Кое-что о ленд-лизе. Нерсесов (*+)
http://www.duel.ru/200238/?38_5_2
ОБРАТНАЯ СТОРОНА ЛЕНД-ЛИЗА
Совсем незамеченной прошла в России 60-я годовщина с того дня - 31 августа
1941 г., - когда в Архангельском порту отдал швартовы первый американский
транспорт, доставивший нам военную помощь по знаменитой программе ленд-лиза.
Хотя демократические историки, надеющиеся на подачки с барского стола дяди
Сэма, и разродились к юбилею целой кучей восторженных соплей об эпохальном
значении штатовской помощи, публика отнеслась к этому хаю чрезвычайно вяло.
То ли общая политическая обстановка не благоприятствует объяснениям в любви
Вашингтону, то ли, заявляя, что без американской помощи Советский Союз был
бы непременно завоеван, любители соросовских грантов явно хватили через
край...
Четыреста миллионов для диких обезьян
Скорее же всего - слишком неблагодарной оказалась сама тема. Можно, конечно,
изводить тонны бумаги, объясняя почтеннейшей публике грандиозное значение
ленд-лизовской помощи, но изменить реальные цифры никаким словесным поносом
невозможно. А они для американских лизоблюдов выглядят чрезвычайно
неутешительно. Например, стрелкового оружия всех типов, но без пистолетов и
револьверов, мы имели на 23 июня 1941 г. и получили за годы войны 29,16 млн.
штук. Из них пришло с американских, британских и канадских заводов 151,7
тыс., т.е. 0,52%. По артиллерии и минометам всех калибров эти цифры
составляют, соответственно, 647,6 тыс. и 9,4 тыс. (1,45%). По танкам и
самоходным орудиям 132,8 тыс. и 11,9 тыс. (8,96%). И, наконец, по боевым
самолетам 140,5 тыс. и 18,3 тыс. (13,02%).
Да больше и не могло получиться, поскольку из 42951 млн. долл., в которые
обошлась америкосам вся лендлизовская помощь, для разгромившей три четверти
вооруженных сил Германии и ее европейских союзников Красной Армии добрый
вашингтонский дядюшка выделил 9800 миллионов, т.е. чуть больше одной пятой.
В то время как одна Британская империя получила 30269 миллионов, и даже
страны Южной Америки, чьи боевые подвиги без электронного микроскопа
практически неразличимы, урвали свой 421 млн. зеленых. Вероятно, для того,
чтобы дикие обезьяны Бразилии с голодухи в блокадном Ленинграде случайно не
померли.
Но, может быть, при общей незначительности объема заокеанской помощи она
сыграла решающую роль именно в 41-м, когда немцы стояли у ворот Москвы? Что
ж, посмотрим статистику поставки вооружений за этот год. С 22 июня по 31
декабря Красная Армия получила 1,76 млн. винтовок, автоматов и пулеметов;
53,7 тыс. орудий и минометов; 5,4 тыс. танков и 8,2 тыс. боевых самолетов.
Из них проклятые империалисты поставили 82 пушки (0,15%), 648 танков
(12,14%) и 915 самолетов (10,26%). С учетом же вооружений, имевшихся на 22
июня 1941 г., и этот, не слишком внушительный, процент снижается до
совершенно ничтожных цифр (соответственно, 0,04%, 2,32% и 3,14%). Ну, явно
маловато будет, особенно если учесть, что изрядная часть присланной техники,
как, в частности, 115 из 466 танков английского производства, в первый год
войны до фронта так и не добралась. В итоге, например, из двухсот с лишним
танков, с которыми наступали от Наро-Фоминска 5-я, 33-я и 43-я армии,
насчитывалось на 30 декабря едва пяток британских машин.
На тебе, боже, что нам негоже!
