>Что мир - это община, написать легко. А вот какое значение имела община для крестьянина - об этом многое можно написать. Как коротко объяснить - не знаю. Разве что - "На миру и смерть красна". Крестьянин не для себя жил, а как член общины - это нелегко понять современному человеку. Поэтому об этом лучше подробно.
Попытаюсь помочь в сравнительно кратком объяснении.
Среди прочих особенностей общины центральное место имела СПОСОБНОСТЬ К ОРГАНИЗАЦИИ АВРАЛЬНОЙ РАБОТЫ. Важнейшей особенностью русского(не украинского, не литовского, не белорусского, а именно ВЕЛИКОРУССКОГО) сельского хозяйства являлся и по сей день является очень кратковременный благоприятный момент для сева и столь же кратковременный момент жатвы. День год кормит - это только для России. Община позволяла жить в ней большому количеству людей, труд которых применялся преимущественно только на авральных работах. Точнее - в обычное время недорабатывали все, более-менее равномерно. Но и делать было особо нечего. Праздновали(празников на русском селе - будней как бы не меньше), пили. Собирались толпой и возводили дома друг другу. Но на посеве и жатве работали до умопомрачения. Чтобы успеть. Каждый, конечно, работал прежде всего у себя.
Но обстоятельства бывают разные. Кто-то заболел. Кто-то умирал, кто-то становился инвалидом. У кого-то ослабела или издохла лошадь. И все. Задержка на жатве - голодная смерть. Хлеб, которого и так мало, - осыпался.
Община спасала его и его семью. Трудовой помощью. Конечно, и куском хлеба помогали. Но этого хлеба всегда было негусто. И допускать, чтобы он погиб из-за болезни единственного трудоспособного мужчины, например, - было недопустимо. Помогали в первую очередь трудом. А это потом возвращалось трудом спасенных в пользу других членов общины. В условиях регулярных эпидемий, отсутствия врачебной помощи, в условиях тяжелого и небезопасного труда взаимная помощь в общине была единственным проверенным вековым опытом способом выжить всем. Под угрозой находилась любая семья, невзирая на таланты, трудолюбие, силу, достаток.
Наоборот в западных областях сельскохозяйственный период был заметно более длинным. Даже приболевший земледелец, встав на ноги через неделю после начала жатвы, вполне успевал собрать урожай. Дожить до следующего года хватало. Ему помощь общины не особо и требовалась. Активный, работая быстро и умело, жил богаче. Ленивый, работавший медленно и неумело, жил беднее. Но - жил! Его нерасторопный труд без дополнительной помощи обеспечивал прожиточный минимум. Столыпинская реформа благополучно прошла именно в таких губерниях -в западных, климатически более благоприятных для хозяйствования.
Ни при чем оказывалась даже урожайность почв. Общинно жили казаки Дона и Кубани, где почвы были более богатыми, чем в Литве или на Украине. А периоды сева-жатвы как бы не жестче, чем в Центре. Континентальность климата! Только община казаков находилась на более высокой ступени формальной организованности. Не просто самоорганизация соседей, а полувоенная организация, когда помощь слабым оказывалась под управлением станичного атамана или урядников. Но там и села(станицы) были не чета среднерусским. 12-15 тысяч народу!