Привличение иностранных инвестиций в Японию. Часть 1.
Система государственного регулирования японского экспорта
(статья первая)
О.Иванов
Япония официально декларирует приверженность свободной торговле и избегает принятия каких бы то ни было рестриктивных мер, несовместимых с фундаментальными принципами Всемирной торговой организации (ВТО). Принцип свободной торговли закреплен в Законе о валютном обмене и внешней торговле, где оговариваются общие положения, касающиеся экспортного контроля: «внешнеэкономические операции будут осуществляться в принципе свободно» (ст.1) и «экспорт товаров будет разрешен с минимальными ограничениями настолько, насколько это совместимо с целями настоящего Закона» (ст.47).
Закрепленное в законодательном порядке право применять «минимально необходимые» меры регулирования призвано обеспечить достижение следующих целей: поддержание международного мира и безопасности; поддержание порядка в экспортных операциях; недопущение напряженности в соотношении внутреннего спроса и предложения; выполнение международных обязательств; ограничение экспорта запрещенных статей.
Правовую основу системы экспортного контроля в Японии составляют, помимо упомянутого Закона о валютном обмене и внешней торговле, Закон об экспортно-импортных операциях (упорядочение экспортных операций, борьба с недобросовестной экспортной практикой), Закон о таможне и другие законы, касающиеся таможенных вопросов, Закон об экспортной инспекции, Закон о дизайне экспортных товаров (качество экспортных товаров), Закон о контроле за наркотиками, Закон об охране культурных ценностей и др.
Применяемые в Японии виды экспортного контроля можно классифицировать следующим образом:
1. Контроль за экспортом товаров и технологий двойного назначения.
В качестве члена Координационного комитета по многостороннему контролю за стратегическим экспортом (КОКОМ) Япония осуществляла экспортный контроль за согласованными в рамках организации стратегическими промышленными товарами и технологиями. С роспуском КОКОМ в марте 1994 г. Япония, будучи членом нового форума (Вассенарская договоренность), ограничивает экспорт товаров и технологий «особой чувствительности» в страны, «вызывающие международную озабоченность» (в частности, в КНДР, Иран, Ирак и Ливию).
Перечень товаров, экспорт которых запрещен или ограничен, и соответствующих пунктов назначения содержится в приложениях 1 (Контроль по соображениям безопасности) и 2 (Контроль по экономическим соображениям) Постановления правительства о контроле за экспортной торговлей.
2. Контроль за экспортом вооружений и оборудования для их производства.
Экспорт вооружений и оборудования для их производства в целом регулируется в Японии «Тремя принципами экспорта вооружений» и «Основными направлениями политики в области экспорта вооружений». «Принципы» предусматривают запрет на экспорт вооружений в: а)страны коммунистического блока; б) страны, на экспорт вооружений в которые наложено эмбарго резолюциями ООН; в) в страны, которые вовлечены или вероятно могут быть вовлечены в международные конфликты. «Основные направления» предусматривают, что экспорт оборудования для производства вооружений имеет такой же режим, как и экспорт собственно вооружений.
3. Контроль за экспортом ракет, ракетного оборудования и технологий.
В соответствии с основными направлениями Режима по контролю за ракетными технологиями (РКРТ) ракеты и ракетное оборудование включены в приложение 1 Постановления правительства о контроле за экспортной торговлей.
4. Контроль за сырьем для химического оружия.
В соответствии с пониманием, достигнутым в рамках Австралийской группы, химические вещества, которые могут использоваться как сырье для производства химического оружия, включены в приложение 1 Постановления о контроле за экспортной торговлей.
5. Контроль за ядерными материалами.
В соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия материалы, связанные с ядерной энергией, включены в приложение 1 Постановления о контроле за экспортной торговлей.
6. Контроль за экспортом, связанным с решениями ООН о санкциях.
В соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН Япония в разное время вводила следующие ограничения на экспорт:
— санкции против ЮАР (резолюция СБ ООН № 418 от 4 ноября 1977 г. о запрете на экспорт вооружений);
— санкции против Ирака (резолюция СБ ООН № 661 от 6 августа 1990 г. о полном запрете экспорта);
— санкции против Сомали (резолюция СБ ООН № 733 от 23 января 1992 г. о запрете на экспорт вооружений);
— санкции против Ливии (резолюция СБ ООН № 748 от 31 марта 1992 г. о запрете на экспорт вооружений);
— санкции против Сербии (резолюция СБ ООН № 752 от 30 мая 1992 г. о полном запрете экспорта).
7. Контроль в целях обеспечения адекватного внутреннего предложения.
В приложении 2 к Постановлению правительства о контроле за экспортной торговлей содержится перечень товаров, экспорт которых требует одобрения из-за необходимости обеспечения бесперебойности внутреннего потребления (среди них тутовый шелкопряд, рис, пшеница, ячмень, удобрения, лес и др.). В 90-е годы не наблюдалось значительного экспорта перечисленных товаров. Это одновременно можно рассматривать и как свидетельство невысокой конкурентоспособности этой продукции на международных рынках (производство поддерживается государством).
Во всех описанных выше случаях экспортер обязан представить в министерство внешней торговли и промышленности (МВТП) заявление на экспортное разрешение, товарные спецификации и импортные сертификаты страны назначения товара. В отдельных случаях требуется также разрешение на вывоз тех или иных товаров со стороны других ведомств (например, министерства здравоохранения при экспорте медицинских препаратов). Затем компетентные органы МВТП проводят экспертизу указанных документов и принимают решения о выдаче лицензии на экспорт. Лицензия высылается экспортеру. Она действует в течение трех месяцев, начиная с даты ее выдачи (при вывозе комплектного оборудования срок может быть продлен). В настоящее время получение лицензии на экспорт требуется на практике нечасто. Почти весь товарный вывоз осуществляется без ограничений.
Министерством финансов Японии осуществляется контроль за экспортными сделками путем установления определенного порядка оформления финансовой процедуры экспортной сделки, по которому экспортер обязан получить банковское разрешение. Экспортер предоставляет в банк экспортную декларацию, документы, указывающие на избранный способ платежа, а также, в случае необходимости, лицензию на экспорт. Банк подписывает три экземпляра экспортной декларации, два из которых высылает обратно экспортеру.
После осуществления сделки МВТП проводит ее оценку на предмет надлежащего соблюдения экспортных формальностей. Оценка экспортной операции может производиться даже в тех случаях, когда МВТП не принимало участия в оформлении экспортной процедуры (к примеру, не требовалось лицензии МВТП).
Среди прочих функций МВТП, отправляемых при вывозе товаров из Японии, можно выделить следующие. Во-первых, оно имеет право наложить эмбарго на экспорт какой-либо продукции сроком до одного месяца. Во-вторых, при нарушении Закона о контроле за валютным обменом и внешней торговлей оно может отстранить экспортера от участия во внешнеторговых операциях сроком до одного года.
Сохраняя принципиальную приверженность принципу свободы торговли, Япония не могла не учитывать реалий международного товарообмена, настроений в странах, являющихся покупателями ее продукции. Принимая во внимание протекционистские тенденции в международной торговле и стремясь избежать одностороннего введения импортных ограничений на свои товары, Япония не раз прибегала к добровольным ограничениям экспорта (ДОЭ).
В разные годы, на разные сроки и в разных объемах Япония прибегала к добровольным ограничениям своего экспорта легковых автомобилей (в США), самосвалов (в ЕС), станков (в США и ЕС), полупроводников (в США), стали (в США), тканей из полиэстера (в Канаду), тканей из синтетического волокна и хлопчатобумажных тканей (в ЕС), металлической посуды и столовых приборов (во многие страны мира), гончарных изделий (в США, Великобританию и Канаду). Некоторые из этих добровольных ограничений сохранялись на протяжении тридцати лет и более (например, ограничения на вывоз керамики и столовых приборов).