К тому же и качество отправляемого вооружения зачастую оставляло желать
много лучшего. Так, из 711 истребителей, прибывших из Англии в СССР в первые
полгода войны, 700 составляли безнадежно устаревшие машины типа <киттихок>,
<томагавк> и <харрикейн>. Сильно уступая <мессершмиттам> и <якам> по
скорости (520 км/ч против 570) и маневренности, они к тому же еще не имели
пушечного вооружения. Даже если летчику на таких драндулетах и удавалось
поймать врага в прицел, их малохольные пулеметы винтовочного калибра
зачастую оказывались совершенно бессильными против брони немецких самолетов.
Что касается современных истребителей <аэрокобра>, то их друг Черчилль
поставил нам всего 11 штук. При этом первая машина прибыла вообще в
разобранном виде, без соответствующей документации и вдобавок оказалась с
практически полностью отработанным моторесурсом. Правда, наши левши,
несмотря на такие сюрпризы и нестандартную конструкцию (двигатель <кобры>
расположен не в носовой части, а под кабиной, соединяясь с винтом длинным
валом), все же самолет собрали и даже в воздух запустили, но воевать на нем,
естественно, мог разве что кандидат в камикадзе.
Это, кстати, относится и к двум экскадрильям <харрикейнов>, вооруженных
40-мм танковыми пушками для борьбы с бронетехникой противника. Когда
британцы убедились на своем опыте, что из дерьмовых истребителей штурмовики
получаются совсем поганые, они, не моргнув глазом, отправили их в Россию.
Где те и пробыли всю войну без дела, поскольку идиотов летать на крылатых
мутантах у нас не нашлось.
Зато, ознакомившись с присланным металлом, сталинские соколы быстро поняли
принципиальную разницу между американцами и англичанами. Если британские
джентльмены все же блюли приличия и посылали товар хоть и по принципу <На
тебе, Боже, что мне негоже!>, но все же в оговоренном количестве, то янки
просто внаглую срывали поставки. Обещали прислать 600 танков и 750
самолетов, а послали первых всего 182, а вторых - 204. Ну а если кто-то
подумает насчет знаменитой тушенки и другого продовольствия, то, даже
согласно подсчетам самых трепетных поклонников ленд-лиза, от общего
количества продуктов, съеденных красноармейцами в 41-м, заокеанская закусь
составила от силы 1%. Та же история продолжалась и в 1942 г. Если советская
промышленность выпустила тогда 5,91 млн. единиц стрелкового оружия, 287 тыс.
орудий и минометов, 24,5 тыс. танков и самоходных орудий и 21,7 тыс.
самолетов, то по ленд-лизу за январь-октябрь было этих видов вооружения
получено, соответственно, 61 тыс., 532, 2703 и 1695 штук. После чего (в
разгар боев за Сталинград и Кавказ!) поставки практически прекратились.
Перебои начались уже летом, когда немецкая авиация и подлодки разгромили
караван РQ-17, брошенный 5 июля 1942 г. по приказу британского
Адмиралтейства своим конвоем. До портов дошло тогда всего 11 судов из 35,
что и было использовано союзничками в качестве предлога для приостановки
отправки следующего конвоя. Тормозились союзнички до 2 сентября, потом со
скрипом отправили следующий караван РQ-18, потеряв по дороге 10 транспортов
из 37, а затем прикрыли лавочку аж до 15 декабря. За 3,5 месяца, когда на
Волге шла решающая битва Второй мировой, в Мурманск и Архангельск пришло
поодиночке всего 5 судов с лендлизовскими грузами. Поневоле складывается
впечатление, что в Лондоне и Вашингтоне все это время просто сидели и
выжидали: чем-же там под Сталинградом у этих русских дело кончится?
Бизнес на два фронта
Естественно, демократические историки все это знают. Но либо пропускают мимо
ушей, либо с торжественным видом выкладывают свой решающий и последний
козырь: поставки, не относящиеся к основным видам вооружений. И тут вроде бы
крыть нечем, поскольку цифры получаются действительно солидные. В частности,
именно по ленд-лизу мы получили 2586 тыс. т авиационного бензина (31,5%
произведенного в СССР в 1941-1945 гг.) и 409,5 тыс. автомобилей (35,4%
использованных Красной Армией за годы войны, без учета трофейного
автотранспорта). А ведь еще были станки, рельсы, паровозы с вагонами,
радиолокаторы и другие полезные предметы, без которых много не навоюешь! И,
ознакомившись со всем этим великолепным списком, можно бы преклонить колени
перед добрым дедушкой Рузвельтом... Но только если забыть о том, что
одновременно вполне сравнимую по объемам помощь американские корпорации
оказывали и Германии!
