|
От
|
self
|
|
К
|
Павел Краснов
|
|
Дата
|
08.10.2002 14:17:49
|
|
Рубрики
|
История; Культура;
|
|
по старой реплике, Вам Павел
Сергей Палыч - это просто... слов нет. Жаль, что спать приходится ужастно много - столько времени теряется.
Вы как-то, Павел, что-то про лень русскую сказали, я попытался возразить, но не получилось у меня мысль свою выразить не коряво. Вот, у в Поутовских ссылках нашёл цитату, замечательно выражающую моё возражение Вашему высказыванию по поводу русской лени. Лень, ещё раз повторяю, тут не при чём! Читайте:
=====
Та роль, которую ценности играют в процессе профориентации, в России имеет свою особую специфику. У меня есть книга “Смысл”, которая начинается словами: “Русские вообще никогда не работают”. Покуда смысл работы им непонятен, это для них — не работа, а каторга, “вкалывание” из-под палки. Но как только смысл деятельности проясняется — она немедленно становится подвигом во имя смысла, делом чести, дерзанием — чем угодно, кроме нормальной профессиональной работы. Поверьте, я не отношусь к приверженцам кондово-патриотической трактовки русского национального духа. То, что я описал, не является привилегией только русских. Однако русские относятся к некоему потерянному наукой множеству культур, которым свойственно столь странное отношение к труду.
Есть еще два типа отношения к работе. Во-первых, западное, т.наз. протестантская этика, про которую вы все слышали и читали. Думаю, в этом названии неудачны оба слова — как “этика”, так и “протестантская”. Грубо упрощенный ее вариант таков: человек попал на место часовщика, старшего бухгалтера, парикмахера или начальника главка, и добродетель его в том, чтобы добросовестно трудиться на этом месте, не думать о «смыслоносности», получать за свой честный труд деньги, а уж потом где-то в стороне на них осмысленно “оттягиваться”.
Во-вторых, восточное — традиционное отношение к профориентации, когда для человека с детства предопределено, что он будет, скажем, лепить горшки. Он не думает, почему так решил, не пытается сопоставить эту профессию с прочими и не рефлексирует на тему перспектив служебного роста. Просто он родился в деревне горшечников, и все!
Ни первое, ни второе отношение не свойственны нашей культуре. Ей скорее свойствен вначале поиск смысла происходящего в обществе, затем выяснение, где в этом происходящем самое-самое главное место, а потом попытка его занять.
==========
Теперь понятно? Только имейте в виду, что "занять главное место" значит по русским понятиям опять же не то, что на Западе или Востоке. Занять, чтобы максимизировать свой КПД по принесению пользы всем.
Вот так то...