От Pout Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 28.06.2003 19:33:46 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

"Матрица. Перезагрузка". Толкования притчи

Было бы интересно обсудить, выслушать сображения всвязи с толкованием
"Матрицы" и"Матрицы-2", предложенным в недавнем"Завтра". Тем паче ,что
видимо выйдет и "Матрица-3", на что в статье есть указание.

С одной стороны,толкование с обязательным привлечением лапидарного
БенЛадена-9\11 и примеров вроде Хусейна я считаю, как и комментаор
толкования из гостевой "Завтра", политизированным актуальным
преувеличением. Привязка сюжета Матрицы в лоб, и к тому что маячит в
глазах и на экранах именно теперь, ни к чему, разве как проходная
иллюстрация. Модель"Матрицы" на мой взгляд , с одной стороны
киношно-попсова, для доходчивости.С другой - все -таки ухватывает(не
так сверхактуально-политизированно как у Султанова) подоплеку того, "как
устроен современный мир, в котором нас живут" . (Добавлю, что вторую
серию я не видел и по поводу ее интерпретации могу только выслушивать
других).

Эта модель устройства под другим названием, точнее, в другом
словаре,описана в нашумевших в 80х в интеллектуальных европейских
кругах работах французов-философов Делеза и Гваттари, "Капитализм и
шизофрения". Это два тома,первый называется"Анти-Эдип". Ссылка на один
из популярных обзоров работы ДГ тут проходила (см. в приложении к
постингу краткий отрывок)
Описание там на сложном "французском интеллектуальном", а не на
киношно-американском языке, и поэтому куда трудней его в нескольких
абзацах изложить. Есть краткий пересказ книги ДГ у Хардта. Хардт -это
переводчик другого бестселлера ,Тони Негри о Спинозе - "Дикая
аномалия"("Savage Anomaly" ,итал.1981,англ.1991). Хардт стал затем
соавтором и вместе с Негри они затем написали упопинавшуюся тут
"ИМПЕРИЮ"(2000).Вот такой любопытный заворот с выходом на настоящую
философию, а не на ветсернизованный попслвый буддизм ( впрочем про
будддизм сужу только со слов комментаторов второй серии и хотел бы
послушать другие мнения). Очень коротко эта линия пока вкидывается для
того,чтобы выдвинуть догадку, что"Матрица" - это поп- версия аналогичной
идеи ДГ. которая в сонове "матрична". Продуктивна для моделирования
господствующей всеохватной "Машины желаний"

"Программирование" как стиль жизни, универсальный объяснительный
психологический подход(как теперь -НЛП), и как всеобщий язык-эсперанто
тогда еще не было так популярно, поэтому изложение у ДГ ведется в виде
описания "машин(производящих)желания".Это безличный и надличностный
"агрегат", который на самых глубинных уровнях,вплоть до интимных и
витальных,"программирует"и"нарезает на куски" акты стремлений и желаний
людей. Далее у них широко представлен активистский аспект
доктрины,упирающий в "молекулярный" подход и "биополитику"(об этом
собственно и идет речь в "ИМПЕРИИ"). Еще раз - термины"машинного ряда"
у ДГ можно заменить на аналоги из набора "компьютерного мира" более
позднего этапа,90х.

Для затравки текст из "Завтра" с комментариями.
http://zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/03/500/83.html


------------------------------------------------------------------------
--------

No: 25(500)
Date: 17-06-2003
Author: Эрнест Султанов
Title: ПЕРЕЗАГРУЗКА МАТРИЦЫ. ВИРУС НА СЛУЖБЕ СИСТЕМЫ
------------------------------------------------------------------------
--------


