|
От
|
Ольга
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
08.11.2002 22:33:53
|
|
Рубрики
|
Прочее; Россия-СССР;
|
|
Национальная и цивилизационная идентичность
Привет.
>В начале девяностых годов задумал я создать справочник <Евреи в русской
>культуре>. Сразу стал набрасывать по памяти всех наших известных евреев -
>художников, писателей, артистов и, конечно же, кинематографистов. Здесь,
>естественно, Габрилович был одним из первых. И вдруг я остановился. Я
>неожиданно для себя самого задался вопросом: а еврей ли Евгений Иосифович?
>Видел ли я в нем кроме характерной внешности что-нибудь еврейское? Хоть
>крупинку, капельку, черточку? Говорил он, как может говорить только русский
>интеллигент - никаких акцентов, никаких нерусских словечек... Неудивительно:
>он родился в Воронеже, там был гимназистом. Потом - вся жизнь - в русской
>Москве. Допустим. Но ведь он, черт возьми, родился в семье еврея-аптекаря!
>Нет, ничего еврейского, ни словца, ни шутки, ни анекдота. Русак, чистый
>русопятый мужик, и если бы не этот нос и фамилия... Но, может быть, в его
>сценариях хоть немного сквозила еврейская тема? Тоже нет! Он писал о России
>так превосходно, с таким знанием всей глубины и всех удивительных оттенков
>русского характера, что далеко не каждый писатель - истый казак, волгарь или
>уралец - мог бы поспорить с ним в этом даровании. В этом отношении его смело
>можно сравнить с Исааком Левитаном, певшим Россию в тысячу раз восторженнее
>и влюбленнее, чем иные русские живописцы-славянофилы. Так какой же он еврей?
>Так кто же они были? Не евреи и не русские?
>Один мой знакомый, крупный ученый, человек умный и талантливый, как-то
>рассказывал: <Отец мой, он был врачом, интеллигентом, в детстве поучал нас,
>детей: <Мы - не евреи. Мы - люди русской культуры>.
Всплыла очень любопытная культурологическая тема: а как, собственно, происходит (и всегда ли происходит) национально-культурная (самои)дентификация индивида? Каков этот механизм в современной культуре, у разных народов? Вопрос не праздный, если перевести его в плоскость проблем нашего форума. «Кто я? – Русский, советский, совок, россиянин, русский татарин, русский еврей, человек русской культуры» и т.д.
Древние греки осознавали себя единым народом благодаря языку, единому пантеону богов, олимпийским и другим спортивным состязаниям и, реже, когда выступали одним фронтом против общего врага. Предпочтения в еде роли не играли, хотя гастрономия у разных полисных обществ была весьма несходной (возьмите хотя бы знаменитую спартанскую черную похлебку, которую ни за что не стал бы есть афинянин). Указанные общекультурные признаки "снимали" межполисные различия. Другое дело, что проблематика общегреческого единства мало занимала античное общество.
Так же и греку-индивиду вряд ли актуально было культурно самоопределяться, поскольку случаи разрыва с гражданской общиной, которой индивид принадлежал от рождения, в античности были редки и особой роли в культуре не играли. Во всяком случае, культурную идентификацию чужака осуществляла община: «метек», «илот», «варвар».
Иначе говоря, на вопрос «ты кто такой?» для древнего грека совершенно естественно было бы ответить «афинянин», «спартанец», «коринфянин». Но трудно ожидать от него ответа «Как кто? Грек, конечно!»
В средневековой европейской культуре идентичность индивида по национальному (этническому) принципу также не была актуальной – на первом месте стояли сословные характеристики. Для нас удивительно узнать, что блаженный Августин «по национальности» был – кто бы, вы думали? – тунисец, выходец из северной Африки. Но странна сама постановка вопроса об этнической принадлежности человека в средневековье, не так ли?
К чему я все это говорю.
Собственно, к тому, что в истории народов случаи пренебрежения «национальным фактором» не столь уж редки. Наша недавняя советская история - тоже тому подтверждение.
