Социокультурные основания и смысл большевизма (*+)
http://www.russ.ru/krug/vybor/20021022.html#kn2
Александр Ахиезер, Алексей Давыдов, Михаил Шуровский, Игорь Яковенко, Елена
Яркова. Социокультурные основания и смысл большевизма. - Новосибирск:
Сибирский хронограф, 2002. - 607 с. Тираж 1000 экз. ISBN 5-87550-147-2
Как утверждается в предисловии, в основе книги лежит "особая методология",
состоящая в том, что общество понимается как "система потоков смыслов,
постоянно порождающих новые смыслы". Партия большевиков - особое
"сообщество-субъект", возникшее как ответ общества на кризис. "Этот ответ
выразился в появлении социального заказа на социокультурный тотем, способный
быстро и справедливо найти выход из кризиса, из раскола общества, но с
использованием лишь облегченных смыслов". Большевики направили потоки своих
смыслов так, что смогли 1) "убедить рабочих и крестьян", 2) "разжечь
гражданскую войну". Большевики дали народу "мудрый тотем" и всколыхнули
"архаичные пласты культуры", а именно "древние манихейские представления".
Утверждается, что в книге реализован "новый подход", а именно анализ
культуры "через присущие ей несколько значимых дуальных оппозиций". Главная
оппозиция: традиционализм и архаика vs. либерализм и модернизм. Другие:
отцовская vs. братская семья, умеренный vs. развитый утилитаризм. Ну что ж,
поздравим авторский коллектив с открытием новой научной парадигмы!
Организующий все повествование образный ряд имеет медицинское происхождение.
Большевики желали "влиять на потоки смыслов, создавая встречные потоки
идеологизированных смыслов, проникающие в массовые потоки изнутри и
одновременно проникаясь ими <...> словом и террором заменять содержание
потоков смыслов общества <...> на идеологию, делать это каждый день с
маниакальным упорством спасителей мироздания". Итак, есть некая
"естественная" циркуляция потоков, гуморальная идиллия, "здоровое"
состояние, и есть большевики со шприцем для инъекций, каждый день с
упорством маньяка вкалывающие обществу опасный наркотик. Результат:
дисфункция органа порождения потоков (смыслов). Смыслы выделяются
недостаточно абстрактные, чересчур "двусмысленные" и "двойственные", что
позволяет злодеям постоянно "подменять" эти смыслы, "подсовывать" суррогаты,
"строить гибриды", "перекрашивать белое в черное". Основной мотив их
зловредных действий - "презрение к человеку" и "подрыв основ человеческого
существования". Другой modus operandi большевиков - "внедрение" и
"подкачка", на манер ленточного червя.
Все это делается для того, чтобы "овладеть Россией". Посадить на иглу, а
затем овладеть. Чтобы Россия сразу ничего не заподозрила, большевики
практикуют "двуличность", которая держится втайне даже от рядовых членов
партии. "Общественная наука не сталкивалась более с таким двусмысленным
предметом исследования, с таким ускользающим из-под власти сложивших научных
категорий угрем [русский язык оригинала сохранен. - Р.Г.]". А чтобы легче
было ускользать, большевики придумали все "упрощать", включая "научные
публикации". Ну и напоролись: разучились разбираться в реальности, стали
принимать "инфантильные решения, ведущие к саморазрушению", поддались
массовому Танатосу. В целом взаимоотношения большевиков и России строятся по
модели инцеста: Россия сначала их "породила", а затем "приняла". Большевики
стремились не только "оседлать", но еще и "воспроизводить себя <...> через
проникновение". Думаю, стоит пересказать изложенную выше историю ежедневных
инъекций в терминах кровосмесительства, регулярных впрыскиваний дурной
крови, рождений гибридов-мутантов и их тайных подмен.
Особенно впечатляет глава о "маленьком человеке", который объявляется
большевиком в ранней стадии его развития. "Из комплекса неполноценности и
неспособности к политике происходят и неустанные попытки "маленького
человека" заменить политику политиканством, интригой, мафиозными
отношениями". Маленький человек трактуется не менее как фактор раскола
русской культуры, источник "постоянной угрозы большому обществу, обиды,
мести, насилия, революции и разрушения". Он ненавидит все и всех, в том
числе и "свою так радостно оберегаемую норку, свое логово, свой мир, себя
архаичного". Любопытный ход: понятия "маленький человек", "разночинец" и
"бывший крепостной, ставший городским жителем" отождествляются. Поздравляем
авторов книги и с этим изумительным открытием! Еще они открыли, что
Чернышевский придумал "теорию отражения", что Пушкин был либералом и что
"меньшевик" означает "человек, который отказывается абсолютизировать
ценность народа, крестьянина, общины, социализма и на первое место ставит
свою способность к самокритике и изменениям". Про Пушкина еще сказано, что
он был главным критиком "инверсионности" русской культуры и показал, что
русский человек не способен осмыслить себя через "рефлексию" и "медиацию".
Другие классики также один за другим делали выводы о какой-то там слабой
рефлексии. Так, я узнал, что Анна Каренина занимается медиацией (проникает в
"мысли и чувства всех людей", преодолевает стереотипы, открыта для диалога),
а ее муж - инверсией (то есть не проникает, не преодолевает и не открыт).
Анна - либерал, Каренин - большевик. Надо полагать, в финале Анна попадает
под колеса печально знаменитого пломбированного вагона, который сегодняшним
специалистам по медиации так хотелось бы отправить в Африку.
Цена: 320.00 Купить