От IGA Ответить на сообщение
К Администрация (Дмитрий Кобзев) Ответить по почте
Дата 04.08.2003 16:55:12 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

"СССР_по-американски"

http://www.izvestia.ru/culture/article36689
<<<
ЭС-ЭС-ЭР ПО-АМЕРИКАНСКИ

Первый из потенциальных "оскаровских" хитов нового сезона "Фаворит"
заставляет вспомнить о советских "Смелых людях" [ 18:43 30.07.03 ]

В четверг - неделей позже хорошего кассового старта в Америке - у нас
выходит "Фаворит", или (в оригинале) "Сухарь", что означает кличку
лошади. Штатовские киноиздания прогнозируют, что это первый из
участников очередной "оскаровской" гонки. Возможно. Вместе с тем фильм
режиссера Гэри Росса безусловно интересен и потому, что демонстрирует
новую, подкорректированную после 11 сентября американскую идеологию. В
ней куда больше, чем прежде, ценностей коллективизма.

"Фаворит" - фильм о судьбах трех мужчин и одной внешне неприметной
лошадки, действие которого в основном разворачивается в 1930-е, во
времена Великой депрессии. Мужчины - чуть было не разорившийся
промышленник, лошадиный тренер-неудачник и подрабатывающий чем угодно
(вплоть до бокса) жокей-середняк (соответственно Джефф Бриджес, Крис
Купер, про которого напомним, что он взял в 2003-м "Оскара" за роль в
"Адаптации", и Тоби Магуайр) - преодолевают житейские и профессиональные
катастрофы и добиваются желаемого. Главным героем следует все же считать
жокея - Магуайра, который после "Человека-паука" стал звездой первой
величины, но по-прежнему - в свои почти тридцать - сохраняет облик
подростка и часто играет в "романах воспитания" ("Гонки с дьяволом",
"Правила виноделов"), к которым отнесем и "Фаворита".

Другим главным героем является конь - тот самый, физически вроде бы не
идеальный, но обладающий такой волей к победе и такими горящими глазами,
что становится лучшей скаковой ипподромной лошадью Америки. Фильм
выстроен напряженно, и хотя все зрители изначально уверены в итоговой
победе "наших", смотрится более чем приятно. Один из главных вопросов:
кто, собственно, кого спас во время невзгод. А именно:
хозяин-промышленник, тренер и жокей - несчастного коня с клеймом
неудачника на лбу или конь - всех троих мужчин, научив их такой же
выносливости, умению побеждать и вернув им веру в удачу. С тем и
перейдем к собственно идеологии.

ВЕЛИКИЕ СТРОЙКИ 30-х. Поразительно, но закадровые комментарии в фильме,
как и программные речи героев (прежде всего Джеффа Бриджеса,
состаренного на экране так, что стал похож на толстячка Денни Айелло,
каким тот был в бессоновском "Леоне"), напоминают фразы из старых
советских документальных картин и учебников истории о достижениях
совнарода - разве что о руководящей роли какой-либо партии или некоем
великом вожде и учителе ни слова. "В конце концов, - объясняет зрителю
герой Бриджеса, - Великая депрессия закончилась не только потому, что
были построены дамбы и электростанции, шахты и железные дороги, а
потому, что люди почувствовали уверенность в завтрашнем дне..." Уже
интересно, правда? За точность цитирования не ручаюсь, но за общий,
столь знакомый совшкольникам смысл - стопроцентно.

О безжалостной конкуренции людей речи в фильме мало. Речь больше идет о
служении долгу, своему делу, которое, еще раз повторим (сенсацию хочется
смаковать), есть дело безусловно коллективное. "Знаешь, что сказал
император Адриан, когда строили Рим? - назидательно говорит герой-жокей
Магуайра (говорит, между прочим, коню). - Складывайте кирпичик к
кирпичику. Не торопясь".

Неужели штатовская идеология с ее недавней верностью свободе
индивидуализма и частной собственности становится более социалистической?