Режиссеры - братья Вачовски (Wachowski) - все же решились
перезагрузить свою Матрицу. Съемки нового фильма проходили под
впечатлением гигантского промоушна цэрэушного проекта "Аль-Каида",
легализовавшего новый передел мира под американским флагом. Так что в
новой "Матрице" выясняется, что система всегда использовала
повстанческую "Ось зла" в своих целях.
Первый фильм "Матрица" вышел на экраны в 1999 году, когда
окончательно стало ясно, что в мире есть только одна суперпотенция -
США, и ни о каких многополярных мирах не может быть и речи. По сюжету
все человечество вовсе не живет, а выращивается в инкубаторе иллюзий,
запечатленном на компьютерной матрице. Против матрицы выступает
небольшая группа партизан, возглавляемая товарищем Морфиусом, по делу
вставляющим цитаты из Ленина и Маркса в киберпанковой обработке: "пока
существует матрица, человечество не увидит свободы".
Периодически повстанцы под его руководством проникают внутрь
матрицы, пытаясь разыскать тех, кто в условиях заложенного в системе
потребительского общества не перестал мечтать и задавать вопросы. Далее
потенциальному рекруту предлагается на выбор либо отправиться в мир
победившего пролетариата, либо так и остаться с развешенными по квартире
портретами Мао и Че.
Не покидает ощущение схожести освобождения человека из лап матрицы
с древним обрядом "второго рождения". Например, пробужденный в
результате инициации индеец получал кучу всяких бонусов по сравнению со
своими соплеменниками. (Об этом красочно свидетельствует в своих сказках
Кастанеда.) Так же и в Матрице повстанцы становятся суперменами, легко
перелетающими через небоскребы и без особого напряга надирающими задницу
вооруженным до зубов копам.
Единственная загвоздка на революционном пути Морфиуса и его
ячейки - это матричная контрразведка. Она действует по принципу
антивируса, стремящегося ликвидировать любую аномалию в системе. А
поскольку повстанцы это самая большая аномалия, то их агенты матрицы и
должны уничтожать в первую очередь.
Причем у агентов есть преимущество своего поля. Ведь если
повстанцы - это супермены, то агенты - это суперкопы, на которых
работает вся система. В том числе это означает, что любой
нераскодированный повстанцами человек в любой момент может превратиться
в агента. И, кроме того, в отличие от повстанцев, агентов нельзя убить
до конца: они просто вживаются в другую оболочку.
И свобода вас встретит радостно у входа: Оказавшись на
повстанческом корабле, главный герой Нео попадает под пропагандистский
прессинг своих новых товарищей по борьбе. Да, еще и Морфиус выступает
прямо, как Фидель на митинге в центре Гаваны. Так что через короткое
время Нео становится спецом по части повстанческой диалектики. У него
четко выстраивается реальность, состоящая из двух. С одной стороны,
потребительский мир матрицы, в котором люди ищут, но не могут найти
ответа. Вместо этого им постоянно предлагается временная иллюзия, будь
то удовлетворение от съеденного биг-мака или удовольствие от обладания
длинноногой блондинкой в придачу к красному "феррари". С другой, не
ограниченные в расширении собственного сознания, но при этом вынужденные
жить в суфийско-социалистических условиях повстанцы.
Такую вот правду с минимальным объемом соцкомфорта выдерживают
далеко не все. На корабле нет ни борделей, ни бутиков, зато есть жесткая
пролетарская дисциплина. Повстанцы ходят в поношенной одежде, трижды в
день питаясь одним и тем же с виду похожим на манную кашу комбикормом.
Далее по фильму один из повстанцев, аналог нынешнего кубинского
диссидента, пытается сдать корабль вражеской контрразведке. Ему удается
подставить Морфиуса и положить кучу товарищей. Однако выжившие Нео и
девушка Тринити с глазами цвета морских глубин бросаются на штурм полной
агентов "казармы Монкадо" и побеждают. Освобожденный Морфиус доживает до
следующей серии, а повстанческая Куба чествует еще одну образовавшуюся в
ходе спецоперации ревячейку - семью.
Создается впечатление, что матрица зависает, и вот-вот человечество
станет свободным. В течение двух последующих лет, вплоть до 11 сентября
2001 года, по миру прокатывается волна мощнейших антиглобалистских
ударов по системе. Проходят стотысячные манифестации против саммитов
НАТО и большой восьмерки. Наиболее же радикальная часть движения
вступает в локальные боевые действия с полицией и уничтожает ключевые
символы американской матрицы - банки и макдональдсы. Причем если бы так
и дальше продолжалось, то режиссеры, братья Вачовски, могли бы
продолжать спокойно выращивать свою капусту. (Вспомним отличный фильм
"Связь")
Однако впору пришлось 11 сентября. Старый цэрэушный агент бен Ладен
якобы взрывает пару серваков - небоскребов в Нью-Йорке, и начинается
новая стадия развертывания американской матрицы для всего мира. Причем
легальным обоснованием этой операции становится "международная борьба с
терроризмом". Президент Буш озвучивает свое меню под названием "ось
зла". На первое - малая ось в составе Ирака, Ирана и Северной Кореи, на
второе - менее значимые, с точки зрения Америки, страны. Причем менее
значимые они именно потому, что у них либо нет нефти в таких
количествах, как у Багдада и Тегерана, либо нет такого стратегического
положения, как у Северной Кореи, с помощью которой американцы давят на
своих южнокорейских и японских конкурентов.
Так что во второй Матрице "Перезагрузке" братья Вачовски задаются
вопросом, а не инспирировано ли вообще все сопротивление. Тем самым,
выставляя на передний план очень популярный сегодня вопрос: а не
является ли антиглобализм, "Аль-Каида" и всевозможные формы
сопротивления элементами системы. Тем более, что у всех перед глазами
пример революционеров 70-х годов, которые буквально поголовно пополнили
правящий класс современного западного общества. Начиная от Клинтона,
который покуривал марихуанку и выступал против Вьетнамской войны, и
заканчивая европейскими радикалами, входящими сейчас как в левые, так и
в правые правительства - характерный пример министр иностранных дел
Германии Йошка Фишер.
Название второй Матрицы "Перезагрузка" символично, ведь система
обновляется и совершенствуется через сбои, при которых ее приходится
устанавливать заново. Так что на самом деле повстанческое движение было
изначально задумано с целью ликвидировать внутренние неполадки в
матрице.
По братьям Вачовски это выглядит следующим образом. Матрица
постоянно развивается, навешивая на себя все новые и новые программы.
Вытесненные программы частично стираются, но частично остаются и
начинают засорять систему. Образуется много дыр, много активных ведущих
свою игру программ.
В этот момент матрица как раз и инспирирует повстанческое движение.
Это движение выполняет роль вируса, который приводит к перезагрузке
системы с учетом достигнутого уровня. И так история Матрицы может
продолжаться до бесконечности. В этой связи возникает легко читаемая
аналогия с 11 сентября. Ведь, приписываемые бен Ладену, кстати, тоже во
многом виртуальному существу, теракты фактически открыли возможность для
перезагрузки международной системы в новой американской упаковке.
Кроме того, в новой серии режиссеры выражают свой скепсис по поводу
чудо-града Сеона, являющегося якобы центром сопротивления. По ходу
фильма выясняется, что матрица специально инспирировала Сеон, чтобы
собрать там максимальное число инакомыслящих, а потом прихлопнуть всех
разом. Причем вопрос об уничтожении Сеона является скорее
внутриматричным делом, на решение которого влияют различные программы.
Некоторые из них даже заинтересованы в его существовании, чтобы
усиливать борьбу с ним под угрозой импичмента.
Здесь также напрашивается аналогия с событиями в Ираке. Клинтону
Ирак был нужен в качестве пугала и чтобы периодически постреливать по
нему из-за своих оральных скандалов. Бушу же, в рамках его стратегии,
направленной на запуск более американской модели международной матрицы,
потребовалось ликвидировать врага. И враг - Саддам - был уничтожен в
рамках бутафорской войны, ради съемок которой в Колорадо специально
завозили аравийский песок.
Причем и Саддам выглядит, как агент Смиф. Он выполнил все
поставленные перед ним задачи. Сначала ради США и Израиля воевал с
неугодным Хомейни, затем организовал кувейтский спектакль, благодаря
которому американцы плотно окопались в нефтяных странах Залива. А после
успешного выполнения миссии по подставке всех врагов Америки вернулся
домой в матрицу.
Во второй серии выясняется, что основная борьба ведется вовсе не
между повстанцами и матрицей, а внутри самой матрицы. Примечательно, что
братьев Вачовски финансирует одна из ведущих голливудских компаний "AOL
Times Warner", которая принадлежит Теду Тернеру. А он, как известно,
настолько любит президента Буша, что в лучшем случае называет его
"агентом нефтяных монополий". Так что Матрица - 2 это еще и шанс
отомстить администрации президента, которая в определенной степени
сравнима с коллективным разумом матрицы.
Характерно также, что третья "Матрица" должна выйти осенью этого
года, когда останется около года до следующих президентских и
парламентских выборов в Соединенных Штатах. И как минимум в этой третьей
части американцам объяснят, что их ожидает в случае еще одного
бушевского срока. Более же продвинутая публика сможет обнаружить еще и
инструкцию по полной ликвидации матрицы, не случайно же финал задуман
под названием "Революция".



