|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
18.09.2002 10:54:38
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
С. Г. Кара-Мурза. Белая книга. Экономические реформы в России. 1991-2001.
Белая книга. Экономические реформы в России. 1991-2001. - М.: Алгоритм,
2002. - 432 с.
Автор-составитель С. Г. Кара-Мурза.
Сбор и компьютерная обработка материала: А. А. Тугаринов (опечатка, следует
"И. А."! - Г.), И. П. Лобурец, Л. В. Белоусова, С. Г, Кара-Мурза.
Научное руководство: С. Ю. Глазьев, С. А. Батчиков.
-----------------------------------------------------
Прежде чем продолжить, хочу высказать важное замечание (и С. Г. о том же
просит).
Книга эта в ее теперешнем виде - не БЕЛАЯ, как декларируется в заглавии.
Никак нельзя сказать, что здесь даны "не мнения и оценки, а факты". И
мнений, и оценок - достаточно. Не хочу сказать, что это плохо само по себе -
нам ни в коем случае нельзя скрывать своей заинтересованности,
тенденциозности и субъективности, как не скрывают этого и наши противники, -
но такое противоречие даёт повод лишний раз попинать составителя и других
авторов и обвинить их в манипуляции и т. п.
(Заодно скажу - пора выкладывать на situation-rus.narod.ru ранее изданные
книги С. Г. )
-----------------------------------------------------
ВВЕДЕНИЕ
Эта книга - изложение фактов, говорящих о социально-экономическом состоянии
России, в которое она приведена за десятилетие радикальных экономических
реформ с 1991 по 2001 годы.
Составители не дают толкования этих фактов, каких-либо политических оценок
или выводов. Мы даём беспристрастную объективную картину итогов
реформирования российской экономики, а выводы пусть делает сам читатель
(вот этого говорить не следовало! То же относится и к некоторым другим
заявлениям ниже. - Г.). Наш материал - официальные статистические данные
(ссылки есть. - Г.) о динамике показателей состояния хозяйства страны и
отдельных его отраслей, благосостояния и качества жизни населения.
Мы приводим почти исключительно количественные, однозначно измеримые
показатели, объективно характеризующие реальные результаты экономической
деятельности и уровень жизни. Это - производство и потребление важнейших
товаров и услуг в физическом выражении, показатели состояния здоровья и
воспроизводства населения, обладания конкретными материальными благами, а
также показатели ресурсовооруженности хозяйственной деятельности, отражающие
способность экономики к развитию.
На наш взгляд, фактические данные об уровне производства, темпах обновления
основных фондов, о благосостоянии населения свидетельствуют о том, что за
период реформ Россию постигла катастрофа. Мы позволяем себе сделать такой
вывод только во введении, написанном от имени коллектива, работавшего над
материалом. Было бы глупо и нечестно скрывать свою позицию. С этим выводом
можно не соглашаться, но полезно иметь в виду, что такая точка зрения
существует. Она выведена нами не из какой-то доктрины или неприятия
каких-то лозунгов реформы, она сложилась за то время, когда нам пришлось
изучить всю социально-экономическую статистику РСФСР и РФ за 30 лет.
Факт, что за годы реформы страна по уровню социально-экономического развития
оказалась отброшенной на десятилетия назад, а по некоторым показателям - в
дореволюционный период. Никогда за обозримый период, даже после разрушений
от гитлеровского нашествия, не наблюдалось столь продолжительного и
глубокого снижения уровня производства почти во всех отраслях отечественной
экономики.
Не анализируя в этой книге конкретных экономических причин столь масштабных
разрушений, мы, тем не менее, можем с уверенностью констатировать, что они
обусловлены потрясшими общество преобразованиями. В отличие от реформ,
которые проводятся ради улучшения социально-экономического устройства страны
в целях повышения благосостояния граждан, цель преобразований 90-х годов
была заявлена как слом старой и построение новой системы
социально-экономических отношений. Очевидно, цель это политическая.
