От Pout Ответить на сообщение
К Администрация (И.Т.) Ответить по почте
Дата 15.10.2002 08:57:24 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Версия для печати

Краткий словарь основных понятий

Был заказ на краткий тезаурус "основных понятий". Попытка подборки по
теме

К сожалению, только от И до О.
это из книги М.Гаспарова
=============


М. Л. Гаспаров

Записи и выписки



<ИДЕИ, как и вши, заводятся от бедности>, - говорил К. Зелинский А.
Квятковскому (РГАЛИ 391.1.20, письма Квятковского Пинесу).
<Идеологическая малярия, - писал сам Квятковский. - За отсутствием крови
пишем чернилами>.

ИМЯ. А у молодого Уайльда была пьеса из жизни русских нигилистов, где
действовали Царь Иван, Принц Петрович, Алексей Иванасьевич, Полковник
Котемкин и Профессор Марфа.

ИМЯ. у Шенгели есть четверостишие под названием <Стихи Щипачева>:

Вот дуб. На нем могла б сидеть ворона,

Приподымая черный лоб.

Однако не сидит. Так в чем же суть закона?

Не все бывает, что могло б.


ИНЕРЦИЯ. <Портрет портретыч>, называл Серов свои рядовые работы. Доклад
докладыч, Статья статьинишна

ИНТЕРЕСНЫЙ. Когда при мне говорили <интересная женщина>, я не понимал.
Мне объяснили: <Вот о Кирсанове ты ведь не скажешь: великий поэт, - ты
скажешь: интересный поэт. Так и тут>. Тогда я что-то понял. Кажется,
теперь это словосочетание выходит из употребления.

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ. Была статья А. Левкина в <Роднике>: <Почему я не
интеллигент>. В. П. Григорьев сказал: <Но он не решился бы озаглавить:
"Почему я не интеллигентен">.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ. <Ты слушай не то, что я говорю, а то, что я хочу
сказать!> - говорит жена мужу в анекдоте. (Андрей Белый в таких случаях
говорил: <меня надо было понимать динамически!> - <Лица>, 7, 435)
Любители чтения между строк воображают такими всех классиков.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ есть не что иное, как построение тезауруса: три разных
интерпретации - это три по-разному рубрицированных тезауруса (доклад Д.
Исх.). <Понимание> - это то, что можешь пересказать, <восприятие> - то,
чего и не можешь; принимать одно за другое опасно.


ИНФОРМАЦИЯ. А. Н. Колмогоров любил Евтушенко больше, чем Вознесенского:
информативнее.


ИСКУССТВО. <Любишь ли ты музыку?> - спросил Ребиков мужика. <Нет, барин,
я непьющий> - ответил тот (Лет. 1916, 2, 178). Ср. разговор извозчика с
Шаляпиным: <Чем занимаешься?> - <Пою>. - <Да нет, чем занимаешься?> итд.


КАК ТАКОВОЕ. <Вы женщин любите? - Вы с похабством спрашиваете или без
похабства? - Без похабства. - Если вы про товарищеские чувства - не
знаю, что и ответить. Женщину как таковую я наблюдал мало> (А. Адалис,
<Вступл. к эпохе>, 65)

КОЛЛЕГА. <Потом я узнал, что картежные шулера тоже говорят друг другу:
коллега> (восп. Милашевского)

КОММЕНТАРИЙ. Приятно писать в примечаниях: <Яссин - объяснить не можем>.
Как будто расписываешься в принадлежности к роду человеческому.
Комментарий нужен, чтобы читатель знал, чего он имеет право не понимать.
(И, стало быть, что обязан понимать)

КРУТОЙ характер в значении <трудный> - метафора; крутой человек в
значении <с твердым характером> - метонимия. Я додумался до этого
словоупотребления, переводя Ариосто; а через несколько лет это слово
разлилось по всему разговорному языку (видимо, как калька с tough guy).

КТО КОГО. У Вортов кота и кошку зовут <Кто> и <Кого>.

КОЛИЧЕСТВО И КАЧЕСТВО. В. Перельмутер - о том, что не удается издать М.
Тарловского. Сидел ли? Сидел, но меньше года. Раньше говорили: вот
видите, сидел; теперь говорят: вот видите, меньше года

КУТЕРЬМА - от тюркского <кютерьмек>, обряд при выборах хана, когда его
поднимали на войлоке, как на щите. Теперь мы знаем этимологию
политических событий.

