Акт о российской демократии за 2002 год
http://vip.lenta.ru/doc/2002/11/04/rda/
Акт о выделении средств в соответствии с Законом о помощи иностранным государствам от 1961 года, направленный на развитие демократии, передовых методов управления и антикоррупционных программ в Российской Федерации с тем, чтобы укрепить демократические принципы правления, гражданское общество и независимые средства массовой информации в этой стране.
Настоящим решением Конгресса Соединенных Штатов Америки, при совместном одобрении Сената и Палаты представителей, вступают в силу следующие статьи:
Раздел 1. КРАТКОЕ НАЗВАНИЕ
Настоящий Акт далее именуется "Акт о российской демократии за 2002 год".
Раздел 2. ПРЕДПОСЫЛКИ И ЦЕЛИ
2.1. ПРЕДПОСЫЛКИ
Конгресс исходит из следующих предпосылок:
2.1.1. После распада Советского Союза правительство Российской Федерации открыто провозгласило свою приверженность построению:
2.1.1.1. общества, политические институты и политическая практика которого основываются на принципах демократии, повсеместно признанных стандартах в области прав человека, религиозных свобод и свободы слова;
2.1.1.2 рыночной экономики, основанной на принятых во всех мире принципах прозрачности, отчетности и законности.
2.1.2. Для содействия этим целям международное сообщество оказало России многостороннюю и двухстороннюю техническую помощь, в рамках которой Соединенные Штаты внесли значительный вклад в развитие новых институтов российской власти, основанных на принципах демократии, либеральной экономики и торжества закона.
2.1.3.1. Благодаря осуществляемым под эгидой правительства США программам демократических реформ и программам "народной дипломатии", в том числе образовательным программам и системе небольших грантов, направленных на обеспечение доступа к сети Интернет, начиная с 1992 года почти 40 тысяч россиян посетили Соединенные Штаты, а в самой России возникли более 65 тысяч неправительственных организаций, тысячи независимых органов СМИ (несмотря на противодействие со стороны российского правительства) и многочисленные политические партии.
2.1.3.2. В значительной степени благодаря этим усилиям в 1995 и 1999 годах в России состоялись честные и открытые парламентские выборы.
2.1.4. Соединенные Штаты поддержали усилия российского правительства, направленные на замену централизованной плановой экономики экономикой рыночного типа, а также помогли создать необходимые для этого институты и инфраструктуру. В настоящее время на долю частного сектора российской экономики приходится примерно две трети валового внутреннего продукта. Вследствие этого 7 июня 2002 США признали Россию страной с рыночной экономикой.
2.1.5.1. США поддерживают основы частного предпринимательства в Российской Федерации, осуществляя с этой целью поддержку малого и среднего бизнеса. Благодаря этой помощи 250 тысяч российских предпринимателей смогли пройти необходимое обучение, воспользоваться консультациями американских специалистов и получить небольшие займы.
2.1.5.2. В настоящее время в России действуют более 900 тысяч малых предприятий, общая доля которых в валовом внутреннем продукте страны составляет, по разным оценкам, от 12 до 15 процентов.
2.1.5.3. Финансируемые правительством США программы внесли определенный вклад в борьбу с коррупцией и финансовыми преступлениями, такими как отмывание денег, путем:
2.1.5.3.1. учреждения легальных коммерческих инфраструктур;
2.1.5.3.2. развития независимой судебной системы;
2.1.5.3.3. поддержки усилий, направленных на разработку нового уголовного кодекса, гражданского кодекса и закона о банкротстве;
2.1.5.3.4. развития законодательной и административной базы для создания российского эквивалента американской Комиссии по ценным бумагам и биржевым операциям;
2.1.5.3.5. поддержки российских юридических учебных заведений;
2.1.5.3.6. учреждения курсов правовой помощи;
2.1.5.3.7. поддержки юридических действий неправительственных организаций.
