|
От
|
K
|
|
К
|
Ignat
|
|
Дата
|
26.10.2002 01:41:24
|
|
Рубрики
|
Манипуляция; Катастрофа;
|
|
Березовский: "остановить войну"
Живущий в Лондоне предприниматель Борис Березовский, в прошлом, в ранге заместителя секретаря Совета Безопасности России, принимавший участие в переговорах с чеченскими сепартистами, дал интервью Би-би-си.
Би-би-си: Возможно ли вообще вести с чеченскими боевиками переговоры, и какой должен быть выбран для этого язык?
Борис Березовский: В первую очередь надо сформулировать ясные цели и принять политические решения. Если политическое решение состоит в том, чтоб обмануть чеченцев, скажу сразу, это - не получится.
Ну, может в это раз получится, но в следующий - ни за что.
Единственный способ вести переговоры по существу, то есть пытаться спасти людей, это - принять четкое политическое решение. С моей точки зрения, существует лишь одно возможное решение - прекратить войну в Чечне.
Я с горьким смехом слушал сообщения из Москвы, по которым, власти в России обещали чеченцам, захватившим наших людей, сохранить жизнь.
Патрушев (глава ФСБ), как обычно, ничего не понимает в ситуации. Эти люди приехали не за деньгами.
Они же не просят денег, не просят самолет. Эти люди пришли в Москву, чтобы восстановить мир в Чечне, где мы начали войну. Так что обмануть их не удастся.
Би-би-си: Но остановить войну - ведь это дело не одного дня?
Б.Б. : Чеченцы четко сформулировали свои требования. Пусть президент Путин тоже сделает заявление, что он принял решение остановить войну в Чечне и начать вывод войск.
Они выдвигают четкое требование, не надо его размывать.
Я знаю чеченцев, я вел с ними переговоры. Это нормальные умные люди. Именно это требование остановить войну, вывести две бригады - выдвигали они в 1996 году после подписания хасавюртовских соглашений, формально, но лишь формально, остановивших войну, выдвигали они, когда мы вели с ними переговоры. И мы это требование выполнили.
И в течение трех лет мы не имели того, что имеем в последние три, после того как Путин решил начать вторую войну.
Время на исходе. Путин должен сейчас сделать заявление, что он готов прекратить войну и начать переговоры. Они ясно сказали, с кем они хотят, чтобы велись переговоры - с Асланом Масхадовым, законно избранным президентом Чечни.
Путин создал вертикаль власти. Все теперь зависит от него. У него нет теперь Виктора Черномырдина, который мог позвонить и сказать: "Аслан, здравствуй", как он это сделал с Басаевым во время захвата заложников в Буденновске.
Би-би-си: А вы можете так позвонить?
Б.Б.: А что я? Я не обладаю ни властью, ни силой в России. Силой и властью в России обладает один-единственный человек, который отвечает сейчас и за жизнь, и за смерть.
Би-би-си: А нужно ли говорить с Масхадовым? Кого он контролирует? Выполняют ли захватившие театр его приказы? Знали ли он, по крайней мере, о готовящемся нападении?
Б.Б.: Я считаю, что Масхадов мог знать, я уверен, что он команду не давал. Но он не в состоянии сдерживать давление на него изнутри, так как идет уничтожение народа, что известно и мировой общественности.
Не нужно закрывать на это глаза. И не нужно включать Россию в список борцов с международным терроризмом. Россия борется со своим собственным народом, национальность которого - чеченцы. Так что я уверен, что Масхадов команды не давал, но мог знать о готовящемся захвате.
Я разговаривал вчера с Ахмедом Закаевым (бывшим вице-премьером Чечни). Он был крайне удивлен происходящим, явно ни о чем не знал заранее. Но я уверен, что какие-то политические решения, безусловно, принимались. По крайней мере, не препятствовать захвату.
Масхадов доказал, что он умеет консолидировать чеченцев.
Но те, кто пришел сейчас в Москву, - другое поколение. Они не связаны с Россией, как Масхадов, Дудаев, Закаев. Основ русской культуры у них нет. А Масхадов кадровый советский офицер. Закаев - выпускник театрального училища. Они пронизаны русской культурой.
А те, кто пришел в Москву - новое поколение двадцатилетних. Они с 10-12 лет живут с оружием в руках. Они реально ненавидят русских, которые пришли, как им кажется, на их землю, чтобы убивать и насиловать их женщин.
Би-би-си: Но если завтра будет принято решение прекратить войну, вывести войска, неужели в Чечне немедленно начнется процветание и мир?
Б.Б.: Мы уже имеем такой опыт. Мы же уже однажды подписали соглашение в Хасавюрте, создали всю политическую платформу для избрания парламента и президента.
Начался там мирный процесс, не было там этой массовой гибели людей. Нужно было сделать следующий шаг - предоставить экономическую помощь.
Кончено, люди не могли сидеть голодными, холодными с босыми детьми и больными. И мы должны это понимать, если мы считаем Чечню частью России. А когда мы вели переговоры, мы исходили из того, что Чечня - составная часть Российской федерации.
--------------------------------------------------------------------------------
Предприниматель Борис Березовский участвовал в переговорах по освобождению заложников в Чечне, в частности, в освобождении пензенских омоновцев в декабре 1996 года, корреспондентов ОРТ в феврале 1997 года, попавших в плен в Чечне англичан осенью 1998 года.
Будучи заместителем секретаря Совета Безопасности, Борис Березовский способствовал проведению мирных договоров, положивших конец первой войне в Чечне.
http://news.bbc.co.uk/hi/russian/special_report/bbcrussian/2002_06/newsid_2362000/2362917.stm