От Георгий Ответить на сообщение
К Администрация (И.Т.) Ответить по почте
Дата 01.10.2002 18:23:37 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Версия для печати

Тоже Крылов. Погибнет ли Европа, утонув в "мигрантах"? (*+)

http://www.russ.ru/politics/20020620-kryl.html

Европа и ее европейцы
По материалам семинара "РЖ-сценарии"

Константин Крылов

Дата публикации: 20 Июня 2002

Тема второго заседания (10.06.02): "Единая Европа" как
политико-географический образ

Я намерен затронуть одну не слишком интересную тему: разложение Европы
изнутри. Разумеется, было бы сладко, если бы Европа и в самом деле подгнила
где-нибудь в потрошках: ненавистники Европы могли бы радоваться, а ее
любители наконец-то нашли бы повод ее пожалеть, и, черт возьми, заняться ее
спасением. Сейчас, например, принято сокрушаться по поводу наплыва на
древний континент цветных мигрантов: уже пошли разговоры, что в Париже не
слышно французской речи, магазины, торгующие свининой, спешно закрываются, а
Эйфелеву башню скоро превратят в минарет. И так далее.
Подобная перспектива представляется почти неизбежной, особенно способствует
такому взгляду статистика: черные и цветные лихо плодятся, не
ассимилируются, живут замкнуто - в общем, идеально годятся на роль чаемой
пятой колонны, которая в нужный момент повернется к пригожей Европе своей
азиатской частью.
Я думаю, однако, что рассчитывать на это глупо. И вот почему.
Начнем с определений. Мы будем понимать под Европой совокупность культур,
где уже решен ряд проблем, терзающих остальное (неевропейское) человечество.
В данном случае неважно, каким образом (и, в частности, за чей счет) они
решены.
Скажем сразу, что мы не имеем в виду "высокие европейские достижения",
"культуру", "технику", "науку", и прочие "христианство и социализм". Европа
как географическое, историческое, культурное или религиозное единство -
малоинтересная тема. Не потому, что такового единства не существует, а
потому, что Европу любят (ну и ненавидят, конечно) не за это. Нужно быть
культурологом или идиотом, чтобы определять "европейский дух" через
какое-нибудь "филиокве" или, скажем, "протестантскую этику", "латиницу",
"пруста" и "кафку". Ясно ведь (то есть интуитивно ясно, как бы мы ни
пытались заморочить себе голову), что Европа осталась бы Европой и без
"филиокве". С другой стороны, столь же нелепыми и беспомощными являются
попытки подобраться к европейскому феномену со стороны материальной: Европа
далеко не всегда была "центром промышленного развития" и источником высоких
технологий. Возьму на себя смелость утверждать, что она вполне может
обойтись и без них: корейские и китайские муравьишки работают лучше, и к
тому же их труд обходится значительно дешевле. Что не делает их "Европой" ни
в каком смысле слова.
Вообще говоря, способность "что-то создавать" - в том числе "культуру"
(науку, искусство, религию, философию) - не дает власти. Производитель (в
том числе, производитель "высокого" - будь то вершины духа или хай-тек) -
всегда раб; или, по крайней мере, он всегда может быть поставлен в положение
раба. Гегель врал: раб, в поте лица трудясь и производя, никогда не получает
власти над господином - в лучшем случае, господин зависит от раба, но
господство на то и господство, что оно в любой момент может порвать паутинки
зависимости, пусть даже самой цепкой.
История это подтверждает. Римляне, когда им понадобилась "культура", брали
ее везде, где находили, брали по праву сильного, мечом: фактически, они
завоевали культуру, а ее родину превратили в "провинцию Ахайя". Современная
Америка, по возникновению нужды в науке, искусстве, образовании и
удовлетворении кой-каких духовных запросцев, попросту покупает и вывозит к
себе все то, что ее на сегодняшний день интересует. "Было ваше - стало
наше".
И напротив, господином делает способность присваивать и удерживать, в
частности - потреблять. Одной из сокровенных тайн Европы является ее свиная
всеядность: Европа способна переварить абсолютно все, при этом отнюдь не
становясь тем, что она ест. Европа - присваивающая, ассимилирующая и
богатеющая на этом цивилизация.
(ХОРОШО! - Г.)
Стоит отметить, что история Европы (в указанном выше смысле) и началась с
подобного акта ассимиляции, то есть с Возрождения - уникальной, не имеющей
аналогов процедуры по освоению прошлого. Первое, что сожрала вселенская
хрюшка, - это собственное ("античное") прошлое (не подчинившись ему и не
став им).
Существует, вообще говоря, три способа как-то соотнестись с прошлым.
Традиционные культуры принадлежат прошлому в буквальном смысле слова: они
принадлежат своему прошлому, являются собственностью своих предков.
Переходные культуры (например, русская) научились "освобождаться от груза
прошлого" - попросту стряхивая его с себя, как конь может стряхнуть поклажу.
Правда, при этом сброшенное теряется. Только европейская культура обладает
своим прошлым как собственностью: их прошлое - это имущество, ценное и
ценимое, но при этом вполне продавабельное. Возрождение означало радикальный
поворот по отношению к прошлому, освобождение от его гнета и переход к его
освоению: сначала культурному, а потом и хозяйственному.
Второе, что умеет делать Европа, - это осваивать "неевропейское". Что,
впрочем, несложно, если отнестись к нему как к "своему далекому прошлому"
