|
От
|
VladT
|
|
К
|
user
|
|
Дата
|
15.10.2002 11:31:28
|
|
Рубрики
|
Россия-СССР; Либерализм;
|
|
Какая система была в НГУ.
>Я боюсь показаться назойливым и непонятливым, но все же... И вот я слышу от вас: "Была система..." Что за система, откуда взлась, как работала? Кто руководил? При чем тут государство?
Как я уже говорил в Новосибирском госуниверситете (основан в 1959 г.) до конца 60-х годов на разных факультетах училось от 20% до 60% евреев (явных и замаскированных). С 1970 г. картина резко изменилась. Причину я назвал - отношение к ближневосточным войнам. К тому же, к этому времени выпускники НГУ стали котироваться очень высоко (в научном мире, в производственных отраслях, в управлении).
Как работала "система" приёма в НГУ.
1. При НГУ была физматшкола-интернат, куда отбирались победители и призёры олимпиад по математики, физике, химии, биологии со всей Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии. При отборе в Летнюю школу тогда был сделан упор на рабоче-крестьянское происхождение учеников. Такой же упор делали и при отборе из ЛШ в ФМШ.
2. При НГУ действовали рабфаки, где 1 год проходили интенсивную подготовку к поступлению в НГУ молодые люди, имеющие трудовой стаж и/или отслужившие в армии.
Выпускники ФМШ и рабфаков поступали в НГУ на общих основаниях, но за счёт хорошей подготовки поступало их всегда более 90%. После приёма они составляли около трети студентов-первокурсников.
3. Специфические задачи на вступительных экзаменах (над ними постоянно работала специальная группа преподавателей; утечек не было!). Задачи - достаточно сложные для обычного выпускника школы, непроходимые для зубрилы или для натасканного абитуриента, но легко решаемые с помощью смекалки и нестандартного мышления.
4. (Выделю отдельным пунктом). В НГУ поступало очень много (не считая ФМШ при НГУ) выпускников спецшкол, спецклассов и обучавшихся в различных ЗФМШ (заочные ФМШ) и в школьных факультативах. На вступительных экзаменах абсолютно не требовали факультативных знаний, - более того, требовали, чтобы абитуриенты решали задачи только методами и способами из обычной школьной программы. Но большинство задач имели длинное и сложное решение в рамках школьной программы, и очень простое и короткое в рамках факультативных курсов. Сверх-хорошо натасканный абитуриент как бы провоцировался.
Например, найти минимум такой-то функции, и где он достигается. С помощью дифференцирования (взятия производной) задача решалась в одну строчку. Но дифференцирование в школах не проходили. Преподаватель просит найти решение в рамках школьной программы. Нашёл - молодец, но психологически на такое способен далеко не каждый. Многие абитуриенты начинают возмущаться: "Я же рещил! Вот решение!"
- Хорошо, - спокойно говорит преподаватель, - раз Вы решили задачу с помощью теории дифференцирования, то Вы должны знать и уметь доказывать теоремы этой теории, которые Вы использовали при решении.
И начинался опрос по теории дифференцирования. Вот таким способом и "валили" абитуру. А кого "валить" до четвёрки, кого - до тройки, кого - до двойки, - это уже на совести каждого отдельного преподавателя.