2.1.6. Поскольку перспективы российских демократических сил и гражданского общества по организации и отстаиванию завоеваний демократии своими силами, без зарубежной поддержки, остаются неопределенными и поскольку постепенная интеграция Российской Федерации в мировой свободный рынок и содружество демократических государств приведут к интенсификации сотрудничества между Россией и США по широкому спектру политических, экономических и военных вопросов, успехи демократических преобразований в России относятся к области национальных интересов США, правительству которых следует разработать долгосрочную и гибкую стратегию, нацеленную на укрепление демократических тенденций и принципов рыночной экономики в росссийском обществе, в особенности на поддержку российских демократических институтов, соответствующих программ обучения, принципов законности и свободы слова.
2.1.7. После трагических событий 11 сентября 2001 года Российская Федерация вступила в борьбу против терроризма на стороне Соединенных Штатов и остального цивилизованного мира и оказала определенное содействие в войне против Афганистана, выразившееся в обмене разведданными и других мерах.
2.1.8. Отношения между Соединенными Штатами и Россией значительно улучшились, что привело к успешному саммиту между президентом Бушем и президентом Путиным в мае 2002 года, в ходе которого был подписан документ под названием "Основания для сотрудничества".
2.2. ЦЕЛИ
2.2.1. Цели данного Акта состоят в том, чтобы
2.2.1.1. способствовать укреплению и развитию институтов демократического управления, свободных и независимых средств массовой информации, а также поддерживать процесс развития в Российской Федерации гражданского общества на основе религиозной и этнической терпимости, повсеместно признанных прав человека и международно признанного принципа главенства закона;
2.2.1.2. нацелить программы зарубежной помощи, финансируемые из бюджета США, на использование местного опыта и на повышение роли местных организаций в разработке и освоении подобных программ, при сохранении за США соответствующих регулирующих и контролирующих функций.
Раздел 3. ПОЛИТИКА СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ ПО ОТНОШЕНИЮ К РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1. МНЕНИЕ КОНГРЕССА
По мнению Конгресса, правительству Соединенных Штатов следует:
3.1.1. признать, что демократическая и экономически стабильная Российская Федерация будет осуществлять менее конфронтационную и менее дестабилизирующую внешнюю политики и что, следовательно, развитие демократии в России относится к сфере интересов национальной безопасности США;
3.1.2. продолжать и наращивать поддержку, оказываемую демократическим силам Российской Федерации, включая независимые средства массовой информации, местные администрации, политические партии демократической ориентации и неправительственные организации.
3.2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Политика Соединенных Штатов по отношению к Российской Федерации должна заключаться в том, чтобы
3.2.1. содействовать интеграции России в сообщество западных государств, в том числе поддерживать учреждение стабильной демократии и рыночной экономики в рамках законности и уважения к правам личности, в частности обеспечить членство России в соответствующих международных институтах;
3.2.2. вовлекать правительство Российской Федерации и российское общество в процессы укрепления демократических реформ и соответствующих институтов, а также внедрять гласность и принципы эффективного управления во все аспекты общественной жизни, включая честные и открытые принципы ведения бизнеса, доступную и прозрачную судебную систему, свободу вероисповедания и уважение к правам личности;
3.2.3. осуществлять диалог между официальными лицами из правительства США, представителями частного сектора и простыми американцами, с одной стороны, и представителями правительства Российской Федерации, с другой, с целью интеграции России в западное сообщество;
3.2.4. поощрять официальных лиц из властных структур Соединенных Штатов и представителей сферы частного бизнеса к регулярным встречам с активистами из числа демократов и правозащитников, представителями независимых СМИ, негосударственных и гражданских организаций, церковных структур, а также политиков, настроенных на демократические реформы, как из Москвы, так и из других регионов России;
3.2.5. встраивать необходимые шаги, направленные на демократические реформы в России, поддержку независимых СМИ и экономические реформы, в рамки более широкого диалога между США и правительством Российской Федерации;
3.2.6. направлять правительство Российской Федерации к взаимовыгодному и открытому, в духе международно принятых принципов, сотрудничеству в области зарубежных отношений, включая вопросы нераспространения оружия массового поражения, охрану окружающей среды, борьбу с преступностью, торговлей людьми и коррупцией;
3.2.7. проводить консультации с правительством Российской Федерации и российским парламентом по вопросам внедрения экономических и социальных реформ, необходимых для обеспечения роста российской экономики и перехода России к полностью функциональной рыночной экономике, а также для ее вступления во Всемирную Торговую Организацию;
3.2.8. настаивать, чтобы правительство Российской Федерации соблюдало свои обязательства перед Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), а также осуществляло по-настоящему добрососедскую политику по отношению к другим независимым государствам из числа бывших республик Советского Союза в духе международно признанных принципов сотрудничества;
3.2.9. побуждать партнеров по Большой восьмерке и представителей международных финансовых институтов, таких как Всемирный банк, Международный валютный фонд, Европейский банк реконструкции и развития, кредитовать Российскую Федерацию с соблюдением принципов финансовой надежности и прозрачности.