(например, к неевропейским культурам как к "древним", "диким", то есть, в
конечном счете, к "собственному забытому варварству"). Не будем описывать,
как европейцы это делали (достаточно вспомнить беспримерный в человеческой
истории опыт колониального раздела планеты). Важен результат: в ходе
освоения мира европейцы отобрали мир у него самого, сделав его эпифеноменом
Европы.
Третья проблема, которую сумели решить европейцы - это заставить служить
себе целый ряд явлений, которые в неевропейском мире являются
разрушительными (например, "свободный рынок" или "демократию"). Современное
общество - не то, где существует "демократия", "рынок", и т.п., а то, в
котором все это существует, не разрушая общества. То общество, где
существуют механизмы, компенсирующие вред, наносимый всеми этими явлениями.
(ПРОСТО БЛЕСТЯЩЕ СФОРМУЛИРОВАНО!!! - Г.)
Поэтому ошибается тот, кто считает Европу "еще одной культурой" (как
выражались наши евразийцы - "ареалом культурной жизни романо-германских
народов"). Европа - не культура, а метод оперирования любой возможной
культурой. Ее истинный символ - алхимический AZOT, Универсальный
Растворитель. Кстати сказать, это слово трактуется европейскими
оккультистами весьма интересно. Первая буква этого слова - А - начинает
собой три алфавита: латинский, греческий и еврейский. Остальные три буквы
завершают каждый из этих алфавитов. Таким образом, это слово - символ
мультикультурализма, переваренного и усвоенного, как того хотел Леонтьев,
"единой деспотической идеей", правда, не творящей, а рас-творяющей
многообразие в себе. Другим образом Европы может служить Бафомет - "бог не
познаваемый, а познающий".
Из этого сразу следует простой вывод. Допустим, случится так (это ведь не
исключено), что большая часть жителей Европы станет мусульманами. Из этого
совершенно не следует, что Европа после этого сольется с арабским морем.
Отнюдь нет: ей сложно одержать победу над мусульманами, но легко одержать
победу над мусульманством как таковым. Скорее она переварит и встроит в себя
ислам, то есть сделает его европейской религией. Более того: если это вдруг
зачем-то понадобится, какая-нибудь Франция (или Швеция) вполне способны
стать "центром исламской мысли". Конечно, это будет "другой ислам", но
подобный проект европейцам вполне по силам (опять же, если это понадобится).
Коран - такой же материал, как и, скажем, "буддизм", из которого европейцы
уже понаделали себе мягких игрушек психоаналитического назначения.
Остается разобраться с этническими меньшинствами, проживающими в Европе,
сохраняющими идентичность, и, соответственно, опасными. Однако почему мы
думаем, что они плохие европейцы? В конце концов, они приехали в Европу, они
живут в Европе (иногда на птичьих правах), они работают в Европе (на тех
работах, которыми гнушаются европейцы). Они заинтересованы в том, чтобы это
продолжалось и дальше. Некоторые, накопив денег, уезжают домой; некоторые
остаются. Но и те, и другие не могут желать того, чтобы Европа слетела с
копыт: это угрожает их жизненным планам.
Разумеется, из этого совершенно не следует, что эти люди ассимилируются.
Арабы, негры, китайцы, разумеется, не стали французами, немцами, или
итальянцами. Но они перестали быть и "нормальными арабами", "обычными
неграми", "традиционными китайцами". Эти люди больше не принадлежат ни
Третьему миру, из которого вышли, ни Первому, в который они стремились.
Сейчас именно они могут претендовать на звание жителей "Второго мира", не
сводимого к Первому и Третьему.
Разумеется, многие из них испытывают ненависть к тому, что их окружает. Но
это не мешает их заинтересованности; скорее, эта ненависть компенсирует
заинтересованность.
У Сент-Экзюпери - кажется, в "Планете людей" - есть описание араба, который
попадает в версальские сады и видит фонтан. Он садится около фонтана и ждет,
когда же вода кончится. Наконец он понимает, что эта вода не кончится
никогда - и с ним происходит то, что Ницше назвал "переоценкой ценностей".
Интересно, что после этой сцены он начинает ненавидеть французов - что, в
общем-то, вполне предсказуемо.
Ненавидеть можно тех, от кого зависишь, хотя бы в мыслях: а после сцены с
фонтаном он почувствовал именно это. Ненависть к Европе - это просто стадия
самоопределения себя в Европе. Более того. Идеальный житель единой Европы -
не связанный даже следами национальных предпочтений и предрассудков - это
эмигрант со стороны, приехавший не столько "в Германию" или "во Францию",
сколько именно в Европу как в целое. Он не имеет лингвистических
предпочтений: все европейские языки для него не родные - хотя английский,
конечно, ему ближе, чем любой другой. Он толерантен, так как сам нуждается
хотя бы в минимальной толерантности. И он готов быть европатриотом, так
как не нуждается в том, чтобы дверь, через которую вошел он сам, оставалась
открытой для его соплеменников. В электорате правых партий все большую роль
играют "старые иммигранты", хорошо устроившиеся в Европе и не желающие
наплыва чужаков...
(ПРАВИЛЬНО! - Г.)
Так что образцовый житель единой Европы может получиться именно из "негра".
И скорее всего негры и пакистанцы "в случае чего" первыми бросятся защищать
эту самую европейскую цивилизацию. Проявляя при том чудеса героизма и
пассионарности.

-----------------------------------------------