|
От
|
Pokrovsky~stanislav
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
16.02.2003 02:03:09
|
|
Рубрики
|
Общинность;
|
|
Re: Концепция научной индустрии.
Попытаюсь включить в дискуссию по науке дополнительную категорию.
У нас есть категория "НАУКА". Это очень широкое понятие, которое ввиду его широты, становится контрпродуктивным.
Действительно, я могу сесть за стол и писать, писать, писать... Если я теоретик, то, при определенных условиях реально могу дописаться и до Нобелевской. И даже ее получить. Есть наука при этом в стране? - вообще говоря, есть. Никто не скажет, что совсем вымерла.
Но для современности, для практики существенным является не труд отдельных ученых, а СУЩЕСТВОВАНИЕ НАУЧНОЙ ИНДУСТРИИ.
Вот был я на одной из защит. Зевать хотелось. Скучно, неинтересно. Диссертант явно слабый, отвечая на вопросы - мямлит чего-то. НО... его диссертационная работа представляла собой отчет о проведении тысяч измерений составов такого-то класса на разработанной его научным руководителем установке. И полученные аспирантом колонки цифр и графики представляли собой МЕТЕРИАЛ, КОТОРЫЙ МОЖЕТ БЫТЬ ПОМЕЩЕН В СПРАВОЧНИКИ. Вам приходилось разрабатывать что-то, когда материал, который используется, в справочниках не описан? Когда просто нет данных. Никто не промерил. Это очень тяжелый случай.
Так вот. В США и СССР был создан качественно новый тип науки - научная индустрия. Когда знания добываются по планам, увязанным с возникающими в той или иной сфере практической деятельности перспективными задачами. Да, со многими огрехами, приводящими к перерасходу сил и средств, с дублированиями, с опозданиями в случае каких-то принципиальных изменений. Но все-таки, широким фронтом. За пехотой, лаборантами, сидящими у установок, - люди, которые способны обобщить, потом те, кто в состоянии обратить внимание на нечто ненормальное(странный перегиб на кривой, обобщающей свойства сходных материалов, например), далее - те, кто начинает экспериментально и теоретически копаться в причинах возникновения перегиба. И т.д. В США была сильнее "первичка", в СССР высокий общественный статус был у тех, кто выходил на хороший анализ, позволявший в конце-концов решать задачи, ставившиеся перед научной индустрией обычной промышленностью, меньшей кровью - через понимание процессов и закономерностей.
Сейчас у нас ЕЩЕ осталась наука. А вот научная индустрия - разрушена. И современный подход - адресное финансирование, конкурсы инноваций, гранты, - способствуют "атомизации" науки, формированию анклавов знания, между которыми - пробелы.
Собственно, проблема воскрешения научно-технологических возможностей России сегодня состоит как раз в восстановлении, пусть далеко в тылу - на второсортных задачах,- но сплошной линии научного фронта. Когда человек, исследующий характер износа такого-то соединения, нарывающийся на то, что износ имеет термохимическую природу, делает запрос в другую организацию, а там безо всякого труда проводят измерения характерных коэффициентов диффузии кислорода, например, в нитрид титана. У меня как раз был такого рода случай. В журнале прочел про эксперименты в МГУ. Установка позволяла "за бутылку пива" сделать нужные измерения. А лаборатория и тематика оказались закрыты, установка демонтирована, люди разбежались - т.к. прекратилось финансирование. С опозданием на три года обнаружил свежайшие измерения тех коэффициентов, которые я мог пересчитать под свою задачку, но проведенные в США, - ради практической задачи из совсем другой сферы(уже из полупроводников).
*************
Ко всему прочему, хотелось бы отметить, что даже сам факт просто научной работы в современных условиях становится в зависимость от существования научной индустрии. Т.е. объекты исследования, сами вопросы к объектам исследования возникают в результате целой последовательности действий, произведенных ДО ПРОМЫШЛЕННОГО ТИРАЖИРОВАНИЯ изделия или технологии.
************
У научной индустрии есть еще одно измерение - в глубину. Т.е. когда задачи являются СЦЕПЛЕННЫМИ, междисциплинарными. Это очень характерно для атомной отрасли. Проектирование очередного класса реакторов представляет собой последовательное приближение, когда этап первоначальной задумки ставит исследовательские задачи по сотне научных специализаций: расчет теплообмена при таких-то параметрах потоков энергии, исследование физики двухфазных потоков, исследование коррозии при таких-то параметрах теплоносителя, исследование усталостных характеристик материалов, исследование радиационной, термической и радиационно-термической стойкости, исследование влияния особенностей местных материалов на критичные при жестких радиационных условиях свойства строительных железобетонов, характеристики и способы подготовки местной воды(Кольская АЭС способна работать на практически неочищенной воде из местных озер и рек, а химцех Армянской АЭС - захлебывается)...
Это, действительно, именно индустрия, "я гайку делаю, а ты - для гайки делаешь болты". И Нобелевские здесь - нечто десятого порядка важности. В условиях научной индустрии процесс получения нового знания является поточным. Лично я, помогая жене решить парочку текущих задач, поставленных ей в лаборатории, между делом, без публикаций, так, на промокашке, исправил парочку неправильных формул из справочника(автор - ее завлаб), да подбросил один сильно упрощающий жизнь подход к расчету, который потом из других лабораторий приходили у нее списывать, пришлось для строгости даже пару лемм сформулировать и доказать. МЕЖДУ ДЕЛОМ - в общем большом потоке.
***********
Именно концепция НАУЧНОЙ ИНДУСТРИИ и позволяет понять, что ни государственная, ни грантовая, ни частная поддержка отдельных институтов проблемы НАУКОСПОСОБНОСТИ России не решает. Необходима востановление науки, как системы научной поддержки экономики, охватывающей все отрасли. Либо хотя бы крупные фрагменты экономики. Типа той же атомной энергетики, получившей, например от государства зеленый свет и приоритетеное финансирование. Но обязательно связанное с производственным развитием. И - государственная поддержка экспансии, например, Росэнергоатома в любые другие сферы.