Соглашением по защитным мерам ВТО запрещается применение таковых мер, не регулируемых правилами ГАТТ, включая ДОЭ (так называемые «меры серой зоны»), и требуется их устранение в течение четырех лет. Япония взяла курс на сворачивание использования ДОЭ в своей торговой практике еще до заключения соглашения. В 1992 г. она объявила о том, что не будет продлевать действие ДОЭ на станки в США, срок действия которых закончился в конце 1993 г. В марте 1993 г. закончились длившиеся тринадцать лет ДОЭ на автомобили и сталь в США. В декабре 1994 г. японцы объявили об окончании продолжавшихся тридцать лет ДОЭ на гончарные и керамические изделия и поддерживавшихся в течение тридцати двух лет ДОЭ на металлическую посуду и столовые приборы.
Японское законодательство (Закон об экспортно-импортных операциях) допускает возможность создания экспортных картелей в виде исключения из Антимонопольного закона в целях предотвращения «нечестной» экспортной практики или ее упорядочения. При этом МВТП наделено правом вводить экспортные ограничения для компаний, отказывающихся присоединиться к экспортному картелю. Экспортные картели, включающие внутренние продажи японских компаний, могут создаваться лишь с разрешения МВТП и Комиссии по честным и справедливым сделкам. Министр внешней торговли и промышленности может также отдать приказ о модификации или прекращении деятельности таких картелей, если они противоречат национальным интересам.
В 1992-1995 гг. 17 из 28 существовавших экспортных картелей были ликвидированы. Однако число остающихся экспортных картелей (11) все еще превышает число используемых Японией ДОЭ.
Сохраняющиеся картели можно условно отнести к трем типам. Во-первых, тесно связанные с ДОЭ и имеющие целью предотвращение торговых трений со странами, которые в противном случае могли бы применить ответные рестриктивные меры в отношении японского экспорта (три картеля). Во-вторых, имеющие целью не допустить нарушений как внутри страны, так и за рубежом промышленных знаков и торговых марок или не допустить экспорт низкокачественных товаров (четыре картеля). В-третьих, выступающие противниками монополий в других странах (четыре картеля). Как правило, для каждого картеля на ежегодной основе устанавливаются специальные «целевые» страны и «потолковые» уровни. Информация об этом, однако, не публикуется.
Одним из важных факторов конкурентоспособности японских товаров на мировом рынке в послевоенный период стал высокий уровень качества, обеспечиваемый рядом организационно-правовых мероприятий.
Среди организационно-правовых актов, направленных на повышение качества выпускаемой продукции, основное место занимает принятый в мае 1957 г. Закон об экспортной инспекции, целью которого является «поддержка репутации экспортера» и содействие тем самым нормальному развитию экспортной торговли (обязательному контролю подлежат только товары, включенные в перечень, определенный специальным постановлением правительства).
Экспортные проверки подразделяются на четыре типа: инспекция качества товара как единого целого или основных составляющих; инспекция качества упаковки в целях сохранения свойств товара при транспортировке; инспекция применяемых материалов, а также производственная инспекция.
Контроль качества экспортируемых товаров осуществляется соответствующими государственными органами или частными инспекционными организациями (агентствами), назначаемыми соответствующим министром. В настоящее время в Японии существует три правительственных органа (Институт по проверке текстильной продукции МВТП, Институт по проверке продукции сельского хозяйства и лесоводства, Бюро судоходства министерства транспорта) и 36 назначенных частных агентств, осуществляющих контроль качества экспортируемых товаров.
В случаях нарушения Закона об экспортной инспекции может быть издано распоряжение, запрещающее нарушителю экспортные операции до одного года.
В целях предотвращения споров, связанных с несоблюдением производителем требований о надлежащем экспортном исполнении товаров в Японии действует определенный порядок контроля в области дизайна. Его цель — соблюдение авторских прав при производстве экспортной продукции. В крупных компаниях такой контроль осуществляют сами производители. При экспорте особо сложной в техническом отношении продукции мелкими и средними фирмами контроль за надлежащим экспортным исполнением осуществляется представителями МВТП, которое имеет в своей структуре подразделения по инспектированию качества и дизайна экспортных товаров, а также Японским центром содействия торговле и Японским центром промышленного дизайна.
