1.Требуется точное определение понятия "фундаментальная наука".
Предлагаю свое определение
Фундаментальная наука - исследования в таких направлениях, практическое применение которых в настоящее время не просматривается.
Тем самым то, что делается для нужд образования - не фундаментальная наука.
2.Почему есть претензии к фундаментальной науке. В рамках указанного определения недостаток следующий
Ученые, занятые фундаментальной наукой не несут никакой ответственности перед обществом за результаты своего труда. Т.е. у них нет своего дела - того, за что истинные потребители согласились бы платить. Плата ученым, занимающимся фундаментальной наукой идет просто по факту - чем больше у них цацок и регалий, которые они, в большинстве случаев, сами себе присваивают - тем больше оплата со стороны общества.
А ответственности никакой - нет.
Тем самым качество работы этих ученых отдается полностью на откуп их собственной совести. А так как затраты общества на эту науку - существенны, а ответственности - нуль - масса недобросовестных людей испытывает огромный соблазн поучаствовать в разделе пирога. И пусть бы они просто крали деньги - но они, чтобы снять возможность сравнения своей работы и работы истинных Ученых - всячески истинных Ученых уничтожают. Примеров, как говорится, несть числа.
Следовательно - целью общества должно быть отваживание от кормушки фундаментальной науки таких паразитов.
3.Как это сделать? Увы, только исключением _материальных_ поощрений от занятий фундаментальной науки и возможности перераспределить в свою пользу этих средств.
Дело в том, что паразитам слава как таковая не нужна вовсе, если за нее нельзя приобрести самок, цацок и т.д.
Тут многими приводился пример Тихо Браге как истинного ученого, корпевшего над фундаментальными проблемами астрономии. Позволю себе напомнить широко известный диалог его с тамошним королем в моем вольном пересказе
"Король: - сколько же вы получаете, г-н Браге?"
"Браге: - называет мизерную сумму"
"Король: - как можно, я немедленно увеличу вам жалованье в 100 раз"
"Браге: - ни в коем случае, государь - тогда на моем месте тут же появится бездарь, а меня уволят"
Мораль сей басни, надеюсь, понятна