Раздел 4. ПОПРАВКИ К ЗАКОНУ О ПОМОЩИ ИНОСТРАННЫМ ГОСУДАРСТВАМ ОТ 1961 года
4.1. ПОПРАВКИ К ОБЩЕЙ ЧАСТИ
4.1.1. В раздел 498 (2) "Демократия и законность" Закона о помощи иностранным государствам от 1961 года (22 U.S.C. 2295(2)) вносятся следующие поправки:
4.1.1.1. В названии раздела слово "демократия" меняется на слова "демократия и законность".
4.1.1.2. Исключаются подразделы (E) и (G).
4.1.1.3. Подраздел (F) переименовать в подраздел (I).
4.1.1.4. После подраздела (D) вставляется следующий текст:
`(E) "разивитие и поддержка местных и неправительственных организаций, придерживающихся принципов демократии, законности, гласности и подотчетности в политических процессах, в том числе с помощью небольших грантов, выделяемых этим организациям";
`(F) "международный обмен и другие формы народной дипломатии, способствующие лучшему пониманию того, каким образом демократические институты, социальная политика, рыночные механизмы и независимая судебная система функционируют в западном обществе";
`(G) "политические партии и коалиции, приверженные принципам демократии, гражданским правам и экономическим реформам";
`(H) "поддержка гражданских организаций, содействующих укреплению прав человека";
4.1.1.5. В конце раздела вставляется следующий подраздел:
`(J) "укрепление механизмов правосудия посредством программ и процедур, выполняемых в соответствии с параграфом 498B(e), в том числе:
`(i) "поддержка неправительственных и гражданских организаций, а также политических партий, выступающих за сильную и независимую систему правосудия";
`(ii) "поддержка местных организаций, которые сотрудничают с судьями и представителями правоохранительных органов с целью уменьшить число людей, содержающихся в предварительном заключении";
`(iii) "поддержка вновь создаваемых правовых ассоциаций или групп, осуществляющих обучение в области прав человека и адвокатуры, другие виды обучения с учетом преподавания законов, определяющих права человека, а также юридическую защиту лиц, ставших жертвами незаконного преследования со стороны властей".
4.1.2 В раздел "независимые СМИ"
В раздел 498 "Демократия и законность" Закона о помощи иностранным государствам от 1961 года (22 U.S.C. 2295) вносятся следующие поправки:
4.1.2.1. Переименование параграфов 3-13 в параграфы 4-14 соответственно;
4.1.2.2. Вставка после параграфа 2 следующих пунктов:
`(3) Независимые СМИ - развитие свободных и независимых средств массовой информации, включая:
`(A) "поддержку всех форм независимиых средств массовой информации, в том числе печатных, радиовещательных и телевизионных";
`(B) "особую поддержку негосударственным интернет-источникам информации, в том числе оказание помощи аудитории в обеспечении свободного доступа к ним, включая информационную и техническую помощь, обеспечение компьютерами и другими необходимыми средствами для подключения к сети интернет, обучение новых пользователей в неправительственных гражданских организациях приемам и методам интернет-коммуникаций";
`(C) "обучение основам журналистики, в том числе методике журналистских расследований, помогающих аудитории понять вред, наносимый коррупцией, и оказывающих сдерживающее влияние на коррумпированных чиновников".
