"...Ясное представление о необходимости культивирования государством чистой науки как основы человеческого благополучия, представление, нормально возросшее в Европе как плод самой жизни, слишком поздно выяснилось в России, где сама наука первоначально явилась не плодом жизни, но экзотическим растением, насажденным на едва подготовленную почву...". ( Словарь Брокгауза и Эфрона, 1898 )
«Среди важнейших научно-технических проблем, включаемых в народно-хозяйственный план, отсутствуют относящиеся только к области фундаментальных наук. Это объясняется тем, что практически невозможно заранее предвидеть, в какой области науки и когда именно будет сделано новое важное открытие или осуществлено решающее продвижение вперёд. Однако развивая фундаментальные науки, необходимо концентрировать силы на наиболее актуальных направлениях путём разработки прогнозов и основных направлений развития науки и техники.» (БСЭ)
1. Сначала ответ на первый вопрос. Да, финансирование фундаментальных исследований необходимо. Если страна хочет занимать передовые позиции в науках, в том числе и прикладных. Здесь важны не примеры, а понимание диалектики. Прикладная наука дает толчок к развитию фундаментальной, а та с общих позиций подталкивает прикладную.
2. Определение Ваше неверно. Фундаментальная наука отличается от прикладной высокой степенью ОБОБЩЕНИЯ, а не отсутствием «практического применения».
3. Ваш подход, связанный с оплатой по факту, неверен. Поясню на простом примере. Мы ищем нефть, рассылаем в разные стороны 10 геологических партий, одинаково подготовленных. А нефть находит только одна. Тогда, по-Вашему ( огрубляя, конечно) оплатить надо только работу одной партии, нашедшей нефть. Остальных объявляем бездельниками. Но самое интересное заключается в том, что платить больше всего надо тому «фундаменталисту», который из глубоких соображений предсказал то, что нефть где-то здесь должна быть!
4. Примеров затирания настоящих ученых и выдвижения бездарей, действительно, «несть числа». Тут я с Вами согласен. И примеров на тему «искусство должно быть голодным» тоже.
Однако «отделить одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов» под силу только Богу. Но и уничтожать все воды и всех детей не стоит.
Президент США Билл Клинтон в приветствии Моргановскому государственному университету по случаю Дня присуждения университетских степеней 18 мая 1997 года (см. "APS News", июль 1997 г., том 6, N7 (Перевод "Приветствия..." Билла Клинтона с английского языка на русский опубликован в нашей газете "Дубна: наука, содружество, прогресс" 2 ноября 1997 года)) заявил, что США не собираются "сужать фронт научных исследований", он предлагает принципы управления научным прогрессом и в заключение говорит: "Если мы будем твердо придерживаться этих принципов, мы можем сделать время новых перемен временем блестящих возможностей".