От Фриц Ответить на сообщение
К Фриц Ответить по почте
Дата 21.10.2002 18:06:58 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; История; Школа; Программа; Версия для печати

Вот ещё часть 2 введения. Только я предлагаю поменять её местами с частью 3.

Неизбежный в российских условиях «дефицит власти» сильно повлиял не только на высший уровень власти, но и на местную власть. В России не было и не могло быть профессионалов, властно разрешающих проблемы на уровне деревни или даже волости.
А проблем таких было немало. Одной из важнейших был периодический передел земли. Состав крестьянских семей менялся: одни семьи росли или делились, другие – уменьшались или даже вымирали. Поэтому и земельные наделы приходилось периодически переделивать – по количеству работников или едоков. А государственного органа, который бы контролировал это важное дело, не было.
В деревне имелись работы, требовавшие усилий всего общества. В первую очередь это касалось построения и содержания храма. Были и другие работы – благоустройство, ирригация, строительство дорог и мостов, коллективная помощь в строительстве жилья. И не было никакой местной власти, которая бы это организовала.
Даже собрать подати и рекрутов из каждой деревни малочисленной российской власти было трудно. Не было и достаточного количества судей, чтобы разрешать гражданские споры крестьян.
Приходилось самим крестьянам брать на себя функции местной власти. Эти обязанности взяла на себя община – организация, состоявшая из крестьян данной деревни. Важнейшие вопросы решало общее собрание глав семейств – сход. Были и выборные должности – их исполняли обычно бесплатно, на общественных началах.
Русская община, «мир», это не только местное самоуправление. Вся жизнь крестьянина проходила «на миру» – на виду у соседей. В детстве крестьянский ребёнок играл в компании сверстников из своей волости. Юноши и девушки собирались большими компаниями на «игрища» и посиделки. Девушки зимой вместе чесали и пряли лён, парни развлекались драками «стенка на стенку» с жителями соседних деревень. Праздновали крестьяне, как правило, не в кругу семьи, а большими компаниями, с исполнением обрядов, хоровым пением. Русский крестьянин ощущал себя не свободным индивидуумом, а членом общины, имеющим права и обязанности в рамках общины. Авторитет и вес в «обществе», уважение соседей стояли очень высоко в системе ценностей русских крестьян.
В трудные времена община помогала крестьянам выжить. А трудные времена бывали нередко. И в удачные годы крестьянам не хватало хлеба для полноценного питания, а регулярно случавшиеся неурожаи приводили к голоду. Даже семьям, имевшим сильных работников и небольшое количество едоков, приходилось нелегко. А семьи, не имевшие сильных работников, оказывались на грани голодной смерти. В трудном положении мог оказаться каждый. Пожары, стихийные бедствия, несчастные случаи, болезни, могли оставить семью без кормильца либо без дома, либо без скота, инвентаря или семян. В таких случаях крестьянам не на кого было надеяться, кроме соседей. И соседи помогали, чем могли – это считалось нравственным долгом. Ведь в беде оказался мир, частью которого чувствовал себя крестьянин, а не чужая личность.
Взаимопомощи способствовала и православная вера. Если протестанты считают бедность признаком отвержения человека Богом (а к такому и отношение соответствующее), то православные допускают, что бедный человек может быть праведным и угодным Богу.
После революций 1917 года положение в деревне стало меняться. Местную власть стали осуществлять сельские советы. А затем, после коллективизации, функции общины взял на себя колхоз.
Многие люди переселились в города, условия их жизни изменились. Но глубоко усвоенные традиции коллективизма, лежащие в основе русской культуры, продолжают определять стереотипы поведения русской нации.