Одним из важнейших факторов успешного социально-экономического развития современной Японии является эффективная система социальной защищенности как всего общества, так и каждого человека в отдельности.
Японские специалисты характеризуют назначение этой системы следующим образом: «Социальная защищенность... преследует цель гарантировать минимально необходимый уровень жизни всем гражданам и стабильность их образа жизни путем коллективных действий, координируемых национальным правительством»1.
Система социальной защищенности начала складываться после реставрации Мэйдзи, когда Япония встала на путь превращения в развитое капиталистическое государство. В стране стали постепенно внедряться различные формы общественной помощи нуждающимся слоям населения. Однако возможности формирования всесторонней системы социальной защищенности вплоть до окончания второй мировой войны были крайне ограничены.
Лишь во второй половине 40-х годов японское правительство всерьез приступило к решению этой проблемы.
В первые же мирные годы был принят ряд крайне важных законов, направленных на ликвидацию царившей в стране нищеты. Так, в 1946 г. вступил в силу Национальный закон о вспомоществовании, дополненный в 1950 г. В 1947 г. появился Закон о страховании по безработице, в 1948 г. — Закон о благосостоянии инвалидов, а в 1949 г. — Закон о благосостоянии детей. Важное значение имели также Национальный закон о страховании здоровья (1958 г.), Национальный закон о пенсиях (1959 г.), Закон о благосостоянии умственно отсталых лиц (1960 г.), Закон о благосостоянии лиц преклонного возраста
(1963 г.), Закон о материнстве и младенчестве (1964 г.), Закон о повышении размеров детских пособий (1964 г.), Закон о повышении размеров специальных детских пособий (1964 г.) и новый Закон о детских пособиях (1971 г.), Закон о страховании занятости (1975 г.), заменивший Закон о страховании по безработице, Закон об охране здоровья и медицинском обслуживании лиц преклонного возраста (1983 г.), Закон о равных возможностях в области занятости
(1985 г.) и Закон о стабилизации занятости лиц пожилого возраста (1986 г.).
В результате этой плодотворной законодательной деятельности население обрело надежные «страховочные сетки», позволяющие ему справляться с различными неблагоприятными жизненными обстоятельствами.
Основными компонентами системы социальной защищенности являются: гарантирование доходов из общественных фондов лицам, оказавшимся в экстраординарных условиях; страхование здоровья; обеспечение благосостояния лиц преклонного возраста, инвалидов и малолетних детей, нуждающихся в повседневном уходе; общественная помощь лицам, чей уровень жизни ниже установленного стандарта.
Гарантирование доходов предусматривает возмещение материальных потерь, понесенных индивидами вследствие безработицы, бытовой травмы или болезни, преклонного возраста, инвалидности, потери кормильца, несчастного случая на производстве и т.д. Возмещение это осуществляется прежде всего через различные виды социального страхования, включая страхование занятости, страхование здоровья, пенсионное обеспечение, и с помощью прочих форм компенсаций.
На мой взгляд, главная роль в сфере гарантирования доходов принадлежит страхованию занятости и пенсионному обеспечению по старости.
Страхование занятости осуществляется на основе упоминавшегося выше закона, принятого в 1975 г. Он обеспечивает безработным минимально необходимый доход из общественных фондов путем выплаты им соответствующих пособий. Закон обязателен для всех отраслей экономики вне зависимости от типа и размера предприятия. Он охватывает практически всех работников (за исключением вновь нанятых) в возрасте 65 лет и старше; сезонных рабочих, занятых менее четырех месяцев в году; работников, на которых распространяется специальная система страхования моряков, а также служащих центральных и местных учреждений, получающих выходные пособия, превышающие размер обычного пособия по безработице.
Общий фонд страхования занятости создается за счет ежемесячных страховых взносов работников, предпринимателей, а также средств, выделяемых из государственного бюджета. При этом застрахованные и предприниматели вносят в этот фонд равные доли.