Автор материала («Штрудель») спешит заклеймить советских евреев (Габриловича, Герасимова и иных) как людей, забывших или даже предавших свои этнические корни, причиной чего он называет «самый пошлый животный страх». Подтект: вот какие они негодяи, открестившиеся от фаршированной куриной шейки.
Между тем советская цивилизация просто «снимала» идентификацию субъектов по национальному признаку, как когда-то то же самое совершало христианство. Так же, как в средневековье, где действовал принцип: «несть ни эллина, ни иудея…», значимыми оказывались не этнические признаки, а в первую очередь социальные и идеологические. Национальная принадлежность, конечно же, фиксировалась, но она не несла на себе никакой специальной культурной, цивилизационной нагрузки, была не обязательным, а, так сказать, факультативным, дополнительным фактором (само)идентификации.
Национальная «забывчивость», особенно во втором, третьем поколениях смешанных браков случилась не только у советских евреев, но также и у советских татар, советских украинцев и даже у… советских русских. Чем ближе к цивилизационному ядру находился человек, тем сильнее проявлялась у него эта этническая забывчивость. Этнические параметры замещались цивилизационными – ощущением принадлежности к единой Советской цивилизации. Цивилизационная периферия (Прибалтика, Западная Украина и т.д.) в большей степени удерживала этничность как релевантный признак индивида. Вряд ли можно говорить, что те, кто находился на периферии системы, были вообще лишены чувства страха, в отличие от тех, кто находился в ее центре. Страх был общим, а механизмы этнической идентичности – разными.
Сам «Штрудель» возлагает всю вину на Советское государство.
>Появление такой странной популяции <людей русской культуры> - явление чисто
>советское. Только в СССР удалось произвести над евреями уникальную
>палаческую операцию. Мне она напоминает фантастическую историю Герберта
>Уэлса о полубезумном докторе Моро, который научился путем сложнейших
>трансплантаций создавать монстров - человеко-обезьяну, собако-человека,
>человеко-кошку, человеко-гиену - отвратительных и в то же время жалких в
>своём уродстве тварей. Разве иные советские евреи не превратились постепенно
>в людей-хамелеонов, людей-овец, людей-зайцев, из которых Страх вытравил
>остатки человеческого достоинства? Научив их с готовностью отрекаться
>сначала от своего имени, потом - от отца с матерью, а затем, с легкостью, и
>от своего народа?
>Будем справедливы: в СССР евреев за веру не подстерегал костер инквизиции.
>Однако значительное большинство шло в <русские, украинцы, молдаване, узбеки,
>латыши, белорусы, поляки> добровольно, с радостью закрепляя при возможности
>эту ложь в паспорте. Оставаясь в полной уверенности, что они - люди честные
>и благородные. Советский тоталитаризм полностью разложил нравственный облик
>нашего народа, но евреям при этом досталось вдвое, втрое больше.
>Страшно и стыдно это вспоминать.. Но это - БЫЛО.
Но постыдна ли всечеловечность христианства, буддизма, ислама, которые «записывают в свои» всех, без различения цвета кожи и языка, не говоря уж о гастрономических пристрастиях? Мыслимо ли утверждать, что мировые религии «разлагают нравственный облик разных народов», оставляя за скобками их этничность? Ответственны ли они за рьяный дух иных своих прозелитов, бросающихся к ним в объятия то ли из страха, то ли из искренней симпатии? Ответственны ли они за мнимое обращение в новую веру?
>Даже в гитлеровской Германии евреи либо умирали, либо бежали за тридевять
>земель, но не становились <людьми немецкой культуры>...
Да, немцами не становились, а вот людьми западной культуры – очень даже.
В том-то и дело, что за сходными выражениями «русская культура – немецкая культура» стоят совершенно разные смыслы.
За «русскостью культуры» читается именно цивилизационный, суперэтнический смысл, тогда как «немецкая культура» несет в себе более узкое, более конкретное значение. Немецкие евреи не становились немцами потому, что Германия – это особая культура, но не особая цивилизация. А вот цивилизация Запада вполне в состоянии «переварить» и немцев, и французов, и итальянцев.
>Не забывая, уверен, фаршированную рыбу и штрудель с изюмом и орехами,
>которые так искусно готовила когда-то их мать...