумении: поясните нам, почему в
аттестате выставлены оценки не детям, а учителям? Ну не может, не имеет
права Марь-Иванна оценивать знания своего ученика. Это необъективно, каким
бы прекрасным преподавателем она ни была. Одинаковые баллы за экзамен в
разных школах сравнивать нельзя, поскольку тут одни критерии, там другие.
Объективный испытательный механизм должен действовать без пристрастного
участия школы.
А стоимость организации ЕГЭ не так велика - около 2 процентов от общего
объема финансирования российского образования.
- Согласимся, что результаты ЕГЭ объективны. Но какой в этом смысл, если
едва ли не половина нынешних студентов учатся на контрактной основе, то есть
их знания при поступлении не имеют особого значения? Какие специалисты
получаются из "контрактников", вам наверняка хорошо известно.
- Самая большая проблема высшего образования - это качество. Сегодня
действительно развелось очень много халтуры, причина которой уродливая
система платного образования. Система, которая фактически не учитывает
успеваемость студента. Нигде в мире такого нет.
Соотношение платного и бесплатного объема образования для каждого студента
должно быть индивидуальным и зависеть от его знаний. Объясняю. Если человек
(условно) набирает по ЕГЭ больше 70 баллов, он поступает в вуз бесплатно.
Если недобрал 10 процентов - должен доплатить 10 процентов от стоимости
учебы, недобрал половину - заплатит половину. И так далее.
Государство за каждым выпускником закрепляет определенную сумму денег,
необходимую для получения высшего образования. Это соглашение называется
Государственные именные финансовые обязательства (ГИФО). Таким образом,
каждому дается возможность учиться бесплатно. Чтобы ею воспользоваться,
нужно соответствовать определенным требованиям.
- То есть, похоже, вы разрушаете сложившийся рыночный механизм конкуренции
между вузами. Сейчас критерием успешности, престижности учебного заведения
является количество "контрактников" и высокая плата за обучение.
- Взамен прежнего создается новый механизм конкуренции. Во-первых, это
переход от сметного финансирования к финансированию по объему и качеству
оказанных услуг. Правительство РФ уже подготовило соответствующий приказ.
Его <формулу> определил президент: <Если университет <икс> оказывает услуги
лучшего качества, чем <игрек>, он должен получить больше государственных
денег>.
Во-вторых, государственный заказ на подготовку специалистов будет
распространяться на конкурсной основе. Это, кстати, решит еще одну чаще
профильные вузы создают непрофильные, но популярные факультеты и
специальности, в основном юридические и экономические. У нас уже
колоссальное перепроизводство этих специалистов, причем далеко не всегда
уровень их подготовки выдерживает критику.
Госзаказ на конкурсной основе не означает, что бесплатных мест станет
меньше, но распределяться по принципу <всем сестрам по серьгам> они не
будут.
- Скоро ли из вузов исчезнут <контрактники>, ведь ГИФО исключают старую
схему оплаты?
- Пока ГИФО действуют в пяти регионах России в качестве эксперимента. Вузы
противятся новой системе финансирования и конкуренции. Она лишает их
<легких> денег.
- Судя по всему, образование действительно станет более со временным,
адекватным сегодняшней жизни. А приблизится ли к реальным потребностям
зарплата работников этой сферы - воспитателей, учителей, преподавателей
вузов?
- Конкретного ответа дать не могу. Хотя надежды на лучшую жизнь есть. Это
выглядит странно, но впервые после реформ Петра запланированный на 2004 год
бюджет на образование превышает бюджет на оборону. Образование названо одним
из государственных приоритетов.
Вместе с тем надо понимать, что экономику печатным станком не обманешь. На
справедливые требования учителей, врачей, работников культуры повысить
зарплату можно ответить так: увы, на всех денег не хватит. Нужно выводить
страну из кризиса. И в этом смысле как раз на нас, работников сферы
образования, возлагают основные надежды. Мы должны вырастить плеяду хороших
специалистов, способных сделать Россию богатой. Тогда бюджетных денег хватит
на всех.