>Допустим, в настоящий момент IT переживает кризис, но ведь кризисы - это вообще нормальное состояние капиталистической экономики. Факт эксплуатации существовал? Существует и сейчас? Все-таки сколько фольксвагенов может купить американский программист на свою з/п и сколько российский?
>Какое мед. обслуживание может получить тот и другой (например, сможет ли российский программист сделать себе дорогостоящую операцию, от которой зависит его жизнь)? И т.д и т.п.
Думаю, операцию может и легче. Она дешевле в России даже по максимальным ценам, чем в Америке. А фольксвагенов купить может меньше.
Все станет куда более понятным, если допустить, что цена вовсе не пропорциональна себестоимости, и это всеобщее правило даже при глобализации рынков. Я тут чуть ниже давал мини-табличку с ценами на некоторые коммодиты в разных городах - почему бензин в ЮАР стоит аж вчетверо дешевле, чем в Лондоне, хотя ЮАР сама сильно зависит от нефти?
И насчет фольксвагенов - приведи российское правительство пошлины и акцизы к среднему уровню, цены на иномарки сравняются с российскими же, что при качестве последних приведет к... Поэтому данный вопрос не может считаться чисто экономическим.
>Кроме того, а почему это российским врачам, учителям, крестьянам этот самый российский программист должен платить за работу меньше, чем американский программист платит американским врачам, учителям, крестьянам? Чем они хуже американских? Разве это не признак косвенной эксплуатации российских учителей, врачей, крестьян?
Ну, матушка, если мы будем рассуждать в таких категориях... Почему житель Подольска живет беднее, чем житель Москвы, а счастливый обитетель пятиэтажки на станции Зима - не богаче их обоих? Разве это не признак косвенной эксплуатации - да, признак! Но кто сказал, что это явление нетерпимо, да еще требует политического решения?