Кудинов в целом все правильно сказал, поэтому лишь дополнения.
>Константин, а не могли бы вы в нескольких словах описать, как это происходит на практике, по этапам? Скажем, набрали урны бюллютеней, дальше их надо везти и считать, пока перевозят, они опечатаны, но как хорошо и кто проверяет по прибытии? Смотрят ли наблюдатели за самим подсчетом?
Смотрят. Поскольку подсчет дело довольно трудоемкое, то иногда им предлагают принять участие в сортировке и подсчете. Это зависит от настроя председателя комиссии. Иногда разрешают пересчитать стопки иногда нет. После составляется протокол, выписку из него дают наблюдателям. Иногда бывают мелкие заминки и нестыковки, крупных несхождений я не видел.
Другая деталь. Пустые бланки, оставшиеся на участке уничтожают до вскрытия урн. Реально это делается параллельно, пока им всем углы отрежешь.
Я не знаю как на Украине, но в Москве внести не те цифры в компьютер довольно сложно.
>Какова численность наблюдателей на каждом участке?
Один наблюдатель и еще может быть один член комиссии с совещательным голосом.
В 96 году на президентских выборах по 2 человека в Москве обеспечивали, тогда смотрели очень жестко, даже считали бросавших по головам. Сошлось до десятков человек (при примерно тысяче голосовавших).
>В качестве элементарной проверки - смотреть, есть ли кореляция между отсутствием наблюдателя на участке и внезапной повышенной любовью к какому либо одному кандидату.
Если наблюдателей нет, то простор для фальсификации есть. Самое простое, после закрытия участка, отметить как проголосовавших непришедших и докидать за них биллютеней. Но это можно выловить по подписям в регистрационных книгах, ведь за биллютени положено расписываться.
В принципе были случаи (в начале 90-х), когда на городских выборах не хватало до 25% избирателей. И предлагали наблюдателям докидать всем кандидатам поровну. Что бы выборы состоялись.
Другая возможность фальсификации более сложная - иметь мертвые души в списках, а за них проголосовать присланным людям. Но тогда нужно создавать фальшивые списки избирателей, тоже не очень просто.