От titov Ответить на сообщение
К Павел Краснов Ответить по почте
Дата 05.10.2002 11:23:09 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; История; Манипуляция; Школа; Версия для печати

Re: Ответ

>>1. Кто будет читателем предпологаемой книги? Его возраст, образование, интересы? Почему он будет читать книгу?
>Ученики старших классов, их родители и учителя.

Понятно. Нужно всё-таки определится учебник это или книга для чтения по истории. Это разные жанры. Нельзя начать писать книгу, к примеру о войне 1812 года, а потом посмотреть что получилось - как у Толстого или как у Тарле. Книга для чтения подробно и более или менее художественно описывает отдельные события или личности. Учебник должен расказывать о всех существенных событиях истории данного периода, в их взаимосвязи. По необходимости это делается коротко и сухо. Совместить оба жанра в одной книге невозможно.
Предлагаю сделать книгу "Россия в XX веке. Каким должен быть учебник истории" объём 500 страниц многовато, но пусть будет так. 250-300 страниц должен занимать собственно учебник, написанный как учебник! Главы, параграфы, пункты, контрольные вопросы. Всё это в соответствии с жёстким, подробным, заранее разработанным планом (см. ниже). Оставшуюся часть, которую следует печатать более мелким шрифтом в качестве примечаний или приложений
можно занять
А) Краткой аргументацией положений противоречащих официальной трактовке событий и ссылками на историческую литературу где заинтересовавшийся читатель сможет ознакомится с подробной аргументацией положений основного текста (книги, желательно с указанием страниц, журнальные и газетные статьи, м.б. адреса в I-nete.)
Б) Частными подробностями.
В) Художественными вставками

>>2. Кто купит книгу? Государство для школ, родители учеников, заинтересовавшийся читатель ...?
>Предполагается, что по рекомендации учитилей и школ - родители учеников и,ясное дело,
>заинтересовавшийся читатель.

Вариант который я предлагаю может быть интересен и студентам исторических и педагогических вузов и их преподавателям.

>>3. Какие выводы должен сделать читатель после прочтения? Что останется у него в памяти через месяц, год, десять лет? Как изменится его мировосприятие? Насколько оно будет защищено от вредного воздействия иных трактовок истории?
>Вопросы, кроме первого, относятся к манипуляции общественным сознанием и ответ зависит от многих условий.
>На первый вопрос ответ такой. Очень и очень осторожно в сознание читателя должно быть заложено что (не всё пока реально сможет пройти, но надо стремиться к программе-максимум):
>Россия - особый уникальный тип цивилизации.
>Русские - несгибаемые и непобедимые патриоты и герои, веками отбивавшие всех врагов.
>Социализм - уникальная попытка воплощения души Русской цивилизации
>Свершения Социализма и Советской Цивилизации потрясающи и невероятны. Нет даже близких аналогов в истории человечества.
>Сталин - Герой и Гений, глубоко порядочный человек.
>Масштабы репрессий - сильно преувеличены и Сталин в них не виноват.
>СССР - был очень силён, уровень жизни - очень высок, в реальности намного выше, чем в развитых капстанах.
>В результате серьёзных ошибок и внутреннего предательства СССР проиграл Психологическую войну, будучи на грани победы, но реванш - возможен.
>Запад - исконный Враг России.

>Жизнь существенно сложнее этих схем. Но для начала неплохо это "загрузить" в сознание. Лучше пусть картина мира накладывается на эту основу, чем на другую.

Согласен.

>>4. После того как текст будет готов, что предполагается делать с ним дальше?
>Издать. В виде книги, газеты, электронной версии.

Книга и электронная версия понятно, Вы пишите что в этом направлении есть какие-то наработки. Допустим. Главы из учебника истории и статьи на исторические темы пригодные для публикации в газете - разные вещи.

>>5. Существует ли подробный план книги? Названия, цели и предполагаемые объёмы глав, параграфов, пунктов. Если существует надо бы ознакомится. Если его нет, это первое с чего нужно начинать, до того как писать "избранные главы".
>Общий объём - в районе 500 стр.
>Обобщённый план:
>1. Ситуация перед революцией. 1-я Мировая (кратко)
>2. Революция и Гражданская Война
> а. ВКП(б)
> б. Февральская и Октябрьская революции
> в. Гражданская Война
> г. Война с Польшей и окончание войны
>3. 20-е годы и НЭП
> а. Смерть Ленина
> б. Троцкизм
> в. Международная обстановка и блокада СССР (кратко)
>4. Предвоенный период 30-41 гг.
> а. Сталин
> б. Международная обстановка
> в. Фашизм
> г. Индустриализация
> д. "Репрессии"
> е. Армия
>5. Великая Отечественная
>6. Послевоенный период (Восстановление экономики) Успехи СССР.
>7. Начало Холодной Войны, Ядерное Оружие
>8. Смерть Сталина, ХХ съезд, Хрущёв.
>9. Брежнев, Период Застоя, Психологическая война, Социалистический лагерь
>10. Смерть Брежнева, чехарда Генсеков. Горбачёв. Начало Перестройки
>11. Развал СССР.

Это не план учебника. По такому плану как этот "Войну и мир" можно писать. Первый том, второй, третий и четвёртый. План учебника должен быть разработан гораздо подробнее. Названия и письменно сформулированные цели каждой главы, параграфа, пункта. Вместо письменно сформулированной цели хотя бы контрольные вопросы, минимум один к каждому пункту. Лучше и то и другое. Это дисциплинирует автора. Он должен писать пункт, зная, что именно прежде всего должен уяснить читатель, стараясь чтобы по прочтении пункта читатель правильно ответил на поставленный вопрос. В плане должно быть предусмотрено максимально возможное число знаков для каждого пункта, Какие рисунки и документы должны быть в каждом параграфе.
Я мог бы составить первый вариант такого плана если будут приняты мои предложения по тому что будет представлять собой книга.

>>6. Каков порядок совместной работы?
>Какой период Вы хотите взять для работы? Довоенный период "веду" я. По общим вопросам - к Лилии. Вы пишите первые варианты и посылаете их Лилии. Над некоторыми вопросами работаем совместно.

Предлагаю следующий порядок
1. Определиться с тем какую книгу делаем (см.выше). Концепция.
2. Составить и утвердить план книги (выше)
3. Чётко определить авторский коллектив, из людей согласных работать по утверждённому плану,
а не просто предлагать писать кому хочется то, что нравится, на исторические темы.
4. Распределить работу по авторам.
5. Выполнение авторами своих участков
6. Обсуждение получившихся кусков и редактирование.

Каждый этап желательно ограничить по времени.

Вы спрашиваете какой период для работы я хочу взять. Странный вопрос. Я в этом деле не начальник. Руководить не собираюсь. Какой период достанется с тем и буду работать.

Ещё вопрос. Как к идее написать учебник относится СГКМ. Я здесь недавно, его мнение по этому поводу не знаю. Если он относится положительно, как он отнесётся к идее редактировать книгу, чтобы она вышла под его редакцией.
во первых он уже делал что то подобное (История Сов. Гос. и права, Сов. Цивилизация)
в учебнике придётся ссылаться на его работы, цитировать; цитата в школьном учебнике выглядит нехорошо, другое дело если он автор, тогда его можно цитировать без кавычек и без постоянных отсылок к списку литературы.
во вторых повышается вероятность опубликования книги в виде книги.


С уважением.