Значительная работа по совершенствованию дизайна отечественной продукции проводится и Организацией по развитию японского промышленного дизайна.
В Японии установлен запрет на экспорт следующих категорий товаров: 1) находящихся под угрозой исчезновения животных и растений, 2) наркотиков, 3) поддельной валюты и другой продукции явно криминального характера, 4) национальных сокровищ и других значимых произведений искусства. В 90-е годы список запрещенных к экспорту товаров пополнился сырьем для производства наркотических и психотропных веществ (июнь 1992 г.) и некоторыми видами редких диких животных и растений (апрель 1993 г.).
Система финансового содействия экспорту в Японии претерпела за послевоенный период немалые изменения и в настоящее время включает льготное финансирование, льготное налогообложение и страхование.
Государственное финансирование внешней торговли сосредоточено в Экспортно-импортном банке (ЭИБ) Японии. Будучи правительственным учреждением, ЭИБ ведет операции в области внешней торговли, зарубежных инвестиций и финансов, обладая при этом определенной самостоятельностью при принятии решений о предоставлении кредитов и выработке их условий, а также в стремлении обеспечить высокую степень гарантии возмещения предоставляемых средств.
Наиболее распространенной формой кредита, предоставляемого ЭИБ в целях содействия экспорту, является кредит поставщику. Он может быть получен японскими компаниями — экспортерами продукции тяжелого и химического машиностроения, судов и авиатехники и предназначается на покрытие средств, за счет которых они предоставляют рассрочку платежа иностранным контрагентам. При этой форме кредитования в сделку, как правило, вовлекаются средства частных банков.
Обычными условиями подобного кредита со стороны ЭИБ являются: оплата наличными не менее 15% суммы контракта на экспорт комплектных предприятий и не менее 20% суммы контракта на экспорт судов; наличие экспортной гарантии МВТП; соответствие твердой ставки кредита джентльменскому соглашению ОЭСР. Кроме того экспортерами должны выступать японские фирмы, а кредиторами — только японские банки или финансовые учреждения. Валютой кредита, независимо от валюты контракта, является японская иена.
Другим видом экспортного кредитования являются кредиты на технические услуги, которые предоставляются японским фирмам на условиях, аналогичных условиям кредита поставщику, и предназначаются для финансирования экспорта из Японии услуг по инжинирингу и консультациям, включая составление технико-экономического обоснования, проектирование, строительство за рубежом объектов водного хозяйства, землепользование в зонах портов, дорог, железнодорожных линий, аэропортов и т.п.
ЭИБ также предоставляет кредиты покупателю, т.е. иностранным компаниям, в целях финансирования их закупок японских товаров и услуг, необходимых для осуществления проектов, согласованных между заемщиком и ЭИБ. Если кредит предоставляется финансовому учреждению, он получает название «межбанковского кредита».
К косвенным формам стимулирования экспорта можно отнести и предоставляемые ЭИБ кредиты для осуществления зарубежных капиталовложений, в том числе в целях финансирования зарубежных проектов, которое, как правило, влечет за собой экспорт японского комплектного оборудования. ЭИБ осуществляет и гарантирование японским компаниям их обязательств перед другими источниками в связи с проведением вышеупомянутых операций, а также японским частным банкам в связи с их участием в прямых кредитах ЭИБ иностранным получателям.
В 1995 фин.г. ЭИБ предоставил 324 кредита на общую сумму в 1727 млрд.иен. Аккумулированная сумма выданных кредитов и гарантий достигла самой высокой за все годы существования банка показателя в 9006 млрд.иен.
Ныне масштабы государственного налогового стимулирования экспорта в Японии значительно сокращены. Тем не менее две системы льготного налогообложения, затрагивающие экспортную деятельность японских фирм, продолжают функционировать.