Размер основного пособия по безработице в зависимости от производственного стажа и периода уплаты страховых взносов колеблется от 60 до 80% зарплаты, которую индивид получал до момента потери работы. Для получения такого пособия необходимо соблюдение лишь одного условия: «претендент» должен быть застрахован по крайней мере шесть месяцев в течение года, предшествовавшего безработице. Наряду с основным пособием в ряде случаев могут выплачиваться также дополнительные пособия для нахождения новой работы, для изменения вида занятости и для продолжения работы на прежнем
месте2.
Что касается периода выплаты пособия по безработице, то он зависит как от возраста безработного, так и от количества лет, в течение которых он уплачивал страховые взносы, и может колебаться от 90 до 300 дней3. За это время безработный, как правило, находит себе место.
Система страхования занятости, несомненно, оказывает «угнетающее» воздействие на норму безработицы в стране. Например, в 1996 г. она составляла 3,3%, тогда как в США соответствующий показатель равнялся 5,4%, в Германии — 10,3, в Англии — 7,6, в Канаде — 9,6, во Франции — 12,4, в Италии — 12,2%4. Хотя в последние годы уровень безработицы в Японии достиг 4,3%, он все еще выделяется в международном плане своей незначительностью.
Пенсионное обеспечение как разновидность социальной защищенности приобретает все большую значимость в связи с быстрым постарением японской нации, о чем свидетельствуют следующие данные. С 1950 по 1995 г. население Японии выросло с 84,1 млн. до 125,6 млн. человек, т.е. примерно в 1,5 раза. За те же годы число лиц в возрасте 65 лет и старше увеличилось с 4,2 млн. до 18,3 млн. человек, т.е. почти в 4,4 раза. Особенно заметно — с 1,1 млн. до 7,2 млн. человек, т.е. в 6,7 раза, — повысилось число лиц, миновавших семидесятипятилетний рубеж5. Согласно имеющимся прогнозам, к 2000 г. лица в возрасте старше 65 лет составят 17% всего населения страны и Япония станет самым старым обществом в мире, а в 2025 г. этот показатель достигнет 25,8%6.
Постарение населения Японии объясняется несколькими причинами.
Во-первых, ввиду заметного повышения уровня жизни и значительных успехов здравоохранения решительно увеличилась средняя продолжительность жизни японцев: в 1995 г. она составляла 76,4 года для мужчин и 82,8 года для женщин7. По сравнению с 1947 г., т.е. почти за полвека, этот показатель вырос в среднем на 30 лет8.
Во-вторых, в стране отмечается падение рождаемости. Если в 1947 г. число родившихся достигало 2,7 млн. человек, то в 1995 г. соответствующий показатель снизился до 1,2 млн.9.
Постарение населения стимулирует постоянное совершенствование всех существующих в стране систем социального обеспечения по старости.
В настоящее время в Японии действуют шесть систем пенсионного обеспечения: национальная пенсионная система, охватывающая в основном самостоятельных хозяев; пенсионная система наемных работников, или так называемая система пенсионного страхования лиц, работающих по найму в частных компаниях; национальная пенсионная система работников государственных предприятий; пенсионная система работников местных общественных учреждений; пенсионная система учителей частных школ; пенсионная система работников ассоциаций взаимопомощи в сельском, лесном и рыбном хозяйстве10.
Все эти пенсионные системы включают в себя три вида пенсий: по старости, по инвалидности и по случаю смерти кормильца.
С середины 80-х годов правительство осуществляет крупномасштабную поэтапную реформу всех видов социального обеспечения. Целью ее является объединение всех систем социального страхования, в том числе и пенсионного обеспечения по старости, в единую систему с общими принципами страхования, включая единый размер страховых взносов, предоставление единообразных пособий и услуг.
Первым шагом в этом направлении явилось введение для всех пенсионных систем единой «базовой пенсии». Она назначается при достижении 65 лет и 25-летнем стаже страхования. Помимо «базовой», выплачивается и «местная» пенсия, размер которой в зависимости от той или иной пенсионной системы превышает «базовую». Пенсии по старости подлежат ежегодной автоматической индексации, если рост розничных цен в предыдущем году превысил 5%. Индексация пенсий осуществляется и через каждые пять лет для того, чтобы учесть изменения, которые за эти годы произошли в экономике страны и жизненных стандартах11.