Обоснование пути преобразований было крайне идеологизированным. В ход был
пущен противоречащий науке и здравому смыслу миф о том, что любая
приватизация, вне зависимости от способа ее проведения, ведет в повышению
эффективности производства по простой причине преимущества частной
собственности на государственной.
Приведённые в настоящей книге данные, к сожалению, говорят о том, что
надежды на быстрое восстановление уровня социально-экономического развития
страны в рамках политики, рассчитанной на автоматизм рыночной
самоорганизации, несостоятельны. Несостоятельны потому, что Россия
столкнулась не с кризисом, а с катастрофой, требующей других средств ее
преодоления, нежели обычный кризис.
В отличие от кризиса катастрофа разрушает ранее действовавшие механизмы
социально-экономического развития. И если выход из кризиса достигается при
помощи модернизации уже сложившейся системы экономических отношений, то
после катастрофы ее необходимо формировать заново (написанное выше в данном
абзаце - палка о двух концах. - Г.). Поэтому возможности восстановления и
развития хозяйства в решающей степени зависят от проводимой политики.
Россия обладает замечательной способностью возрождаться из пепла,
восстанавливаться в кратчайшие сроки после социальных катастроф и
экономических разрушений. Но каждый раз для этого нужна была концентрация
политической воли, мобилизация всех имеющихся ресурсов, единение народа
вокруг понятных каждому целей, научно обоснованная программа возрождения
страны.
Пока что таких условий у нас не сложилось. Программа экономического роста,
разработанная учеными Российской Академии наук в интересах отечественных
товаропроизводителей, предполагающая вывод экономики на траекторию быстрого
и устойчивого роста на основе структурной перестройки хозяйства, пока что
встречает сильное противодействие влиятельных сил, заинтересованных в
сохранении нынешнего порядка распределения собственности и национального
богатства, сложившихся в результате реформы.
При этом сохраняются и сопутствующие этому порядку негативные явления:
массовый вывоз капитала, хронический недостаток инвестиций даже для простого
воспроизводства основных фондов., крайне низкая оплата труда, недостаточный
для устойчивого экономического роста конечный спрос, свертывание системы
социальных гарантий, разрушение научно-производственного и интеллектуального
потенциала на фоне обогащения тонкой привилегированной прослойки.
Все это означает закрепление российской экономики на периферии мирового
рынка в качестве его "сырьевого придатка" без шансов на быстрое и устойчивое
развитие. Для подавляющей части населения это будет означать сохранение
крайне низкого уровня жизни, который еще долгое время будет ниже
дореформенного.
Правда заключается в том, что эффективность любой социально-экономической
модели определяется сложной системой факторов, несводимых к отношениям
собственности. Примером служит Китай, который, сохраняя социалистическую
идеологию, за исторически короткий срок прошел путь от тоталитаризма
культурной революции до современных рыночных институтов. Начав переход к
рыночной экономике почти одновременно с нами, Китай за два с половиной
десятилетия сумел в 20 раз (!) увеличить объем производства и уровень
благосостояния населения.
Эффективность любой национальной модели развития определяет совместимостью
институтов экономики с реальными природными и культурными условиями страны.
Попытки механического копирования форм, развившихся в совершенно иной
культурной среде, никогда не смогут дать хорошего результата.
Слепо копируя чужой опыт и следуя чужим рецептам, мы в итоге оказались
далеки от современной модели высокоразвитой социально ориентированной
рыночной экономики. В России сформировалась хорошо известная в экономической
литературе и широко распространённая в слаборазвитых странах Африки и Азии
модель, для которой характерно резкое социальное неравенство, концентрация
богатства в немногих руках и нищета большинства населения.
Эта модель характеризуется монополизацией контроля за производством и
распределением базовых для национальной экономики продуктов, она лишена
конкуренции и, следовательно, стимулов к развитию.