Первая из них освобождает от налогов так называемые резервные фонды мелких и средних фирм для освоения внешних рынков. Система охватывает мелкие и средние промышленные и торговые фирмы с капиталом, не превышающим 500 млн.иен, и предусматривает освобождение от налогов части поступлений от экспортных сделок, не превышающей для торговых фирм 1,36% (при капитале — менее 100 млн.иен) и 0,656% (при капитале — от 200 до 500 млн.иен), а для фирм-производителей — соответственно 1,84 и 0,896% от общей суммы поступлений по экспорту.
Вторая система, направленная на стимулирование экспорта патентов и лицензий в целях сокращения отрицательного сальдо, которое сохраняется в торговле Японии технологиями, освобождает от налогов часть доходов фирм (от 8 до 28% в зависимости от содержания сделки) при продажах технологий и технической документации.
В Японии нет экспортного налога, в том числе на машины и оборудование. Экспортные операции облагаются налогами в общем порядке, предусмотренном законодательством для налогообложения предпринимательской деятельности.
Страхование внешней торговли и инвестиций является одним из важнейших средств государственного содействия развитию внешнеэкономических связей Японии. Существующая в стране система государственного страхования торговых и инвестиционных операций призвана обеспечить более стабильные условия для осуществления экспорта-импорта, посреднической торговли, зарубежных инвестиций и прочих внешнеэкономических операций, по возможности ограждая интересы национальных операторов от различного рода рисков .
В настоящее время в стране действуют следующие основные виды страхования торговли и зарубежных инвестиций и их модификации: 1) общее страхование торговли; 2) страхование валютных рисков; 3) страхование экспортных векселей; 4) страхование экспортных облигаций; 5) страхование авансовых платежей за импорт; 6) страхование зарубежных инвестиций; 7) страхование кредитования зарубежных предприятий.
Общее страхование торговли, введенное в 1992 г., объединило страхование экспорта, страхование экспортных доходов и страхование посреднической торговли, ранее существовавшие самостоятельно.
Этот вид страхования предназначен, во-первых, для возмещения убытков, возникающих до отгрузки товара после подписания экспортного контракта в результате наступления политических (правительство страны назначения ограничило или запретило импорт, оказалось вовлеченным в войну, гражданские волнения и т.п.) или коммерческих (банкротство или неплатежеспособность импортера) рисков, удорожания стоимости транспортировки и страхования из-за изменения курса следования и портов назначения судна, перевозящего экспортный груз («общее экспортное страхование»).
Во-вторых, общее страхование торговли нацелено на компенсацию убытков, понесенных в результате невозможности получения экспортных поступлений после отгрузки товара из-за наступивших политических и коммерческих рисков («страхование экспортных доходов»), а также невозможности получения поступлений от посреднической торговли опять-таки вследствие наступления вышеназванных рисков («страхование посреднической торговли»).
Общее страхование торговли имеет ряд модификаций.
По способу оформления страхового полиса различают два вида общего страхования торговли — специфическое и универсальное.
При специфическом страховании компания заключает отдельный договор страхования с МВТП по каждому конкретному экспортному контракту.
При универсальном страховании МВТП выдает страховой полис на все экспортные контракты, заключаемые экспортером в течение оговоренного в договоре страхования периода. Уровень возмещения за коммерческие риски при универсальном страховании (только в случае невозможности осуществления экспортных поставок) в среднем на 20% выше, чем при специфическом.
Универсальное страхование, в свою очередь, подразделяется на два вида: для ассоциаций экспортеров по группам товаров и для индивидуальных экспортеров. В первом случае МВТП и ассоциация экспортеров подписывают соглашение, в соответствии с которым ассоциация является держателем страхового полиса и все ее члены становятся застрахованными. Страховка распространяется на все подписываемые экспортерами контракты по определенной группе товаров в течение оговоренного в договоре срока. В настоящее время заключение универсальных страховых договоров в Японии практикуют ассоциации экспортеров хлопчатобумажных тканей и готовых изделий из хлопка, натурального и искусственного шелка, трикотажных изделий, химических товаров, стальных изделий, судов, подвижного железнодорожного состава, электрокабеля и другие.