Наряду с государством в постоянном совершенствовании пенсионного обеспечения вообще и пенсионного обеспечения по старости в особенности активно участвуют и частные, в первую очередь крупные, компании, подавляющее большинство которых имеют собственные социальные программы укрепления социальной защищенности работников.
Среди всех этих программ первостепенное значение для уходящих на пенсию по старости имеет программа выходных пособий, реализуемая практически всеми компаниями с числом занятых от тридцати человек. Эти пособия выплачиваются без каких-либо предварительных страховых взносов со стороны работников, т.е. предоставляются на безвозмездной основе за счет прибылей предприятия. Единственное условие, дающее право на получение таких пособий, сводится к тому, что работник должен беспрерывно проработать на данном предприятии не менее двадцати лет. Размер выходного пособия зависит от стажа работы и уровня образования работника. Приводимые ниже результаты официального обследования дают общую картину средних размеров выходных пособий на указанных предприятиях (см. таблицу).
Средний размер выходных пособий на японских предприятиях
(1993 г.; работники-мужчины)
Источник: Japanese Working Life Profile. Tokyo, 1997, p.80.
Как показывают данные таблицы, средний размер выходных пособий в подавляющем большинстве случаев выражается десятками миллионов иен. Столь внушительные суммы являются важным подспорьем к ежемесячным пенсиям по старости ушедших на отдых работников.
На данном этапе в Японии функционируют шесть систем страхования здоровья: наемных работников частного сектора; моряков; служащих государственных учреждений; служащих местных общеобразовательных учреждений; учителей частных школ и других школьных работников; национальная система страхования самостоятельных хозяев и незанятых лиц, к числу которых относятся пенсионеры и дети12.
Все эти системы контролируются правительством в лице министерства здравоохранения. Параллельно с этим любая организация деловых кругов страны, в которой занято от 700 до 3 тыс.человек, может от имени правительства создавать самостоятельные системы страхования здоровья. Организации же, в которых занято 3 тыс. человек и более, могут действовать в этой области совместно.
Расходы, необходимые для выплаты пособий по страхованию здоровья, покрываются за счет взносов работников и предпринимателей, как правило вносящих в страховые фонды равные доли. Однако в ряде случаев страховые общества могут повысить долю взносов предпринимателей и установить ее в соотношении 4 к 6 соответственно для наемных работников и для предпринимателей. Системы, испытывающие финансовые затруднения, дополнительно финансируются правительством из бюджета.
Пособия по страхованию здоровья подразделяются на два вида: установленные и не установленные законом. Первые в обязательном порядке выплачиваются всеми организациями, осуществляющими данный вид страхования. Что касается вторых, то выплаты этих пособий осуществляются по усмотрению страховых обществ и ассоциаций взаимопомощи.
Установленные законом пособия также подразделяются на два вида: пособия на оказание медицинской помощи и общие пособия наличными. Первые предоставляются в зависимости от конкретной разновидности медицинского обслуживания (медобследование, предоставление лекарств и медицинских препаратов, прививки, операции и другие виды лечения, госпитализация, уход за больным и его транспортировка). Пособия наличными включают в себя выплаты по случаю болезни и травмы, беременности, родов, смерти и т.д.13.
Страхование здоровья лиц преклонного возраста осуществляется на основе упоминавшегося выше закона от февраля 1983 г. Действующая в рамках закона специальная программа предусматривает такие меры, как профилактика, терапия и реабилитация здоровья лиц преклонного возраста. Все расходы покрываются из общественных фондов, которые создаются центральными, префектуральными и местными органами власти14.
В поле зрения японского правительства неизменно остаются меры, связанные с обеспечением благосостояния престарелых, инвалидов и малолетних детей, нуждающихся в повседневном уходе.
Первая из перечисленных групп населения находится под защитой упоминавшегося выше закона о благосостоянии лиц преклонного возраста, принятого в 1963 г. Среди различных видов поддержки престарелых, обусловленных положениями закона, обращает на себя внимание постоянно расширяющийся круг оказываемых им услуг. Это услуги по реабилитации, услуги по постоянному уходу на дому и так называемые институциональные услуги.
