За день до Нового года в Вене было подписано соглашение между Постоянным советом Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и белорусским правительством. В соответствии с ним прекращено функционирование Консультативно-наблюдательной группы ОБСЕ в Белоруссии и открыт офис ОБСЕ в Минске.
ЭТО ОДНА из главных политических новостей, вызвавшая повышенный интерес белорусской общественности. Дело в том, что само присутствие ОБСЕ в Белоруссии было навязано “западным сообществом” более пяти лет назад. Предлог использовали обычный: в республике, мол, нарушают свободы и права человека. Хотя здесь не было ни межнациональных конфликтов, доходящих до бойни, как в Испании, Англии или Турции, ни межконфессиональных разборок, ни дискриминации “инородцев”, как в странах Балтии, ни массовой преступности, разъедающей “демократический” Запад. Но, несмотря на это, при активном содействии российского руководства, оказавшего давление на Минск, Консультативно-наблюдательную группу (КНГ) ОБСЕ в Белоруссию все же внедрили.
Для чего?
Главная цель, об этом предупреждала “Правда”, была одна: поставить республику, которая осмелилась проводить неугодную Западу самостоятельную политику, на колени. Антибелорусским акциям США и их сателлитов нужно было придать “законный характер”. Это могла обеспечить только крупномасштабная международная организация. Североатлантический альянс НАТО не годился: слишком уж видны зубы. Требовалась иная, не милитаристская фирма, а точнее — ширма. Такой ширмой и стала ОБСЕ, Консультативно-наблюдательную группу которой послали в Белоруссию для “помощи в строительстве демократических институтов” и “продвижения демократии”. Обслуживая интересы западных стратегов, в первую очередь США, руководство ОБСЕ с помощью своей группы собирало “компромат” на Белоруссию и на основании его вырабатывало политические, а также экономические и прочие “подходы” к ней. Они-то и становились “правовой” основой для действий западного сообщества. Инициатор давления на непокорную республику — Соединенные Штаты Америки, как и союзники их, теперь уже прикрывали свои агрессивно-экспансионистские акции решениями ОБСЕ. Таким образом, “узаконивался” классический механизм расправы, о котором почти полвека назад писал литературный классик: машина скорой помощи идет — сама давит, сама режет, сама помощь подает.
Машина работала по возрастающей. Глава КНГ, бывший шеф германской разведки герр Вик, как уже знают читатели “Правды”, без устали черпал антибелорусский “компромат” из мутных источников “тутэйшага дэмакратычнага” болота. А еще чаще — организовывал этот “компромат” при помощи специализирующейся на провокациях антилукашенковской демоппозиции, которую объединил и по сути возглавил. Дошло до того, что в программных документах и выступлениях Вик открыто излагал планы изменения конституционного строя Белоруссии, а для реализации их приступил к созданию “альтернативных режиму” партий и движений.
Поток явно тенденциозной, сфабрикованной информации, переданной им и обработанной в структурах ОБСЕ, помогал западным странам ужесточать антибелорусскую политику. И очень быстро, по меткому замечанию одного из политологов, она упростилась до предела: “Не пущать! Блокировать! Зачислить в изгои! Считать одной из стран “оси зла”!”
Любому терпению есть предел — и Александр Лукашенко пообещал вышвырнуть зарвавшегося засланца “демократии” из республики. Но время работы Вика в Минске кончалось, и он тихо отбыл нах хауз в связи с истечением срока полномочий. А из штаб-квартиры ОБСЕ тотчас же потребовали принять нового главу КНГ. Руководство республики воспротивилось. Больше того — поставило вопрос об изменении мандата миссии ОБСЕ или прекращении ее деятельности. Требование резонное, тем более что в соседних Латвии и Эстонии, где в отличие от Республики Беларусь массово нарушаются свободы и права человека, подобные миссии ОБСЕ были закрыты. Разве это не яркий пример двойных стандартов?
Однако убирать свои щупальца из Белоруссии Запад не собирался. На нее сразу же обрушились госдеповцы, конгрессмены и даже сам президент США. “Лукашенко идет против мирового сообщества... Диктатор боится присутствия международных наблюдателей... Ответной мерой будет блокада” — вслед за своими американскими патронами грозно засуетился альянс их верных евровассалов. Во всей этой широко развернувшейся беспардонной политической кампании, которую с завидным единством поддержали российские и белорусские “демократы”, у Запада был один юридический козырь.