ВРЕДИТЕЛЬСТВО. Помешать людям и коням одерживать трудовые победы и,
значит, обретать веру в завтрашний день стараются, в частности,
вредители. Перед решающим заездом между славным Сухарем (и имя-то какое
у коня рабоче-крестьянское!) и хваленым жеребцом с белогвардейской
кличкой Адмирал, хозяином которого является толстощекий хам-буржуй,
каких рисовали Борис Ефимов и Кукрыниксы (заезд должен выявить самую
резвую лошадь Америки), нанятый вредитель заманивает жокея Тоби Магуайра
в подлую ловушку, тот ломает себе ногу в ста сорока пяти местах и
навсегда теряет возможность садиться на скакового коня. Мы всегда
говорили: "Два мира - две системы". Но сами американцы, обращаясь к
30-м, пытаются теперь доказать, что два мира - максимум полторы системы,
но никак не больше.

ПОДВИГ МЕРЕСЬЕВА. Апофеозом, кульминацией и пр. становится то, что
покалеченный жокей - Магуайр все-таки возвращается в седло, хотя врачи
говорят, что это невозможно, а при мельчайшей травме
ноги-руки-ребра-зубы и пр. части организма переломаются окончательно. Он
изобретает для этого подвига нечто особенное, напоминающее протез и
фиксирующее кости голени посильнее гипса. Если учесть, что к тому
времени выясняется, что чудо-жокей еще и слеп на один глаз (что
скрывал), а чудо-конь тоже получил травму ноги, практически
несовместимую с лошадиной жизнью, то их двойное триумфальное возвращение
на арену ипподрома сродни возвращению в небо знаменитого советского
летчика, чью фамилию так тактично видоизменил писатель Полевой. Все мы,
учит фильм, должны быть немного лошадьми (знай американцы про Полевого,
они бы несомненно добавили "...лошадьми и Мересьевыми").

ГОТОВНОСТЬ ПОЖЕРТВОВАТЬ СОБОЙ ВО ИМЯ. Но и это, однако, ерунда. Самое
неожиданное: "Фаворит" демонстрирует радикальное изменение в мотивации
американских героев. Раньше они в основном действовали ради себя, и даже
когда рисковали жизнью ради друга, американской нации или
звездно-полосатого флага (см. хоть фильмы с Клинтом Иствудом, хоть с
Харрисоном Фордом, хоть "Звездные войны"), то прежде всего потому, что
некий негодяй лично им наступил на ногу.

Основополагающая американская идея сохраняется и в "Фаворите". Идея эта,
кстати, крайне позитивная и уместная для любого гражданина экс-СССР,
многие из которых все еще надеются на манну небесную. Вот он,
безусловный плюс американской идеологии: не надо заниматься
беспочвенными мечтаниями, ты один в ответе за свой успех и свою жизнь, а
для этого надо работать, работать и работать. Еще: уже добившись успеха,
нельзя расслабляться, следует быть готовым к изменениям вокруг тебя, тем
новым вызовам, какие бросает судьба (не конкретизирую, но этому
посвящена значительная часть "Фаворита"). Именно такая идеология всегда
отличала американских героев от персонажей тех же "Смелых людей",
которые и в партизанских лесах, и на ипподромном круге гнали вперед
своих вороных Буянов и Буреломов не столько ради личного успеха, сколько
ради славы родного колхоза и в конечном счете всей Великой
Социалистической Родины.

Не могу, однако, припомнить, чтобы когда-либо до "Фаворита" герои
американских фильмов руководствовались чистейшими бессребреничеством и
бескорыстием. Чтобы уступали друг другу лучшего коня ради победы (этого
самого коня) и светлых принципов общего дела. Чтобы отставали на скачках
ради победы друга и все тех же общественно полезных идеалов. Да
здравствует социализм. В переводе на американский язык после 11 сентября
этот лозунг звучит в United States как "Stand United". Встанем вместе.
Плечом к плечу. Но пасаран. Ради жизни на земле.

P. S. Автор этих строк планирует продолжить исследование изменений в
американской идеологии, ставших заметными по голливудскому кинематографу
2003 года.
 Юрий ГЛАДИЛЬЩИКОВ
<<<