От Pout Ответить на сообщение
К Ольга Ответить по почте
Дата 31.01.2003 11:26:17 Найти в дереве
Рубрики Крах СССР; Версия для печати

Менее известные случаи. " Ку-ка-ре-ку" и другое


Ольга сообщил в новостях
следующее:85384@kmf...

> Верно, что 20-30 годы были временем определения зон сакрализации, а
потому еще более "веселой" порой, чем 60-е. Идеократия еще не сложила
канонов для разрешительного и запретного. И смех еще не был ангажирован
официозом.
> Очень показательна в этом смысле история выхода "Веселых ребят"
Александрова (1934). Тогдашняя нарождавшаяся идеократия в лице особо
шустрых критиков и морализаторов попыталась было прищучить и заклеймить
как безыдейное кипучее молодое веселье, но Сталину понравилось - и
комедия начала свое триумфальное шествие по Союзу. А ведь в том смехе не
было даже антитезы серьезного. Типичный "бади ферст". Перефразируя -
"здоровый смех только в здоровом теле". Но ведь смог же "партократ и
деспот" Сталин его оценить, руководствуясь, видимо, только природным
чувством юмора. Не побоялся недожать серьезного, понимал, что людям
необходима компенсация тяжелого опыта революционных потрясений. Смех для
разрядки. Стал быть, могла идеократия, когда хотела быть вместе с
народом.

По теме есть недавняя большая обзорная работа "Сталин . Власть и
искусство".Е.Громов М.Республика .1998. Ее ценят и недруги и приверженцы
. Далее оттуда.
"Детективов на советском материале Сталин никогда не жаловал, а комедию
как жанр ценил, пока был сравнительно молод. Позже он ее
"засушит"(стр.200).Далее рассказ о том самом инциденте с
выпуском"Веселых ребят". По фильму была создана специальна я
комиссия.Режиссеру удалось организовать просмотр для Политбюро, и вождь
сказал"Хорошо! я как будто месяц побыл в отпуске". Позже Сталин помог и
другому комедиографу -Корнейчуку, вмешавшись в ситуацию с его пьесой "В
степях Украины". "Получилась замечательная штука,худодественно цельная.
веселая-развеселая. Боюсь толко что слишком веселая. Разгул веселья
может отвести внимание зрителя от ее содержания"(это конец 1940г,Сталину
уже за 60). Оставаясь до конца горячим поклонником"Веселых ребят",
Сталин ужесточил требования к советской комедии" вообще и к веселью в
фильмах.
Но тут есть еще моменты по части"юмор на экране", менее известные,
чем случай с комедиями. Вождь сурово критикнул Пудовкина , читая
сценарий "Суворова". Там конечно Суворов показан самобытным и
запорминающимся всем "прикольщиком" в том числе. Это осень 1939,начлась
война...портреты Кутузова и Суворова уже висели в кабинете генсека.И
Сталин в первом пункте рекомендаций(директивных!!)пишет "Пора перестать
изображать Суворова как добренького папашу, то и дело выкрикивающего
"ку-ка-ре-ку".." и далее развернутое указание, как снимать . Иная
концепция.
Произошедшее дальше уникально и показательно. Пудовкин на свой страх
и риск вопреки прямым указаниям сохранил свою авторскую концепцию(фильм
уже был в прооизводстве),лишь дополнив несколкими сценами(с упором на
дисциплину). До того неизвестный аритст Черкасов(Сергеев) создал
навсегда запоминающийся облик именно полководца,и этому не мешают
некоторые"чудачества", в том числе и приснопамятное "ку-ка-ре-ку",
которые Пудовкин вопреки четкому "перовму пункту указаний" оставил в
фильме.."Картину показали в готовом виде в конце 1940. Сталин,который
никогда ничего не забывал,обошел свой первый отзыв молчанием. Картину
приняли на ура(явно по санкции сверху) наградили Сталинской премией
первой степени." (стр 221-222)

Но вождь не был бы вождем, если б посмотрел на ход режиссера сквозь
пальцы и так сказать допустил чтоб его позиции корректировали. Через
киноначальника Большакова Пудовкину было передано -"хороший фильм вы
сделали об Александре Васильевиче Суворове,теперь нужно сделать фильм о
полководце Суворове". И сразу же в январе 1941 режиссер принимается за
работу над фильмо"Штурм Измаила"(он не был снят,война)

По дальнейшему, послевоенному периоду, когда выпуск хоть сколько-то
развлекательных фильмов был"засушен", критики часто обращают внимание на
историю с массированным вбросом на экран так называемых"трофейных
фильмов". Там трофейных-то кот наплакал, голливуд так и прет. Старшее
покление, например моя мама, часто вспоминает именно эти фильмы как
светлое пятно. Но те кто помоложе, часто увлеченно рассуждают, что
именно эта витрина и была первой дыркой к западному маскульту, и
ехидничают, что этим ходом идеократия сама себе крупно подкузьмила.
Очень крупно, с тяжелыми последствиями. Хотя бы потому, что
культовыми героями поколения 50х стали супермен Тарзан,певичка Марика
Рек и "Петер". (Мемуары джазмена Козлова, которые я не раз рекламировал
как манифест поколения"стиляг").Засуха и зажим"своих
развлечений"сработала на пользу западной рекламе и запустила процесс
отождествления "легкого жанра" с западным ширпотребным масскультом.