ЛАКОНИЗМ. С. Ав. сказал: <Вы заметили у Н. фразу: <символисты впадали в
мистику, и притом католическую>? Как лаконично защищает он сразу и
чистоту атеизма, и чистоту православия!>


ЛАМАРК. <А японцы после войны выросли в среднем на 10 см.: чтобы не
страдать неполноценностью в мировом сообществе. Ламаркисты говорят: от
волевого напряжения; а дарвинисты: оттого, что кушать лучше стали,
благодаря японскому чуду>.


ЛЕГКИЙ. О. Седакова была секретарем у поэта К., нужно было готовить
однотомник. Он был алкоголик, но легкий человек: лежал на диване и
курил, а она предлагала сокращения. <Ну, сколько строчек стоит оставить
из этого стихотворения?> Одну. <Это неудобно, давайте четыре>. Смотрел с
дивана на обрезки на полу и говорил: <Другой бы на это дачу выстроил>.


ЛОБ. Предмет <труд> в школьной программе: <это чтобы не камнем, а лбом
орехи расшибать> (Б. Житков, письма, РГАЛИ 2185, 1, 4).

ЛОГИКА. В восп. Чуковского Мережковский сказал: люди делятся на умных,
глупых и молдаванов; ваш Репин - молдаван. Гиппиус из соседней комнаты
крикнула: и Блок тоже молдаван! <Самое замечательное: в ту минуту мне
показалось, что я их понял>

ЛЮБОВЬ. <Цветаева, видимо, любила своих любовников по обязанности поэта,
а мужа - по-настоящему>, сказала НН. - Шкловский говорил Л. Я. Гинзбург:
<Лиля Маяковского ненавидит за то, что гениальный человек он, а не Ося>.
Так Брика она любит? <Разумеется>.


МАТЕМАТИКА. В американском докомпьютерном анекдоте университетский
завхоз жалуется на физиков и биологов, которым нужны приборы: <то ли
дело математики - им нужны только карандаши и резинки>. И, мечтательно:
<А философам даже резинок не нужно...> Если философия есть
философствование, то да. Эйнштейн о философах: <Как будто у них в животе
то, что не побывало во рту>.

МАКИАВЕЛЛИ. Г. Федотов о Ключевском: <какой огромной выдержкой, почти
макиавеллистической, нужно было обладать, чтобы читать курс одновременно
в духовной, военной и университетской аудитории, сорок лет увлекая
студентов и не навлекая подозрительности начальств> (СЗ 50-51).

МАТЕРИАЛЬНЫЙ СТИМУЛ. Уточкин на стадионах летал не выше двух метров от
земли, чтобы из-за заборов не глазели не платившие.

МАТИЗМЫ, термин из немецкой монографии о русской матерной лексике. Е.
Солоновича просили перевести сонеты Аретино, он ответил: <не получится,
там все необходимые слова свои, а у нас какие-то неестественные, как
будто из тюркских пришли>. Оказывается: нет: никаких тюркских корней,
только название главного органа почему-то из албанского.

МИР. Ощущение перед миром:

Все, что создано, мне ясно,

Темно все, что рождено.

(Полонский, I, 366)

МОЛОДОСТЬ кончалась лет в 25: <ты молода, и будешь молода еще лет пять
иль шесть>, говорят осьмнадцатилетней Лауре. В <Кн. Лиговской> о
25-летней сказано: еще не совестно волочиться, уже трудно влюбиться>
(заметил Адамович). Лаврецкий был <старик> в 43 года, Ленин имел
прозвище <старик> в 34: где средняя жизнь недолга, стариками кажутся
рано (Валентинов).

МУДРОСТЬ русского народа: формулой ее Лесков считал пословицу: <гнем -
не парим, сломим - не тужим> (XI, 560). <Стараться, так во всю, а что
выйдет или не выйдет, не наше дело> (Ремизов, <Петерб. буерак>)

МУХА-ЦОКОТУХА. Б. Житков, письмо к Бахаревой 31.9.1924: <По поводу
Мойдодыра один здешний композитор говорит, что здесь все судьбы русской
интеллигенции за последнее время. Умывание - это омовение от прошлой
идеологии; упорствующие остались без брюк - <а> стоило пойти навстречу,
как и прозодежда и бутерброд>.

НАРОД. <Пока народ безмолвствовал, можно было верить, что он народ, а
как заговорил - расползся на социальные группы> (ЛГ 17. 5. 1989).

НАРОДНОСТЬ: <У нас дважды два тоже четыре, да выходит как-то бойчее>.
Православие: <если бога нет, то какой же я штабс-капитан?> Для
Самодержавия формулу русской классики я пока не смог найти.