ГОСТЕВАЯ КНИГА

Добавить сообщение.


------------------------------------------------------------------------
--------
20/06/03 22:53:27 - Сирин: автору
Спасибо, конечно, за пересказ, но Буш и Гевара тут совершенно ни причем.
"Матрица" - это философская притча, с позиций буддистского (и
общедуховного) взгляда на вещи. Мир - это иллюзия, но настоящую связь
между явлениями могут понять только духовно продвинутые философы (в
буддизме - через специфические технологии - нити кармы, перерождения.
вторы "Матрицы" на таких деталях не останавливаются). Живут такие
философы в мистическом Сионе (Zeon - это и есть Сион, посмотрите в
словаре). Здесь намек на древнееврейскую традицию. Естественно, только
тот, кто понимает истинные причины явлений, мог бы их контролировать -
через развитие духа. И тут как раз и возникает конфликт за высшую власть
между избранными: с одной стороны - существующей духовной аристократией,
иерархией - традиционными религиями (это агенты Смиты, все на одно
лицо), которые контролируют нынешнее состояние общества. С другой
стороны, свободными философами, "сионистами", которые напоминают
масонов. Хакер Нео - мессия, упрыгивает в небеса. Расхожая, в общем-то
идейка. Фильм - именно об этом, за это его в Египте и запретили к
прокату.

