От константин Ответить на сообщение
К Ольга Ответить по почте
Дата 12.01.2003 22:08:15 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Версия для печати

А было ли это?

>А получается совсем неплохо.

Спасибо.


>Эволюция образа интеллигента в фильмах Рязанова (и не только в его) напоминает эволюцию "лишнего человека" в русской литературе 19 века. Об этом в свое время много писали критики кино и литературы. Да, "герой нашего времени" менялся в ногу со временем. И в этом смысле Рязанов и другие верно отразили этот процесс.Тип тонко чувствующего, доброго, порядочного и т.д., но в то же время безвольного, вялого, иногда смешного, "не умеющего жить" человека ("интеллигента") был оттеснен другим типажом (условно - Паратовым). Но нельзя не видеть того, что счет за этот процесс предъявлялся системе, строю, которые "не ценят", "не берегут" и прочая. Вина традиционно возлагалась на общество. (Так и Белинский когда-то охарактеризовал Онегина - "эгоист поневоле".) Может, герои позднего Рязанова и жалки, но вызывают глубокое человеческое участие. И тогда гневный взор зрителя мысленно обращается - на кого же? Да на всю нашу тогдашнюю жизнь! Простому советскому человеку, и без того видевшему в реальности кучу неправильностей и недостатков, после этих фильмов лишний раз становилось тошно: вот-де такие славные, милые и добрейшие люди - а живут черт-те на каком положении, забитые несимпатичными, но энергичными "хозяевами жизни"! Так что по всему выходит: воспевать не воспевает, но болеет Рязанов за своих "обездоленных в СССР", жалеет их, сострадает им, укоряет за них систему. Это сонечки мармеладовы советского строя...

Трудно сказать, может да, а может нет. Мне тогда было слишком мало лет, чтобы социально воспринимать эти фильмы. Тут интересно именно напрячься и вспомнить или потрясти старших родственников и знакомых , выяснить как тогда им эти фильмы виделись.

Родители мои хотя и столичные интеллигенты , но какого-то социального подтекста в тех фильмах вроде не находили. Они воспринимались именно как фильмы про личные отношения. Именно поэтому моя мама их любила, а отец считал скучными.
Моя мама буквально так сказала: "Служебный роман" я очень люблю, я его воспринимаю как фильм о Золушке, т.е. мне интересно смотреть как она (героиня А.Фрейндлих) преобразуеться..."

У меня отец был критично настроен уже со студенческих лет (конец 40-х начало 50-х), но скажем "Иронию судьбы" воспринимал, как критику типовой архитектуры, но детали треугольника "Лукашин- Надя - Ипполит" его не интересовали, он смотрел только первые 15-20 минут фильма. "

Мне кажеться, что ставить на одну доску гроев Рязанова и персонажи "критического реализма) 19 века -очень большой перебор.