|
От
|
Максим
|
|
К
|
Yuriy
|
|
Дата
|
22.01.2003 23:45:10
|
|
Рубрики
|
Крах СССР;
|
|
Хорошо, закругляемся. Ваш тезис понятен - выслали низачто и чтобы напугать
>>Зачем мне выступать на чьей-то стороне, если детсадовский довод "ах, каких гениев выслали за некрасивые носы" привели Вы? Вы сказали, что их выслали "низачто" - Вам и копать причины высылки, а не мне, ибо для меня довод "Ленин ненавидел умников" вовсе не так очевиден как для Вас.
>
>Я удивился тому, что Almar назвал их "мракобесами". Просил пояснить, кто из них мракобес и почему. Привёл некоторые имена, чтобы облегчить ему задачу. Так понятнее?
Вы спросили Almara, выдали список, закончив его вопросом "Это они мракобесы, Almar?"
На это я Вам позже недоумённо написал, что Ваш аргумент - детсадовского уровня. Несмотря на это Вы настаиваете на своём - выслали низачто. Далее я откомментирую Ваш пассаж об устрашении.
>>>>Ленин в письме к М. Горькому: "...интеллигентики, мнящие себя мозгом нации. На деле это не мозг, а г...".
>>
>>Это было написано по причине...?
>
>Бескультурия Ленина.
Мимо. Дело не в поверхностных словах, а в причине эти слов. Вам с русского на русский перевести? ЧТО ЗАСТАВИЛО ЛЕНИНА сказать эти слова? КАКИЕ ДЕЙСТВИЯ ВЫВЕЛИ ЕГО ИЗ СЕБЯ, что он В ПИСЬМЕ, где мог собраться с мыслями и отредактировать слова, написал то, что написал?
>>Носы не нравились или Ленин ненавидел специалистов? Может он был профессорофобом?
>
>Носы тут вообще ни при чём. Кто о чём...
Не думаю, что Вы не понимаете о чём я говорю. Дальше.
>>Понятно - ответить нечем.
>
>Почему? Есть. Только подожду пока вы с Almarом ответите на мой вопрос, поскольку задал я его первым.
У нас здесь не детский сад "я первый, а ты - последний". Вы сказали чушь о высылке за умственный труд и буржуазию, а когда Вас припёрли к стенке, то нашлись и придумали устрашение. Устрашение высылкой? - Ха! Сейчас перейдём подробнее к теме устрашения.
>>Остаётся только привести список невысланных, не правда ли, Юрий? Чем тогда крыть будете? Что другие, которых не выслали, занимались "не совсем умственной деятельностью" или что они не были буржуинами? Неужто Вы всерьёз собираетесь утверждать, что высланные господа были единственными в России кто занимался "умственной деятельностью" и единственными "буржуинами"? Можно я ещё раз спрошу "почему не выслали других?"
>
>Ну большевики тоже не дураки были, ругать ругали, но понимали, что совсем без "мозгов" остаться не могут. Так что акция эта по высылке была просто показом силы, устрашением для тех, кто остался.
Мухина на Вас нет, горе теоретик. Большевики платили бешеные деньги бывшим царским спецам чтобы работали на них, нанимали американцев и спецов из-за границы, а Вы тут нам байки рассказываете о том, что их выслали чтобы кого-то устрашить! Да расстреляли бы, если бы надо было устрашать.
***
Вот вам - надо было бы выставить большевиков выродками - выставили бы уже давным давно:
"На столе в архиве ФСБ лежат две стандартно-канцелярские папки с грифом "Секретно". "Дело по обвинению". Пешехонов Алексей Васильевич. Ирецкий Виктор Яковлевич. Это не самые громкие фамилии из списка высланных в 1922 году. Но их дела рассекретили. Остальные - нет. Почему - ФСБ не комментирует".
РАССЕКРЕЧЕНЫ ДЕЛА ДВУХ ПАССАЖИРОВ "ФИЛОСОФСКОГО ПАРОХОДА"
• Мария БЕЛОКЛОКОВА
80 лет назад, в ночь на 17 августа 1922 года, прокатилась волна арестов представителей русской интеллигенции. Впоследствии сотрудники ГПУ в принудительном порядке посадили их на несколько пароходов и отправили за границу. Эта операция получила название "Философский пароход". Понадобилось восемь десятилетий, чтобы началось рассекречивание личных дел высланных.
На столе в архиве ФСБ лежат две стандартно-канцелярские папки с грифом "Секретно". "Дело по обвинению". Пешехонов Алексей Васильевич. Ирецкий Виктор Яковлевич. Это не самые громкие фамилии из списка высланных в 1922 году. Но их дела рассекретили. Остальные - нет. Почему - ФСБ не комментирует. Но понятно и без комментариев: такие дела обычно рассекречивают либо под давлением общества, либо за давностью лет. Общество, которое было взбудоражено темой спецслужб и "белых пятен" в начале 90-х, быстро самоуспокоилось и потеряло интерес к собственному роковому прошлому. Осталась давность лет. И на том спасибо.
Людей из списка, составленного комиссией по высылке при Политбюро ЦК РКП(б), брали дома, на улице (как Алексея Пешехонова), в гостях. Многих просто вызывали повестками, арестовывали уже во время допроса (как Виктора Ирецкого). Заранее для каждого арестованного был заготовлен стандартный блок документов. В делах петербуржца Ирецкого и москвича Пешехонова постановления о задержании отличаются только фамилиями следователей: "...привлечь его в качестве обвиняемого с предъявлением ему обвинения в том, что он с момента Октябрьского переворота и до настоящего времени не только не примирился с существующей в России Рабоче-Крестьянской властью, но ни на один момент не прекращал своей антисоветской деятельности".