В рамках программ оказания услуг по реабилитации на добровольной основе создаются клубы пожилых людей, которые отстаивают под патронажем и при финансовой помощи государства их интересы, и центры по развитию способностей престарелых, призванные помогать им в поисках подходящей работы, консультировать их по различным вопросам, предоставлять интересующую информацию.
В перечень услуг по постоянному уходу на дому входит предоставление престарелым помощи в удовлетворении повседневных потребностей со стороны специально прикомандированных работников сферы социального обеспечения. Институциональные услуги включают предоставление мест в домах для престарелых, создание для них центров благосостояния, домов отдыха и других рекреационных учреждений.
Все вопросы благосостояния инвалидов находятся в исключительной юрисдикции министерства здравоохранения, которое на основе соответствующих законов уполномочивает губернаторов префектур, мэров городов и глав муниципалитетов, имеющих учреждения благосостояния, принимать официальные решения по каждому отдельному случаю. Упоминавшиеся выше законы о благосостоянии инвалидов (1948 г.) и умственно отсталых лиц (1960 г.) предусматривают меры по предотвращению, раннему обнаружению и лечению инвалидности, предоставлению помощи инвалидам на дому и помещению в стационар. Для обследования инвалидов в стране существуют также консультационные центры15.
Проблемы обеспечения благосостояния малолетних детей, прежде всего тех, которые нуждаются в повседневном уходе, решает целый ряд специальных детских учреждений. К ним относятся дневные центры ухода за детьми, учреждения для детей-инвалидов, дома для младенцев-сирот, опекунские дома по уходу за новорожденными, дома для детей, не имеющих отцов, и дома для подростков-правонарушителей, а также детские консультационные центры, работающие с родителями, разъясняющие им различные вопросы обеспечения благосостояния детей и имеющие возможность в случае необходимости давать приют детям на период принятия мер по уходу за ними16.
Забота о благосостоянии детей начинается с момента их рождения. Так, с целью как можно раньше обнаружить возможные отклонения в развитии детей они в течение первых трех лет в обязательном порядке трижды подвергаются всесторонним обследованиям. На каждого ребенка заводится специальная карточка с программой необходимого ухода за ним. Физически и умственно неполноценные дети, нуждающиеся в лечении, направляются в специальные лечебные заведения.
Законы предусматривают оказание финансовой помощи и предоставление широкого круга льгот лицам, осуществляющим уход за малолетними детьми.
В стране существует и система детских пособий. Они предназначены, во-первых, для того, чтобы уменьшить бремя, лежащее на родителях, и переложить часть расходов по уходу за ребенком на общество, а во-вторых, для обеспечения прочных основ нормального роста и развития молодых поколений в условиях постарения японского общества.
Пособия выплачиваются ежемесячно всем лицам, воспитывающим детей в возрасте до трех лет, если общий доход семьи ниже установленного уровня. Размер пособия зависит от количества детей. Финансирование пособий осуществляется за счет предпринимателей, правительства, префектур и муниципалитетов, которые вносят в фонд финансирования определенные доли в зависимости от того, является ли получатель пособий лицом, работающим по найму, или самостоятельным хозяином. Доли взносов предпринимателей, правительства, префектур и муниципалитетов для первой из указанных категорий лиц соответственно составляют 7/10, 2/10, 0,5/10 и 0,5/10. Для второй категории лиц правительство вносит 4/6, префектура — 1/6 и муниципалитет — 1/6 средств, необходимых для выплаты пособий17.
Говоря об общественной помощи лицам, уровень жизни которых ниже периодически определяемого министерством здравоохранения, необходимо прежде всего подчеркнуть, что Япония никогда не шла в этой области по пути западных стран, где такая помощь оказывается всем, в том числе и трудоспособным беднякам. Напротив, в стране постоянно отвергалась идея оказания такой помощи нищим с нормальным здоровьем и делался упор на привлечение их к различным формам общественного труда.
Этот курс осуществляется на основе упоминавшегося выше Национального закона о вспомоществовании. Согласно закону, общественная помощь может быть оказана лишь тем, кто не в состоянии поддерживать себя самостоятельно. В этом случае им гарантируются необходимые средства существования из общественных фондов до тех пор, пока они не смогут обеспечить себя сами.
