От Ignat Ответить на сообщение
К Ignat Ответить по почте
Дата 13.10.2002 19:00:37 Найти в дереве
Рубрики Образы будущего; Версия для печати

Re: Некоторые пояснения часть Пятая

13. Классическим примером инновационного развития считается становление хлопчатобумажной промышленности в Англии.

Согласно легенде, по некоторому поводу где-то в середине 18 века руководство Ост-Индской компании направило в метрополию образцы товаров производимых в Индии, среди них была небольшая партия хлопка-сырца. Хлопок-сырец не представлял интереса для казны и был продан с аукциона в Лондоне некоторому частному лицу по бросовой цене. Этому покупателю и пришла в голову «инновационная» идея изготовить ткань из хлопчатобумажной пряжи по технологии используемой в Англии для производства шерстяных тканей. Надо заметить, что Индия была, родиной хлопчатобумажного текстиля, производила этот товар уже около трех тысяч лет, и её ремесленники достигли в этом деле большого искусства. Хлопчатобумажные ткани индийского производства поставлялись в Англию той же Ост-Индской компанией ни как не меньше 50, а то и всех 150 лет. Товар был отменного качества, пользовался спросом у обеспеченных слоев населения и продавался на местном рынке в ценовой нише между шелком и шерстью. Ткань местного производства оказалась худшего качества, чем индийская. А ее цена, местном рынке, попала в ценовую нишу между шерстью и льном. Производство хлопчатобумажной ткани в Англии оказалось значительно дешевле, чем в Индии. По следующим причинам:
1. В Индии крестьяне заняты с/х производством в течении всего года. Так как природные условия в этой стране дают возможность собирать от двух до трех урожаев в год. По этой причине изготовление х/б ткани давно выделилось в отдельную профессию, которой занимались мужчины (в силу культурной традиции), вынужденные на результаты своей трудовой деятельности содержать семьи.
2. В Англии с/х производство носило сезонный характер. Шерстяные ткани производились в межсезонье на дому в основном женщинами и детьми (распределенная мануфактура) доходы от этой деятельности рассматривались, крестьянскими семьями как приработок.
3. Хлопок оказался более удобен в обработке, чем шерсть или лен в результате чего производительность труда при производстве из него тканей по одной и той же технологии получалась выше.
На начальном этапе товар доказал свое право на существование, хотя и не занял место шерстяных тканей в Британской экономике, но получил свою долю рынка. Расширению рынка сбыта мешал индийский х/б текстиль(миткаль), более конкурентный по качеству и местный льняной, более конкурентный по цене. К счастью, давно сформировавшиеся и влиятельные интересы торговцев шерстью периодически способствовали запрету на импорт индийского миткаля (который чисто в торговых интересах Ост-Индская компания была вынуждена экспортировать из Индии в наибольших объемах) и таким образом поддерживали британскую х/б промышленность. Проблему льняного текстиля удалось решить в два этапа при помощи двух «инноваций» : 1. производства бумазеи (ткань из смеси хлопка со льном); 2. за счет начала выращивания хлопка в Южных Штатах США.
После 2. х/б текстиль стал самым дешевым видом ткани на рынках Европы и США.
Промышленность по производству льняных тканей, первоначально имевшая лучшие шансы на расширение сбыта не выдержала конкуренции так, как не смогла наладить производство исходного сырья в необходимых объёмах. В отличие от хлопка, который произрастал в колониях и при расширении посевных площадей с населением, которых можно было не церемониться. Лен возделывался преимущественно в Центральной и Северной Европе, где расширению посевных площадей под его производство мешали сложные имущественные отношения в области земельной собственности. Кроме того в отличие от льна, хлопок давал 2-3 урожая в год. Использование рабского труда в Южных Штатах США не только, сократило стоимость, производства хлопка, но и открыло Африканские рынки для британского х/б текстиля. Суда доставлявшие рабов в Южные Штаты США, потом могли везти хлопок в Англию, а затем могли вернуться в Африку с грузом Британского х/б текстиля. На самом деле перевозки в этом треугольнике происходили в любой последовательности, а порты Ливерпуля и Глазго стали крупнейшими перевалочными базами новейшей работорговли. Но как бы там ни было затраты на транспортировку Британского х/б текстиля в Африку снизились (очередная «инновация»), что открыло для него рынки Африканского континента. Все эти процессы, сопровождались параллельными инновациями в совершенствование процесса производства х/б текстиля в Англии: сначала был механизирован процесс прядения, потом усовершенствована технология окраски,
затем изобрели хлопкоочистительную машину, и много кратно усовершенствовали ткацкий станок. Вообщем, за 15 лет с 1785 по 1800 год из 90 поровых машин собранных в мастерской Уатта 84 предназначались для использования при производстве х/б ткани и лишь 6 для шерстяной. Наполеоновские войны открыли для Британского х/б текстиля рынки Латинской Америки. И наконец в 1840 году британские х/б ткани покорили рынок Индии. Производство х/б в Англии ежегодно приносило участвовавшим в нем предпринимателям от сотни и даже тысячи процентов прибыли в год. Бум производства этого товара начался в 1785 году (год ввода в строй первой полностью механизированной х/б фабрики) и продолжался до 1846 года ( год начала первого кризиса результатом которого стало существенное снижение нормы прибыли в этой отрасли промышленности). В течении всего этого периода времени доходы от ежегодного экспорта х/б ткани составляли половину всех экспортных доходов Великобритании. В начале этого периода одежда из х/б ткани считалась признаком богатства, в конце рабы работали на плантациях в одежде из хлопка. Первые ткани изготовлялись в домашних условиях на примитивном оборудовании, а в конце периода для изготовления ткани применяли станки с числовым программным управлением. За этот период стоимость ткани на рынке понизилась в 12 раз. В этот времени в экономике Великобритании случались кризисы, х/б реагировала на них снижением цен и прибыли не падали. Кризис 1846 года в корне изменил положение. В 1848 г экономика Великобритании вышла из кризиса, х/б текстиль перестал быть капиталистическим товаром, его производство по прежнему приносило прибыль, но уже не рождало людей подобных Роберту Оуэну, который начал собственное дело в Манчестере в 1789 году скопив 100 фунтов, в 1809 году скупил текстильные фабрики в Нью-Ленарке за 84000 фунтов наличными. При этом история его преуспевания в этом бизнесе была довольно скромна по меркам того времени.