От JesCid Ответить на сообщение
К Игорь С.
Дата 21.02.2003 12:11:47 Найти в дереве
Рубрики Манипуляция; Идеология; Версия для печати

"История Средневековья"

Чтобы ответить на ваш вопрос, позвольте процитирую фр. историка и философа Макса Блока -

"
Историк с давних пор слывёт неким судьёй подземного царства, обязанным восхвалять или клеймить позором погибших героев. Надо полагать, такая миссия отвечает прочно укоренившемуся предрассудку... Тут особенно уместно замечание Паскаля:" Все играют в богов, творя суд: это хорошо, а это плохо ". При этом забывают, что оценочное суждение оправдано только как подготовка к действию и имеет смысл лишь в отношении сознательно принятой системы нравственных рекомендаций. В повседневной жизни необходимость определить свою линию поведения вынуждает нас наклеивать ярлыки, обычно весьма поверхностные. Но в тех случаях, когда мы уже не в силах что - либо изменить, а общепринятые идеалы глубоко отличны от наших, там эта привычка только мешает. Достаточно ли мы уверены в самих себе и в собственном времени, чтобы в сонме наших предков отделить праведников от злодеев?
...
К несчастью, привычка судить в конце концов отбивает охоту объяснять. Когда отблески страстей прошлого смешиваются с пристрастиями настоящего, реальная человеческая жизнь превращается в чёрно-белую картину... Чтобы проникнуть в чужое сознание, отдёленное от нас рядом поколений, надо почти полностью отрешиться от своего эго. Но, чтобы приписать этому сознанию свои собственные черты, вполне можно оставаться со своим "я". Последнее, конечно, требует куда меньше усилий.
...
Всякий, кто отличается от нас - иностранец, политический противник, - почти неизбежно слывёт дурным человеком. Нам надо лучше понимать душу человека хотя бы для того, чтобы вести неизбежные битвы, а тем паче, чтобы их избежать, пока ещё есть время. При условии, что история откажется от замашек карающего архангела, она сумеет нам помочь излечиться от этого изъяна. Ведь история - это обширный и разнообразный опыт человечества, встреча людей в веках.
"

Извините за длинную цитату. Хёйзинга, на мой взгляд, как раз стоял на этой позиции. Он не судил, не выносил приговор - он попытался, гениально, постичь душу человека средневековой Европы, его мир, мир в котором он жил, и удивительным образом соединял, встречал друг с другом читателя нашего времени и жителя Средневековья - потрясающе, мне не приходилось читать ничего подобного.

Его "Человек Играющий" - хорошая книга, но она меня не увлекла, м.б. потому, что идеи этой книги были мне уже знакомы от других, более поздних авторов.