К Алексею Пешехонову, занимавшему пост министра продовольствия во Временном правительстве, являвшемуся одним из активнейших участников "Союза Возрождения России" и председателем ЦК трудовой Народно-социалистической партии, было привлечено повышенное внимание. На документах в его деле (№ 15374) масса автографов первых лиц: Ягоды, Дзержинского. Ягода лично запретил освобождать Пешехонова из тюрьмы до самого отъезда. Почему? Ведь в записке на имя заместителя председателя Совнаркома Льва Каменева, нацарапанной на клочке бумаги, Пешехонов пишет: "Более двух лет я политикой совершенно не занимаюсь и служил - добросовестно служил - на советской службе в Украине... Я немало сидел в тюрьмах при старом режиме и думаю, что теперь мое прошлое и мой возраст дают мне право рассчитать, что меня не будут без нужды и даже без объявления причин держать в тюрьме неделями. Не так чтобы много этих недель осталось в моей жизни".
Возможно, пристрастное отношение связано с одним из его ответов в анкете: "Советскую власть признаю... но не считаю ее идеальной в смысле приближения к народовластию. Ко всякой диктатуре, личной или классовой всегда относился отрицательно".
...Мотивы, которыми руководствовалась комиссия Политбюро ЦК, включая Виктора Ирецкого в список неблагонадежных, еще более туманны. Сведений о нем немного, дело № 1802 состоит всего из 17 листов. В протоколе допроса от 4 сентября 1922 года он пишет о себе: "Еврей. Завбиблиотекой в Доме Литераторов с 1918 г. Происхождение: мещанин г. Шлиссельбурга. Род занятий: литератор-беллетрист...". Из чего следователь Козловский сделал вывод о "разрушительной антисоветской деятельности" Ирецкого. Тем не менее Ирецкий был освобожден 11 ноября 1922 года по воле заместителя председателя ГПУ Иосифа Уншлихта с формулировкой: "до особого распоряжения высылку за границу литератора Ирецкого приостановить". Особое распоряжение последовало через месяц.
...Алексей Пешехонов прожил после вынужденной эмиграции 11 лет. В 1924 году приехал в Прагу и в течение года возглавлял Институт изучения России. В 1925 году подал в берлинское полпредство заявление о желании вернуться в СССР, но получил отказ. Через год подал заявление в пражское полпредство. В августе 1927 года получил предложение из Москвы занять место экономического консультанта торгпредства СССР в странах Балтии. Умер в 1933 году в Риге, похоронен в Петербурге.
Виктор Ирецкий отплыл на пароходе "Прейсен" в Германию, где его следы теряются.
Прямая речь
Статс-секретарь ФСБ России Владимир Шульц:
- Необходимо уточнить - высылка интеллигенции в 1922 году из Советской России была не "акцией Политбюро ЦК и ГПУ", а акцией Политбюро, выполненной силами ГПУ, которое было инструментом в руках партии в борьбе с теми, кого посчитали инакомыслящими. ГПУ действовало в соответствии с существовавшими тогда нормами законодательства, в частности, с нормами Уголовного кодекса того времени. Сейчас мы говорим о том, что эта акция, безусловно, была негуманной, направленной против прав человека и гражданина. Однако массовая депортация интеллигенции 1922 года с позиции прошедших лет, видимо, для многих высланных стала благом (даже если учесть, что судьбы их в эмиграции сложились непросто). Благодаря акции большевистских лидеров остались в живых выдающиеся ученые, которые внесли существенный вклад в развитие мировой науки, техники, искусства.
Николай БОГОМОЛОВ, профессор МГУ:
- Если бы этих людей не выслали в 22-м, то потом бы расстреляли. Может, не всех, но многих. Это не просто предположение. Насколько я знаю, несколько человек в последний момент сняли с пароходов и оставили в России. Так вот, подавляющее большинство из них или умерли, или были вскоре расстреляны. Но оправдывать одну негуманную акцию тем, что за ней могла последовать - и скорее всего последовала бы - еще более жестокая негуманная акция, вряд ли стоит.
Модест КОЛЕРОВ, историк:
- Подавляющее большинство тех, которые высылали, были вскоре сами расстреляны своими товарищами. Так что заслуга высылателей в том, что могли расстрелять, да не расстреляли, им не принадлежит. Следуя этой логике, можно поблагодарить Гитлера за то, что евреев собрали в лагеря и позволили им выжить, а не убили сразу. Когда отправили "философский пароход", речь о русской культуре уже не шла, тогда речь шла о культуре советской, которая в любом случае этот багаж не взяла бы и брать не собиралась. Эти люди уже были выброшены из жизни, из культуры. Они уже были в подполье. Все они на сто процентов не хотели уезжать, они хотели быть лояльными гражданами. Может быть, только пара-тройка из них были идейными противниками. Остальные были готовы смириться с режимом, служить, ходить на работу. Подавляющее большинство из высланных так и осталось частью подпольной России. Очень немногие гуманитарии интегрировались на Западе. Приписывать кому-то заслуги, что Бердяев написал книгу, - смешно. Кроме того, большинство из них на Западе ничего принципиально нового не создали.