Важным итогом предыдущего обсуждения проблем науки стал временный отказ от разделения фундаментальной и прикладной науки как разделения весьма приблизительного и отвечающего классификации исследований по мотивам конкретного исследования, т.е. сугубо внутринаучного различения. Нет смысла классифицировать научные исследования до того как выявлены цели всех научных исследований. По этой причине предлагается обсудить, что же является Делом науки. Мы хотим посмотреть на науку не с точки зрения учёных, а с точки зрения всего общества, задумавшегося, какая наука ему нужна и решившего создать у себя именно такую науку, которая ему нужна.
О ДЕЛЕ, О ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ ПОТРЕБИТЕЛЯХ НАУКИ
"Права на социализм в продаже нет."
(В.Новодворская)
1. Постановка вопроса
Поскольку вера в необходимость общественных институтов основательно подорвана, имеет смысл обосновать необходимость этих институтов для общества и выстраивать их деятельность так, чтобы они максимально удовлетворяли те потребности общества, для которых создавались.
Целью данного материала является попытка сформулировать, в чём состоит Дело науки и кто является её потребителями, т.е. кто в народе пользуется её результатами так, что в конечном итоге становится лучше всему народу. Решив проблему, зачем наука нужна народу, мы сможем понять, что она должна делать. А решив проблему о Деле и непосредственных потребителях науки, мы сможем понять, как привязать учёных к такой деятельности, которая удовлетворит их потребителей и, по цепочке, всё общество. Понять, как организовать науку, чтобы она приносила народу как можно больше пользы.
2. Дело и потребители в материальной сфере
Объяснить, что такое Дело, проще всего на примере материальной производственной сферы, удовлетворящей самые насущные человеческие потребности. Так, Делом автомобилестроения является удовлетворение потребности граждан в автомобилях, а потребителями - те, кто эти автомобили покупают. Согласно терминологии Ю.И.Мухина, "определение Дела должно звучать так: Дело - это результат труда человека, за который истинные потребители готовы платить".
Отсюда легко сделать практические рекомендации по организации автомобилестроения. В самом деле, автомобильный завод имеет сложную организационную структуру, но за связь с потребителями в нём отвечает только отдел сбыта. Именно к нему должен обращаться со своими просьбами возможный потребитель. Известен пример Ю.И.Мухина: если вам нужен красный автомобиль, вы не полезете в цех окраски всучивать краску соответствующему рабочему, а обратитесь со своей просьбой в отдел сбыта, который и организует покраску одного из выпускаемых автомобилей в красный цвет. Он организует поставку вам красного автомобиля, потому что привязан к вам как к потребителю и потому что внутри автозавода вся технологическая цепочка (включая цех окраски) привязана к отделу сбыта как к потребителю.
Поэтому, если мы хотим организовать автомобилестроение так, чтобы оно удовлетворяло потребителей, мы должны:
1) сделать отдел сбыта зависимым от покупателей автомобиля, так чтобы покупатели смогли поощрять и наказывать отдел сбыта (своей оплатой или неоплатой) в зависимости от того, насколько отдел сбыта удовлетворил их потребности;
2) сделать остальные подразделения автозавода зависимыми от отдела сбыта (прямо или косвенно), так чтобы отдел сбыта смог их поощрять и наказывать в зависимости от того, насколько они удовлетворяют запросы отдела сбыта.
Задачей государства является организовать материальное производство так, чтобы оно было направлено на удовлетворение интересов истинного потребителя.
3. Дело, внутренние и внешние потребители общественных институтов
Однако, в тех случаях, когда мы изучаем необходимость общественных институтов, не занятых непосредственным производством материальных благ, определить Дело и потребителя этих институтов гораздо сложнее, чем для автомобилестроения. Раскроем тему на более простом примере, чем наука - на примере спорта. Назовём физкультурой то, чем люди занимаются сами по себе для улучшения своего здоровья, без внешних зрителей и только для себя. Назовём спортом то, что делается не просто для укрепления здоровья, а для достижения спортивного результата - дальше, выше, быстрее, а также для зрелищ. Для чего нужны эти два общественных института?
Начнём с физкультуры. Физкультура нужна, во-первых, для улучшения здоровья конкретного физкультурника, во-вторых - для общества, потому что здоровый человек принесёт больше пользы своему народу. То есть даже у физкультуры есть, как минимум, два потребителя - сам физкультурник, платящий за укрепление здоровья потерей времени на тренировки, и государство (представитель всего общества), готовое платить за укрепление здоровья своего населения (хотя степень удовлетворения потребности общества в здоровых гражданах не измеряется деньгами).
Теперь разберёмся со спортом. Сначала ответим, зачем вообще спорт нужен всему обществу. Спорт нужен для популяризации здорового образа жизни и физкультуры среди граждан и, по цепочке,- для народа. Кроме того, спорт нужен всем как элемент культуры для удовлетворения потребности в красивых эстетических зрелищах. Но самим спортсменам спорт нужен не для того чтобы популяризовать спорт в стране, а для того чтобы достичь определённого спортивного результата, добиться славы или получить денег. Значит, задача правительства - развить спорт так, чтобы, используя "эгоистические" устремления спортсменов популяризовать в народе здоровый образ жизни и обеспечить упомянутую культурную потребность.