4.2. ПОПРАВКА ПО СОГЛАСОВАНИЮ В раздел 498(е) вносится следующая поправка: подраздел (2)(G)' удаляется из текста и вместо него вставляется подраздел (2)(J)'.
Раздел 5. ДЕЙСТВИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОДДЕРЖКУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5.1. ПРОГРАММЫ ПОМОЩИ
При оказании помощи Российской Федерации в соответствии с главой 11 части 1-й Закона о помощи иностранным государствам от 1961 года (22 U.S.C. 2295 и далее) президент США уполномочен:
5.1.1. работать совместно с правительством Российской Федерации, Государственной Думой и представителями российской судебной системы с тем, чтобы помочь ввести в действие заново отредактированный и исправленный уголовный кодекс и другие правовые документы;
5.1.2. вводить гражданские образовательные программы, связанные с представлениями о демократии, социальной политике, законности, значении независимых СМИ, в том числе учреждать так называемые Американские центры и общественно-политические школы в российских университетах, а также поощрять общение россиян с представителями американских университетов посредством интернет-коммуникаций через обучающие центры, расположенные в российских университетах;
5.1.3. поддерживать программы "Местная инициатива", направленные на оказание адресной помощи тем регионам Российской Федерации, которые демонстрируют приверженность реформам, демократии и законности, и разрабатывают подобные программы в качестве моделей для остальных регионов Российской Федерации.
5.2. РАДИО "СВОБОДА"/"СВОБОДНАЯ ЕВРОПА" И "ГОЛОС АМЕРИКИ"
Сотрудники Радио "Свобода"/"Свободная Европа" и "Голос Америки" должны использовать новые современные технологии, чтобы совместно с местными независимыми СМИ, вещая, по возможности, на местных языках, распространять по всей Российской Федерации информацию о демократии, рыночной экономике, законности и правах человека.
Раздел 6. ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ В РАЗВИТИИ ДЕМОКРАТИИ, НЕЗАВИСИМЫХ СМИ И ЗАКОННОСТИ
В соответствии с поправкой в разделе 4(а) в Законе об оказании помощи иностранным государствам от 1961 года для финансирования действий, санкционированных параграфами 2 и 3 раздела 498 этого закона, разрешается использовать 50 миллионов долларов из средств, определяемых главой 11 части 1 этого же закона (22 U.S.C. 2295 и след.), а также Законом о поддержке свободы на 2003 финансовый год.
Раздел 7. ФИНАНСИРОВАНИЕ АРХИВОВ ПРАВОЗАЩИТНИКА И ЛАУРЕАТА НОВОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ЗА СОХРАНЕНИЕ МИРА АНДРЕЯ САХАРОВА
7.1. Президент США уполномочен выделить грант университету Брандейса на поддержание архивов Андрея Сахарова и Центр по защите прав человека в соответствии с условиями и сроками, которые президент сочтет наиболее подходящими. Деньги выделяются на приобретение и хранение документов, относящихся к жизни Андрея Сахарова, и на административные нужды Центра.
7.2. Согласно подразделу (а), предполагается, что президент не должен расходовать на указанные цели более полутора миллионов долларов.
Раздел 8. ГРАНИЦЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНА
Положения раздела 108(c) H.R. 3427, в соответствии с положениями раздела 1000(a)(7) Общественного закона 106-113, относятся к суммам, выделяемым в бюджете США на 2003 финансовый год организациям, перечисленным в разделе 108(c) H.R. 3427.
Спикер Палаты представителей
Вице-президент Соединенных Штатов
Президент Сената