Например, рокфеллеровская нефтяная корпорация <Стандарт Ойл> только по линии
немецкого концерна <И.Г. Фарбениндустри> продала Гитлеру бензина и смазочных
материалов на 20 млн. баксов. Один венесуэльский филиал <Стандарт Ойл>
ежемесячно отправлял в Германию 13 тыс. т нефти, которую мощная химическая
промышленность Рейха тут же перерабатывала в тот же бензинчик. До середины
44-го года танкерный флот <нейтральной> Испании работал почти исключительно
на нужды вермахта, снабжая Германию американским <черным золотом>, формально
предназначенным для Мадрида. Доходило до того, что немецкие подлодки иной
раз заправлялись американской горючкой прямо с испанских танкеров, и тут же
плыли топить штатовские же транспорты, перевозившие оружие для СССР!
И топливом дело не ограничивалось. Еще немцам шли из-за океана вольфрам,
синтетический каучук и, конечно, куча необходимых штучек для автомобильной
промышленности, которыми фюрера снабжал его большой друг мистер Форд. В
частности, известно, что вермахту шло 30% автопокрышек, изготовленных на
фордовских заводах, а только осенью 42-го филиал Форда в Швейцарии
отремонтировал 2 тыс. немецких грузовиков. Что же касается общего количества
автомобилей и объема отправленной в Германию нефти, то полных сведений в
открытой печати на этот счет до сих пор нет, потому как коммерческая тайна.
Но и просочившегося наружу вполне хватает, чтобы понять: торговля с Берлином
тогда шла ничуть не менее интенсивно, чем с Москвой. И прибыль, которую
получали от нее америкосы, исчисляется цифрами воистину астрономическими.
Впрочем, как показала практика, и Советскому Союзу заклятые друзья помогали
отнюдь не в убыток своему карману.
Золото за тушенку
Общепринятая версия о том, что со стороны США лендлизовская помощь носила
характер чуть ли не благотворительности, при ближайшем рассмотрении не
выдерживает никакой критики. Прежде всего потому, что уже в ходе войны - в
рамках так называемого <обратного ленд-лиза> - Вашингтон получил
необходимого сырья общей стоимостью почти в 20% от переданных материалов и
вооружений. В частности, из СССР в Штаты шли, помимо прочего, марганец, хром
и другие подобные металлы, добавки которых кардинальным образом влияют на
прочность брони. Насколько это важно, можно оценить, если знать, что когда у
немцев с этими элементами начался дефицит, 150-мм лобовая броня их
<королевских тигров> стала держать снаряды хуже, чем аналогичный 100-мм
броневой лист ранее выпускавшихся обычных <тигров>.
А еще за союзные поставки мы расплачивались чистым золотом и в немалых
количествах. На одном британском крейсере <Эдинбург>, который раздолбаи
англичане позволили немцам утопить, золотишка было целых 5,5 тонн. Ну и,
наконец, значительную часть оружия и боевой техники, как и полагалось по
договору, Советский Союз по окончании войны вернул обратно. Получив взамен
счётец на крупную сумму в 1300 млн. баксов.
На фоне списания лендлизовских долгов прочим облагодетельствованным державам
это выглядело откровенным ограблением, посему Кремль, где на тот момент
сидел, как известно, вождь несколько иного масштаба, чем в данный момент,
потребовал пересчитать должок нормально. В дальнейшем эта разборка
продолжалась, и к настоящему моменту мы вроде бы должны америкосам 674 млн.
долл. Сумма тоже весьма сомнительная, но, с учетом позы, занимаемой ныне
Россией перед США, обсуждать ее в Кремле, думаю, никто не рискнет.
Юрий НЕРСЕСОВ,
<Новый Петербург>, N 35, 2001 г.