Во втором случае договор страхования подписывается с индивидуальным экспортером и покрывает все его экспортные контракты, заключаемые в оговоренный период времени.
Страхование валютных рисков покрывает убытки, понесенные экспортерами промышленных заводов, машин и оборудования от изменения курсов иностранных валют. Введенный в 1974 г. в целях обеспечения более стабильных условий для экспортных операций данный вид страхования применяется к экспортным контрактам, предусматривающим отсрочку платежа. Возмещению подлежит ущерб, понесенный в результате роста курса иены более чем на 3%, но не выше, чем на 20% в период по истечении двух лет после получения страхового полиса, но не долее, чем через пятнадцать лет.
Страхование экспортных векселей ориентировано на покрытие убытков, понесенных банками, когда документальные счета за экспорт не акцептуются после произведения отгрузки. Страховой договор этого типа автоматически вступает в силу, когда банк, подписавший в начале финансового года страховой договор с правительством, приобретает у трассанта (экспортера) документальный счет за экспорт и извещает об этом правительство в течение последующих пяти дней. В случае как политических, так и коммерческих рисков размер страховой суммы не может превышать 82,5% номинальной стоимости счета.
Многие проекты, которые становятся объектами международных торгов, велики по своим масштабам и требуют длительного времени для осуществления. Поэтому, если поставщик, выигравший торги, оказывается не в состоянии подписать контракт или полностью выполнить его, у заказчика могут возникнуть серьезные проблемы. Чтобы застраховаться от таких потерь, они часто требуют от поставщиков предоставления экспортных облигаций. Японская компания-поставщик, выигравшая торги, в таких случаях просит банк, страховую компанию или другой финансовый институт выпустить облигации, которые гарантировали бы заказчику, что контракт будет выполнен.
Данный вид страхования используется в отношении облигаций трех типов, а именно: 1) аукционных облигаций, которые предоставляются перед началом торгов и призваны служить гарантией того, что в случае выигрыша участник торгов заключит экспортный контракт в соответствии с положениями торговых соглашений; 2) облигаций исполнения, которые предоставляются при подписании экспортного контракта и служат гарантией того, что экспортный контракт будет добросовестно выполняться, и 3) облигаций возмещения, которые предоставляются при получении компанией авансового платежа и служат гарантией того, что этот последний будет возмещен, если получившая его компания будет не в состоянии выполнить условия экспортного контракта.
Страхование авансовых платежей за импорт — единственный в японской системе государственного страхования торговли и инвестиций вид страхования, предназначенный для возмещения убытков по импортным операциям. В случае как политических, так и коммерческих рисков страховая сумма не может превышать 90% суммы авансового платежа.
Страхование зарубежных инвестиций покрывает убытки от конфискации зарубежного предприятия правительством страны пребывания, невозможности продолжения деловых операций вследствие войны или гражданских волнений, невозможности перевода дивидендов и изъятия финансовых средств вследствие ограничений на операции с валютой, введенных правительством страны пребывания, убытки от банкротства зарубежного предприятия, в которое были инвестированы средства.
К основным формам страхования зарубежных инвестиций в Японии относятся:
1) страхование инвестиций в акционерный капитал (японская компания создает зарубежную дочернюю компанию или осуществляет капиталовложения в имеющуюся);
2) страхование кредитов (японская компания дает долгосрочный кредит зарубежному предприятию, владеющему контрольным пакетом);
3) страхование прав собственности (применяется в отношении прав собственности на недвижимость и добычу полезных ископаемых за рубежом, равно как и имущества, ввозимого японской компанией для использования в своей деятельности без учреждения местной дочерней компании).
Получение страхового полиса должно предшествовать осуществлению зарубежного инвестирования.
Страхование кредитования зарубежных предприятий предназначено для покрытия убытков в случае, когда японская компания, которая предоставила кредит зарубежному партнеру, не может вернуть основной долг и проценты в течение обусловленного контрактом срока погашения вследствие наступления политических или коммерческих рисков. Максимальное покрытие по данному виду страхования может достигать 90 — 97,5% для политических рисков и 90% — для коммерческих.
