Россия-СССР; Образы будущего; Модернизация; Война и мир;
Фролов из Савраски тоже о кризисе внутри режима (*)
Не очень верю я Кургиняну, но сегодня его оценки совпадают с мнением члена редколлегии "Советской России" Александра Фролова. В его статье об итогах выборов в Красноярске и Нижнем Новгороде сказано:
"Главное - в том, что правящий режим вошел в полосу острейших внутренних противоречий." Кургинян не видит выхода, а Фролов чрезмерно оптимистичен:
"...момент, когда у народа благодаря расколу режима появилась реальная возможность смести всех этих политиканов с их грязными технологиями."
В минувшие выходные престиж российской избирательной системы упал еще ниже. Казалось бы, ниже уже некуда. Оказывается, есть куда. В воскресенье Красноярский крайизбирком признал недействительными итоги второго тура губернаторских выборов, в котором сошлись председатель краевого Законодательного собрания А.Усс и губернатор Таймырского автономного округа А.Хлопонин. А в ночь с воскресенья на понедельник при подведении итогов второго тура выборов мэра Нижнего Новгорода по заявлению одного из претендентов -депутата Госдумы В.Булавинова районный суд арестовал, то есть фактически запретил подсчитывать изрядную часть избирательных бюллетеней. В свою очередь другой кандидат - действующий мэр города Ю. Лебедев - потребовал признать выборы недействительными. Дело, очевидно, к этому и вдет. Словом, руководитель СПС Б.Немцов оказался провидцем, когда, обсуждая в Киселевских <Итогах> красноярский казус, пугал отменой результатов нижегородских выборов. А возможно, был заранее осведомлен о планах своего приятеля Кириенко...
Отмена итогов обеих предельно грязных избирательных кампаний выглядит на первый взгляд, как бескомпромиссная борьба за чистоту. Хоть и задним числом, но признали всетаки творившиеся беззакония и безобразия. На деле же суть происходящего, конечно, не в этом. Выборы в Красноярске и Нижнем наглядно продемонстрировали всей стране, как <делаются> результаты выборов. Избиратель в них - последняя спица в колесе. Никого особо не интересует, что он думает и как голосует. Избирательная урна приравнивается здесь к урне обыкновенной. Опущенные в нее бюллетени - не более чем сырой материал, из которого изготавливается тот результат, который необходим власти, господствующей <элите>.
Особенность красноярских и нижегородских выборов вовсе не в том, что они были грязными, а в том, что на них не было согласия <элит>. Они не сумели договориться между собой заранее о разделе влияния, а потому перенесли свои споры непосредственно на процесс голосования и подведения итогов. Поэтому все приемы грязных политгехнологий обнажились особенно рельефно. Другая особенность состоит в том, что силы противоборствующих <элит> оказались практически равными, оттого и результат остался неопределенным. Так, три недели тому назад, разбирая итоги первого тура красноярских выборов, мы говорили, что будущий результат единоборства Хлопонина и Усса во втором туре абсолютно непредсказуем.Так и случилось.
Наконец, еще одна особенность, которая заставляет обратить на эти выборы самое пристальное внимание. Дело в том, что и Красноярск, и Нижний Новгород - два региона, в которых результаты самых различных выборов на протяжении вот уже многих лет оказываются наиболее близкими к результатам общероссийских голосований. По соотношению сил в этих регионах можно изучать и прогнозировать соотношение сил в России в целом. И вот, как по заказу, эти знаковые выборы состоялись в один и тот же день! Но если совпадение дат - явная случайность, то совпадение результатов - это уже нечто большее.
Красноярские выборы оказались точкой, в которой сфокусировались противоречия интересов крупнейших олигархических группировок страны - интересов, выходящих далеко за пределы собственно Красноярского края. <Русский алюминий>, поддерживающий Усса, связан с такими знаковыми фигурами, как Абрамович и Дерипаска, - виднейшими членами и финансистами ельнинской <семьи>. Стоящий за Хлопониным <Интеррос> - с именем виднейшего олигарха Потанина. Не следует также забывать, что противником <Русала> и, следовательно, сторонником Хлопонина является Чубайс.
Словом, собрались такие <очень важные персоны>, что событие моментально обросло всевозможными версиями и слухами.
В Кремле, судя по всему, единой позиции нет. Можно судить лишь по косвенным признакам. Во всяком случае, с его стороны не было явно выраженного неудовольствия первым местом Хлопонина. В первых же комментариях представители прокремлевских фракций - Списка, Боос, Райков, Немцов - высказались против решения красноярского крайизбиркома. Председатель ЦИК Вешняков также достаточно прозрачно выразил неудовольствие случившимся.
Но в конце концов не так уж и важно, поступил ли крайизбирком по наущению президентской администрации или в пику ей. Разбираться во всей этой куче нечистот - задача узкого круга профессиональных политиков. Нам же, рядовым гражданам и избирателям, важно в первую очередь разобраться не столько в деталях происходящего, сколько в его общем смысле и значении.
Главное - в том, что правящий режим вошел в полосу острейших внутренних противоречий. 29-е сентября продемонстрировало всю глубину этого раскола. Стороны приблизительно равны по силам. Разногласия выплеснулись наружу. В междоусобной грызне олигархических кланов втоптаны в грязь интересы, права, свободы и прерогативы народа. Более того, есть явные признаки, что демократические права граждан будут урезаться и дальше. Запрещен референдум. Теперь подумывают об отмене региональных выборов под предлогом будто бы неискоренимости грязных политтехнологий.
Для первоначального озвучивания этой скользкой идеи выбран, как всегда, Жириновский. И его уже поддержал лидер <Нардепа> Райков. Оба деятеля сваливают всю вину за происшедшее на сам институт выборов. Поэтому губернаторов нужно, мол, не выбирать, а назначать указами президента. Если сегодня народу отводится роль ширмы для заранее принятых закулисных решений, то дальнейшая цель - совсем отстранить народ от политики. Отстранить именно в тот момент, когда у народа благодаря расколу режима появилась реальная возможность смести всех этих политиканов с их грязными технологиями. Красноярские и нижегородские события показали, что Кремль не всесилен, что ему все труднее контролировать ситуацию.
Сегодня страна остро нуждается в <третьей силе>, способной не просто вмешаться в спор <элит>, но отодвинуть их от руля государственной власти. Такая сила есть. И на самом деле она не <третья>, а первая. Это - левая оппозиция, представляющая прямые интересы народа. На красноярских выборах ее представлял Сергей Глазьев. Ведь, по сути дела, именно он выиграл эти выборы. Если прибегнуть к спортивным аналогиям, Глазьев уже сегодня должен быть назван губернатором. Пос-кольку двое первых призеров уличены в употреблении <допинга>, то есть использовании грязных технологий, то <золотая медаль> должна быть отдана следующему, честно боровшемуся участнику.
Но народно-патриотической оппозиции для подтверждения своего первого места не хватает пока сил. Точнее, даже не сил, а твердой уверенности в своих силах. Оппозиция еще не использует всех своих возможностей для мобилизации трудящихся на борьбу в защиту истинных результатов своего волеизъявления. Эта борьба не может ограничиться судебными исками. Требуется действительно массовое внепарламентское движение в защиту права народа на референдум, за чистые и честные выборы, обеспечиваемые не туманными заявлениями Вешнякова, а реальным контролем народа. Очень хочется надеяться, что предстоящая 10 октября всероссийская акция протеста положит начало такому движению.