Подобные модели социально экономического ("развития", "устройства"?
Пропущено. - Г.) характерны для стран, составляющих периферию формирующейся
сегодня мировой экономической системы. Они вполне удовлетворяют интересам
транснациональных корпораций и крупного международного капитала, обеспечивая
им полную свободу действий по освоению природных и человеческих ресурсов
периферии. Разумеется, освоение это носит неэквивалентный характер - в
оплату процентов за привлекаемый иностранный капитал, оборудование и
технологии периферийные страны вынуждены поставлять на экспорт свои
невоспроизводимые природные ресурсы и трудоемкие товары, фактически
обменивая свою природную ренту и дешевый труд на интеллектуальную и
монопольную ренту, содержащуюся в импортируемых товарах и услугах,
финансируя таким образом экономический рост за рубежом.
Именно такая лишенная национально-культурной специфики модель рыночной
экономики была навязана России. В течение первого десятилетия своего
функционирования она дала мировой экономике более 200 млрд. долл.
вывезенного
из России капитала и более миллиона первоклассных умов, переехавших для
постоянной работы в страны ядра глобальной экономической системы.
Результатом становится закрепление России в качестве лишенного национального
суверенитета объекта эксплуатации природных богатств и человеческих
ресурсов. Возможности экономического роста в рамках этой модели не превышают
2-3% в год при благоприятной конъюнктуре на мировых сырьевых рынках. Для
подавляющей части населения в рамках такой политики нет перспективы заметно
улучшить уровень жизни - нынешнее поколение до конца своих дней будет жить
хуже, чем до реформ. С окончательным разрушением большей части отраслей
машиностроения и обрабатывающей промышленности в стране установится высокий
уровень хронической безработицы квалифицированных кадров и углубится
деградация человеческих ресурсов. Следующие поколения будут существенно
меньшими по численности, а по среднедушевому уровню доходов окажутся где-то
в середине "третьего мира".
Россия обладает большими ресурсами и конкурентными преимуществами,
позволяющими нам прервать тенденции деградации и выйти на траекторию
быстрого и устойчивого развития. Для этого должна проводиться
государственная политика, отвечающая национальным интересам. Вокруг такого
проекта вновь сможет консолидироваться российское общество, все населяющие
нашу страну народы и национальности.
Специфика текущего момента заключается в его переломном характере. Выбор
стратегии сегодня предопределит будущее развитие страны на многие
десятилетия. Это связано с особенностями нынешнего состояния
научно-экономического потенциала. Если сейчас он позволяет при
соответствующей экономической политике выйти на высокие темпы роста
промышленного производства (до 10% в год) за счет загрузки и модернизации
простаивающих производственных мощностей, то через несколько лет
лавинообразное выбытие устаревшего оборудования "посадит" экономику в
объективно жёсткие ресурсные ограничения.
Поэтому продолжение деградации научно-промышленного потенциала неизбежно
повлечет за собой утрату основных источников современного экономического
роста и, соответственно, внутренних возможностей самостоятельного развития
российской экономики, закрепляя тем самым ее долговую зависимость и сырьевую
специализацию с характерным для них неэквивалентным внешнеэкономическим
обменом. Через несколько лет продолжения этого курса выбирать будет не из
чего - развитие российской экономики в решающей степени будет определяться
извне в зависимости от предпочтений иностранных инвесторов.
С. Ю. ГЛАЗЬЕВ, С. А. БАТЧИКОВ
------------------------
Раздел 1. Население России. Воздействие реформы на демографические процессы
и здоровье населения.
Раздел 2. Производство и потребление продуктов питания в РФ.
Раздел 3. Реформа и благосостояние населения.
Раздел 4. Промышленность и строительство.
Раздел 5. Сельское хозяйство России.
Раздел 6. Транспорт.
Приложение: список рисунков.
(Замечания: номера страниц в содержании не совпадают реальными номерами
страниц начала разделов.)