Закон предусматривает следующие виды общественной помощи: помощь на питание, одежду и другие предметы первой необходимости; помощь на образование (предоставление учебников, школьных завтраков, школьных пособий и других услуг, связанных с обязательным образованием); помощь, предоставляемая тем, кто не в состоянии уплатить за жилье или осуществить его необходимый ремонт; медицинская помощь (обследования, предоставление лекарств, лечение, включая операции, помещение в больницу или клинику с предоставлением транспорта и услуг медицинской сестры); помощь по материнству, предоставляемая тем, кто не в состоянии оплатить стоимость родов, а также предродового и послеродового ухода; помощь в виде профессиональной информации, наглядных пособий и средств производства, необходимых для профобучения; помощь в связи с похоронами18.
Система общественной помощи финансируется центральным правительством и местными органами власти, которые вносят в фонд этой системы соответственно 75 и 25% необходимых средств19.
Размеры общественной помощи устанавливаются министерством здравоохранения с учетом возраста нуждающихся, состава семьи и других показателей. С середины 80-х годов они ежегодно индексируются20.
Высокая степень социальной защищенности населения Японии не означает, что все проблемы в этой области уже окончательно решены. Об этом красноречиво свидетельствуют итоги специальных обследований. В ходе одного из них (конец 1994 г.) 10 тыс. респондентов в возрасте 20 лет и старше отвечали на следующий вопрос: «Считаете ли Вы, что Япония имеет эффективную систему социального обеспечения?» Утвердительно ответили 37,5% опрошенных (7,0% сочли систему безусловно эффективной, а 30,5% — частично). Почти 60% всех опрошенных ответили отрицательно (18,3% категорически отвергли тезис об эффективности системы, а 41,0% склонялся к такому выводу). Остальные не имели определенного мнения21.
Откликаясь на подобные настроения общественности, ряд государственных и частных учреждений разработали и опубликовали в последние годы предложения, направленные на совершенствование системы социальной защищенности. Многие из таких предложений содержатся, к примеру, в Докладе исследовательского комитета по вопросам жизни нации и экономики верхней палаты японского парламента, опубликованном в июне 1997 г. Авторы доклада рекомендуют внести изменения и дополнения в систему социальной защищенности с тем, чтобы она способствовала решению проблем, связанных с сокращением рождаемости и быстрым постарением общества.
Судя по всему, несмотря на затяжную рецессию, совершенствование системы социальной защищенности в Японии будет продолжаться.
Примечания
1 Social Security in Japan. Tokyo, 1995, p.7.
2 Ibid., p.39.
3 Ibid.
4 Nippon 1997, Business Facts and Figures. Tokyo, 1997, p.115.
5 Appropriate Economic Management to Respond to the Demands of the Economic Society in the 21st Century. Tokyo, June 1997, p.8.
6 What is Needed for Rapidly Aging Society. Tokyo, 1997, p. 33; Кэйдзай ёран 1993 (Обзор экономики 1993 г.). Токио, 1993, с.28.
7 Japan 1998. An International Comparison, Tokyo, 1998, p.13.
8 Appropriate Economic Management, p.8.
9 Ibid., p.9.
10 Japanese Working Life Profile. Tokyo, 1997, p.81-82.
11 Подробней об этих реформах см.: Т.Матрусова. Социальное обеспечение в Японии: достижения и проблемы стареющего общества (Япония: в поисках новых рубежей. М., 1998, с.116-131).
12 Social Security in Japan. Tokyo, 1995, p.46.
13 Outline of Social Insurance in Japan. Tokyo, 1993, p.27-42; Social Security in Japan, p.45-50.
14 Social Security in Japan, p.50.
15 Ibid., p.61-66.
16 Ibid., p.59-62.
17 Ibid., p.43-44.
18 Glimpses of Social Work in Japan. Tokyo, 1968, p.63-64; Social Security in Japan, p. 55-56.
19 Social Security in Japan, p.56-57.
20 Ibid., p.56.
21 Public Opinion Survey on Society and State. Tokyo, April 1995, p.6.