Итак, теперь мы можем разобраться, что же является Делом спорта и кто его истинный потребитель. Каждый раз различные аспекты Дела спорта будем выделять одновременно c cоответствующими потребителями.
1. Потребителями спорта являются сами спортсмены. Они получают от спорта моральное удовлетворение от достижения новых результатов, а также (далеко не всегда) укрепление своего здоровья, зарабатывают на спорте деньги и славу. Они платят спорту за удовлетворение своих потребностей потерей времени на тренировках.
2. Вторым потребителем спорта являются зрители. Они платят организаторам спортивного зрелища за просмотр и платят спортсменам славой.
3. Третьим потребителем является всё общество (уже сказано, как).
Далее. Если государство, как представитель всего общества, хочет организовать спорт в интересах всего общества, как ему это сделать? Аналогично примеру с красным автомобилем, государство, если оно хочет пропагандировать здоровый образ жизни среди своего населения, должно воздействовать не на сам по себе спорт, а на его непосредственных потребителей - спортивных функционеров (тех, кто организует спорт и платит спортсменам). Только тогда они его организуют так, чтобы и спортсменов не обидеть, и выполнить требования государства. Таким образом, организованное государством привязывание спортивных функционеров к выполнению главного Дела спорта (пропаганда здорового образа жизни) автоматически обеспечивает выполнение остальных его дел.
Напоследок спортивного примера необходимо сделать следующую оговорку. У Дела спорта могут быть как "общественно полезные", так и "общественно вредные" аспекты, то есть нужные истинным потребителям и неистинным. Как отличить одно от другого?
Рассмотрим такой пример. У наркоторговли есть псевдодело и потребители, которые платят за удовлетворение их "потребностей", но это псевдодело не является общественно полезным, потому что дальше наркомана никому не служит. Удовлетворение же всякой нормальной потребности служит не только непосредственному потребителю, а кому-то ещё. Например, удовлетворив потребность человека в еде, мы вкладываем в улучшение человека, улучшаем "качество человеческого материала". "Жить становится лучше, жить становится веселей", и люди ещё интенсивнее трудятся на благо своей Родины. То есть, истинное Дело никогда не замыкается на одном конечном потребителе, а всегда служит по цепочке кому-то ещё, дальше данного потребителя. А удовлетворив потребность наркомана в наркотиках, мы только разрушаем его и общество. Так что псевдодело наркоторговцев никому дальше не служит.
Аналогично, воспитание подростков футбольными фанатами (это псевдодело спорта, где платящими, но неистинными потребителями являются фанаты), не является истинным Делом, поскольку только приводит к деградации подростков и никому дальше в обществе не служит.
4. Дело науки
Перейдём, наконец, к основной цели обсуждения. В первую очередь, обобщим высказанные замечания о том, зачем нужна наука. В-общем, она нужна (мы не пытаемся выстроить пункты в порядке важности, потому что перечисленные явления несоизмеримы):
1. Для доставления учёным удовольствия от удовлетворения любопытства.
2. Для получения знаний, необходимых для дальнейшего развития собственно науки.
3. Научные знания используются технологами для создания технологий (включая принципиально новые, о возможности которых никто бы не додумался без предварительного фундаментального исследования) и помогают в дальнейшем развитии технологий. Речь идёт не только о новых разработках науки: инженер не может обойтись без книги или справочника, составленного учёным. При этом, говоря от технологиях, мы должны иметь в виду не только "технику", но и медицину и прочие "непроизводственные области", в которых использование технологии улучшает жизнь человека, но результат не поддаётся денежному исчислению.
4. Учёные (особенно прикладники) могут использоваться в качестве экспертов.
5. Наличие науки повышает эффективность высшего образования и, по дальнейшей цепочке, среднего и среднеспециального образования. Однако, непосредственное благотворное влияние в этом плане наука оказывает на преподавателей университетов. Последние не должны быть просто попками, перечитываюшими аудитории текст из учебника. Они должны понимать неопределенность научных исследований и, главное, понимать язык науки. Если наука несет культурологическую функцию, то главным образом для преподавателей университетов. Они будут также выступать местными экспертами, способными понять, что написано в научной статье. Если ты все, что делается в статье сам не проделал, то ты не способен ее правильно понять (и тем более объяснить).*
6. Наука нужна для повышения культуры мышления всего народа путём популяризацию науки и научного мышления через газеты, книги, журналы, учебники и т.д. При этом важно отметить, что наука как таковая не создаёт научно-популярных статей для журналов и не пишет учебников. Этим занимаются популяризаторы и учёные в свободное от познания истины время. То есть роль науки здесь - в том, чтобы создать учёных, способных написать хороший учебник или научно-популярную статью, а не непосредственно в написании оных.
