Эксплуатация с помощью ЗАПЛАНИРОВАННОГО КОМПРАДОРСКИМ ГОСУДАРСТВОМ "дефицита товаров", невозможность получить самое необходимое за заработанные честным трудом деньги - основная (и практически единственная) причина недовольства населения режимом в 70-е-80-е гг. Но в самом деле, почему так называемая "социалистическая экономика", обязательно должна быть НАТУРАЛЬНО-РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ? Ничего не мешает ей быть и ТОВАРНО-ХОЗРАСЧЁТНОЙ! Надеюсь, эти два обозначения не нуждаются в дополнительной расшифровке. В товарно-хозрасчётной модели госпредприятие, выпускающее продовольствие и предметы конечного потребления, обладает (конечно, в разумной степени) ПРАВОМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ, может самостоятельно осуществлять продажу продукции непосредственно конечному потребителю, может реагировать на изменения спроса объёмом, составом И ДАЖЕ ЦЕНОЙ выпускаемой продукции, может образовывать необходимые для этого хозяйственные связи, НО ПРИ ВСЁМ ЭТОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ (и вообще выручки от реализации) ОСТАЁТСЯ ПОД КОНТРОЛЕМ ГОСУДАРСТВА. Если в государстве действует только один Госбанк, если ежедневная выручка от реализации продукции конечному потребителю принудительно обезналичивается, а все расчёты между предприятиями осуществляются также безналичным образом, такой контроль - элементарная вещь. Так называемый "товар повышенного спроса" здесь будет, как и при "рынке", автоматически превращаться в "товар с повышенной ценой", но платить эту повышенную "цену спроса" потребитель будет не теневой экономике, а заводу-изготовителю, причём завод-изготовитель не сможет "просто так" перечислить эту "халявную" прибыль в свой фонд зарплаты: здесь вступают в действие КАРАТЕЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ НА ОПЕРЕЖЕНИЕ ТЕМПА РОСТА ФОНДА ЗАРПЛАТЫ НАД ТЕМПОМ РОСТА НАТУРАЛЬНОГО ОБЪЁМА ПРОДУКЦИИ, которые сделают такое использование прибыли для завода невыгодным! Единственный способ реально увеличить свой фонд зарплаты у завода - только косвенный, т.е. завод может направить "халявную" прибыль от "цены спроса" в фонд развития производства (основные производственные фонды, оборудование, сырьё, материалы и т.п.) - здесь налоговые ставки небольшие, затем увеличить выпуск пользующейся спросом продукции, и только тогда у завода появляется право увеличить свой фонд зарплаты в соответствующей пропорции. Паразитировать на "дефиците" в такой системе почти невозможно! С покупателем система внешне ведёт себя как "рыночная", оставаясь на самом деле нерыночной и государственно регулируемой практически на всех уровнях.