НАРОДНЫЙ ЯЗЫК (Volgare): см. у А. Егунова (Николаева) в <По ту сторону
Тулы> рассказ о петербургском митрополите, который будто бы для
привлечения слушателей стал в Казанском соборе служить литургию
по-французски, был сослан на Камчатку и там проповедью по-камчадальски
на 1 Кор. 13, 1 <если любви не имею...> поднял рождаемость в вымиравшем
населении. Но в 1845, действительно, был проект при одной из церквей
Бердичева учредить православную службу на идиш для привлечения
прозелитов; отложили, потому что накладно было обучить попов языку и
перевести молитвенники (СЗ 67-68).


НАЧАЛЬСТВО. Статья в РМ 1913, после балканских войн: у русского солдата,
кроме общеизвестных его боевых качеств, есть еще одно: неприхотливость к
начальству. Это значит: если над французским солдатом офицер дурак, то
боеспособность солдата падает до нуля, а у русского только вдвое. А.
сказала: это относится не только к солдату.

НЕГРОТОРГОВЕЦ. <Научиться у меня можно лишь одному: не любить свои стихи
и с зоркостью негроторговца разглядывать по статям чужие; и то и
другое - штука невеселая> (письма Шенгели к Шкапской, РГАЛИ).

НЕОБХОДИМОСТЬ. <Не полная, не худая, так только необходимого виду>
(восп. Т. Чурилина, РГАЛИ).


ОПА. Шенгели в рабочей тетради набрасывает на полях рифмы (РГАЛИ 2861,
1, 10, л. 87 об.): капитана Боппа, крика и вопа, прыга и гопа, Родопа,
Эзопа, подкопа, раскопа, окопа, скопа, копа, Перекопа, микроскопа,
(теле-, спектро-, стерео-, хромо-, перископа), холопа, безблошно и
бесклопо, антилопа, Пенелопа, остолопа, эскалопа, галопа, циклопа,
Канопа, протопопа, Партенопа, укропа, стропа, метопа, филантропа,
мизантропа, оторопа, Меропа, потопа, топа, Каллиопа, гелиотропа, ослопа,
салопа, салотопа, поклепа, тропа, Антропа, эфиопа, Синопа, сиропа,
притопа-прихлопа, Степа, растрепа, питекантропа, пиропа, землекопа,
рудокопа, недотепа, Конотопа, губошлепа, хвостотрепа... У Брюсова,
Багрицкого, Цветаевой тоже бывали такие заготовки рифм на полях.

ОПАСНОСТЬ. <Революция толкнула С. Булгакова на опасный путь осознания
происходящего... > (восп. Локса)

ОПТИМИЗМ. Агитстихи З. Гиппиус 1917-1919 гг. удивительно похожи на
людоедские стихи В. Князева того же времени и на <убей его> Симонова.
Если люди в войну нуждаются в таких лютых стимулах, чтобы убивать друг
друга, то, право, о человечестве можно думать лучше, чем обычно думают.


НН отличается катастрофическим отвращением к истории: по-моему, она не
уверена, кто был раньше, Иван Грозный или Петр Первый. На мое удивление
она сказала, что вот в биологии все систематично: типы, классы, отряды,
семейства, роды, виды, - а в истории все в разброд, и ничего не
упомнишь. Я ей на это рассказал (кажется), как из-за изобретения
рукоятки к щиту в Греции произошла демократия, а от изобретения хомута и
стремени - феодализм, а от пороха - Возрождение; она воскликнула: <вот
тут все понятно; почему же в школе вместо этого учат царей и войны?>
Потом выяснилось, что на самом-то деле история ей неприятна оттого, что
приводит к нашему двадцатому веку, а он очень нехороший. Я стал с жаром
заступаться: да, было две мировые войны, но каждая всего по четыре года,
и перебито было в худших местах по пятой части населения, - а триста лет
назад такая война была тридцатилетней, и перебита в Германии была
половина населения, а в худших местах по две трети; да, выдумали атомную
бомбу, но сбросили ее на людей ровно два раза, а могли бы не то что
людей, а всю планету разнести в пыль, и т. д. Не знаю, убедил ли. Когда
мы были студентами, Г. Ратгауз меня осторожно спросил: <скажите, как
изучение истории действует на человека? вот Шиллер считал, что возвышает
и вдохновляет, а теперь, наверное, вряд ли?..> Я заверил, что и теперь
тоже: видишь, сколько раз человечество имело случай вымереть от
очередной чумы или усобицы, а все-таки не вымерло, - ну, значит, есть
надежда, что и дальше так будет.


{[Журнальный зал]} {[Новое Литературное Обозрение]}

{"НЛО" ?24, 1997}

/magazine/nlo/24/sod24.htm
там более полный вариант. Вообще книга толстая,страниц на 400