7. Наука (по идее) повышает устойчивость общества и культуру его мышления через молекулярное воздействие учёных на окружающих их простых людей - простыми разговорами и т.д., когда они строят свои рассуждения иначе, чем окружающие, видя другие стороны явлений. Тем же свойством, что и наука, обладает, например, сельское хозяйство, или институт такси, потому что средний таксист или крестьянин в некоторых вопросах мыслит правильнее среднего учёного. Поскольку этот пункт нужности науки выполняется автоматически при условии наличия науки, а крестьянам никто не доплачивает за то, что они молекулярно воздействуют на учёных, то последний пункт мы в будущем выкинем из рассмотрения.
Таково перечисление наиболее важного вклада науки в жизнь общества. Именно для перечисленных семи пунктов (возможно, что-то всё ещё упущено) наука и нужна обществу. Следовательно, наша задача обеспечить удовлетворение перечисленных потребностей 1-7 общества.
Итак, теперь мы можем перечислить разные аспекты Дела науки и соответствующих потребителей.
1. Наука доставляет удовольствие учёным, приносит им известность, деньги и т.д. Они платят ей за это тяжёлым трудом и бессонными ночами при познании Истины.
2. Наука доставляет отдельным учёным знания, необходимые им для дальнейших исследований. Пока что учёные не платят за это ничем, кроме затрат времени на ознакомление с чужими результатами.
3. Делом науки для технологов является поставка технологам знаний, нужных им для развития технологий. Подчеркнём, что Делом науки в данном случае не является добыча этих знаний внутри науки или внутри голов отдельных учёных. Добывать знание, познавать мир - это не Дело науки, а занятие учёных, также как бегать и прыгать, в нашей терминологии,- это не Дело спорта, а занятие спортсменов.
4. Дело науки - создать достаточно учёных, которые могли бы использоваться в качестве экспертов. Потребителями в данном случае служат те, кто привлекает учёных к экспертизе в исследовании конкретного вопроса.
5. Делом науки является создание высококвалифицированных преподавателей высшей школы - путём привлечения их самих к научно-исследовательской работе. При этом потребителем данного аспекта Дела науки являются ВУЗы. Следующий по цепочке потребитель - тот, кто покупает специалиста с высшим образованием и пользуется им.
6. Делом науки является подготовить учёных, которые смогли бы написать хороший учебник и написать популярную статью. При этом потребителем является тот, кто издаёт учебник или статью, а далее по цепочке - тот, кто покупает учебник или читает статью (во втором случае это всё общество).
Таково перечисление наиболее очевидных аспектов Дела науки и соответствующих этим аспектам потребителей. Большая просьба сделать необходимые дополнения, поскольку, если мы забудем указать науке какой-то из аспектов её дела, не привяжем к соответствующему потребителю или не проконтролируем выполнение - не будет она его делать.
Практический вывод таков: науку надо организовать так, чтобы обеспечить выполнение ею всех аспектов её Дела, привязав её к главным потребителям или их представителям.
5. Планы дальнейшего обсуждения.
На следующем этапе после выяснения Дела науки предлагается выяснить, какие аспекты в этом Деле являются главными, то есть можно ли привязать науку к потребителям только этих аспектов её Дела, так чтобы остальные аспекты своего Дела наука выполняла автоматически, в силу особенностей своего функционирования (см. пример со спортом: государство заставляет спортивных функционеров пропагандировать здоровый образ жизни, а стремление спортсменов к достижению результата достигается при этом автоматически, без дополнительного вмешательства государства).
В плане затравки, помимо вышесказанного, выдвигаются на обсуждение следующие тезисы:
1) "Для того чтобы наука выполняла своё Дело наиболее эффективно, надо связать науку с обществом так, чтобы потребители Дела науки могли поощрять её в зависимости от того, насколько наука выполняет соответствующий аспект своего Дела. В частности, выдачу наукой знаний технологам должны оценивать сами технологи, а не Верховный Совет. И только по тем аспектам Дела науки, где потребителем является всё общество (или где непосредственный потребитель не заинтересован в качестве товара), оценку выполнения наукой своего Дела должны осуществлять представители всего общества в целом."
2) "По возможности, соотношение цен внутри страны должно примерно отражать количество труда, вложенного в производство товаров. В частности, с целью избежать нового построения "экономики кривых зеркал" имеет смысл включить в стоимость, например, высокотехнологической продукции затраты труда учёных, пошедшего на её создание. По этой причине предлагается возложить на технологов оплату использованного ими научного знания - согласно потраченным на его добычу ресурсам. Аналогичным образом, по всем аспектам Дела науки, где можно выделить конкретного заинтересованного потребителя, не растворённого во всём обществе, оплату соответствующего труда учёных нужно возложить на данного потребителя, который тем самым сможет поощрять науку в зависимости от того, насколько она выполняет указанный аспект своего Дела. (Отдельно можно решить вопрос финансовой поддержки потебителей, если они окажутся слишком бедны.) И только оплату тех аспектов Дела науки, потребителем которых является всё общество, надо возложить на всё общество (т.е. на госбюджет). Но и в этом случае представитель общества (государство, например), должен строго контролировать выполнение наукой указанных аспектов своего Дела, за которое ей платят из госбюджета."
__________________________________________
В тексте использованы материалы предыдущей ветки. * - дословное повторение изложения Мирона.