|
От
|
C.КАРА-МУРЗА
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
17.12.2002 10:45:48
|
|
Рубрики
|
Семинар;
|
|
Не терять мыслей, сказанных мимоходом
1. Как-то Лилия вскользь сказала о марксизме: «лучше никакой теории, чем неправильная». Речь у меня не о марксизме и его правильности или неправильности, а о самой мысли. Дело в том, что в науке действует другое правило: лучше неправильная теория, чем никакой. Это правило подтверждено опытом и логикой. Даже неправильная теория создает порядок, каркас, который позволяет задавать вопросы и ставить эксперименты. Таким образом, неправильная теория обладает эвристическим потенциалом. Поэтому неправильная теория флогистона сыграла большую роль в становлении химии как науки. Лавуазье на ее основании поставил вопросы, провел эксперименты и «вывернул» теорию флогистона, создав правильную теорию окисления.
В то же время, мысль Лилии в отношении обществоведения верна. Ибо здесь неправильная теория служит не для того, чтобы программировать познавательные действия, а действия, влияющие на судьбу людей. Здесь теория имеет не познавательный характер, а нормативный. Из нее вытекает не «что есть?», а «что должно быть?». Здесь знание не автономно по отношению к ценностям. Следовательно, статус обществоведения в общем иной, чем статус науки (хотя в обществоведении и существуют «почти» научные области). В общем, все же в марксизме вычленить его научную компоненту очень трудно, она сильно сцеплена и часто подавлена нормативным компонентом. Это не хорошо и не плохо, если мы это видим и прикидываем этот нормативный компонент, нагруженный ценностями, к нашей реальности.
2. Не помню, кто (м.б., alex-1), высказал важную мысль относительно постулата «Коммунистического манифеста» – «пролетарии не имеют отечества». Он согласен, что этот постулат в приложении к реальным пролетариям неверен, но ведь речь идет о «модели пролетария», созданной Марксом и Энгельсом. А для модели, мол, все позволено – надо только не забывать, что речь идет о модели.
Считаю, что такой подход не годится по целому ряду причин. Отнюдь не все позволено делать с моделью. Если в элемент модели вводится заведомо неверный параметр, которым нельзя пренебречь, то модель становится принципиально неадекватной и приводит к неверным выводам. В данном же случае речь идет о ключевом элементе модели и об одном из ключевых параметров элемента. Ибо именно из этой комбинации и выводится главный пафос «Манифеста» – «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».
Пролетариат представлен как некий безэтничный глобальный избранный народ. Что эта модель неадекватна, история показывала раз за разом, начиная с франко-прусской войны и до сего дня. Более того, и во времена написания «Манифеста» пролетариат Англии не мог «не иметь отечества», поскольку эксплуатировал пролетариев Индии. Думаю, есть даже основания допустить, что в «Манифесте» имеются в виду «пролетарии всех цивилизованных стран», а вовсе не всякие…
Вторая причина еще более методологическая. О ней писал Фейерабенд в «Рассуждениях о методе». Дело в том, что смелые (не говоря уж о заведомо неверных) допущения, вводимые в первоначальную модель, забываются почти моментально. Поэтому автор модели обязан предусмотреть блокирующие механизмы, запрещающие расширительное применение модели без сознательного учета этих исходных допущений. Никаких оговорок и тем более автоматически действующих сигналов тревоги в «Манифест» не введено. Это – дефект модели, тем более изначально создаваемой как нормативный идеологический инструмент. Положение осложняется еще и тем, что попытки произвести «раскопки смыслов» с целью обозначить границы применимости модели многими рассматриваются как святотатство, так что мало у кого и возникает желание с этим связываться.
3. Кстати, здесь часто поминается имя Э.В.Ильенкова. Без сомнения, это великий философ, надо его читать, учить и т.д. Но, вероятно, нельзя требовать, чтобы все соглашались со всеми его существенными утверждениями. Одно из них приводит видный современный марксист Л.А.Гриффен. Может быть, конечно, что этот Гриффен исказил всю концепцию Ильенкова?
Э.В.Ильенков. Философия и культура. М., 1991, с. 156-158: «Система идей, именуемая «марксизмом», - это естественно созревший результат развития традиций «западной культуры», или, если быть совсем точным, - западноевропейской цивилизации... Россия... была интегральной частью «западного мира», и революция 1917 года была вынуждена решать типично «западную» проблему».