Вторая серия "Матрицы" получилась похуже первой, разговоры скучноватые,
"сионские" подвалы мрачноватые, сцена любви затянутая и от цветовых
эффектов - глаза устают. Рекомендуется для бесплатного скачивания с
интернета (через систему e-mule) и выборочного просмотра трюковых сцен
на "писюке".


------------------------------------------------------------------------
--------
2.
http://elwa.ilu.uu.se/jansju/spinoza.html

ВЛАСТЬ(МОЩЬ) И ЖЕЛАНИЕ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОНТОЛОГИИ SPINOZA И
DELEUZE/GUATTARI

POWER AND DESIRE IN THE POLITICAL ONTOLOGY OF SPINOZA AND DELEUZE/
GUATTARI

Draft by Jan Sjunnesson, Dept of philosophy, Uppsala Univ, Sweden, May
1998

"If two men unite and join forces, the together they have more power,
and consequently more right against other things in nature, than either
alone; and the more there be that unite in this way, the more right will
they collectively posses",
Baruch Spinoza

"There is only desire and the social. Nothing else ",
Gilles Deleuze and Felix Guattari

PART II: Deleuze and Guattari

In this part, I will express some aspects of Deleuze/Guattari's
philosophy and politics, with emphasis on their conception of desire as
a part of a politics and ontology. Deleuze/Guattari's political and
social thought is less a critical theory of capitalism and conformism,
than an effort to create effects, practical and theoretical for change.
Their books must be used, rather than read as theory claiming the truth
of society, the world, mankind. The relation between theory and society
that interests them, is not a question of represention, models or
reference, but of the genetic (biological, social and historical)
relations by which society produces theory. The question of truth of any
theory is less important than what political and desiring intersts it
expresses, in products, effects of all kinds. This anti-
representationalist strategy is uncommon in political theory, but has a
theoretical tradition in anarchist and libertarian socialist thought

Their politics has more to do with 19th century French utopian -
socialists like Charles Fourier than scientific socialists like Karl
Marx, more with alternatives than deconstruction (Derrida only
deconstructs, never constructs). Too much energy gets wasted in critique
of the establishment (reactive thought in Nietzsche's sense) , better to
build the new (create values "beyond good and evil"). Artists are better
creators than most political theorists they claim, which is why authors
of all kinds, painters, film directors, musicians etc abound in their
books rather than political philosophers.

First, their overall picture of society. Deleuze and Guattari argue that
capitalism is a schizophrenic system. Because it is interested only in
the individual and his profit it must subvert or deterritorialize (as
they name a down- mantling process, of leaving land) all territorial
groupings such as the church, the family, the group, indeed any social
arrangement who occupies a practical or theoretical "territory". But at
the same time, since capitalism requires social groupings in order to
function (for work and sell goods to), it must allow for
reterritorializations (taking back land), new social groupings, new
forms of the state, the family, or the group. These events happen at the
same time. The life of any culture is always both collapsing and being
restructured. We turn to Deleuze/Guattari's general theory, their
"philosophy of desire", a unique mixture of Freud, Marx, Nietzsche,
avantgarde art, French structualist - semiotics, and a good sense of
humour.

Deleuze and Guattari argued for a "productive desire" which rejected the
Marxian notion that desire belonged to ideology. It also rejected the
Freudian notion of an unconscious and hence, except in dreams,
unproductive desire. Desire is something else than lack, want, instinct,
wish, interets, need etc, which are produced within a certain fixed
social status and metaphysics. It is unconscious desire that produces
interests, wishes etc, which may act against conscious wishes, interests
etc. Desire may be repressed by another desire when its immanent
production is blocked. The politics of desire aims to break down the
dichotomy between desire and interest, so that people can begin to
desire, think and act in their own interests, and become interested in
their own desires.

The productive desire of Deleuze and Guattari's analysis is, in fact,
another form of Nietzsche's will-to-power, or better, Spinoza's conatus
(as analyzed by Spindler 1995). This will-to-power/conatus of productive
desire is balanced by a reactive desire for repression, the slave
mentality. The controllers (priests, gurus, bosses, intellectuals) turn
the active strength of productive desire against itself and create guilt
which accompanies any active expression of the will, when bound. For
Deleuze and Guattari, schizophrenia is the model for the production of a
human being capable of expressing productive desire, but it is an active
schizophrenia as a process and not a medical schizophrenia to which they
refer. We will not dwell on this uncommon interpretation, though.

Deleuze himself was not a Marxist, evn though Guattari was in a loose
libertarian sense. There is no class struggle because there is only one
class, the class of slaves, some of whom dominate others. Almost no
desiring individuals can ever fulfil their desires, as Spinoza also
concluded his Ethics:

"For if salvation were at hand, and could be found without great effort,
how could nearly everyone neglect it ? But all things excellent are as
difficult as they are rare".

...

======