В документах на открытие КНГ ОБСЕ в Белоруссии то ли по недосмотру, то ли по умыслу не означили срок функционирования группы. А раз так — о каком, дескать, закрытии может идти речь?
ПОЧТИ год длились переговоры. И вот наконец достигнуто согласие, принято официальное решение Постоянного совета ОБСЕ. “Оно означает фактическое признание Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе обоснованности претензий, которые предъявлялись с белорусской стороны к деятельности КНГ,— прокомментировал итоговый венский документ помощник белорусского президента Игорь Лещеня, на последнем этапе переговоров принимавший в них непосредственное участие.— Деструктивные методы работы КНГ, ее ярко выраженные политические симпатии, которые в конечном итоге привели к вмешательству во внутренние дела суверенного государства, подорвали доверие к группе как со стороны правительства Беларуси, так и со стороны белорусской общественности. Нанесен существенный урон престижу Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе”.
Помощник президента Белоруссии выразил надежду, что офис ОБСЕ в Минске извлечет должные уроки из опыта деятельности группы и будет действовать строго в соответствии с заявленными принципами этой международной организации, положениями своего мандата и законодательством Белоруссии. Сфера ответственности представителей ОБСЕ в Минске заметно расширена — офис должен оказывать содействие правительству в развитии экономической деятельности и деятельности по охране окружающей среды. Белорусская сторона, подчеркнул И. Лещеня, рассчитывает на реальное содействие со стороны ОБСЕ, в том числе и через офис, усилиям правительства в решении одной из наиболее важных и злободневных для республики проблем — минимизации и ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. “Республика Беларусь,— отметил он,— проявила добрую волю к сотрудничеству со всеми государствами — участниками ОБСЕ, что дает нам право рассчитывать на встречные шаги. Первым таким равноценным ответным шагом должна стать отмена безосновательных дискриминационных визовых ограничений, введенных 14 государствами ЕС, США и Норвегией в отношении высших должностных лиц нашей республики”.
И хотя этот первый ответный шаг главным инициатором антибелорусской кампании — США сделан, на конструктивную работу офиса ОБСЕ в Минске надеются немногие. Ни цели, ни задачи этой организации, как и западных стран, входящих в нее, не изменились, отмечают здешние обозреватели и аналитики. Они остались прежними — и новый мандат офиса предусматривает, как и раньше, “оказание помощи” белорусским властям “в строительстве демократических институтов” и “продвижении демократии”. Естественно, западной — самой иезуитской и антигуманной, обосновывающей и защищающей социальное разделение общества, где все покупается и продается — от депутатских мандатов до судебных решений и во имя его препохабия капитала уничтожаются на планете десятки миллионов людей, уродуются и разлагаются мораль, нравственность, душа человеческая.
— Само присутствие ОБСЕ в Белоруссии представляет опасность для нашего государства, народа, — убежден заместитель председателя комиссии палаты представителей Национального собрания по международным делам и связям СНГ Сергей Костян.— Решение это вынужденное — никаких международных наблюдателей, контролеров нам не надо.
Как и большинство белорусов, он не сомневается, что руководство ОБСЕ с помощью своего офиса в Минске продолжит попытки изменить государственное устройство Белоруссии и привести к власти продажных прозападных лидеров “тутэйшай дэмакратыи”. Надежды на возникающие порой противоречия между США и их партнерами здесь не вызывают иллюзий: для достижения главной цели — экспансии и колонизации “постсоветского пространства” — Запад объединяется, забывая все противоречия. И потому в Минске понимают, что надо держать ухо востро.
И все же одно обстоятельство вызывает оптимизм. На сей раз деятельность представителей ОБСЕ в республике ограничена одногодичным сроком. После этого будет рассматриваться вопрос о ее продлении. Так что у Белоруссии есть возможность уже в недалеком будущем избавиться от щупальцев спрута, с помощью которых ее пытаются затянуть в колониальный омут.