По мнению Ильенкова, «отрицательные явления», т.е. искажения правильного хода революции, были вызваны в России остатками «добуржуазных, докапиталистических форм регламентации жизни,.. [что] как раз препятствовало здесь утверждению подлинных идей Маркса». Цит.: Л.А.Гриффен. Общественный организм. Киев: Задруга. 2000. С. 304.
Во-первых, насколько я могу понять, здесь зарыта какая-то слишком умная собака. С одной стороны, подлинные идеи Маркса вроде бы утвердились только в России (интегральной части «западного мира» – то есть об Азиях и речи нет). Но здесь утверждению этих идей препятствовали «остатки», и они были искажены. А не искажены они были там, где вообще не утвердились. Согласитесь, что лихо закручено.
Во-вторых, само утверждение, что Россия есть часть Запада и потому «революция 1917 г. была вынуждена решать типично «западную» проблему», мягко говоря, слишком уж нетривиально. Как могли Келле и Ковальзон пройти мимо такого открытия?
Предложите, кто может, внятную трактовку этих утверждений.
- Re: Пару замечаний можно? - А.Б. 28.12.2002 10:29:24 (34, 1682 b)
- Абстрактное желание - Хлопов 25.12.2002 03:39:43 (56, 1775 b)
- Маркс после [падения] коммунизма (*) - Роман Ш. 24.12.2002 09:29:56 (108, 784 b)
- основной признак религии - вера в сверхъестественное (-) - Almar 24.12.2002 10:33:03 (55, 0 b)
- В коммунизм? - K 24.12.2002 10:48:18 (75, 106 b)
- В паровоз... - Игорь С. 24.12.2002 12:21:15 (59, 330 b)
- Не-а, мне не понятно - K 24.12.2002 15:29:40 (64, 1752 b)
- Понятно. - Хлопов 24.12.2002 20:15:55 (33, 1173 b)
- Re: Не-а, мне... - alex~1 24.12.2002 16:40:24 (49, 5148 b)
- Re: Не-а, мне... - K 25.12.2002 10:48:55 (27, 4024 b)
- Re: Не-а, мне... - alex~1 25.12.2002 12:08:09 (27, 9565 b)
- Не-а - K 25.12.2002 22:05:06 (23, 3696 b)
- Re: Не-а - alex~1 26.12.2002 15:38:58 (21, 6051 b)
- Re: Не-а - K 29.12.2002 21:44:20 (17, 4084 b)
- Re: Не-а - alex~1 04.01.2003 13:27:37 (16, 464 b)
- Re: Не-а - Михаил Едошин 27.12.2002 11:03:24 (20, 834 b)
- Re: Не-а - alex~1 04.01.2003 13:29:39 (14, 956 b)
- Голый Маркс для предметности. - Александр 22.12.2002 09:57:18 (1305, 5880 b)
- Контекст - Михаил Едошин 22.12.2002 13:14:27 (56, 1817 b)
- Re: Не терять... - pikolejka 22.12.2002 02:51:36 (69, 2137 b)
- Об отечестве и марксизме - И.Пыхалов 18.12.2002 07:08:05 (256, 2768 b)
- Согласен - Silver1 18.12.2002 12:44:57 (127, 721 b)
- Ну, если только мимоходные мысли хороши - Лом 17.12.2002 23:10:40 (178, 9071 b)
- Хорошо, зайдем с другой стороны - K 17.12.2002 23:02:22 (128, 953 b)
- Согласен - А. Решняк 21.12.2002 13:15:21 (35, 628 b)
- ставить цель, обозначать границы... - self 17.12.2002 20:34:47 (101, 3757 b)
- Re: Не терять... - Фриц 17.12.2002 14:35:42 (162, 584 b)
- Не имеет! - Дмитрий Ниткин 17.12.2002 14:55:14 (182, 1135 b)
- Находясь в замешательстве - константин 17.12.2002 13:18:38 (114, 846 b)
- Re: Не терять мыслей,сказанных мимоходом - Михаил Едошин 17.12.2002 13:05:43 (83, 386 b)
- Трактовка Ильенкова - Михаил Едошин 17.12.2002 13:05:41 (164, 2655 b)
- Re: Не терять... - Almar 17.12.2002 11:26:15 (120, 848 b)