Для получения страховки от коммерческих рисков необходимо, чтобы иностранный партнер был внесен в «Список иностранных покупателей», который составляется отделом страхования торговли МВТП (процедура включения по заявке именуется регистрацией покупателей).
Список (регистр) подразделяет иностранных покупателей на семь категорий по степени риска:
«G» (Government) — корпорация, агентство и т.д., находящиеся в полной (100%) собственности правительства;
«A» ( Ace) — предприятие с хорошей кредитоспособностью и финансовым положением, которое отвечает определенным стандартам;
«M» (Mega, Mammoth) — предприятие, отвечающее стандарту предыдущей категории, но объем страхования которого по отношению к размерам его активов выглядит несколько преувеличенным;
«F» (Fair) — предприятие, чей финансовый рейтинг не считается хорошим или чье финансовое положение не отвечает определенным стандартам и которое вследствие этого подпадает под определенные ограничения при оформлении страховых контрактов с ним;
«C» (Caution) — предприятие, подпадающее под определенные ограничения вследствие того, что его кредитоспособность вызывает сомнения или беспокойство;
«B» (Bankrupt) — предприятие, находящееся в состоянии банкротства или сопоставимом с ним;
«P» (Pending) — предприятие, кредитоспособность которого не проверялась.
Механизм системы страхования торговли и инвестиций в Японии приводится в действие специализированными органами.
Головной организацией в системе государственного страхования торговли и инвестиций является МВТП, осуществляющее общее руководство, координацию, учет и планирование в данной области. Для осуществления страховых операций МВТП имеет созданный на основании соответствующего законодательства специальный счет, на котором аккумулируются государственные бюджетные ассигнования. После выплаты страхового возмещения МВТП получает право предъявления регрессивного требования к должнику.
В 1964 г. при содействии МВТП была создана Ассоциация поддержки экспортного страхования. В 1989 г. она была переименована в Японскую организацию страхования торговли и инвестиций (ЯОСТИ). В настоящее время ЯОСТИ осуществляет деятельность по следующим основным направлениям: совершенствование системы государственного страхования торговли и инвестиций, подготовка обзоров по проблемам внешнеэкономического страхования, включая исследование страновых рисков, кредито- и платежеспособности зарубежных покупателей, выполнение агентских функций в области страхового андеррайтинга, включая подготовку и заключение контрактов, подачу апелляций, возмещение убытков. В круг деятельности организации входит также работа по связям с общественностью, поддержание контактов и обеспечение координации между правительством (МВТП) и держателями страховых полисов, информационная и издательско-рекламная деятельность, консультационные услуги.
Исследовательская работа, проводимая ЯОСТИ в области изучения страновых рисков, имеет большое практическое значение, поскольку эти данные ложатся в основу решений МВТП о применимости к тем или иным странам японского государственного страхования.
Далеко не все страны подпадают под категорию «подходящих»: так, на сегодняшний день государственное страхование торговли и инвестиций не распространяется почти на три десятка стран, в том числе Никарагуа, Коста-Рику, Гондурас, Эквадор, Кубу, Судан, Нигерию, Замбию, Танзанию, Анголу, Эфиопию и др.
За время своего существования японская система страхования торговли и инвестиций стала важным элементом государственного регулирования и содействия развитию внешнеэкономических связей. Количество страховых полисов, выданных за период с 1950 г. по середину 90-х годов, составило свыше 20,3 млн., а общая сумма страхования — около 317 трлн. иен. Оба эти показателя являются наивысшими в мире.
Для Японии традиционно характерен высокий уровень охвата внешней торговли государственным страхованием (доля застрахованных поставок во всем экспорте). Самые высокие показатели приходились на начало 70-х годов, когда они доходили до 65-66%. В 80-е годы эти показатели несколько снизились, но в начале 90-х, в связи с введением новых видов государственного страхования, они вновь поднялись до уровня 45%, что также представляет собой самый высокий в мире показатель.